Васильев Фёдор Александрович

Федор Александрович Васильев умер в 1873 году на заре своей славы. Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.

Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, – результат этой поездки. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). свои валаамские произведения. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.

В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах.

И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови».

Итогом поездки на Волгу вместе с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и картины («Вид на Волге. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Изолированно эти большие массы: (купа деревьев, левая часть земли, верхняя и нижняя часть неба) решены очень обще, хотя очень тонко, детально написаны. Осень, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием Болото большое.

  • Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника
  • Васильев Федор Александрович (1850 – 1873)
  • Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты
  • Васильев Федор АлександровичКартины и биография

Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Работы этого года являются следующим этапом в развитии Васильева. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге.

Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Другим произведением, написанным, вероятно в тот краткий период рабочего состояния, была никогда не упоминавшаяся им в письмах небольшая картина Заброшенная мельница. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.

  1. Значение ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  2. Васильев Фёдор Александрович ( )
  3. Федор Васильев — художник трагической судьбы
  4. Васильев Федор Александрович — пейзажист от Бога
  5. Художник Васильев Фёдор Александрович, 1850-1873
  6. Русские художники – Васильев Фёдор Александрович (83 работ)
  7. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни.

Есть здесь еще и небольшая доля сентиментализма в трактовке темы, однако, это качество не лежит в основе. — пейзажист. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника.

  1. Репин прозревает, Васильев удивляет
  2. Семья, детство и ранняя зрелость Федора Васильева
  3. Скоротечная «Оттепель» – в живописи и в жизни
  4. Федор Васильев: «Тоскую по России и не верю Крыму»
  5. Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева
  6. Картина, которая принесла знаменитость

Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Макаровым совершил путешествие по Волге (Ствол старого дуба).

Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Перед аркой одно молодое кудрявое деревцо, за оградой еще несколько. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Одна из последних работ художника – большая картина «В Крымских горах».

  1. Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Васильев Федор Александрович 1850-1873
  4. Краткая биографическая энциклопедия
  5. Известные произведения Васильева Фёдора Александровича

В этот период Васильев активно общается с И. Н. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. Сравнение Валаамского этюда Шишкина «Пейзаж с охотником» с этюдом Васильева того же названия, сделанного там же и примерно с того же места, показывает нам, как много общего было в этих двух художниках. За это время он успел написать для будущего императора Александра III повторение «Оттепели», купленной П. М. Третьяковым. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.

Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

На Волге компания провела все лето, с жаром работая над зарисовками и этюдами. На основании такой работы, как «Летний жаркий день» (33, 4 41), датированной тем же 1869 г., можно говорить о полном изживании этих качеств, об обращении к традициям национального пейзажа, о глубоком сближении с природой. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».

  1. Коллекция Государственного Русского музея
  2. Напишите отзыв о статье Васильев, Фёдор Александрович
  3. Отрывок, характеризующий Васильев, Фёдор Александрович
  4. Васильев Федор Александрович (1850-1873)

Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Барки» и «Волжские лагуны». Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.

По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ). Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.

  1. Фёдор Александрович Васильев, русский художник
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Васильев Фёдор Александрович в книгах

Барки». Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».

Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей. Даже ей стало скользко.

Это были страсти духа». В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.

Фёдор Васильев: 
жизнь и творчество 
художника

вообще. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Осень» (осталась незаконченной), «Заброшенная мельница». Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. У меня прямо глаза слипаются, я засыпаю. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.

Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу. Я увидел, как надо писать». В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.

Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам.

Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Она дала ему большой опыт в работе над натурой. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Естественно, что эти первые рисунки значительно слабее последних рисунков того же альбома. Это потому, что их нет в картине совсем.

В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). В глубине по дороге идут несколько фигурок и движется воз с сеном.

"Вид на Волге. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. Строганова он провел лето 1871г. Почётный вольный общник Академии художеств (с 1873)3. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути.

В 1871 году Васильев создает знаменитую «Оттепель», которая стала своего рода рубежом перед завершающим периодом его творчества. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.

Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Таким образом, уже в этот период, при всей принципиальной близости к творческому методу Шишкина, четко определились черты творческого лица Васильева. Шишкина.

Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Галерее. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. По первому впечатлению этюд кажется несколько «грязным», но при более внимательном всматривании этот недостаток теряет свою ощутимость и тогда начинает обнаруживаться ряд более важных достоинств.

Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Репиным и художником Е. К. ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это.

Ваша жизнь – отзывается в моей. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».

На выставке Васильева, когда практически все работы были раскуплены, на мельницу никто не обратил особого внимания, а позднее картина была признана одной из лучших работ мастера. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Разумеется, не прошли они даром и для Васильева.

Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». Небо, занимающее больше половины изображения. В 1867г. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». А Крамской сказал: «. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.

В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. По вечерам посещал Рисовальную школу. Академии художеств), «Зимний пейзаж» (соб. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. И в той и в другой картине чувствуется сильный «налет» романтизма, чувствуется результат некритического обращения молодого художника к западным образцам, особенно к образцам немецкого пейзажа. Каждый большой световой массив имеет свое собственное световое и цветовое напряжение.

И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер по медной доске.

Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Ясно ощущается огромное включенное в картину пространство, переданное движением облаков сверху вниз. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений.

Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Барки» и «Волжские лагуны». Шишкин был мужем сестры Васильева и он часто ходил с ним на этюды и многому у Шишкина научился. Какое время года отражено в полотне. Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины.

Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Барки» и «Волжские лагуны».

Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В картине очевидны украинские черты. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия.

Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. – Я до того полюбил ее, что не могу надуматься о ней». Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.

Шишкиным. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). «О болото, болото. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.

Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом. Но все остальное довольно резко вырывается из этой системы. Директор музея В. А. Как измучена жалкая травка борьбой с этим «всепроникающим» сыпучим песком.

Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Лит. : Ф. Васильев.

Летом 1870 года он вместе с И. Е. он был для нас превосходным учителем. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы.

Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. В 1870 году Васильев вместе с гг.

Им создается ряд небольших работ с изображением гор, то скрытых плотной завесой дождевых туч, то занесенных по склонам снегом. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. 2. На крыше еще лежит снег.

В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Правда, в решении этой задачи есть еще приемы условного, академического пейзажа, проявляющиеся в недостаточно правдивой передаче освещения и пространства, в «подпеченном» колорите, но, тем не менее, главное здесь то, что непосредственно идет от природы.

Требовалось срочное лечение и смена климата. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.

Письма Васильева к И. Н. Крамскому, напечатанный в «Вестнике Изящных Искусств» (1889—1890) освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. В. сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. С ними поехали художник Е. К. Макаров и младший брат Репина музыкант В. Е. Репин. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Понятны вот таким образом и те поразительно быстрые успехи, которые делал Ф. Васильев под руководством И. Шишкина на Валааме.

гр. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. Федор Александрович Васильев — великий русский художник, пейзажист. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.

не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Зимой он сильно простыл на катке и, не оправившись толком от простуды, поехал с таким же шальным, как и сам, дружком, учеником Академии Кудрявцевым «перекрикивать» Иматру – шумный водопад в Финляндии среди голых скал и заснеженных лесов.

Крамского и И. И. Соколову. C десяти лет Федор, чуть не с пеленок полюбивший срисовывать картинки из журналов, начал писать маслом. Родился 19 февраля 1850 года, умер 8 сентября 1873 года.

После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. «Оттепель» нелегко далась Васильеву.

В 1870 году Васильев вместе с господами Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: "Оттепель", "Вид на Волге" и Зимний пейзаж", доставившие ему известность. Был близок с И. Н. Крамским. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Картину купил для своей галереи П. М.

Картина отвечает своему названию и знойный, жаркий полдень с первого взгляда, словно «чувствуется» в этой картине. Государя Императора), «Взморье» (соб. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.

Напряженно звучит цвет его зелени. Третьякова). На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Пышная красота Крыма долго не трогала художника.

И даже обобщенный, не национальный сюжетный мотив, несмотря на видимую декоративность, подходит к цвету («Перед дождем») имеет все же большую силу образной выразительности, немного превосходя те образцы, которым он подражал, так как пейзажисты дюссельдорфской школы все более и более отходили от натуры, перепевая на сотни ладов одни и те же привычные приемы. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью».

Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». Несмотря на короткую жизнь, Васильев внёс большой вклад в развитие русского пейзажа. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Ярких же красок, света, солнца здесь было еще больше, чем в тамбовских степях и именно хотеньские впечатления легли в основу его будущих изображений русской природы «по памяти». в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил.

г. Красовского), «Вид на Волге» (соб. По предложению гр. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.

Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Как светло и невесомо небо. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни.

Третьяков. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Шишкиным, ставшим его истинным учителем.

Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман» С этого времени в работах Васильева неоднократно появляется тема Волги, а в пейзаж все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. Время ее окончания естественно связывается с последними работами художника, поскольку круг произведений, выполненных им в конце 1872 года, достаточно хорошо известен по письмам. Как он чувствует пластику всякого листка, стебля. Прожив весьма короткую жизнь (он умер от туберкулеза), В. сумел внести поэзию при натуральности исполнения в свои лучшие картины (Перед дождем, 1870 Мокрый луг, 1872, обе – в ГТГ). Художник изобразил омытый дождем мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

Надо было обладать чутьем и вкусом Васильева, чтобы из экзотической природы Крыма выбрать столь простой и вместе с тем столь значительный мотив: дорога на склоне, горная цепь вдали и тянущиеся к небу сосны – одинокие деревья на голой, прокаленной солнцем земле запряженная волами повозка неторопливо катится по каменистой дороге клубятся тучи над отрогами гор. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. в Лондоне.

С правой стороны дороги видны три избы, две из которых крыты соломой. Такой родной всем нам пейзаж. Барки» и «Волжские лагуны».

На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Но это была не просто копия собственной картины, а возможность творческой доработки темы. В самом деле, как массивны и тяжелы камни. Передняя изба слева накрыта досками с неровными и скрошившимися краями.

Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».

В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального восприятия природы (Заброшенная мельница). В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Шишкина.

Заболев туберкулёзом, переехал в Крым (летом 1871), где создал последние, наиболее зрелые произведения, отмеченные одновременно эпической трактовкой природы и тонкой печалью («Оттепель», 1871 «Мокрый луг», 1872 «Заброшенная мельница», 1871-73 «В Крымских горах», 1873 все – в ГТГ). Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.

Это проявляется прежде всего в снижении силы реалистичности воплощаемых образов, в «невилировании» национального характера пейзажей. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Первые рисунки этого альбома, помеченные серединой июня, относятся к самому началу пребывания Васильева на Валааме. Учился в Санкт-Петербурге – в Рисовальной школе ОПХ (1865-67), посещал рисовальные вечера Артели художников (был близок с И. Н. Крамским) пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67 вместе с ним совершил поездку на остров Валаам в 1867 году) и испытал его влияние был вольнослушателем Академии Художеств (1871). Федор родился в Гатчине. Громадный сине – зеленый шар массива деревьев заполняет всю центральную часть холста. г. Звенигородского), «Болото» (соб.

Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Ведь я, как художник, потеряю больше половины. » – пишет он Крамскому. Отметим лишь, что в «Оттепели» художник опоэтизировал простоту сельской природы. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Крамской»). Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Предвестников весны вышли встречать старик и девочка.

Эта картин сразу же поразила Крамского, который, несмотря на некоторые его замечания, считал ее гениальной. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. В следующем году он получил звание почетного вольного общника Академии, а в сентябре он умер в городе Ялте. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.

«Высочайшие» заказы оборачивались для художника тяжкой мукой, он через силу брался за «преглупейшие и преказеннейшие виды» царских владений. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.

В этом пробуждении нет радости. Федору удивительно везло на хороших людей. – так вспоминал о Васильеве человек, с которым в дальнейшем его свяжет крепкая дружба., М., 1977. К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) – наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет – и "После дождя. почтамт, где получал 3 руб. В ней есть что-то сказочное. Увидев «Оттепель», Шишкин сказал: «О.

не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.

Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В. Е. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Все картины с этой выставки были раскуплены.

«Нет у нас пейзажиста – поэта в настоящем смысле этого слова и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», – говорил о художнике его современник И. Крамской. Васильев был признан профессиональным художником. Федор рисовал и писал без устали. Изучал природу.

Картина Вид на Волге. Наследие Васильева включает также много рисунков и акварелей. При всех этих обстоятельствах четыре года серьезной учебы в школе не могли не принести большой пользы талантливому человеку. Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля.

В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Картина «Вид на Волге.

Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. В 1867 году он заканчивает обучение. Друзья становились по обе его стороны и перекликались до хрипоты наперекор стихии. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.

Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века.

1867 год можно считать первым в самостоятельном творчестве и художественных поисках Васильева. В решении задачи передачи материальности большое значение имеет правильное использование фактуры письма (тяжелое плотное письмо первых планов и легкое, «в протирку», письмо дальних планов и теней). В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Уже в ранних работах видно, что пейзажи Васильева проникнуты особенной глубиной и поэтичностью чувств. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.

«Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Думается, это было не так. Крамским, И. И. Апраксина), «Полдень» (соб. Дальше идет еще десяток разных по высоте домов.

Картина пронизана мыслью о единстве человека и природы, которая небезучастна к его горю. В начале 1871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым.

Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). И рождаются полотна «Утро», «Болото в лесу. Выразительность образа достигла здесь большой силы и убедительности. Васильев (Федор Александрович) – пейзажист. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. ВАСИЛЬЕВ Фёдор Александрович, российский художник и график.

В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869). Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской пейзажной живописи. Письма Васильева к И. Н. «Русской» была и картина «Мокрый луг», представленная на конкурс Общества поощрения художников в 1872 г. Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и исходящим от нее ощущением неясной томительности.

Это увлечение в последствии определило его судьбу. (1868). У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. В этой картине художнику в значительной мере удалось передать конкретное и, вместе с тем, характерное состояние природы, что помогло ему создать очень убедительный образ.

«Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной.

Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Детство провел в Петербурге.

Наряду с ними появляются также крымские виды: «Зима в Крыму», «Крым. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. После дождя», «Крымские горы зимой» и, наконец, последний шедевр Васильева, его лебединая песня и творческое завещание – «В Крымских горах», картина, еще раз представлявшая художника на конкурсе Общества поощрения и принесшая ему первую премию.

Оттепель была увидена, запечатлена и тут обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Интересны по выбору темы и по своей трактовке «парные» картины «Деревня» и «После грозы, Обе находящиеся в Государственной Третьяковской. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Зимой 1870г.

Заброшенность видна в окружающей обстановке. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. Васильев много писал писем в Москву. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Отсюда и несколько схематичная композиция, отсюда и «монументализированные» и несколько упрощенные формы. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.

Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Пространство кажется глубоким и реальным, хотя здесь есть еще следы применения приема простого «высветления» или «утемнения» краски одного и того же тона в зависимости от удаленности. в Лондоне.

С огромным трудом Васильев пишет «Вид из Эриклика», но пейзажи осенних крымских гор, туманные леса, все то, что близко его душе северянина, увлекают его и величие видов Крыма мало-помалу овладевает воображением. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. Барки" (1870, ГРМ) – произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. В рисунке он показал себя талантливым мастером.

Думается, это было не так. Рисуя бок о бок с Шишкиным, Федор постигал много нового для себя. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.

Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. В них не успело еще проявиться влияние Шишкина. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Это было в конце мая. Она была достигнута очень быстро. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.

почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.

В качестве примера из числа последних рисунков можно привести «Пейзаж с березками», «Лес у ручья», «Березки» и др. В. Чуйко. Под аркой ограды еще две фигуры в рясах. Камни. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.

Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Высокое теплое небо покрыто крупными клубящимися облаками. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.

С первого взгляда трудно даже различить эти работы. Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. У Федора рано проявилась способность рисовать. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета.

Проселок" (1869, ГРМ). Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. «Его манеры были самоуверенны, бесцеремонны и почти нахальны. Академии художеств), «Оттепель» (соб.

Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Посередине дороги мысок с густой высокой травой. В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Однако Васильев вскоре разглядел, насколько мало общего в их работах с истинной поэзией и искренним чувством и как много заученной манеры и внешних эффектов и пришел к выводу, что ни один из самых модных западных пейзажистов «перед натурой ни к черту не годится». Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.

Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. г. Солдатенкова), «Пейзаж» (соб. в Лондоне.

Да еще примите во внимание, сколько мы с ним отмахали веслами сейчас. Но левый верхний угол слегка светлее. Барки».

Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».

Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Васильев – частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. Академии художеств), «Перед грозой» (соб. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 году Васильев стал опорой семьи — на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.

Одетый со щегольской элегантностью, в лимонных перчатках, с блестящим цилиндром на коротко подстриженных волосах, сыплющий остротами, умеющий, как вспоминал И. Е. Репин, «кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко» и даже к случаю сыграть на рояле какую-нибудь вещицу, появлялся этот крепыш-весельчак на артельных четвергах и поражал всех своей щедро брызжущей талантливостью. Оформились его основные эстетические воззрения. А Крамской сказал: «. В 1867 году молодой художник выставляет в О. П. Х.

Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Репина (в его статье «И. Н. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла.

Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: «Приближение грозы» (соб. Большие кисти художник не признавал. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд.

Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. На дорожке две фигурки: священника и мужчины в белой куртке. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г.

В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Увидев это полотно, Крамской был потрясен.

По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. «Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Неясные до сих пор стремления и идеи начинают находить свое четкое и конкретное выражение. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.

Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем. Особенно сильно его увлекли последние, снискавшие известность в кругах «высокопоставленной» русской публики, как пейзажисты изощренного поэтического чувства. Kамни». Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Вдали, подернутая дымкой, гряда холмов.

Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Мотив предгрозового бурного неба несомненно сделан художником, глубоко знающем природу. Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза.

жалованья в месяц. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Родители художника жили в невенчанном браке.

Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Государя Императора), «Зима» (соб. Иван Иванович привел юношу в Артель художников, где тот «поразил и неприятно» И. Н. Крамского. С большим вниманием подмечены черты убогой, неказистой деревеньки. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.

Национальный характер этого пейзажа не вызывает никакого сомнения. И кай он это все запоминает. Нас с Вами сам черт веревочкой связал. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями.

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Над ней – кучевые облака с белыми обведенными краями. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "Приближение грозы" (собственность графа Апраксина), "Полдень" (собственность графа Звенигородского), "Болото" (собственность графа Третьякова), "Вид на Волге" (собственность Академии Художеств), "Перед грозой" (собственность Академии Художеств), "Зимний пейзаж" (собственность Государя Императора), "Взморье" (собственность Академии Художеств), "Оттепель" (собственность Государя Императора), "Зима" (собственность господина Солдатенкова), "Мокрый луг" (собственность П. М. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. г. Третьякова), «Вид на Волге» (соб. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

В 1873 году получил звание почётного вольного общника петербургской Академии Художеств. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.

я увидел, как надо писать». Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. г. Солдатенкова), «Мокрый луг» (соб. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.

Но более всего его воображение по-прежнему занимают картины милого ему северного болота. В сравнении с облаками склон кажется более материальным, живописная поверхность холста приобретает пластичность, в общих очертаниях склона выражено ощутимое движение вверх, в царство туманов и облаков, уже не подвластных законам земли.

Васильев не получил высшего систематического художественного образования. Крамскому, напечатанные в "Вестнике Изящных Искусств" (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Мы имеем в виду «Возвращение стада» 1868 г. (60 96) и «Перед дождем» (39, 7 57, 5), обе из собрания Третьяковской галереи. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». П. М. Третьякова).

В ранних пейзажах Васильева (виды острова Валаам «Перед дождём», 1868-69, ГТГ «Парголово», 1868, Художественный музей, Саратов) ощутимо также влияние живописцев дюссельдорфской и барбизонской школы. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.

Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Они были выполнены тщательно, но поверхностно. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался родственниками «человеком несостоятельным».

Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге (1865-1868), был вольнослушателем Академии художеств (1871) – Как художник сформировался под влиянием И. Н. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Лето оказалось плодотворным: рисунок стал уверенней, точней.

Небольшой пригорок в левой части покрыт высокой пушистой травой. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Здесь он познакомился и стал дружен с такими известными русскими художниками, как Иван Крамской и Иван Шишкин. Но для художника природа — прежде всего обитель людей.

Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Валаам., М., 1937 Федоров-А. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

По какой причине, неизвестно. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И. И. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Прежде всего это большая материальная убедительность изображаемого. «Если бы ты видела, Женя, степь, – писал Федор сестре.

В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. В этот простой незатейливый сюжет художником вложено много теплоты и искренности.

Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: «Оттепель», «Вид на Волге» и «Зимний пейзаж», доставившие ему известность. Родился 10 февраля 1850г., умер 8 сентября 1873 года.

Все наполнено бодрой могучей силой и, в то же время, естественно и просто. За домами несколько одиноких деревьев и за ними синяя полоса цели. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт.

Он работал много и вдумчиво. Простоте мотива соответствует сдержанность колорита. В Крыму В. провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: «Болото» и «Крымский вид», за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Когда художник был в силах работать, он возвращался к милым его сердцу родным «русским» мотивам. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи.