Портрет Льва Толстого Репин

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Игумнова, П. И. История создания такова. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

  1. Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
  2. Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
  3. Лев Толстой на картинах Ильи Репина
  4. Портрет Толстого Льва Николаевича
  5. Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Кроме того – у них 23 внука. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Очень много зарисовок ко всем картинам.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. М. В. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.

  • Лев Николаевич Толстой в живописи
  • Репин, «Портрет Льва Николаевича Толстого», 1887 год
  • Портрет Алексея Константиновича Толстого
  • Илья Репин — Портрет Льва Николаевича Толстого, 1887

И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. О ней много говорили, хвалили и порицали ее. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина.

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.

Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

  1. Сочиненин по картине Репина Портрет Толстого
  2. Описание картины Репина «Портрет Толстого»
  3. Художник: Репин Илья ЕфимовичПортрет Льва Толстого
  4. Лев Толстой – 185 лет со дня рождения
  5. Описание картин Репина Льва Толстого
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  7. О жизни и творчестве выдающихся художников

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Глаза ясные и добрые. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.

Портрет Льва Толстого, 
Репин, 1887

У М. В. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Очень известна работа Н. Н. Однажды моя сестра Татьяна по поводу одного его этюда сказала: Как вы талантливы, Илья Ефимович.

Черткова, Ю. И. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др.

И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу».

Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Отец не был человеком не от мира сего. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.

В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).

Черткова, М. А. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Но вот тут-то для меня и беспокойство: то ли сделано, что мне казалось необходимым и что можно сделать было только Вам. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Репин и Н. Н. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.

Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. кто может, пусть следует благородному Прометею. Америка—Франция—Россия.

Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку.

Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». М. Бунакову. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.

Хочется так же, как молодым. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Работ очень много. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Остен-Сакен, А. А.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Он погружён в работу и ничего не замечает. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин страстно любил свое искусство.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Стаховичей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Цвета полотна очень сдержанны. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. Она ушла из жизни в 1931 году55. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Л. Н. Толстого».

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Он создал такие портреты Толстого, которые не были превзойдены никем, хотя Льва Николаевича рисовали крупнейшие русские художники. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Третьяков»109. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен.

Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Весь день поглощена она этим. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Нет. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними.

Очертание всего рта было классически прекрасно. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне.

По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. –. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.

По ночам же – до 3-х час. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа.

ну и народец же. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Выражение победы духа над страстями». –. Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги.

Толстого. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.

Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Сухотиной-Толстой. Чертков, А. К.

И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Репина, Н. Н. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

«Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Гинцбурга, П. П.

Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Очертание всего рта было классически прекрасно. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой длябогатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он непонравится писателю. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Ге. Толстого, Д. Н.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. – писал Репин Стасову. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Оболенский и др.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Художнику Л. О.

«Не молчать перед правдой царицею». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина.

Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». И. Н.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Пастернака, М. С. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Выдающийся подбородок. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору.

И, действительно, он работал до упаду. В комнате сумрак. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. и С. А. Но мы, старые люди, лучше владеем собой.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Я провел сним несколько дней и, признаюсь, был все время ввозбужденном состоянии даже. Ге, Л. О. Репин именно молодец.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Репин дважды подавал прошения об отставке. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

С И. Е. Нагения смахивает». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Чертовский народ. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

У него самая большая серия портретов писателя. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Картина строга и проста. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Это барельефы и силуэты Ф. П. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва».

Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Башилова, С. Н. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Портрет написан позаказу П. Третьякова.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Ничто земное никогда не было ему чуждо. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Салтанова, И. Я. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Но Крамскому удалось убедить писателя.

«Не молчать перед правдой царицею». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы.

Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.

Подымать.

Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Крамского, И. Е.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича и маслом и акварелью и пером и карандашом. Нет. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Сосредоточенно лицо, полное вдумчивости, проникновенный и пытливый взгляд создают характерный образ писателя. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Все кажется неотразимо, как сама истина. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Леонид Пастернак много рисовал писателя. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник приехал в ноябре в Париж и написал И. Н. Крамскому: «я, преодолев трусость, остался в Париже на целый год, взял мастерскую на Rue Vron (фр. ), 13 — квартира, а 31 — мастерская»57.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Выдающийся подбородок. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Первый портрет ему самому не понравился.

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Бирюков, Н. Л. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.

Выражение победы духа над страстями». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. «Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.