Последний День Помпеи Брюллова
В настоящее время картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее. Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением в Риме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118. В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов – «Последний день Помпеи».
Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Самой известной картиной на тему извержения Везувия стал «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.
В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях. В грандиозной работе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова любой неравнодушный зритель находит ответы на многие вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.
«последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852).
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Император Николай I благосклонно принял картину Брюллова, подаренную ему Демидовым и распорядился поместить её в Эрмитаже, в бывшей мастерской английского художника Джорджа Доу15, где она была установлена в августе17. Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.
В 1995 году проводилась масштабная реставрация полотна, во время которой было осуществлено дублирование с рабочего подрамника на новый холст, проведены укрепление красочного слоя, регенерация старого лака и тонирование утрат, а также удалены загрязнения, кромки и пластыри с тыльной стороны картины. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Сыновья, которые уносят своего отца. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81.
Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. После этого Вальтер Скотт подошёл к художнику, пожал обе его руки и сказал, что он ожидал увидеть исторический роман, но увидел гораздо больше— целую эпопею73. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.
В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».
Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. В Италии Брюллов создал множество произведений. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.
Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.
Описание картины «Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97.
Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150.
Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.
Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Наиболее значительные среди них— «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Вирсавия», «Пляска перед остерей в Риме», «Гуляние в Альбано». Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
К счастью, они спасаются. Полотно, которое писатель увидел на выставке в Милане, стало одним из источников его творческого импульса, а христианские мотивы в романе, возможно, были связаны с образом священника изображённого Брюлловым98.
И лишь немногим удалось спастись. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.
История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91.
В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Искусствовед Алла Верещагина писала, что малыш с золотыми кудрями занимает композиционный центр полотна, а его мать— в ярко-жёлтом одеянии с синим шарфом— представляет собой колористический центр картины.
В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. На полотне разворачивается грандиозное стихийное бедствие. Им некому помочь. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
Они былибы нестерпимы, еслибы явились ухудожника градусом ниже Брюллова, ноунего они облечены втугармонию идышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы». Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Россия торжествовала. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Его там просто нет.
Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. И картины и мастера.
Место действия – улица Гробниц. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121.
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.
Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой. Критики дружно бранили Брюллова. Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31.
Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. У него совсем не такая толпа, как на улице. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.
Последний день Помпеи Карла Брюллова
Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Объединяющим началом этой группы, по мнению Раковой, является широкий и плавный жест матери, охватывающей дочерей своими крепкими руками. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими.
Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Анны 3-й степени.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Самое выдающееся произведение Брюллова в итальянский период— картина «Последний день Помпеи». Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии.
Неизвестно, когда и каким будет следующее. Но гибель неизбежна. Искусствовед Ольга Лясковская высказывала предположение, что моделью для девушки с кувшином могла послужить известная натурщица Виттория Кальдони, впоследствии ставшая женой художника Григория Лапченко134.
Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.
На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Критики дружно бранили Брюллова. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала.
Последний день Помпеи: хроника событий
За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72.
К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.
«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города
3175)156. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.
Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. 1827. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. Рядом с лошадью расположилась толпа.
Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Владелец картины, А. Н. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.
Описание картины последний день помпеи
Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Эта часть Помпей была в 1820-е гг.
Он (К. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.
24 августа 79 года н. э. люди услышали оглушительный грохот и увидели, как из недр Везувия начали вырываться столпы огня, пепла и камней. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Брюллов тщательно собирал материал. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125.
Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью.
История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». К безжизненному телу матери тянется ребенок. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.
Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Картина принесла Брюллову мировую известность.
Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. После этого художник начал изучать исторические документы.
Тем не менее, по мнению искусствоведа Магдалины Раковой, на полотне эта группа выглядит застывшей и неподвижной136. Они заглушают его своею красотою»175. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. В 1822году Брюллов отправился в Италию для усовершенствования в живописи.
Где находится «Последний день Помпеи»
Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Но кому именно они молятся. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Россия торжествовала.
При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Только к осени 1833 года работа была завершена75.
Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. Выйдя за город, мы останавливаемся. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Он посещает раскопки. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.
По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».
Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Откликнулся на нее поэтическими строками и А. С. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.
Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Что же изображено на картине Карла Брюлловa. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176.
Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46.
Описание картины Последний день Помпеи
В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Поэт Е. А. Баратынский выразил всеобщее восхищение словами «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем».
Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Неподалёку от них стоит христианский священник. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника.
Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Оплакивающий ее младенец – это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180.
В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Это послужит значительным шагом вперед в сравнении с картиной Брюллова. В письме матери Брюллов писал: «Живу меж развалин Помпеи Все заставляет меня переноситься воображением в первый век».
Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Извержение Везувия.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан.
25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.
После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других.
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»
Несмотря на критические высказывания в прессе, произведение Брюллова получило высокую оценку жюри Салона, которое присудило художнику большую золотую медаль. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. 3176).
Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты».
Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.
Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061.
«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Второй рисунок из собрания ГТГ описан как эскиз-вариант (бумага, тушь, кисть, перо, 17, 5 24, 4см инв. Конечно, такая работа требовала много времени. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».
18 милейших детенышей животных, которые зарядят вас позитивом на целый день
Многие действующие лица являются олицетворением великодушия121: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Брюллов впервые изобразил в исторической картине не «героев», не исключительные личности, а народ, его трагическую судьбу. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Последний день Помпеи убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек.
Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
- 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
- Самое интересное в виде мозаики
- Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
- Центральная и левая часть холста
С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими». Отзывы критиков ошеломляли. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю.
Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины.
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- Коллекция Государственного Русского музея
- ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
- 10 самых богатых женщин российского шоу-бизнеса
Пушкин. Плиний изображенный на переднем плане, пытается уговорить свою упавшую мать встать и бежать подальше от надвигающейся опасности.
Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»128131132. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Языческий жрец, который убегает и пытается спастись, забыв о том, что должен молить богов о милости.
Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.
- 14 сельских стиляг, которые заставят вас зажмуриться от стыда и ужаса
- Отличница Кейт против хулиганки Меган: Стиль какой из беременных герцогинь лучше
- 6 наших звезд, которые в очередной раз опозорились из-за неумелого фотошопа
- Этот необычный тест поможет раскрыть тайные стороны твоего характера
В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Доминирующий цвет на картине – красный. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.
Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. В успех перспективного и талантливого художника, западные коллеги по ремеслу верили с трудом. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя.
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Весь город стекался дивиться ей»9. Холст, масло. Впоследствии она находилась в собрании графа П. К. Ферзена, а в 1905 году была приобретена Советом Третьяковской галереи у петербургского антиквара А. Т. Фельтена174. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Работа над картиной длилась с 1827 по 1833 год.
Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Вокруг рушатся здания. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435.
- Известные женщины, которых променяли на молодых
- Парень из Аргентины потратил 30 тыс долларов на операции и теперь выглядит как копия Майкла Джексона
- Топ-7 фактов о «Макдональдс», которые нас сильно удивили
- Большая разница: Звезды в купальниках на обложках журналов и в реальной жизни
Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. 1817 г. Итак, картина напоминает заключительную сцену монументального оперного спектакля: для финала припасены самые выразительные декорации, все сюжетные линии соединяются, а музыкальные темы сплетаются в сложное полифоническое целое. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117.
Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
- Из-за этих недостатков самых знаменитых моделей не хотели брать на работу
- 6 веских причин, почему не стоит сажать девушку на свою шею
- Завораживающий процесс: Как делают мороженное, пончики, кетчуп и другие продукты
- Женщина из Челябинска сбросила 50 кг, так как ее сына травили из-за «жирной мамы»
- Безудержное веселье: реакция малышки на появление младшего брата
- 20 африканок, которые могут разбить вам сердцем одним только взглядом
С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.
В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви.
- Анекдот о дне, который наступит в жизни каждого женатого мужчины
- Знаменитые женщины отечественного шоу-бизнеса, которые родили от женатых мужчин
По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Этим он открыл новые пути и возможности в изобразительном искусстве. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца.
Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Закончив Академию художеств с золотой медалью, он вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.
Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству.
По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.
в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».
Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок.
В Петербурге произведение «Великого Карла» было представлено летом 1834 года. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Например, разрушения Содома или египетские казни. Вслед за Брюлловым другой русский художник— А. А. Иванов— приступит к картине «Явление Христа народу», где будет изображен угнетенный народ. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.
Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». 1833.
15734, также из собрания Остроухова)156157. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Каждый образ на картине уникален. Казалось, что город скрылся с лица земли. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент.
Брюллов написал почти всё не так как полагалось. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).
М-7267. Г-176)160. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Три года велась работа над огромным полотном.
Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов.
Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова.
1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Девушка рядом несет светильник. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46.
Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Поэты посвящали ему стихи. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».
Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.
Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». 2. Восприятие именно Помпеи как порочного, погрязшего в грехах города, а его разрушения как Божественной кары могло основываться на некоторых находках, появившихся в результате раскопок — это эротические фрески в древнеримских домах, равно и аналогичные скульптуры, фаллические амулеты, подвески и так далее. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.
Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться устава.
Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.
Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили.
Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Сквозь черную мглу и кроваво-алые отблески извергаемой лавы сверкают зигзаги молний.
7. Толпа беглецов. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.
Ж-5081)161162. На картине вам не удастся найти главного героя. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.
Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Трагически мрачен день катастрофы. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.
Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Почему. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.
Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. 456, 5 х 651 смСамым знаменитым созданием русской живописи первой половины XIX века стала картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» – романтическое воплощение трагедии. Люди пытаются унести с собой самое дорогое: языческий жрец – треножник, христианин – кадило, художник – кисти. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии.
Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3.
Вспышки молний освещают лишь передний план. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. По некоторым данным, в результате этого извержения в Помпеях погибло около двух тысяч человек29. И был успех. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.
Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.
Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Кроме того, вместе с вельможей А. Н. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Особенно его поразили отпечатки человеческих тел в спрессованных вулканических породах. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма.
Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.
Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Вместе с полотном, прибывшим в российскую столицу в июле, туда же была доставлена и заказанная в Париже золочёная деревянная рама16, причём владельцу картины пришлось ходатайствовать о беспошлинном пропуске холста, подрамника и рамы87. В то же время Брюллов был занят копированием «Афинской школы» Рафаэля и написал множество портретов. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.
Это называется «КЛАССИЦИЗМ». А где, как ни в Италии этим заниматься. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.
Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.
В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.
Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз.