Репин И Толстой
Будучи людьми образованными и интеллектуально развитыми, они любили спорить на всевозможные темы, часто выходя из себя, после чего, однако, примирялись и приходили к общему мнению. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
По приглашению Алексея Толстого Илья Репин неоднократно выступал художником в журналах «Современник» и «Россия», а некоторые тексты писателя были использованы как описания к картинам знаменитого художника. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Величие изображённого на портрете человека показано просто, без специальных приёмов изображения или композиции. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н.
- Дружба Репина с писателем Львом Толстым
- Лев Толстой на картинах Ильи Репина
- Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
- Репин, ноги на портретах и Толстой
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. С И. Е.
Толстого, Д. Н. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Своими девятью окнами она выходила на три стороны света, минуя север. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.
- Портрет Толстого Льва Николаевича
- Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу
- Лев Николаевич Толстой в живописи
- Русский музей Дополненная реальность
- Портрет Алексея Толстого: автор, описание
- Репин под влиянием проповеди Толстого
Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно Мягко ей стало. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Это барельефы и силуэты Ф. П. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
- Описание картин Репина Льва Толстого
- Лев Толстой и русское искусство
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Начало литературной деятельности
- Литературная и общественная деятельность
- Первый петербургский период (1863—1871)
- Второй петербургский период (1882—1900)
- Творческий метод и принципы работы
Бруни и Т. А. Нельзя же его надевать со снегом. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
За все время жизни графа различными людьми было создано немало портретов писателя. И глаза его ярко светятся светом этой победы. В санях сидели уже по грудь в снегу. Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Гинцбурга, П. П. Репин страстно любил свое искусство. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
- Внешность, характер, отношение к быту
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
и С. А. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Пастернака, М. С. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Кроме того – у них 23 внука.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Крамского, И. Е. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь.
Выражение победы духа над страстями». Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. «Не молчать перед правдой царицею». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Среди них – выдающиеся работы И. Н. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Стаховичей. Черткова, Ю. И. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Хочется так же, как молодым. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Они были бы полны снегу. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
«Ах, что он сегодня мне говорил. » – кричит Василий Иванович. Он погружён в работу и ничего не замечает. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Л. Н. был в самом счастливом расположении духа, в голосе его слышалась переполненность благости душевной, без всякой сентиментальности.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Отец не был человеком не от мира сего. составляют его желанное общество, только с ними он чувствует свое блаженство. » – вспоминает Репин в «Далеком близком». И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. Ничто земное никогда не было ему чуждо. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Из окна этой комнаты Валентин Серов и сделал свою зарисовку. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Корней Чуковский увидел в этой картине «непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца».
Салтанова, И. Я. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Общение с прежними друзьями было только заочным. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник приехал в ноябре в Париж и написал И. Н. Крамскому: «я, преодолев трусость, остался в Париже на целый год, взял мастерскую на Rue Vron (фр. ), 13 — квартира, а 31 — мастерская»57. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя.
Какое блаженство. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Энергичное лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого — Сергеем, Ильей и Татьяной. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Выдающийся подбородок. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Высокая, стройная, красивая, полная женщина, с черными, энергичными глазами, она вечно в хлопотах, всегда за делом. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин именно молодец. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Не замечая ни улиц, ни усталости, я проходил за ним большие пространства. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Что бы горожанин теперь делал в калошах.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. ».
Я проверяю только контуры и отношения величины фигур тени после, с одной точки, в один момент. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Именно в этом состоит новаторство художника – во внешней простоте изображения гениальной личности. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Цвета полотна очень сдержанны.
Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Крамского, в Академии художеств у П. В. Вот где Илья Ефимович сказал «спасибо» своим валенкам. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.
Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Что бы я теперь делал в калошах. Надо было только выбить овчину тулупа. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. В своей мастерской в Большом Трубном переулке Репин завершил картину «Крестный ход в Курской губернии». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель.
Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали.
На месте трудно удержаться во время тряски. Он (Суриков. – Авт. ) часто захаживал ко мне, то я к нему. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках. Это часто бывает. Вот тяжесть.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. Скоро он был уже близ лошади. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием.
Картина строга и проста. Вечером, часов в 9, вся семья, за исключением малолетних, которые идут спать, — собравшись опять в зале, к вечернему чаю и фруктам — устраивает самые разнообразные развлечения. Знакомство Репина и Толстого переросло в тесную дружбу. О ней много говорили, хвалили и порицали ее. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Америка—Франция—Россия.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Оставил большое эпистолярное наследие. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола. К сожалению из-за господствующей в стране идеологии конституционной монархии поэма не смогла пройти цензуру и была издана лишь спустя 15 лет после смерти писателя, да и то в виде частичных публикаций в журнале «Русская старина». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре.
На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. «Как Вы умеете во всем видеть суть дела.
Оболенский и др. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Только мудрецы всех времен и народов.
Взрослые как будто стыдились. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Мы заезжали в два места. Надо сказать несколько слов и о графине.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Природа богатейшая. Репин дважды подавал прошения об отставке. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». После смерти Льва Николаевича Репин написал его изображение в виде старца не от мира сего, поднявшего очи горе и на фоне розовых цветов. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Художник вспоминал: «В один жаркий августовский день, в самую припеку, после завтрака Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. старшего сына, кончая двухлетним младенцем. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репина, живописные, графические, а также скульптурные. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Толстой несколько раз позировал в саду.
Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Северный ветер поднимал кругом них белое облако снежной пыли. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Они были бы полны снегу. Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Когда через год Толстой поселился в Денежном (ныне Малом Левшинском) переулке в доме 3 (не сохранился), Репин стал неоднократно бывать у него. Первый портрет ему самому не понравился. Интересным опытом переложения реалий российской истории на стихотворную основу стало произведение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», написанное в 1868 году в жанре былинной трагедии и представляющее собой огромную (83 строфы) поэму. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель. Художнику Л. О. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. По ночам же – до 3-х час.
Репина, Н. Н. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Неффа (1864-1871). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Мягко ей стало. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Скоро он был уже близ лошади. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Мы спускались вниз к ручью.
Сухотиной-Толстой. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Какое блаженство. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Ге, Л. О. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Репин и Н. Н. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Художник не раз гостил в его имении Ясная Поляна и много работал с натуры, оставив целую галерею портретов писателя. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Я был так ошеломлен его посещением неожиданным и также неожиданным уходом (хотя он пробыл около двух часов, но мне показалось не более четверти часа), что я в рассеянности забыл даже спросить его, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет. Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
«Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения.
Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. –. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. На всех троих Толстой оказывал колоссальное влияние. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.
В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Бирюков, Н. Л. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Страшно трудно.
Вот я и у лошади. Игумнова, П. И. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Остен-Сакен, А. А. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Они жили в Пенатах в течение двух недель. Л. Н. Толстого». Весь день поглощена она этим. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
И я, еще со Смоленского бульвара, завидев издали фигуру Сурикова идущего навстречу мне, в условленное время – вижу и угадываю: «Он был». Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием.
Главный акцент сделан на лице и руках писателя. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Толстого. Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Ге. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
И здесь больше подростки-дети. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. М. В. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В эту сухую осень золото листвы, с серым серебром мелких ветвей, особенно от осин, блестело кое-где на солнце и создавало чудо. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Третьяков»109. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Лев Николаевич был не против. Она ушла из жизни в 1931 году55. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать.
И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни. Мастерской художника могла быть, скорее всего, небольшая, около двадцати метров, комната, обращенная двумя окнами на запад (в одном из писем Репин упоминал о своей «маленькой мастерской»). Черткова, М. А.
Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». И начинался тут бесконечный обмен всех тех черточек великого творца жизни». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Молились, благодарили и уходили не торопясь.
В 1887 г. летом Репин приезжал в Ясную Поляну для того, чтобы по заказу П. М. Третьякова написать портрет Льва Толстого. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Вот Илья Ефимович и у лошади. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. вится, будет работать и пойдет понемногу. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике. Дошедшая до нищенства семья смирением, трудом и прилежанием снова приходит к благосостоянию. «Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику».
В комнате сумрак. Здесь кормилось много детей. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Словом, ничего не знаю, а между тем мне ужасно хочется повидать его и послушать еще и еще», – таковы были первые впечатления Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) от встречи со Львом Толстым, пришедшим в этот дом вечером 7 октября 1880г. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Мочи не было. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Басина, Ф. А. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. М. Бунакову. Чертков, А. К. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Башилова, С. Н.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. К 6-ти час. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Какой художественный и новый мотив.
У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.