Рокотов Википедия Художник
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
Масон Н. И. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.
В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Ранние работы художника также не сохранились. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Обрезков, который был послом в Османской империи. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник.
К этому времени Екатерина II уже отправила в отставку И. И. Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны, а во главе Академии поставила И. И. Бецкого. Женские портреты, как правило, овальной формы. Ле-Лоррена и гр. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Тому подтверждение – свидетельства современников.
Портреты женщин века художника Рокотова
Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). Также можно познакомиться с видами усадьбы Отрада, где находились портреты Орловых, с пейзажами Москвы, выполненными Франческо Кампорези во второй половине XVIII века, с видами Петербурга на гравюрах середины XVIII века – все это разнообразит экспозицию. Рокотов Федор Степанович (1735. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Так И. И. В 1762г. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной.
Надо отметить и исполнение портрета. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. – Да, проводились, но это было очень давно. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II.
Краткие сведения о жизни художника
Могила его, к сожалению, утеряна. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму.
Это произведение отличается особым живописным своеобразием. ГРМ). Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А.
«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова10. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Орлова, умного изысканного вельможи. Колористическое решение художника безупречно. 6. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»13. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. В последний период художник редко возвышался до восторженно-поэтического живописания своих женских моделей, он ограничивался их обобщенной характеристикой. В 1790-е годы спрос на заказные портреты Рокотова значительно упал.
ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа.
В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Происхождение Рокотова остается дискуссионным и вызывает многие споры среди исследователей. – СПб., 1998. или между 1768 и 1773 гг.
О знаменитости:Русский художник-портретист
Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В. И. Майкова (ок. На губах едва заметная полуулыбка. Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств.
У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи.
- Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
- Федор Рокотов: биография и творчество
- Биографии великих и известных людей
- Краткая биография Федора Рокотова
Портрет императрицы очень декоративен. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. художественный музей Белоруссии). Гос.
Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. ВоронцоваЖизнь Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808 гг. ), самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой.
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- Картины — Рокотов, Федор Степанович
- Преподобный Зосима игумен Соловецкий (1478)
Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг.
Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Орлов похож на переодетого античного бога. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».
Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным).
- Значение РОКОТОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
- Фёдор Степанович Рокотов: биография
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
- Федор Рокотов: биография и картины
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Словари и энциклопедии на Академике
В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым— отныне он работал только для частных клиентов. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты.
В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа.
Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»8. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию.
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Парадные портреты петербургского периода
- Портреты последнего периода жизни
- Федор Степанович Рокотов биография
- Напишите отзыв о статье Рокотов, Фёдор Степанович
В нем художник становится более конкретным. принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III.
Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Демидова, Г. Н. Получив художественное образование под руководством Л. -Ж.
- Отрывок, характеризующий Рокотов, Фёдор Степанович
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткая биографическая энциклопедия
Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»14. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов.
Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними.
С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Майкова (ок. В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить».
Судьба продолжала благоволить к художнику. Репнина. Растрелли.
Художник почти не обращает внимания на детали одежды. При этом художник остается верен натуре. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». А. С-в. Именно Ф. С.
Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. С. 11. ). И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. Желающих заказать портрет много, вот таким образом приходится ждать своей очереди. Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки».
Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. юность проходит быстро.
Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей.
Лишь XX век вернул это имя русскому искусству.
Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он – "из самых похожих". Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).
Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам). Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк» и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
1954. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Вырубова (ГТГ). 1757 на картине Кабинет Шувалова (известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва).
Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Живопись. Она мимолетна. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Он становится адъюнктом, преподавателем.
Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). – СПб., С. 52. ). Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П.
Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Своей семьи у художника не было и самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.
Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Теперь гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски). В картине чувствуется нечто интимное. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне.
Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями.
Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Бибикова, П. Г. В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника. К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х годов все – там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей).
ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. ГРМ). О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет.
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. ГРМ). На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г.
Женские портреты, как правило, овальной формы. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты.
– Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Пожалуй, единственный из русских художников, Ф. Рокотов удостаивался чести, когда императрица сама ему позировала. Его часто приглашали ко двору. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства.
Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище.
Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. ГТГ), урожденной Озеровой. Рокотова от его современников.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ). — 1808), художник, один из лучших русских портретистов века Просвещения. Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Немало сделал для нового открытия этого художника и Сергей Дягилев, устроивший в 1905 году в Таврическом дворце Историко-художественную выставку русских портретов, где было уделено внимание и Рокотову.
исторический музей), одаренного дипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ). Эталонными стали два портрета. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. Рокотова // Искусство.
(Сахарова И. Н. Е. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. В чем причина.
Херасков создает литературный кружок молодежи. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Тютчева (ГТГ), С. В. Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему.
В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Струйский и его связи с Ф. С. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Возможно, у художника слабело зрение. В нем уже чувствуется рука мастера.
В Москве он начал работать как художник. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф. С.
– М., 1959. Рокотов Ф. С. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету).
В 1778 году умирает князь Репнин. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.
Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса.
С него были сделаны две копии. В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Федор Степанович Рокотов. А поэт М. М. С. 10. ).
В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича.
Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. ГТГ). Даже в преклонные годы художник трудится много и вдохновенно. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С.
Нижегородский художественный музей). Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.
Гагарина (ГРМ), П. И. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». Духовный мир ее богат и сложен. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полу плач. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Г. Орлова, А. А. и Б. А.
ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Но были и другие, более значимые связи. ГИМ) и В. И. Майков (1775. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник.
По праву наиболее известны ныне не парадные, а непринужденно-интимные портреты работы Рокотова, которые принято связывать с его московскими годами. Федор Степанович Рокотов. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Признание приходит к художнику на поприще парадных и так называемых полупарадных портретов – репрезентативных и представительных изображений.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. За это творение он был милостиво награжден.
Портреты кисти Рокотова нравились императрице. Куракиных, Л. И. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно.
Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.
Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Но она была человеком своего времени.
В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Его заново открыли мирискусники. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
С. 68 – 71. ). В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике.
Херасков образовал литературный кружок. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. честь изящество, достоинства душевны – выразил Рокотов в мужских портретах представителей дворянской интеллигенции: Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос.
Так в 1761 году он создал одно из прекрасных своих произведений – портрет великого князя Павла Петровича, позволяющего нам увидеть великого князя, семилетнего мальчика во всей его непосредственности. С. 142. ). Г. Орлову и в настоящее время находится в гатчинском дворце. Академия пока еще не открылась. Он был пожалован ей Академии Наук, в которой хранится и поныне. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ).
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). Женские портреты, как правило, овальной формы. Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом.
В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. XVIII век. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Небывалый случай. В этом заключалось большое преимущество его творческих исканий: поиски эстетической связи с живой реальностью уберегли мастера и от театральности барокко и от классицистической выспренности. Портрет И. И.
Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Ему этого и не дали сделать. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики.
Лицо написано чуть ли не осязаемо. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение.
в Павловском дворце-музее). Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775.
Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Орлова (ГРМ). Следующим званием будет академик. Практически нет у него и купеческих портретов. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы7.
Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.
Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». ГТГ). Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.
Портрет производит двойственное впечатление: в нем чувствуется одаренность автора, увлеченного моделью и работой, но видно также и то, что Рокотов не преодолел еще ни напряженности позы, рожденной длительным позированием, ни ряда технических трудностей. Судьба Струйской была не очень удачной.
Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. ГТГ). Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Вот таким образом у Ф. С.
Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х.
С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения.
Сумарокова. Теплова и др. Художника привлекает внутренняя красота человека. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году).
Санти (1785, ГРМ), В. Н. На весь XIX век. Есть и третья версия: Фёдор Рокотов мог быть незаконным ребенком – возможно, сыном князя П. И. Репнина, давшего ему вольную ещё в юные годы. Судьба художника во многом определилась благодаря И. Шувалову. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. Т. 1. – М., 1959.
Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Но в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 г., в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг.
Земная судьба А. П. Среди них можно выделить портрет И. Г. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. В портрете В. И.
Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. При этом известно, что работал он не очень быстро. Шувалова, гр. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.
На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. По его протекции Ф. С.
В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. И. И. К биографии Ф. С. Сумароков известный поэт М. М. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт.
Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Рокотов (Федор Степанович) – один из лучших русских портретистов, родился в тридцатых годах XVIII столетия, умер в 1810 году.
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским».
Каждый из них замечателен по-своему. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. ГТГ). Первое дошедшее до нас произведение, позволяющее угадать своеобразное восприятие Рокотовым человеческой личности, – портрет неизвестного офицера гвардии, законченный 15 марта 1757 года.
С. 94. ). После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Его успехи были замечены.
Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Рокотова было много заказов от знатных особ. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза.
Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Среди его наставников были Ротари и Токе. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову».
В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Струйской (1772, ГТГ), В. Е.
Придворные наперебой заказывали ему портреты. Заказ был весьма ответственный и престижный: братья Орловы – едва ли не главные лица в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину Алексеевну на царский трон. С. 76 – 78. ). Каталог. исторический музей).
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. – М., 1963. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге.
В их числе были А. П. Сумароков (1777. В 1765 Рокотов был удостоен звания академика живописи, однако преподавание в Академии не оставляло возможностей для собственной работы и вот таким образом художник оставил в том же году Петербург ради Москвы, где брал много заказов и открыл частную школу. Шувалов, первый президент русской Академии художеств всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг.
В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.
Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Суровцевой (1780, ГРМ). Его происхождение не совсем выяснено. В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова.
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист.
Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. Её образ – словно воздушный полунамек.
Федор Степанович Рокотов. Портрет Государственного деятеля и писателя И. Л. Портрет очень понравился Екатерине II. – М. : Художник РСФСР, 1962.
1765, Третьяковская галерея) излучающий гордое, мажорное обаяние. Т. 1. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых.
Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей Екатерининской эпохи, в том числе И. И. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели.
Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Однако теперь и эта версия подвергается сомнению: согласно последним исследованиям, дом поначалу был одноэтажным, а второй этаж появился позднее, да и вообще впервые упоминается это здание в 1803 году, когда Рокотов, как известно биографам, жил уже на Воронцовской улице. В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.
Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Около 1767 переехал в Москву, работал по частным заказам, выполняя отдельные работы и по поручению Академии Художеств. В 1765 году удостоен звания академика. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему.
Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин.
Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Особенно выделяется портрет В. И.
Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу. Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.
ГРМ). Особая атмосфера первопрестольной, новые тенденции в духовной жизни страны оказали значительное влияние на развитие живописной манеры Рокотова. Таковы портреты Струйских. – М. : Искусство, 1945.
Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.