Последний День Помпея Картина

Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства. Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» имеющая в своей основе реальные исторические факты. Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти.

Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины.

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Извержение Везувия. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.

Анны 3-й степени. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46.

По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей.

Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

«Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель.

Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.

Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы.

Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Они заглушают его своею красотою»175. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».

Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Три года велась работа над огромным полотном.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. И лишь немногим удалось спастись. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса.

А где, как ни в Италии этим заниматься. Вокруг рушатся здания. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Девушка рядом несет светильник.

По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91.

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа.

Обмеры терм были закончены в 1826 году37. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи.

Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. 1827. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. 15734, также из собрания Остроухова)156157. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова.

Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом.

Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. Это принцип условности, с помощью которого художник показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле.

Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.

Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.

Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.

Толпа беглецов. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

В его облике чувствуются стремительность и инерция движения, которое привело его в гущу событий, происходящих на улице Гробниц. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69.

Каждый образ на картине уникален. «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Сыновья, которые уносят своего отца.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Хотя он так и не увидел сына после долгой разлуки, до него успели дойти слухи об успешной работе Карла над большим полотном. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю.

Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

Его там просто нет. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Закончив Академию художеств с золотой медалью, он вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач».

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Им некому помочь. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи».

Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Россия торжествовала. После этого художник начал изучать исторические документы. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

Он посещает раскопки. Языческий жрец, который убегает и пытается спастись, забыв о том, что должен молить богов о милости. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Трагически мрачен день катастрофы. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину.

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.

Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Стержень этот. Только к осени 1833 года работа была завершена75.

К счастью, они спасаются. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.

А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых.

На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской.

Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.

В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.

картина, Последний 
день Помпеи, Карл 
Брюллов обои (фото,

картина, Последний день Помпеи, Карл Брюллов обои (фото, картинки)

На картине вам не удастся найти главного героя. Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение и вот таким образом отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». 3175)156. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент.

Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Художник Михаил Железнов в своих более поздних воспоминаниях писал, что Карл Брюллов рассказывал ему о том, что в Неаполе он встретился с Анатолием Демидовым, который и повёз его в Помпеи.

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь — поглядеть на диковинное зрелище.

Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.

Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».

Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Но кому именно они молятся. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Например, разрушения Содома или египетские казни. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137.

Последний день Помпеи 
– математика и искусство

Последний день Помпеи – математика и искусство

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов.

Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». Эта часть Помпей была в 1820-е гг. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Получение такого разрешения было непростой задачей и в этом Александру Брюллову помогла находившаяся в то время в Неаполе Елизавета Хитрово, дочь Михаила Кутузова и вдова Николая Хитрово, по рекомендации которой Александр написал портреты членов неаполитанской королевской семьи после этого ему удалось выхлопотать требуемое позволение33. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики».

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.

В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.

Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Пылающий и отдалении Везувий из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.

Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Картина принесла Брюллову мировую известность. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Доминирующий цвет на картине – красный. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Казалось, что город скрылся с лица земли. Ж-5081)161162. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166.

Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Рядом с лошадью расположилась толпа. Вспышки молний освещают лишь передний план. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме.

Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.

Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

М-7267. Г-176)160. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139.

Дети, обнимающие мать, преклонили колени. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция.

По некоторым предположениям именно Александр мог подсказать своему брату сюжет для его будущей картины изображающей гибель Помпей37. С восхищением о картине отзывались Вальтер Скотт, Александр Иванович Тургенев, Александр Сергеевич Пушкин и другие. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.

По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты».

И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов.

Отзывы критиков ошеломляли. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».

Весь город стекался дивиться ей»9. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Конечно, такая работа требовала много времени. Неподалёку от них стоит христианский священник. У него совсем не такая толпа, как на улице. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117.

Описывая эту группу, в письме к своему брату Фёдору художник писал: «я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обременённая летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь её с собой. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Выйдя за город, мы останавливаемся. Примечательно, что само полотно было написано всего за 11 месяцев, все остальное время ушло на подготовительную работу. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше.

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. В ранних версиях художник изображал склонившегося над телом погибшей женщины вора-помпеянца, крадущего её драгоценности127121.

Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое – ящик с красками. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.

Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.

Критики дружно бранили Брюллова. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ.

Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • На стыке классицизма иромантизма
  • Брюллов-театральный постановщик
  • Самое интересное в виде мозаики
  • ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  • Коллекция Государственного Русского музея

В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.

Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Улица Гробниц была открыта археологами относительно недавно, за десять лет до приезда Брюлловых в Италию31. Почему.

  1. Центральная и левая часть холста
  2. Девушка достойно ответила мужчинам, которые посмеялись над ее фигурой
  3. 10: самые смешные приколы лучшегого челленджа этого года
  4. 5 самых некрасивых мужчин-актеров России
  5. 7 любовниц со стереотипной внешностью, к которым ушли от идеальных жен
  6. Девушка поразила сеть, показав, как выглядит ее тело через 2 недели после родов
  7. Дочь Собянина сделала кучу пластических операций и теперь ее не узнать

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Обнадеживающее послание художника читается не на уровне сюжета картины, а на уровне ее пластического решения. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.

Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

  • 7 неочевидных признаков, что отношения не продлятся долго
  • 18 ослепительно красивых и нежных девушек, чья внешность заставляет сердце замереть
  • 14 не голливудских фильмов, которые точно вам понравятся
  • Смелые девушки, которые показали свою проблемную кожу всему миру
  • С помощью опыта было установлено какие девушки нравятся мужчинам
  • Кто из иностранных знаменитостей был в Советском Союзе
  • 10 книг для тех, кто хочет казаться интеллектуалом

Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. 3176). В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Народ, гонимый страхом, / Под каменным дождём, под воспалённым прахом, / Толпами, стар и млад, бежит из града вон»96. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».

  1. Девочка-инвалид из России, которую удочерила семья из Германии, пошла в школу сама
  2. Этот необычный тест поможет раскрыть тайные стороны твоего характера
  3. 10 голливудских красоток, которые внезапно постарели всего за один год

По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Автопортрет и портреты подруги.

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.