Тициан Гибель Актеона

Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати. Рассказ об Тициане и античности будет неполным, если не упомянуть «Похищение Европы». Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным.

Диана) купалась со своими нимфами в реке близ города Орхоменос. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Конкретные повествования для своих «поэм» Тициан выбирал сам, свободно трактуя при этом Овидия «Метаморфозы» были для него лишь канвой, по которой он вышивал свой прихотливый узор. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Смысл мифа— в пожертвовании одного человека в честь богини охоты и нимф.

  1. Смерть Актеона (картина Тициана)
  2. Описание картины «Смерть Актеона»
  3. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИв полотнах великих художников
  4. Смерть Актеона (картина Тициана) Информацию О
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У Тициана все не так. В тот момент, который остановил Тициан, Актеон уже видит Диану, хотя продолжает по инерции бежать, выронив в растерянности лук, но все равно держит руки в позе лучника, готового выпустить стрелу. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

«Диана, застигнутая Актеоном» и «Диана, обнаруживающая беременность Каллисто», по-видимому, должны были размещаться на разных сторонах стены в одном помещении и потому композиция в обоих случаях строится по диагональному принципу, основанному на встречном движении: в первом случае слева направо, во втором — справа налево. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Лишь однажды искусство сумеет еще раз подняться до столь замечательного эффекта остановленного момента в знаменитой скульптурной группе Бернини «Аполлон и Дафна», также иллюстрирующей «Метаморфозы».

  1. Напишите отзыв о статье Смерть Актеона (картина Тициана)
  2. Отрывок, характеризующий Смерть Актеона (картина Тициана)
  3. – СМЕРТЬ АКТЕОНА КАРТИНА ТИЦИАНА
  4. Наказанные Богами (греческая мифология)
  5. Актеон, охотник, увидевший обнаженную Артемиду и убитый своими собаками

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В «Метаморфозах» сказано, что разгневанная Диана «почерпнула воды, что была под рукою и мужское ею лицо обдала» и в результате охотник начал превращаться в оленя. Но наиболее значительные произведения были им выполнены лишь во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда обилие заказов со стороны испанского короля Филиппа II позволило создать множество интересных полотен на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Наиболее эффектные картины написаны на сюжеты «Дианы и Актеона» и «Дианы и Каллисто». Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Это лишь ранний этап тициановских поэзий.

Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение. Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана.

Смерть Актеона (картина 
Тициана)

Сюжеты разворачиваются вокруг источника, в котором купаются Диана и ее нимфы, богиня становится воплощением строгости и целомудрия и обрушивает свой гнев на непрошеного гостя Актеона и изменившую обету безбрачия Каллисто. В отличие от героя Овидия Актеон Тициана не успевает окончательно превратиться в животное. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.

Обе картины принадлежат группе крупномасштабных мифологических картин, вдохновленных Метаморфозами и упомянутых самим Тицианом как poesie, визуальный эквивалент поэзии, которую он начал производить для Филиппа II Испании в 1551 и которая также включает Дэнэе и Венеру и Адониса (музей Прадо, Мадрид), Персеус и Андромеда (музей Коллекция Уолласа, Лондон), Насилие Европы (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон) и Диана и Каллисто (Национальная галерея). Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Внимательный зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников. Все здесь основано на контрасте поз, взглядов, жестов.

Каменная маска оленя, спрятанная в ветвях кустарника, указывает на развязку сюжета. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Плутарх писал, что еще в 1 в. (н. э. ) был убит одетый в шкуру оленя мужчина, который охотился вблизи аркадской горы Ликеон. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника.

Как и в «Вакхе и Ариадне», художник выбирает наиболее драматичные моменты В то время, как Диана и ее служанки спокойно наслаждаются жизнью, Актеон выбегает, продолжая гнаться за диким зверем. Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»— первоначально оказались рядом с «Пиром богов» последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Одну из «поэм», «Смерть Актеона», по неизвестным причинам Тициан так и не отправил в Испанию.

Позднее художник создаст немало картин на античные сюжеты: он несколько раз повторит сюжет «Данаи», в которой ощутимо влияние не дошедшей до нас микеланджеловской «Леды», создаст многочисленных «Венер» — «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Венера с органистом». АКТЕОН— в греческой мифологии символический образ, служивший предостережением людям не приближаться к сфере богов без почтения, ради любопытства. Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей. Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Подобно тому, как небо украшено звездами, так Эгейское море украшено островами». Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов» и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях.

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства.

Предоставленная художнику свобода выбора (как, к слову и свобода сроков выполнения заказа) является показателем того, с каким уважением относился к художнику его высокий заказчик испанский король Филипп II. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. В это время художник писал в основном портреты. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба.

В картине «Смерть Актеона» художник драматург значительно отходит от текста Овидия. «Никто еще не воспел море во всем его величии, ни один поэт, ни один оратор, — писал греческий поэт II века Элий Аристид. — Но Гомер воспевал «море черноводное и виноцветное». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.

Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Несколько слов о «Вакханалии».