Сообщение О Грабаре

Полотно Осень. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В.

Окончил юридический факультет Московского университета в 1888, в 1893-1918 доцент, а затем профессор международного права Юрьевского (ныне Тартуского) университета, с 1918 профессор Воронежского университета, а затем МГУ, научный сотрудник института права АН СССР и Всесоюзного института юридических наук. Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. Член объединения Мир искусства и Союз русских художников. С начала 1900-х гг. Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью.

Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947).

  • Игорь Грабарь: жизнь и творчество художника
  • Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
  • Реферат: Грабарь Игорь Эммануилович
  • Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
  • Грабарь Игорь Эммануилович – биография
  • Значение ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в "Мире искусства", "Весах", "Старых годах", "Аполлоне", "Ниве" и др. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8.

Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы (Сентябрьский снег, 1903, Февральская лазурь, Мартовский снег – оба 1904, все – в ГТГ) позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму (Неприбранный стол, 1907, ГТГ). К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).

Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27 профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42 директор), ИЖСА (1943-46 директор). Неоднократно посещал страны Европы (1895-1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). В 1901 года Грабарь вернулся на родину. На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов.

  • Игорь Эммануилович Грабарь биография
  • Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
  • Доклад: Грабарь Игорь Эммануилович
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
  • «Сладостный, чудесный запах свежей краски»
  • «Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты
  • Архитектор искусствовед и руководитель Третьяковской галереи

Он оставался на этой должности вплоть до 1925г. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В Третьяковской галерее имеются картины: "Луч солнца" (1900), "Февральская лазурь" (1904) и "Неприбранный стол" (1907) в музее Александра III: "Сирень и незабудки" (1905) в коллекции В. Гиршмана в Москве "Сентябрьский снег" (1903) "Плакучая береза" (1904) и "Хризантемы" (1905) в коллекции И. А. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея).

Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. в Россию переехали его жена с сыновьями. Жизнь в лицее оказалась непростой.

Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении.

  1. «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
  2. Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
  3. Игорь Грабарь – певец снега и инея
  4. Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
  5. Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями

Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь. И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Вернадский, 1935, РАН «С. Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова».

Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Февральская лазурь», «Мартовский снег» обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905 «Неприбранный стол», 1907 обе в Третьяковской галерее). Ладыженский А. М., Памяти В. Э. Грабаря (к столетию со дня рождения), «Известия высших учебных заведений. 1 – 13, 1953 – 1969). В. Миронов. Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха и это ему удается.

  1. Краткое описание творчества Игоря Грабаря
  2. Грабарь Игорь Эммануилович, художник
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Краткая биографическая энциклопедия
  5. О знаменитости:русский художник историк искусства, музейный деятель
  6. Словари и энциклопедии на Академике

«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». С. Р-ва. Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук. Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре. В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель) с его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы — до 20 000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены.

Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства.

  1. Грабарь в Энциклопедическом словаре
  2. Значение слова Грабарь по словарю Ушакова
  3. Значение слова Грабарь по словарю Даля
  4. Определение слова «Грабарь» по БСЭ

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский художник и искусствовед. Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря.

Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14 ныне санаторий Захарьино) под Москвой. Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать». Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).

Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Сурикова. Грабарь не обращал внимания на сильные морозы, а был переполнен счастьем от увиденной красоты, которую ему захотелось передать. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры».

В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста. Кроме живописи изучал в Мюнхене и архитектуру.

С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революционные полотна («В. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, так как понимали это свое лучше, чем чужое и так как любили его больше чужого». Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Действительный член петербургской Академии Художеств (1913), АН СССР (1943) и АХ СССР (1947).

  • Игорь Грабарь картины с названиями

Основные работы (на русском и иностранных языках) по вопросам теории международного права и особенно по истории международного права. Лит. : Дурденевский В., Владимир Грабарь, в кн. : Грабарь В. Э., Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917), М., 1958. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петербургской Академии Художеств (1894-96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98 преподавал там же до 1901) прослушал также курс Архитектурного политехникума в Мюнхене. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства».

С 1913 по 1925 годы художник возглавлял Третьяковскую галерею. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива. «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. В начале 1913г. А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь. Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т.

В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. В автомонографии Грабарь вспоминал о том, как он писал «Февральскую лазурь», восхитившись красотой берез, освещенных ярким зимним солнцем: «я прорыл в глубоком снегу, свыше метра толщиной, траншею, в которой я и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита». В рязанской гимназии к юному художнику пришло увлечение живописью, которое еще больше проявилось в годы учебы в московском лицее цесаревича Николая. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель.

Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946). Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году.

Игорь Грабарь: жизнь 
и творчество художника

В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). В советское время Грабарь продолжал также публиковать исследования и статьи о русском искусстве, был главным редактором и одним из авторов Истории русского искусства (т.

В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы (Ясный осенний вечер, 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево) и картинами на историко-революционные темы (В. Летом он пробует заняться пейзажной живописью. Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН).

Грабарь предпринял путешествие по Северу России изучая старинную деревянную архитектуру. в 1894 «Шинель» изд. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь. Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В течение 1879—1880гг. Брат В. Э. Грабаря. Учился в Петербургской академии художеств, в мастерской И. Е. Репина.

После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». Талантливый автор спасает разрушавшиеся на глазах памятники зодчества, пишет книги и даже создает в память о русском враче Г. Захарьине больницу-мемориал в палладианском стиле. В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние немецкого югендстиля. В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др.

Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда". Русский художник искусствовед и реставратор, мастер пейзажа. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В 1913-17 годах возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 году каталог собрания (директор ГТГ в 1918-25). Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.

И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Многие часы посвящает рисованию с натуры. – См.

Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В. И. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой.

Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. А именно такая природа играла для него насыщенными красками.

Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944).

Жил в Санкт-Петербурге и Москве (с 1903). Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». 1-13, 1953-69). В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи.

"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).

С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). в 1895 и др. ), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел». Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Фрагмент изображающий голые ветви на фоне неба, как и изображение снега в картине «Мартовский снег», – почти готовые абстрактные картины, но в то же время в них много живого ощущения реальности мира, желания «потрогать» даже то, что потрогать нельзя.

Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства». Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. В молодости Грабарь состоял в объединении «Мир искусства» и писал яркие, мажорные пейзажи («Мартовский снег», «Морозное утро»). Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни.

Правоведение», 1965, 3, с. 177-79). Н. Кажется, еще немного и можно услышать тихий шелест листвы высоких березок, ощутить на себе последнее тепло осеннего солнышка. Морозова "Мартовский снег" (1904) в литературно-художественном кружке в Москве "Иней" (1906) в Национальной галерее в Риме "Утренний чай" (1904). Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента.

В 1903 году художник переехал из Петербурга в Москву. Начиная работу, он тут же вставал на место публики. Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества. Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича.

Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. Государственная премия СССР (1941). Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98).

Он с увлечением принялся за проект. Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Все лето занимался живописью» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954). По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891) иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд.

Основоположник научной реставрации памятников искусства в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). Он вспоминал: «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане.

В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др.

Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Член «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), член-учредитель Общества московских художников (1927-32, первый председатель правления), Объединения (Общества) художников имени И. Е. Репина (1924-29). Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя. 1–13, 1953–1969). Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). После этого события художник несколько месяцев не мог работать. Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ). В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами.

Семья художника переехала в Россию в 1876 году. И. Ленин у прямого провода, 1933, ЦМЛ). Грабарь — Владимир Эммануилович, советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938 обе в Государственном историческом музее).