Последний День Помпеи Стиль Картины

Последний день Помпеи — Карл Брюллов

Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Толпа беглецов. Искусствовед Ольга Лясковская высказывала предположение, что моделью для девушки с кувшином могла послужить известная натурщица Виттория Кальдони, впоследствии ставшая женой художника Григория Лапченко134.

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. В тот период проходили многодневные празднования в честь великого императора.

«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Воин в шлеме и мальчик несут больного старика младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей и особа с мужем и детьми. Он был небольшим, но процветающим торговым центром.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». На полотне художник изобразил, как юный Плиний уговаривает свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, а если же суждено умереть, то погибнуть вместе. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.

Его там просто нет. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.

На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить и ожидает смерти как избавления от страданий.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. К счастью, они спасаются. Например, разрушения Содома или египетские казни. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Некоторые пытались спастись на кораблях, но не успевали добежать до пристани. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.

Отзывы критиков ошеломляли. Весь город стекался дивиться ей»9. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.

(Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Сыновья, несущие отца, находятся в быстром движении— об этом свидетельствует то, что ноги одного из них широко расставлены, как при беге. Не сумев в полной мере отразить эмоции и игру чувств на лицах Плиния и его матери, художник смог передать происходящий между ними драматический диалог с помощью жестов.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату – атрий – с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).

Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. Гоголь увидел в нем «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Живописца узнавали на улицах, закидывали цветами и порой чествования заканчивались тем, что поклонники с песнями носили его на руках. Самая левая часть таблички на памятнике была отколота и на ней можно было прочитать только часть имени захороненного— icius Scaurus, а также его должность— дуумвир юстиции. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения.

М-7267. Г-176)160. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Доминирующий цвет на картине – красный.

Они заглушают его своею красотою». После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским».

На картине вам не удастся найти главного героя. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Казалось, что город скрылся с лица земли. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Конечно, такая работа требовала много времени.

Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.

Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. Мать стремится укрыть детей. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.

Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31.

В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Критики дружно бранили Брюллова.

Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Там были лампы с носиками для масла в виде фаллосов. Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился.

Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности.

Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. По странным причинам в тот день ветер оказался северо-западным. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Имелась также баня с холодной и горячей водой. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. В городе отмечали сразу два праздника и людей стеклось сюда огромное количество.

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. Из дверного проёма наполовину высунулась фигура мужчины, который, по-видимому, одним из первых добежал до дверей, а затем в испуге двинулся в обратном направлении. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.

Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Последний день ПомпеиБрюллов 
Карл Павлович

Последний день ПомпеиБрюллов Карл Павлович

И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы для своих натурщиков. ) Уильям Тернер. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. У него совсем не такая толпа, как на улице.

Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения.

Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Жених уносит бесчувственную невесту.

По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Вокруг рушатся здания. Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. У него нет также того высокого преобладания небесно-непостижимых и тонких чувств, которыми весь исполнен Рафаэль. Им некому помочь. Кажется, что кроме гибели они больше ничего уже не ждут, глядя на страшенные небеса.

Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Группа новобрачных, расположенная у правого края полотна, представляет собой одну из наиболее печальных сцен в картине. Если бы это был обычный рабочий день, жертв оказалось бы намного меньше.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи».

Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше.

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. К безжизненному телу матери тянется ребенок.

Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви.

По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе.

В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.

Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Это смеси ядовитых газов, лавовых капель и смеси пепла. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Он (К. Извержение Везувия.

В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Многие люди просто не успевали убежать и задыхались от газа, некоторых накрывали слои пепла. Выйдя за город, мы останавливаемся.

В контракте говорилось, что художник должен был закончить заказ к концу 1830 года. Рядом с лошадью расположилась толпа. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу.

Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи.

По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.

Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики.

Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Хотя большинству жителей города удалось спастись, многие все же погибли. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

Но кому именно они молятся. Конечно, жара и лава сделали бы свое дело, но жертв все равно было бы меньше. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.

Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Н. В. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.

Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Трагически мрачен день катастрофы. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Помпеи имели четкую планировку.

Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Владелец картины, А. Н. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85.

Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова).

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Не только двойной праздник был причиной большого количества жертв, в тот день погода тоже сыграла злую шутку. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился.

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Восприятие извержений Везувия как грандиозных спектаклей, поставленных самой природой, появилось уже в 18-м столетии – создавались даже специальные машины имитирующие извержение. 3176).

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Многие действующие лица являются олицетворением великодушия121: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Этими мыслями он поделился с Демидовым.

К тому же слова итальянского мастера еще больше подстегнули молодого и амбициозного русского гения в стремлении раз и навсегда покорить Европу и в особенности самодовольных итальянцев. Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Завершивший извержение горячий ливень как бы сцементировал все эти вулканические выбросы. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Дети, обнимающие мать, преклонили колени.

Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки.

По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.

Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Он посещает раскопки.

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Он (К.

Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Анны 3-й степени. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.

При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Первым из братьев на раскопках Помпей побывал Александр Брюллов, который, по всей видимости, рассказал Карлу много интересного. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.

Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Все стремились в город, чтобы отдохнуть и развлечься. Ж-5081)161162.

Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Картина принесла Брюллову мировую известность.

Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Что же изображено на картине Карла Брюллов. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. На стыке классицизма иромантизма
  3. Брюллов-театральный постановщик
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Сосуды для вина не менее сомнительной формы или настенные изображения мифологических сцен. Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Три года велась работа над огромным полотном.

Каждый большой художник нарушает существующие правила. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Весь ужас того дня был в том, что в Помпеях собралось очень много людей. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Совсем другие причины смерти были в соседних городах Геркулануме и Оплонтисе.

Вобрав в себя достижения мирового искусства, он выплеснул на полотна откровения, равные им по масштабу. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

  1. Центральная и левая часть холста
  2. В соседних городах люди умирали словно в фильме ужасов
  3. Варварство и мародерство современников

Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Центральная фигура холста— упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Неизвестно, когда и каким будет следующее. Картину привезли в Россию в июле 1834 года и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.

Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Но пока карета преодолевала долгие 240 км из Рима в Неаполь, Везувий перестал куриться и задремал Этот факт очень огорчил художника, ведь он мог стать свидетелемпохожей катастрофы, увидеть ужас и зверство разгневанного Везувиясвоими глазами.

Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3.

Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв.

Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Неподалёку от них стоит христианский священник.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. В книге Помпеи. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Тем самым его фигура потеряла ту главную роль, которую она играла в ранних вариантах композиции127. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи».

Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97.

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая – триклиний – с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.

Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Почему. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Они заглушают его своею красотою»175.

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. 3175)156. Что же изображено на картине Карла Брюлловa.

Обмеры терм были закончены в 1826 году37. 1827. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Только к осени 1833 года работа была завершена75.

Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине.

Испуганные кони сотрясают бразды, вожжи рвутся, ось колесницы надламывается и сидевшая в них женщина повергается наземь и гибнет. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. В Италии в это время года ветер обычно дует юго-западный.

От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах.

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Гоголь восторгается этим произведением.

Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Сыновья, которые уносят своего отца. Во время посещения он сделал необходимые для картины наброски, после чего приступил к написанию полотна.

Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана.

Каждый образ на картине уникален. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент.

Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Вспышки молний освещают лишь передний план. Владелец картины, А. Н. И лишь немногим удалось спастись.

Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Россия торжествовала. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.

Как только Брюллов представил себе раскатистый, душераздирающий удар грома, он живо представил, как все люди замерли. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.

Словом, это был провинциальный, ничем особенно не выделявшимся городом. Восприятие именно Помпеи как порочного, погрязшего в грехах города, а его разрушения как Божественной кары могло основываться на некоторых находках, появившихся в результате раскопок — это эротические фрески в древнеримских домах, равно и аналогичные скульптуры, фаллические амулеты, подвески и так далее. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41.

Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».

В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Закончив Академию художеств с золотой медалью, он вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Девушка рядом несет светильник. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.

В ранних эскизах Брюллов располагал фигуру жреца то на ступенях лестницы слева, то на углу улицы в правой стороне композиции. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.

По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31.

Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Как объект Всемирного наследия археологический резерват город Помпеи более всего интересен тем, что дает возможность познакомиться с типовой планировкой и застройкой римского города. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.

Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.

В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131.

Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85.

От своего брата Александра он уже не раз слышал о Помпее. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики».

Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников).

В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.

Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Если бы так и было в тот день, то облако пепла и газа унесло из города за горы. Да и спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества.

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.

По данным ученых, здесь люди пострадали от пирокластических волн. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции.

Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы.

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. После этого художник начал изучать исторические документы.

В небе сверкают молнии, на город низвергается пепел из кратера проснувшегося вулкана, земля дрожит и колеблется, паника объяла души людей. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Испуганное животное пытается избавиться от мешающего наездника, чтобы умчаться прочь от опасности. В этом Гоголь видел главную идею картины.