Сомов Книжная Графика

Один из шедевров книжной графики художника-"мирискуссника" Константина Андреевича Сомова (1869-1939). Будучи человеком своего времени, тонко улавливающим его веяния, Сомов пришел к пластическому языку модерна от натурных рисунков и зарисовок, найдя наиболее точный эквивалент стиля для отражения своего понимания, в первую очередь, специфики книжной и журнальной графики.

В годы пребывания в Париже, Англии, Германии круг интересов Сомова расширился. Капризных бровей залом. Интерес к этому периоду в истории отечественной культуры определен значимостью и вневременной актуальностью исследования процесса поисков мастерами русского изобразительного искусства стиля, адекватного времени «неслыханных перемен, невиданных мятежей».

Иллюстрации, впрочем, могли существовать и отдельно от книги. Среди несомненных вершин – многие полотна Михаила Врубеля, навеянные готическими и византийскими образами, Борисов-Мусатов пишет «Весеннюю сказку» (1905), чрезвычайно близкую по духу и строю к «Истории Психеи» Мориса Дени. Рисунок был выполнен тушью и акварелью. В России воспитанникам гимназии Мая было тесно.

  1. Художник Сомов Константин Андреевич: биография, творчество
  2. "Мир искусства" и Константин Сомов
  3. «Мне неприятно, но у меня делается эрекция»: Супердорогие пасторали и томные мальчики Константина Сомова
  4. Константин СомовКНИЖНАЯ ГРАФИКА
  5. Картины — Сомов, Константин Андреевич
  6. Сомов Константин Андреевич (1869 – 1939)

Сомовым последнее слово», очевидно, что «усталый путник» выполнил эту миссию, не изменяя при этом ни основным сюжетам и темам, ни художественным способам их отражения, с годами только оттачивая свое мастерство. Звучание «золотого света», вокруг которого строится цветовая палитра многих произведений художника, напоминает о символической трактовке света в работах Г. Климта. Вся проникнутая духом «мелочей прекрасных и воздушных, любви ночей, то нежащих, то душных», она строго выдержана в одном графическом стиле, в единой изобразительной гармонии. Александр Бенуа впоследствии вспоминал о своем увлечении «блюдечной ворожбой» и о посещении спиритических сеансов «в компании с Сашей и Костей Сомовыми». В этой же книге дана вступительная статья С. К. Маковского, где также приводятся ценные наблюдения о графическом искусстве художника.

Работы Сомова иногда можно перепутать с произведениями других мирискусников —образы его персонажей часто вдохновлены «Комедией дель арте» или изображают интимные свидания героев эпохи рококо. Серебряный век, (предугаданный Анной Ахматовой) «и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл» трактуется историками искусства как Возрождение ибо оно осознавалось изнутри культуры и как подъем, бурное развитие и с привычным семантическим аспектом возврата, повторности, восстановления после катастрофы.

  1. Мир искусства и Константин Сомов
  2. ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ: КОНСТАНТИН СОМОВ
  3. Все о расшифровке дневников знаменитого мирискусника Константина Сомова
  4. Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ржевская, Елена Александровна
  5. Заключение диссертации по теме Теория и история искусства, Ржевская, Елена Александровна
  6. Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ржевская, Елена Александровна, 2011 год
  7. Константин Андреевич Сомов Все фотографииКонстантин СомовКНИЖНАЯ ГРАФИКА60

А поскольку иллюстрации Сомова к Гоголю опубликованы не были, а иллюстрации к «Графу Нулину» забылись, то в глазах современников художник нередко представал как орнаменталист и только. – в Академии художеств у В. П. Более углубленное исследование Маковский приводит в книге «Страницы художественной критики» (1906-1913), где есть рассуждения конкретно о графической технике Сомова (5). В годы эмиграции в произведениях Сомова не произошло полного отказа от пластического языка модерна, «как воспоминание» его стилистические особенности проявлялись в работах галантного жанра, но с более насыщенной цветовой гаммой, чем в ранний период.

Французский автор Жан-Поль Мидан «Модерн. В стиле модерн художник также выполнил изящные графические работы для журналов «Художественные сокровища России», «Весы», виньетки для открытых писем издания Общины Красного Креста, афиши и ряд работ графики малых форм. Для критика Стасова Сомов стал типичным образцом декадентства. С юности особое значение Сомов придавал азам мастерства и школе академического рисунка. В книжной графике, которую Сомов выполнил в 30-х годах в эмигрантский период в Париже к романам Лонга «Дафнис и Хлоя», Шадерло де Лакло «Опасные связи» прослеживается отход от модерна и стремление к классической ясности иллюстраций.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Книга Габриеле Фар-Беккер «Искусство модерна» (2000) представляет разнообразные национальные варианты модерна во многих странах. – член Союза русских художников. Именно невсерьез Сомов протащил в русскую графику эротику. При этом создания образа маски Валлотон добивался иными графическими средствами, чем Сомов, в результате чего его «символические физиономии», данные как заставки к тексам условны и едва узнаваемы. Иногда силуэты обрамляют изящные декоративные рамки, для завершенности композиции.

Уходит от Мартыновой, которая сама при этом — воплощенная грусть и горечь (к тому моменту модель — по слухам, влюбленная в Сомова — уже была больна чахоткой). А. Сомов» (1906-1918), образно сравнивая его искусство с «острым запахом осыпающихся роз» (6). В эротических иллюстрациях Сомов проявил художественную воспитанность и деликатность.

В 1903-1910 гг. Сомов» (1980), И. Пружан «Константин Сомов» (1972), А. Гусаровой «Сомов» (1973).

За два дня столько событий, — записал он в дневнике 4 марта 1917 года. Хронологические рамки (1898-1918) обусловлены наивысшей концентрацией проявления идей стиля модерн в графическом искусстве мастера доэмигрантского периода и как некое «воспоминание о модерне» (1918-1939) уже в более поздний период жизни и творчества Константина Сомова. Пройдет всего несколько десятилетий и позиция критиков в отношении творчества «ретроспективного мечтателя» будет меняться.

Но можно угадать и более «тонкие и властительные связи» : почему казалось бы, художнику галантных сцен «радуг и поцелуев», страстно любящий Россию Бальмонт заказал обложку к своему сборнику о былинной Руси. Выдающийся библиофил Эрих Фёдорович Голлербах (1895-1942) писал о ней: «Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью.

Художник Сомов Константин 
Андреевич: биография, 
творчество

Сомов был открытым гомосексуалом в эпоху, когда и камингаут-то еще не придумали. А затем была Академия художеств, проклинаемая и презираемая за «упадочный академизм», но все же сумевшая привить своим школярам блестящую технику и профессионализм. Об искусстве Сомова писал С. Р. Эрнст в первой монографии о художнике «К. Эти мелкие узорчатые «просветы» оживляют глухой силуэт и придают ему легкость и воздушность.

Рисовать Константин начал лет шести от роду. Голлербаха) книга появилась летом — осенью 1918 года в революционном Петрограде, в уже национализированном издательстве, о чём Сомов писал в дневнике: «Голике реквизирован, но «Le Livre» выйдет без задержки».

Настроением печали наполнены многие его картины – от задумчиво-мечтательной «Мартыновой» (1897-1900) до воздушно-бесплотной дамы в «Эхо прошедшего времени» (1903). В семье было трое детей. Издание получилось эклектичным, так как иллюстрации для него собирали с миру по нитке: что-то заказали И. Е. Репину, что-то В. И. Сурикову, что-то И. И. Левитану.

Все выше перечисленные художники своими глубоко индивидуальными романтичными и символичными произведениями пластическим языком модерна сформировали общеевропейское представление о «Русском Ренессансе», где Сомову в этом мире «искусство для искусства» было дано сказать самые интимно-сокровенные слова. В их основу часто ложился изобразительный или растительный орнамент. Период становления модерна (рубеж XIX—XX вв. ) отмечен романтическими увлечениями интересом к средневековому и народному искусству. Модерн в России 1890-1910-х годов – по сути, ярко выраженный «имперский» стиль. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, вот таким образом, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился. Иллюстраторами и оформителями книги были почти все художники объединения «Мир искусства» 151 и Александр Бенуа и Лев Бакст и Мстислав Добужинский и Дмитрий Митрохин.

И очевидно, веяния «мирового зла» проявлялись не только в Германии, где Сомов был весьма популярен и угадывал его по наполненными драматичной символикой произведениям Франца фон Штука (18631928), но и во Франции, где он провел последние годы жизни. Кузмина, 1908 Портрет художника М. В. Его ранние рисунки были выполнены плотно, черным графитом, он пользовался уверенным широким, немного грубоватым штрихом. "Мирискуснические" черты – ретроспективизм и интерес к мистификациям – прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В.

— Николай свержен, у нас будет республика. Художник дольше и основательнее своих товарищей по «Миру искусства» учился в Императорской Академии художеств, продолжив обучение в Париже в мастерской Коларосси. Графика Сомова в первую очередь рассматривается с точки зрения пластического языка модерна, так как Сомов и «мирискусники» были включены в контекст общеевропейского сложения этого стиля. Работа эта, ставшая знаковой в творчестве Сомова, продолжалась и в следующие годы.

Взгляд сквозь призму почти целого столетия меняет восприятие произведений искусства. В целом портреты давались Константину Андреевичу нелегко. Искусством книги здесь и не пахло ибо коллективизм убивает единство стиля. Границы империи были прозрачными — имелись бы средства. Однако впечатляющие успехи Сомова в области иллюстрирования были еще впереди.

Растительный орнамент Сомов часто составлял из цветов и любимыми цветами художника были розы. Мастерство Сомова-рисовальщика ярко проявилось в обложках, виньетках, концовках для журнала «Мир искусства», коих он сделал немало. Линейное начало легло в основу работ многих «мирискусников» : А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинского, Л. Бакста, «позднего» В. Серова. Дмитриевым, О. И. Дымовым, Н. Э. Радловым, поэтом М. А. Кузминым. Впрочем и в те годы художник порой выходил за пределы чистой орнаментики. Историк русской графики А. А.

Несомненное влияние на книжную графику «Мира искусства» оказали английские и немецкие художники: Чарлз Кондер, художники «Симплициссимуса» и «Югенда» Томас Теодор Гейне, Юлиус Диц и другие и в особенности яркий представитель модерна в европейской графике – Бердслей. В России воспитанникам гимназии Мая было тесно. Работа не преследует целью последовательный обзор выдвинутой проблемы. Валентин Серов в стиле модерн создает портрет Иды Рубинштейн (1910) и произведения на античные сюжеты Рерих, Головин, Коровин, Бакст делают свои открытия в этом стиле, в том числе в декорациях к театральным сезонам Дягилева. Штрих и силуэт иногда дополняют друг друга. Пристрастие к графике или «графический образ мышления» проявилось в композициях даже в том, что художник всегда четко прописывает задний план.

Памятуя о словах Достоевского, что «человек есть тайна», постичь графическое искусство Сомова можно попытаться только во временном контексте, а художнику, выросшему в атмосфере теплоты домашнего очага, где все «дышало» мировым искусством, довелось пережить революцию, две мировые войны и застать зарождение фашизма в Европе. Любил затейливый курсив, украшенный завитушками.

Какой же гений налепитНа слово точный ярлык. Его редактором стал Дягилев, который ловко добыл деньги на его издание. »4. Надо сказать, что оплачивали парадные портреты щедро.

Говоря же о книге, они могли бы перефразировать чеховское высказывание таким образом: «В книге все должно быть прекрасно — и шрифт и переплет и орнаментика и иллюстрации. » Константин Сомов исповедовал эту истину на протяжении всей жизни — до последнего вздоха. Однако переговоры с Владимиром Юльевичем Грюнбергом ни к чему не привели и Сомов передал составленную им заново и проиллюстрированную Книгу маркизы в одну из лучших типографий Санкт-Петербурга, принадлежавшую Роману Романовичу Голике и Артуру Ивановичу Вильборгу (ныне эта типография носит имя первопечатника Ивана Федорова). Породив стилистику модерна, «мирискусники» (и не только они) так и не смогли полюбить свое дитя» (2). Голова идет кругом.

Несколько позже возникли «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии «Венские мастерские» (1903) в Австрии. Библиофилы за особыми экземплярами охотились. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Но чуткие к переменам художники и поэты того времени были весьма встревожены: ««Варварство», «торжествующий американизм», «творческий вразброд», – каких только слов не находил А. Н. Бенуа, обрушиваясь «с высот аристократического эстетизма» на безумный, безнравственный модерн, разрушающий красоту прошлого, сентиментальным защитником» которой называли его оппоненты. Наряду с ними он участвовал в художественном оформлении журналов, а также в создании серии открыток издаваемых благотворительной организацией – «Общиной сестер милосердия Красного Креста» (так называемой «Общиной св. Константин Андреевич Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Санкт-Петербурге.

К работе над оформлением журнала «Мир искусства» Константин Сомов приступил, уже отчасти сформировав свое ретроспективное видение. Одним из высших воплощений такого орнамента стала обложка к книги «Das neue Leben von Dante Alichieri» (Данте Алигьери. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И.

Отец, Андрей Иванович, по образованию математик, занимался историей искусства, редактировал «Вестник изящных искусств», собрал неплохую коллекцию рисунков и гравюр. Она абсолютно уникальна, так как воссоздает полную картину эротической литературы Франции XVIII века и не имеет аналогов по своему содержанию. Оформленная Сомовым «Книга маркизы», – пример многогранного графического таланта художника. Впрочем, в первой «книжной» работе художника влияние это еще не чувствуется, а к тому же работа делалась в Париже, хотя и предназначалась для русского издательства. Обычно утверждают, что узкая специализация появилась в ХХ веке, но в области изобразительного искусства художественные и жанровые пристрастия обособились раньше: Иван Константинович Айвазовский (1817—1900) изображал море, то есть был художником-маринистом, Иван Иванович Шишкин (1832—1898) предпочитал пейзажи, преимущественно лесные, а Орест Адамович Кипренский (1782—1836) прежде всего был портретистом.

Художник обыгрывает название сборника 151 «Пылающее сердце», причем сердце на рисунке не красное, а тоже желтое, как и вырывающийся из него столб пламени. В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперёд, никакого искания, но она бесспорно замечательна сама по себе, «как вещь». Монархию Сомов терпеть не мог, большевиков тоже не полюбил и хотя — насколько можно судить — уверенного намерения эмигрировать у него не было, в 1923 году Сомов выезжает в США в качестве уполномоченного «Русской выставки» и в СССР уже не возвращается.

В том же году, что и рисунки к «Графу Нулину», он исполнил поясной портрет великого поэта. Младшая сестра Анна – певица и дизайнер. Ах, верен я, далек чудес послушных, Твоим цветам, веселая земля. Иллюстраторами и оформителями книги были почти все художники объединения «Мир искусства» — и Александр Бенуа и Лев Бакст и Мстислав Добужинский и Дмитрий Митрохин.

Сомов вернулся к своему замыслу через несколько лет. Один из множества парадоксов истории: эта «архибуржуазная» (по определению Э. Ф. Кузмин): «Пьеро и дама» (1910), «Арлекин и дама» (1912), «Итальянская комедия» (1914), «Зима» (1905), «Лето» (1904), «Спящая молодая женщина» (1909), где в основе рисунка лежит, воспринятая от искусства рококо s-образная линия модерна.

В создании образов со столь сложной символистской символикой Сомов был созвучен своему времени. Таким стиль модерн видится современным исследованиям. Соглашаясь с чеховским героем, что «в человеке все должно быть прекрасно», мирискусники полагали, что прекрасными обязаны быть и окружающие человека вещи и интерьеры.

Е. Журавлевой «К. А. У многих членов «Мира искусства» откровенное западничество успешно сочеталось с интересом к русской старине. И единой позиции в оценке такого художника, как Сомов, еще не сформулировано.

В экслибрисе для С. П. Зенгер художник изобразил лежащую на кушетке даму. Период с 1918 по 1939 год в творчестве Сомова введен как «воспоминание» о модерне в книжной и станковой графике художника. Книжная и журнальная графика диктовала применение туши, пера, акварели. Указанный портрет Пушкина Константин Сомов вписал в круг. Константин Андреевич Сомов успешно работал во многих жанрах. Это почти воплощение биографии Сомова: он уходит от женщины (с женщинами у него было несколько экспериментальных связей) в изумительный несуществующий мир легкости и маньеризма, где все — фейерверк.

Дневники. Он не без иронии рассказывал, что «ответы через блюдечко бывали иногда поразительны по остроумию и по глубине, однако и эти умные речи внезапно сменялись дикими шутками, а то и просто ругательствами, причем дух высказывал особую склонность к порнографии». Шрифтовые элементы обложек и титульных листов рисованные. Однако высокая духовность творцов Серебряного века, отраженная Сомовым, ассоциируется не столько с образами маски, сколько по П. Флоренскому, – с одухотворенными ликами творцов Серебряного века.

о, боже мой, Совсем другие стены, Когда я пришел домой. Конечно, нельзя не сказать о его гомоэротических работах. Чистякова, И. Е.

Я так боялся, что останется династия. История «Мира искусства», главного художественного объединения в России эпохи Серебряного века, началась с конца 1880-х, когда кружок любителей искусства, собиравшийся дома у Александра Бенуа, решил издавать собственный художественный журнал. Лирические драмы». Шестеркина (4). У ног ее кукла и другие игрушки.

Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника. А родители Константина Сомова были состоятельными людьми.

Требовательность к себе заставляла художника подолгу трудиться над каждым рисунком, а сомнения в собственных возможностях толкали его на такие шаги, как уничтожение своих работ (порой выбрасывалось до ста-ста пятидесяти вещей разом). » Константин Сомов исповедовал эту истину на протяжении всей жизни 151 до последнего вздоха. Про Анну известно, что она училась живописи дома под присмотром брата Кости.

1, 2, М. Добужинского «Воспоминания» (1987), А. Остроумовой-Лебедевой «Автобиографические записки» т. 1-3 (1951), Е. Лансере «Дневники» (2009). «Большая Маркиза» всегда считалась на книжном рынке редкостью и всегда стоила дорого. Едут авто с красными флагами, в них оборванные люди и наполовину солдаты. Несомненным остается одно – непрекращающийся интерес к творчеству мастеров эпохи модерна.

Be-рещагина, П. П. В частности, графика Сомова не была рассмотрена широко в контексте русского и европейского модерна. В той же школе одновременно с Сомовым учились будущий создатель «Мира искусства» Александр Бенуа, художник Николай Рерих, организатор музыкальных вечеров и администратор «Русских сезонов» Дягилева Вальтер Нувель и литературный критик Дмитрий Философов.

В 1899-м Сомов возвращается в Петербург. Не все принимали творчество Сомова. Франция» (1999) очерчивает маршрут, пройденный лидерами Ар Нуво (модерна) и исследует истоки стиля. В 1892 году к группе присоединился и Сомов.

Новая жизнь). Репина и других, затем в Париже. Однако рисунок Фогелера более насышен орнаментально и не имеет сомовской легкости, тонкости и воздушности линии. Две дамы в черных масках на обложке к «Театру» одеты одна в черное, а другая в красное платье.

Их общий тираж составили тогда 800 экземпляров. (О. Так, 3 сентября 1917 года Сомов писал Евгению Сергеевичу Михайлову, мужу своей сестры Анны: Почти два месяца я красил картинки (мои оттиски к Книге Маркизы) для Брайкевича, который мне сделал этот заказ. Рисовал весь день до 10 часов вечера. Нарисовал их около 60 штук.

Добужинского, 1910, все – в ГТГ). Некоторые оттиски вышли очень удачными. Потом начал другую композицию: Маркизу и Пьеро. В силуэтах «Поцелуй», «Маркиза с розой и обезьянкой», «Амур» Сомов сумел обыграть красоту интерпретируемой формы.

Эту небольшую хрестоматию эротической литературы «галантного века» и составил Франц Блей. На иллюстрациях к пушкинской поэме представлены ее кульминационные моменты: «В спальне Натальи Павловны» и «Отъезд графа Нулина». Юношей неоднократно подолгу жил в Париже.

Старший брат Константина Александр служил в Министерстве финансов. Так, знаменитая «Дама в голубом» из собрания Третьяковской галереи предстает в образе интеллектуалки Серебряного века — на самом деле на картине изображена художница Мартынова. В сентябре 1907 года Блок писал: «Обложка Сомова к драмам восхитительно пестра (красная, желтая, черная)»11. Поэт сидит перед пюпитром и что-то пишет на листе бумаги, но смотрит не на лист, а как бы на зрителя. Быть нелюбимым – вот горчайший рок.

Необычайно емкая психологическая характеристика В. И. Иванова (1906), Е. Е. Лансере (1907), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), М. В. Добужинского (1910), Ф. К. Сологуба (1910), как и предвидел Александр Бенуа, позволяет составить представление о творцах «эпохи Дягилева» «как говорят рисунки Гольбейна о дворе Генриха VIII». В Европе возникали художественно-ремесленные мастерские, предшественниками которых стали мастерские У. Морриса (1861) и «Выставочное общество искусств и ремесел» (1888), в Великобритании. В искусстве Сомова отразились умонастроения Серебряного века, рубежного поколения. В 1900 году в стиле модерн Сомов выполнил обложку к журналу, представляющую также стилизацию орнаментальных мотивов изображенных единой непрерывной «одухотворенной» линией.

Все эти рисунки для «Мира искусства» были стилистически близки к обложкам и орнаментике альманахов пушкинской поры 151 стилизация, несомненно, сознательная. Так именно Сомову в изобразительном искусстве выпало на долю сказать «сокровенное слово» «Русского Ренессанса», как языком классического искусства, так и утонченного модерна и протянуть нить в другое время – следующую стадию развития искусства. Бенуа, А. П. Остроумова, И. Я. В обычной своей жизни художник уплывал в выдуманные миры и тем же занимался в живописи.

Немногим ранее Сомова над созданием графических портретов французских, бельгийских и даже русских писателей работал Феликс Валлотон (1865-1925) для «Книги масок» Реми де Гурмона. Создавал в своих произведениях вымышленный мир прошлого, стилизуя мотивы рококо и итальянской комедии масок (Арлекин и дама, 1912, ГТГ). Слово «космополитизм» в ту пору имело положительное звучание.

Во многих работах художника тонкая лирика и грусть сочетается с иронией, когда «сердце раны лишь обманы» (М. В среде «мирискусников» и близких к ним художников приоритеты были отданы различным национальным школам: русскому XVIII веку (Лансере, Бенуа), рококо (Сомов), галантному жанру французской живописи (Бенуа, Сомов), проторенессансу (Сомов), французскому классицизму XVIII века (Бенуа) иногда готике или Византии (Врубель), греческой архаике (Серов, Бакст, Коненков), русскому ампиру (Сомов, Лансере, Серов), древнерусскому стилю (Рябушкин, Билибин). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

К той тайне, в которой «ты почиещь, Русь» «мирискусники», подобно Одиссею, плыли «через иные берега». Далек закат и в море слышен гулкоПлеск тел, чей жар прохладе влаги рад, Твой нежный взор лукавый и манящий, -Как милый вздор комедии звенящейИль Мариво капризное перо. Твой нос Пьеро и губ разрез пьянящийМне кружит ум, как "Свадьба Фигаро". Дух мелочей, прелестных и воздушных, Любви ночей, то нежащих, то душных, Веселой легкости бездумного житья. Пушкина Граф Нулин, 1899, повести Н. В. Начиная с 1901 года Сомов выставлялся и в Европе —большую часть его работ приобрел издатель и галерист Пауль Кассирер, работавший с главными немецкими художниками эпохи, Максом Либерманом и Максом Слефогтом. Всего напечатали 800 экземпляров.

Однако полгода спустя произошло событие ещё более невероятное: в том же издательстве появился расширенный вариант сомовской «Книги Маркизы», который ныне известен библиофилам как «Большая Маркиза». Имя художника неразрывно граничит с объединением «Мир искусства». Во многом работая как источниковед, Константин Сомов ставил для себя высокую планку, стремясь постичь классическую ясность рисунка художников Возрождения – Веронезе, Рафаэля, а также Энгра, однако, при этом он по достоинству ценил «второстепенных» мастеров, открывая для себя в их творчестве неожиданные нюансы., VIII, 252 cтр.,, 2 л. фронт, 31 л. л. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Через 8 лет Сомов вернулся к этому замыслу Сомов решил печатать заново составленную и проиллюстрированную им «Книгу Маркизы» в известном петербургском издательстве «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг» Обновленная антология выросла более чем в двое: в неё вошли отрывки произведений Вольтера, Кребийона-сына, Парни, фрагменты «Опасных связей» Шодерло де Лакло, отдельные эпизоды «Записок» Казановы. Туда вошли собрания сочинений Дж. Байрона, Ж. Б. Мольера, Ф. Шиллера, У. Шекспира.

Лоб поэта несколько великоват. Об «опозоренности модерном» обмолвилась в «Северных элегиях» А. А. Ахматова.

Исполнил более десятка экслибрисов. У Сомова «скурилыцина» проявилась в разных жанрах его творчества.

Евгении»). Именно этим актуальна проблема исследования графического наследия одного из ярких представителей объединения «Мира искусства» Константина Сомова. Он мучился, сомневался, переписывал, но в конце концов создавал шедевры. Один из организаторов и активных деятелей объединения Мир искусства. С 1913 г. – академик.

Гоголя Портрет, 1901), мелкой пластики (фарфоровые статуэтки Влюбленные, 1905, Поцелуй, 1907). Как пример сомнительный – Ф. А. Малявин и К. Ф. Там он оказался в классе Ильи Репина. Константин Сомов для этого издания сделал иллюстрации и заставку с изображениями Натальи Павловны и графа Нулина 151 основных персонажей пушкинской поэмы. С 1884 г. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1888-1897 гг. А в конце июня вышел первый том его дневников, представляющий собой первое максимально корректное издание с восстановленными купюрами и подробным биографическим очерком.

Письма. В графике малых форм обнаруживается близость творческих исканий Сомова и других «мирискусников». Влиятельный искусствовед Николай Радлов, одним из первых в России заинтересовавшийся тем, что он называл «книжной графикой», писал, что Константин Сомов «во многом прямая противоположность» Александру Бенуа и называл его «виньетистом»9. Техника была различной — и раскрашенные акварелью штриховые рисунки и ставший привычным для Сомова черно-белый силуэт.

Но именно мастера – «мирискусники» создают новый тип книги в России, все оформление которой: иллюстрация, рисунок, шрифт, формат, переплет объединено единством стиля. В 1896 году он сделал 30 ксилографий «масок» среди которых такие знаменитости, как Морис Метерлинк, Поль Верлен, Эмиль Верхарн, Анри Франсуа Жозеф де Ренье, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский. В то же время в заказных портретах присутствуют совсем другие черты.

И это-то в холодной и голодной послереволюционной России. Сделанный на бумаге акварелью и белилами, небольшой по размеру (144 x 144 мм) портрет этот явно предназначался для книжного воплощения, но не вошел в трехтомник издательства А. И. Мамонтова, а был воспроизведен полиграфически лишь 16 лет спустя 151 в 1915 году 151 в сочинениях А. С. Пушкина, вышедших в составе парадного большеформатного издания «Библиотеки великих писателей» издававшейся под редакцией известного литературоведа Семена Афанасьевича Венгерова (18551511920). Бенуа был не одинок – у многих высококультурных людей вызывала протест «ватага каменных великанов», наступавшая по «ужасным проспектам» Петербурга Андрея Белого на непостижимый блоковский город, очаровывавший и ужасавший поэта, скрывавший «бесконечно красивое» в переулках и колодцах дворов, «в электрическом сне наяву». К типографским шрифтам Сомов обращался неохотно. В «Даме в голубом», где изображена Елизавета Мартынова, на среднем плане виден человек, на Сомова очень похожий.

В России воспитанникам гимназии Мая было тесно. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. В области книжной графики мэтрами Сомова были англичанин Обри Бердслей (о котором мы уже рассказывали читателям) и немец Теодор Томас Гейне (Thomas Theodor Heine, 18671511948), рассказ о котором впереди. Он помпезный, роскошный, богатый и, вместе с тем, невероятно утонченный и рафинированный (1). Где бег коня без уздечки.

Обложка к сборнику В. Иванова не столь пестра, как обложка «Театра» 151 она решена в приглушенных желтых тонах. Мирискусники свое пристрастие к старинному, редкому, необычном сформулировали в емком понятии «скурилыцина». У Сомова в большинстве своем это изысканные плоскостные, нарисованные одними контурными линиями рисунки, без штриховки, заполняющей объем. Свирель славянина» (1907), что продиктовано идейным содержанием книги. Спокойно ли. Торжественность и декоративность свойственны его фронтиспису к поэтическому сборнику Вячеслава Иванова «Cor ardens» (1907), титульному листу книги Александра Блока «Театр» (1907), где лапидарность цвета восходит к лучшим образцам японского искусства.

Мать художника, Надежда Константиновна, отлично музицировала и превосходно пела. Просматривал Парни с целью взять в мою книжку, — записывает он 15 декабря 1915 г. (французский поэт Эварист-Дезире Парни (1753-1814) был признанным мастером эротического жанра). Книгу стихов Вячеслава Иванова выпустило в 1911 году издательство «Скорпион», основаное в 1899 году Сергеем Александровичем Поляковым (18741511903), но фактическим его руководителем был поэт Валерий Яковлевич Брюсов (18731511924). Кроме того, ценными оказались издания воспоминаний и писем «мирискусников», где на первом месте следует признать выпущенную в издательстве «Искусство» в 1979 году книгу Ю. Подкопаевой и А. Свешниковой «Константин Андреевич Сомов. Сомов первый из художников «Мира искусства» выдержал украшение книги в единстве стиля.

Так, в заставке, помещенной в 20 журнала «Мир искусства» за 1899 год, в традиционном венке помещены изображения трех человеческих фигур. «Художник, способный так увлекаться отдельными линиями, 151 писал о Сомове Александр Бенуа, 151 такой художник должен фатально обладать уменьем и комбинировать их, созидать из них новые творения, не встречающиеся в природе, 151 иначе говоря, орнаменты, украшения, словом все то, что принято называть декоративным искусством»8. Идея создания антологии принадлежит австрийскому эссеисту, литературному критику и переводчику Францу Блею (1871-1942). Эта работа довольно легкая сравнительно, хотя иногда медленная и кропотливая.

А родители Константина Сомова были состоятельными людьми. Ко второй половине 1900-х —началу 1910-х годов Сомов обратился к портретной живописи. » Некоторые из дам, например Генриетта Леопольдовна Гиршман, стали друзьями художника. В свет выдут монографии о художнике. Слово «космополитизм» в ту пору имело положительное звучание.

Иллюстрации были и в тексте. С самого раннего детства Сомова окружало поклонение и служение музам. А в заставке из 1-2 «Мира искусства» под сенью лиственно-цветочной арки изображена девочка, явно пришедшая из галантного XVIII века. Зарубежное признание художника было отражено в 1907 году, когда в издательстве Юлиуса Барда вышла в свет монография Oskar Bie «Konstantin Somoff». Изобразительный орнамент, когда того требовало раскрытие содержания иногда включал аллегорические мотивы с включением всевозможных «милых безделушек» – вееров, дамских перчаток, масок, жемчужных ожерелий, писем или женских «femme-fleur» с их тайной символикой. Бумага, переплет и все прочее очень прекрасны.

Художник так и поступал: раскрасил, например, два бесспорных шедевра 151 обложки для сборника стихов Вячеслава Иванова «Cor ardens» («Пылающее сердце») и сборника Александра Блока «Театр. Работал в области книжной графики (оформление журнала Мир искусства) иллюстрации (к поэме А. С. Сомов был предельно хорошо образован с самого детства — он знал историю искусства и знал, что происходит в современной ему живописи. Свирель славянина» мистический образ России и тема работ «ушедшей России» прослеживается у него также в ряде станковых композиций.

Диссертация посвящена графическому искусству одного из самых ярких и многогранных художников конца XIX – начала XX века Константину Сомову (1869 – 1939). Мать – Надежда Константиновна Сомова (в девичестве Лобанова) – занималась домом и детьми, была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. Вершиной книжного графического творчества Сомова в стиле модерн стала его работа над украшением двух изданий «Книги маркизы», где также найден гармоничный баланс между виньеткой и иллюстрацией.

Как и многие «мирискусники», он осуществил переход от живописи как таковой, к живописи – графике, которую они культивировали. Его близкий друг Александр Бенуа, который в 1898 году написал о Сомове статью в журнал «Мир искусства», впоследствии писал, что на творчество Сомова повлияла английская и немецкая графика (Бердслей, Кондер, Гейне) и французская живопись 18 века, «малые голландцы» и русская живопись первой половины 19 века. Суждения современников», дающую возможность лучше воссоздать среду, в которой формировалось и развивалось искусство Сомова, а также яснее и определеннее представить его творческую личность, а также А. Бенуа «Мои воспоминания» (1993) т. т. В нее включены произведения полусотни авторов, в том числе Вольтера, Казановы, Шенье, Парни и др., неоднародна она и в жанровом отношении (лирические стихотворения, песни, эпиграммы, новеллы, дневниковые записи, анекдоты и пр. ). Кроме того, Сомов получал и заказы на оформление литературных произведений, как, например, «Книга Маркизы» — антология эротической литературы от немецкого издательства Hans von Weber.

Выполненная Сомовым серия открыток «Дни недели» представляет собой изысканные виньетки, где в основе композиций лежит растительный и сюжетный орнамент, восходящий к религиозной символике. Вообще же, является безусловно приемлемым все, что красиво и что соответствует эстетическим нормам. Васнецов (как предтеча), М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Э. Борисов – Мусатов, А. Я. Головин, Е. Д. Поленова, отчасти В. А. Серов и И. И. Левитан. Юон (3). Участие в оформлении журнала «Мир искусства» Сомов принял в 1899 году, где к статье С. Дягилева Сложные вопросы (Поиски красоты) дана изящная заставка Сомова в стиле модерн. Но для нас это, кажется, тот случай, когда интересно читать и пересказывать биографические подробности на тему «родился, не крестился, не женился».

Иллюстрации воспринимаются как самостоятельные, сюжетно не связанные одна с другой композиции. Но вместе с тем он одним из первых начал насыщать экслибрисы изобразительными элементами. Это предложение мне очень соблазнительно. Хронологические рамки (1898-1918) обусловлены выявлением специфических черт стиля модерн в графике Сомова, формировавшейся параллельно с искусством ядра объединения.

В дневнике художника есть множество упоминаний о ней. Но иронические иллюстрации Сомова воспринимались вроде бы адекватно: в 1918 году в Петрограде выходит «Книга маркизы» — антология эротических текстов Франции XVIII века, полностью иллюстрированная Сомовым. Так через изысканное и утонченное искусство Сомова мы ощущаем, как художник «совершил душою как ласточка перед грозою, неописуемый полет». Соединяет дам желтая лента, на которой скорописью обозначено название фирмы: «Издательство Шиповникъ».

Евгении, где открытка с «Воскресением» с мотивами павлинов (символ бессмертия) находит аналогии с рисунком Г. Фогелера для журнала «Die Jnsel». Портреты помещены в медальоны, соединенные цепью. В области эротики Книга Маркизы Константина Сомова была таким же прорывом, как многократно разруганный и осужденный Любовник леди Чаттерлей Дэвида Герберта Лоуренса (David Herbert Lawrence, 1885-1930), написанный в 1928 году, но опубликованный в полном виде много позднее.

Сидоров писал о «Большой Маркизе», что в ней «художник позволил себе как будто всё, от чего воздерживалось русское искусство». В начале 1900-х гг. Многочисленные поездки Сомова в юности в Европу изучение совместно с Александром Бенуа «искусства былого», знакомство с европейским модерном, участие в совместных выставках русских и зарубежных мастераов, – все это способствовало включению творчества Сомова в общеевропейский контекст изобразительного искусства.

В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. Ну да, спокойно. Тепло ли. Однако именно Сомов дал в обложке стихов Бальмонта «Жар птица.

«Книга Маркизы», оформленная замечательным художником Константином Андреевичем Сомовым (1869-1939), по праву считается одной из вершин русской книжной графики. Он мастер линий, он маг линий» — эти слова написаны Александром Николаевичем Бенуа о его ближайшем и преданном с детства и до гробовой доски друге Константине Андреевиче Сомове (1869—1939). Шрифтовые элементы, рисованные затейливым курсивом, украшенным завитушками. Из зарубежных журнальных и газетных публикаций учтены, в частности, статьи Эмиля Хайльбута в газете Бруно Кассирера Kunst and Kunstler от 1902 года исследования Ханса Розенхаина, опубликовавшем статью о творчестве художника в журнале «Die Kunst fur Alle»). Сомов охотно занимался и книжным знаком, экслибрисом. Среди существовавших направлений и стилей о себе заявляет стиль модерн. Границы империи были прозрачными 151 имелись бы средства.

Именно Сомов был первым среди «мирискусников», кто уравновесил в графическом искусстве чашу весов между содержанием и формой. Книжный знак, нарисованный им для А. Н. Бенуа, как бы делится на две части: левая (сравнительно небольшая) 151 шрифтовая с надписью «Изъ книгъ Александра Бенуа», а правая (раза в четыре большая) 151 натюрморт, где чего только нет: кукла, корзина с цветами, венок, веер, нарядная шкатулка. Но Мефодий умер от чахотки в 1932-м.

С 1925-го он оседает во Франции, где и умирает. Эпоха удивительно тонкого стилистического единения «больших и малых» стилей искусства. Соглашаясь с чеховским героем, что «в человеке все должно быть прекрасно», мирискусники полагали, что прекрасными обязаны быть и окружающие человека вещи и интерьеры. Таким образом, в литературных источниках проблематика станковой графики и истоков ее формирования (как и книжной графики) остается недостаточно исследованной. Цвет здесь господствует и вызывающе контрастирует. Ниже мы более подробно расскажем, чем Большая Маркиза отличается от Малой. В книжной графике Сомова можно проследить через влияние прерафаэлитов и Бердсея, а также немецких графиков Югендстиля, внимание к средневековому орнаменту книжной графики, что выразилось, прежде всего, в «живой и одухотворенной» формообразующей линии цветочного орнамента.

Блока, 1907 Портрет М. А. Впервые книга увидела свет в 1907 году в Мюнхене в издательстве Вебера на немецком языке. Копия с моей раскраски. Так, более подробно не только «русский», но и «эмигрантский» период творчества Сомова, обычно не попадающий в поле зрения исследователей, будет освещен в вышедшей в 2003 году книге Г. Ельшевской «Короткая книга о Константине Сомове», монографии о Сомове Л. Короткиной (2004).

Подобные мастерские возникли в России в Абрамцеве (1882) и Талашкине (около 1900). Вот таким образом и искусство немыслимо без эротической основы. В цензурных изданиях к «Книге Маркизы» нет проявления бурных страстей, как у многих европейских мастеров модерна, это скорее милые свидания, объятия и поцелуи, где проявляется легкая ирония автора. Блока "Театр" (все 1907) и др.

Другое дело — дневники правда, при описании любовных сцен и вообще всего имеющего отношение к гомосексуальности, Сомов часто прибегал к записям на иностранных языках или шифровал русский текст довольно простым шифром (путем сдвига на одну букву, например). Их символическая трактовка уже современниками была охарактеризована с оттенком юмора как «головки на лоскутах». И вот он как бы боком куда-то уходит. Образ, конечно же, узнаваем, но далек от традиции.

Здесь же Сомов на всю жизнь подружился с Бенуа, Нувелем и Философовым, которые впоследствии и создали объединение «Мир искусства». С 1923 г. жил за рубежом, с 1925 г. – в Париже. Портреты его глубоко интернациональны.

Сам художник собирался завещать дневник на сохранение Мифетте, как он называл своего сожителя Мефодия Лукьянова, — надеялся, что за счет разницы в возрасте тот проживет сильно дольше него (когда они познакомились в 1910 году, Сомову был 41 год, а Лукьянову — 18). О, быть покинутым – какое счастье. Свои размышления о специфике графики Сомова Н. Э. Радлов изложил в книге «Современная русская графика» (1917). Circa 50 экземпляров. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке и суперобложке.

позволил себе как будто все, от чего воздерживалось русское искусство. Для издательства «Скорпион» Сомов сделал и удивительно красивую обложку альманаха «Северные цветы» за 1901 год, где окружил название и сведения об издательстве, месте и годе издания нарядным венком. Однако именно Сомова современники считали «магом и волшебником линии», сумевшего соединить пластическую отчетливость формы с принципами нового стиля. За сценой с интересом наблюдает сидящая неподалеку девочка.

Гейне и более непрерывный в линии, чем в графике Бердслея плоский силуэт, восходящий к лучшим образцам японской графики контрасты черного и белого как символическое отражение коллизий литературного жанра или цветовые сочетания, наводящие на мысль о изнеженности красок эпохи «Книги маркизы» Художник использовал иллюстрации не только для раскрытия содержания литературного произведения, но и в чисто декоративных целях, добиваясь единства решения обеих задач. На этом величественном корабле был и Константин Сомов. В данной работе были проанализированы статьи А. Е. Завьяловой о символическом языке Сомова, вышедшие в последние годы в журнале «Собрание». Снизу венок, в котором указан год создания поэмы 151 «1825». Апологет критического реализма высказывался по поводу сомовских «каракулей, раскоряк и смехотворных боскетов», он говорил, что это не искусство, а «только невинные детские шалости» (7).