Последний День Помпеи Брюллов Стиль

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Картину привезли в Россию в июле 1834 года и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Завершивший извержение горячий ливень как бы сцементировал все эти вулканические выбросы.

Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Они заглушают его своею красотою»175. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.

На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы)— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего известного естествоиспытателя и собственных злоключениях. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой.

В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Сосуды для вина не менее сомнительной формы или настенные изображения мифологических сцен. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. На картине вам не удастся найти главного героя.

Россия торжествовала. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году.

Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Необходимо было научиться найти идеал абсолютно прекрасного. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики».

Последний день Помпеи 
— Карл Брюллов

Последний день Помпеи — Карл Брюллов

Картина Последний день Помпеи Брюллова производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок.

1827. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Впоследствии она находилась в собрании графа П. К. Ферзена, а в 1905 году была приобретена Советом Третьяковской галереи у петербургского антиквара А. Т. Фельтена174.

Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Анны 3-й степени. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».

В собрании Третьяковской галереи хранится эскиз исполненный маслом и итальянским карандашом на холсте, разграфлённом на квадраты (58 76см, 1827—1828 инв. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Словом, это был провинциальный, ничем особенно не выделявшимся городом. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.

Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Он был небольшим, но процветающим торговым центром.

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. В то же время Брюллов был занят копированием «Афинской школы» Рафаэля и написал множество портретов. Замыкание этого движения крупной и гибкой кистью левой руки подчёркивает его охранительный смысл138. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Женщина с кувшином на голове— единственная из действующих лиц полотна, которая смотрит прямо на зрителя. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.

Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Демидов чуть было не уничтожил условия заключенного между ними договора и только уверения К. Брюллова, что он немедленно примется за работу, поправили все дело. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738.

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.

В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Казалось, что город скрылся с лица земли.

Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. Картина пользовалась успехом и в Петербурге. Критики дружно бранили Брюллова.

Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Автопортрет и портреты подруги. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу при его появлении в театрах все вставали у дверей дома, где он жил или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его. Три года велась работа над огромным полотном. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

К безжизненному телу матери тянется ребенок. Россия торжествовала. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).

Конечно, такая работа требовала много времени. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36.

Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. 3176).

«Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Каждый большой художник нарушает существующие правила. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь.

Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого.

Он (К. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Именно это и есть ключ к картине и к тому успеху, которого удостоилась картина у своих современников. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине.

На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены.

По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Искусствоведы полагают, что именно она дала Брюллову импульс для создания первых эскизов и поиска основных фигур будущего полотна62. Помпеи имели четкую планировку. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий.

Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме. Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Критики дружно бранили Брюллова. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.

Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.

Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. При этом она вовсе не теряет совершенства, она отпечатывается в скульптурах античностью. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника.

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Именно здесь картину ждали с нетерпением. Его там просто нет. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания.

Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом.

Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.

Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. М-7267. Г-176)160. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Только к осени 1833 года работа была завершена75. Противопоставление затенённых и освещённых мест вносило в композицию картины определённую динамику124.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Открытие Помпеи совершилось в 1748 году. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Гоголь увидел в нем «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.

Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.

А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139.

Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Доминирующий цвет на картине – красный. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106.

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Он воскрес и преобразился в живописной форме. Наиболее значительные среди них— «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Вирсавия», «Пляска перед остерей в Риме», «Гуляние в Альбано». За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения.

Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам.

Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы.

Но, увы, поздно – смерть настигла их на самом пути. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату – атрий – с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

К счастью, они спасаются. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Именно романтические пристрастие автора обеспечили такой большой успех картины в Италии. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.

В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Что же изображено на картине Карла Брюлловa. Ведь живопись так и называют в переводе – писать живо.

Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Осуществляется смешение классического канона и нового. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). На эскизе можно заметить и видоизмененные цитаты из ватиканской фрески «Пожар в Борго».

А необузданные кони дальше несут ее супруга — тоже на верную гибель и тщетно старается удержаться он в колеснице. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос.

Не сумев в полной мере отразить эмоции и игру чувств на лицах Плиния и его матери, художник смог передать происходящий между ними драматический диалог с помощью жестов. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. Оплакивающий ее младенец -- это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Н. В. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».

(Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Весть об этом событии быстро распространилась по Италии: чтобы быть свидетелями этого зрелища, многие иностранцы, находившиеся в Риме, поспешили в Неаполь. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины.

Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Помпея (вернее Помпеи) – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Казалось, что город скрылся с лица земли.

Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Стоит напомнить, что Баратынский сочинил ставшие знаменитыми строки «И стал последний день Помпеи».

Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Но кому именно они молятся. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Она накопила за долгое время свои средства, чтобы оживить и вернуть дыхание такой красоте. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Брюллов впервые изобразил в исторической картине не «героев», не исключительные личности, а народ, его трагическую судьбу.

1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает».

Описание картины Последний день Помпеи

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Они просят о пощаде у верховного жреца.

Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Стержень этот.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Хотя большинству жителей города удалось спастись, многие все же погибли. Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Почему. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Он посещает раскопки. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Последний день Помпеи убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123.

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
  3. Научно-исследовательская и производственная фирма
  4. технологии, способы и устройства
  5. На стыке классицизма иромантизма
  6. Брюллов-театральный постановщик
  7. Самое интересное в виде мозаики
  8. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ

Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. В Италии Брюллов создал множество произведений.

Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Две тысячи жителей погибли на улицах города во время панического бегства.

  • ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
  • Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
  • Центральная и левая часть холста
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • по безопасности производства и охране труда
  • Словари и энциклопедии на Академике

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Христианский священник— одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию127. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Кстати, в середине марта 1828 года, когда художник находился в Риме, Везувий вдруг задымился сильнее обычного, пять дней спустя он выбросил высокий столб пепла и дыма, темно-красные потоки лавы, выплеснувшись из кратера, потекли вниз по склонам, послышался грозный гул, в домах Неаполя задрожали оконные стекла.

В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. После этого художник начал изучать исторические документы. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Неизвестно, когда и каким будет следующее.

Местонахождение Помпеи было обнаружено только в XVII в. при постройке водопровода, но целенаправленные раскопки здесь начали лишь в XVIII в., а на более научной основе продолжили в XIX и XX вв. А где, как ни в Италии этим заниматься. Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои. Хотя систематические раскопки Помпей начались в 1748 году, они продолжались и в начале XIX века27.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Вспышки молний освещают лишь передний план.

Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Выйдя за город, мы останавливаемся. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Находившееся сначала в Академии художеств, а затем, с 1851 года, в Эрмитаже, это полотно было доступно в качестве образца новому поколению художников19. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи.

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Неподалёку от них стоит христианский священник. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.

И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Оплакивающий ее младенец – это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). произошло несколько извержений), словесные описания и зарисовки его изменчивых красот, восхождения к кратеру – таковы были развлечения неаполитанской элиты и приезжих. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Им некому помочь. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.

Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.

Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. В словах обоих мастеров финальный сюжет и название картины обыгрывают в одном ключе. Здесь же можно заметить группы лиц, которые поднимают руки к небу.

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Отзывы критиков ошеломляли. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая – триклиний – с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Зрителю необходимо было проникнуться ощущением, что все происходит на прямую. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Это послужит значительным шагом вперед в сравнении с картиной Брюллова.

Именно с тех пор месяц за месяцем непрерывно ведущиеся раскопки открывали город. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Идеал совершенства, который был показан зрителю, потерпел метаморфозы. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Самое выдающееся произведение Брюллова в итальянский период— картина «Последний день Помпеи». Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125.

Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.

Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677.

В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Владелец картины, А. Н. Красное небо на картине тоже находится в клубах пламени. Это был долг, который искусство живописи должно было возвратить классическому искусству.

Даже в такой страшный час его главной целью является нажива, но его фигура— единственная во всей картине, которая олицетворяет собой низменность побуждений4. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Объединяющим началом этой группы, по мнению Раковой, является широкий и плавный жест матери, охватывающей дочерей своими крепкими руками. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Извержение Везувия. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.

– кладбище с пышными усыпальницами и храмами. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова.

На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. У него совсем не такая толпа, как на улице.

В 1822году Брюллов отправился в Италию для усовершенствования в живописи. Известен такой факт, что в среде учеников Карла Брюллова его полотно «Последний день Помпеи» имело довольно простое название – просто «Картина». Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Вслед за Брюлловым другой русский художник— А. А. Иванов— приступит к картине «Явление Христа народу», где будет изображен угнетенный народ. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

В сердцевине своего замысла и конечного эстетического эффекта «Последний день Помпеи» являет собой не просто очередной опыт в стиле метаморфоз, но и воплощенную идею, замысел. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова».

В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.

Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Да и спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества. Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь – поглядеть на диковинное зрелище. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса.

Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого.

Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Например, разрушения Содома или египетские казни. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника.

Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.

Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».

В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей). «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Весь город стекался дивиться ей»9. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85.

Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути.

Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Этим он открыл новые пути и возможности в изобразительном искусстве. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд.

Драматизма и напряжённости Брюллов достиг при помощи игры светотени и элементов романтизма, которые наблюдаются в позах и поведении людей. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Тема картины взята из древнеримской истории. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

Имелась также баня с холодной и горячей водой. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Гоголю удалось выразить все чувства со всей определенностью: « мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла, наконец, в живопись и сверх того проникнулась какою-то тайной музыкой».

Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.

Девушка рядом несет светильник. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).

Там были лампы с носиками для масла в виде фаллосов. 3175)156. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв.

«Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире -- это человек. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Отсюда следует, что сюжет картины «Последний день Помпеи» интерпретирует не очень трагический случай из жизни, а художественный сюжет.

Все происходящее трагическое и ужасное происходит только для зрителей. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Картина принесла Брюллову мировую известность. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. В скульптуре все каменное просто оживает.

Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Английский писатель В. Скотт называл ее эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла.

Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Трагически мрачен день катастрофы. Но гибель неизбежна. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью.

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Направление движения осуществляется только с направлением движения в глубину. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. Ж-5081)161162.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Благодаря работе археологов, которые расчистили территорию города, восстановили разрушенное и поврежденное, Помпеи превратились в большой археолого-музейный резерват под открытым небом, позволяющий представить себе, каким был италийский город более чем 2000 лет назад.