Портрет Рембрандта
В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (это были трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.
Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Автопортреты, относящиеся к этому времени изображают внешность Рембрандта соответственно его положению имеющего успех прославленного художника. В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей.
По силе выражения «Портрет старушки»пера гениального Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина представляется одним из самых законченных в этой серии. Два последних десятилетия стали для Рембрандта вершиной его таланта и мастерства в качестве портретиста. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.
На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии7.
картины Рембрандта (на фото: Автопортрет)
Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
Лондон. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год.
Здесь большую роль играет пейзаж. В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину «Ночной Дозор», которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества. Государственный музей Амстердама. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год.
Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. На каждую картину отводилось по 5 секунд. Еще до создания своих известных картин на исторические и религиозные темы, Рембрандт написал ряд так называемых «tronies».
Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты
Амстердам. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. В 1642 Саския умирает.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Они темные. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции.
Групповой портрет в творчестве Рембрандта
Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. По сути картина является пасторалью. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. 1669 год.
Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Картинная галерея). 1643, Кассель, Картинная галерея). Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров).
Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Часто овального формата бывают его произведения. Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла.
Ночной Дозор — это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Санкт-Петербург. Многие имеют овальную форму. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Это ступени одного и того же скорбного пути.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Дела шли все хуже. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Лондон. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Зато все требования заказчиков были выполнены. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу.
В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Характеристика некоторых портретов 1630 годов
Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Париж.
Остальной частью зрительного поля мы видим мир довольно расплывчато, но этого не замечаем. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Два брата Саскии являлись юристами. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
Особенности портретовв творчестве Рембрандта
Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Участок с максимальной остротой зрения в человеческом глазу – так называемое желтое пятно. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
- Рембрандт ван РейнКартины и биография
- Биография и картины с названиями Рембрандт Харменс ван Рейн
- Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике
- Картины — Рембрандт, Харменс ван Рейн
- Персоны и личности (интересное о известных)
Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Это период его восхождения. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников.
Она датируется 1668-69 годами. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)
- Рембрандт Харменс ван Рейн – биография и картины
- 15 картин Рембрандта с названиями
- Рембрандт Харменс ван Рейн ( )
- Неизвестный Рембрандт: 5 самых больших загадок великого мастера
- Рембрандт: биография, творчество, факты и видео
- Сообщество «Сообщество любителей литературы»
А теперь просто посмотрите на эти глаза. «Переход от резких к расплывчатым контурам известный в живописи как прием «потерянных и найденных контуров» шаг за шагом, словно повествование, ведет глаз зрителя по портрету. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Стол накрыт. А. С. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Дела отца в этот период шли хорошо и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование. сохранилось мало. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
На протяжении 1640-х гг. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Амстердам. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669)
- Известные картины Рембрандта ван Рейна
- Творчество Рембрандта: основные периоды
- Живопись Рембрандта: 5 комментариев
Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году.
Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Пушкина). Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Почему Даная Рембрандта особенная
- Самое интересное в виде мозаики
- Художественное наследие Рембрандта
- Библейские композиции и мифологические сцены 1630
- Творчество Рембрандта 1640 годов
В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Он изучал мимику лица. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Они вдохновляли художника. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
- 1650 годы в творчестве Рембрандта
- Изображения простых людей и стариков
- Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов
- Смерть Рембрандта, значение его творчества
- История картины«Портрет старушки»
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим.
Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
В 1654 году Хендрикье забеременела. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. «Автопортрет с затененными глазами» таким образом был доработан одним из учеников Рембрандта: у мужчины появились морщины, пышный наряд, меховая шапка и золотая цепь. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. «Автопортрет с затененными глазами» относится к серии «tronies», «экспрессивных голов», когда Рембрандт тренировался в создании психологических портретов.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). «Ян Сикс» (1654 год. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Испытуемые просматривали по 30 изображений и оценивали «художественную ценность» картины по первому впечатлению. Возможно это граничит с тем, что популярность художника постепенно угасла и большинство учеников покинули его. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Мы не знаем, что выражает его лицо. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. В монументальном величии фигур, выступающих на свет из густой тени, в гармонии пылающих красных и мягко золотистых розовато-охристых тонов возникает осязаемое ощущение покоя, снизошедшего на слившихся в едином порыве прощения и покаяния отца и сына. В центре площади находится памятник Рембрандту. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок.
Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Лондон. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. А. С.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Одежда на них нарядная и экзотичная. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Предавшая его и теперь убегающая Далила сейчас скроется в глубине слева, откуда на главную сценическую площадку льется голубой, лучезарный свет.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Дрезден. Хендрикье тоже полюбила художника. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Но их усилия оказались тщетными. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. На этом автопортрете он изобразил себя молодым человеком в черном берете. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Лион. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
Эдинбург.
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. «Мартен Лоотен» (1632 год.
Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Лос Анджелес.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Его влекло к военному делу. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Санкт-Петербург.
Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Государственный музей Амстердама.
Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Кто они — неизвестно. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. В монументальной композиции под названием Даная в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта.
Рембрандт умирает годом позже. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Государственные музеи, Картинная галерея).
Дрезден. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ».
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Пушкина Принесение во храм, 1628, Гамбург, Кунстхалле) еще выдают влияние Ластмана, от которого Рембрандт воспринял импозантную театральность композиции, несколько нарочитую экспрессивность поз, жестов и мимики персонажей, декоративную яркость цветовой гаммы. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
Исполненные им в технике офорта портреты и пейзажи, бытовые и религиозные сцены отличались новизной художественных приемов, глубоким психологизмом образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом линий. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. ГМИИ им. Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). Родился в Лейдене в семье мельника.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. В портрете «Флора» (1634 год.
Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца.
Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Встал и пошел к отцу своему. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Это все термины самого Леонардо. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Во вторник Страстной недели вечером Иисус Христос указал ученикам на Пасху как на время своей насильственной смерти. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Базель.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год.
Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». То есть это была, можно сказать историческая картина. Вещие слова сказаны. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. почти не сохранилось. Кассель.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. Кассель.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. Они как будто выхвачены из темноты. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности.
А. С. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое.
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Амстердам. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Рембрандт решил эту задачу полностью в духе XVII века и притом середины столетия он представил себе слитную, динамическую сцену, в которой все участники занимают свое место, подчиняясь сложному, но единому ритму.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Эта картина несет в себе символический смысл.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея).
Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Санкт-Петербург. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее.
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы.
Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Москва. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше).
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. В темнице его волосы отросли.
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Краски лежат на холсте густыми мазками. Утрехт. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8. Рембрандт поступил в Латинскую школу.
Эрмитаж). Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Санкт-Петербург. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей.
Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Берлин. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Эта женщина была круглой сиротой. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.
Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. И вот по ряду учеников проходит волна, как бы состоящая из двенадцати фигур, считая то в одну, то в другую сторону от Христа: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах.
Роттердам. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год.
Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. Эти превращения мог отметить только Рембрандт, будущий гениальный мастер психологического раскрытия образа человека. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Лос-Анджелес.
«Жертвоприношение Авраама» (1635 год. После распродажи в 1657-58 гг. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына».
Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами.
Санкт-Петербург. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. – отмечает О. Петрочук. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Нью-Йорк. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Эти гравюры стремительно распродавались. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Он был в моде.
В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
«Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Картины Рембрандта, новаторские для своего времени, продолжают привлекать к себе внимание. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк.
Иногда «tronies» создавались на заказ, как портрет под названием «Девушка в расшитой золотом накидке». «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Художественная галерея). «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Я обвиняю. » (2008)12.
Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
В 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам, где в течение шести месяцев учится у Питера Ластмана, прославившегося историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Композиция картины по-шекспировски динамична. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Принесший славу Рембрандту Урок анатомии был во многом произведением новаторским. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Государственные музеи. Берлин.
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом. Фон черноват паркет – серый. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Еще бы. Дрезден. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. 1630), «Динарий кесаря» (1629). Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом.
Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса. Заказчики отказались принять эту картину.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Лондон. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Эрмитаж). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Композиция была нарушена. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена.
Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Краткая биография Рембрандта и его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Рембрандт самостоятельно печатает свои гравюры и каждый оттиск отличается от предидущего несколькими штрихами или линиями. Они не приняли главную идею художника.
«Похищение Европы» (1632 год. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Базель. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Лондон. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма.
Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Государственный музей Амстердама.
Менее удачными считаются его портреты в полный рост. На картине изображено более двадцати фигур. Париж. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд.
«Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Ниваа.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Заказов становилось все меньше. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Сын повёрнут к нам спиной.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Это своего рода портреты-биографии. Государственный музей Амстердама. Вместе с глазом постоянно перемещается и желтое пятно, область четкого зрения. На рисунке показано движение взгляда при рассматривании автопортрета художника. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Дрезден.
Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
Рейксмюсеум). Фонд Сикса), натягивающий на руку перчатку, выделяется гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Их лица озарены внутренним светом. «Экспрессивные, выразительные головы», портретные этюды, которые в дальнейшем использовались художником в больших произведениях. Государственный музей Амстердама. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Несколько раз написал «Святое семейство».
Через год начал брать уроки живописи. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. В них вы видите печаль.
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Тематика его офортов очень широка.
Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
«Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Это был почетный и выгодный заказ.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Среди тех, что толпятся в глубине, у выхода справа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и плотный человек в рабочей одежде и поварском колпаке, широко и нелепо раскинувший руки с растопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространства офорта. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Но для нас важно другое.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Картинная галерея).
Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Прозвучал боевой сигнал. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама.
Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один.
Рейксмюсеум). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Павлин на столе – символ богатства. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам.