Википедия Ренуар

Ведь так трудно судить о самом себе. Один из рабочих Леви, Эмиль Лапорт, занимался на досуге живописью маслом. С середины 60-х годов Мане постоянно бывал в кафе Гербуа на авеню Клиши (прежде Большая Батиньольская улица), неподалеку от квартиры, где он жил на Бульваре Батиньоль.

В сфере художественных интересов Ренуара оказалось и раннее творчество Эдуара Мане, в скандальной «Олимпии» и «Завтраке на траве» предпринявшего попытку примерить на своих современников одежды старого, классического искусства. В 1875 году вместе с Сислеем, Бертой Моризо и Моне художник устраивает в отеле Друо аукцион картин, оставшихся не проданными после выставки у Надара. Но именно там, в музее, получаешь вкус к живописи, который одна природа не может дать. Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто.

Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина Лиза, написанная в 1867 году. Но в этом не было пренебрежения к мотиву. Войны, унесшие миллионы жизней, великие научные открытия, стремительный технический прогресс информационный бум – все это в корне изменило представление человека о мире и о самом себе, привело к кардинальному переосмыслению моральных и эстетических ценностей, к созданию новых форм восприятия и отражения действительности, так или иначе затронувших все виды художественного творчества.

  • Художник Пьер Огюст Ренуар – картины, биография
  • Пьер Огюст Ренуар – биография информация, личная жизнь
  • Пьер Огюст Ренуар: жизнь и творчество художника
  • Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные факты

А в 1897 году с Ренуаром случилось несчастье. Вам нужно было бы сделать нос подлиннее. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. Так домашняя легенда повествует о рождении художника Ренуара.

Она была выставлена в Салоне весной следующего года. Он предложил Ренуару пользоваться его холстами и красками. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. Отсутствовали лишь работы Мане и Сезанна. С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли.

  • Ренуар ОгюстКартины и биография
  • Напишите отзыв о статье Ренуар, Жан
  • Отрывок, характеризующий Ренуар, Жан
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • О знаменитости:Французский кинорежиссер
  • Пьер Огюст Ренуар – афоризмы, цитаты, высказывания
  • «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств

В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность.

Летом, в дождливый день в Эссуа, он упал с велосипеда и сломал правую руку. Одна из очаровательнейших черт ренуаровской живописи – это пристрастие изображать состояния переходные, в коих отсутствует определенность настроения и действия, что позволяет дразнить воображение зыбкостью и неустойчивостью чувств, возможностью неожиданного поворота событий. Моне бросился в погоню за ускользающим и непослушным «мгновением», стараясь в бесчисленных вариациях одного и того же сюжета возможно более точно зафиксировать малейшие изменения его световоздушной характеристики. Ее звали Алин Шариго и в 1880 году ей был 21 год.

  • Интересные факты из жизни художника
  • Неизвестные и интересные факты биографии
  • Французские художники импрессионисты
  • Краткая биография Огюста Ренуара
  • Поиск значения / толкования слов

Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара. Название ресторан получил из-за вкусных галет, которые здесь подавали. Это соприкосновение с процессом создания фильма положило конец всем сомнениям Ренуара.

Характерность избранного художником мотива несомненна. Недаром Ренуар писал ее трижды. Гьер великолепен.

Алин пыталась лечить Ренуара, они перепробовали все целебные воды Франции. Городским, сельским ли был сюжет – это не имело для них никакого значения. По словам известного историка искусства Лионелло Вентури, «импрессионизм по-своему способствовал признанию достоинства обездоленных классов, выбирая самые простые мотивы, предпочитая розам и дворцам капусту и хижины». Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским».

Появляются Ночь на перекрестке, Сука (одна из значительных его работ), Шотар и К, Мадам Бовари, анархистский по своему духу фарс Будю, спасенный из воды. Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца. Огюст Ренуар отчетливо осознавал, какую роль в его будущем сыграла семья. – Я часто спорил об этом с некоторыми из моих друзей, которые противопоставляли мне совершенное предпочтение работы на природе.

Франсуа Трюффо отмечал: «Он повлиял на всех нас не только как кинематографист, но и в мировоззренческом плане: как философ, писатель, как человек большого ума Ренуара интересовали живые люди. Но они не сливаются с ним. – Мы чувствовали локоть друг друга и поддерживали друг друга. В тот день он умер. Его скованное параличом и подагрой тело уже было не в состоянии удерживать жизнь.

Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. Завсегдатай кафе Гербуа Фантен-Латур в 1870 году написал еще один групповой портрет. В прошлом остались трепет прикосновения, вибрация света и тени. Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного. Это всегда только расцвет и никогда – увядание.

Ведь, по его собственным словам, яблоко не может созреть на сливовом дереве. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа. Через год, после серьезного ранения, он демобилизуется. Много лет спустя Ренуар комментировал: Я изо всех сил постарался, рисуя модель.

Но жизнь, тем не менее, входила в свое русло. Они получали свои прозвища – Булочница, Большая Луиза. Но и в последнем проблеске сознания, в своем последнем желании этот человек остался верен себе: он попросил карандаш, чтобы набросать модель вазы, так как, всю жизнь создавая прекрасное, хотел создавать его и в свою последнюю минуту. Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего.

Художник Пьер Огюст 
Ренуар – картины, 
биография

В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась. Живопись Ренуара легка и стремительна. В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже. Церковь Сен-Пьер хотели снести в 1850 году.

Я вижу его не в монтаже, а в актёрской игре»9. То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины «Девушки в черном» (1885). Еще важнее было то, что его родители знали Эдуарда Мане и Базиль много раз был у него в мастерской.

Именно Базиль первым заговорил уже в те годы о необходимости объединиться в группу. Словом, я очутился в тупике». Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Его в первую очередь занимает игра оттенков.

Сюда входят практически все лучшие его работы. Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов.

С этого момента имя Эдуарда Мане стало неразрывным от представления о новом искусстве. Каждому из них она виделась по-разному. Мне казалось, что во Франции невозможно создать что-то своё», но, посмотрев «Пылающий костёр» с Мозжухиным в главной роли, он изменил своё мнение. В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности.

Зимой 1883 года Ренуар вместе с Клодом Моне путешествовал по Ривьере. Ренуар никогда не отличался крепким здоровьем. Выставка вместе с ними омолодила Ренуара, стала неожиданной радостью. Ренуару нравилось, что его отец и мать были людьми простыми:.

Ренуара всегда отличала высокая работоспособность, он испытывал настоящее удовольствие от живописи и отдавался делу сполна. Уже во время первой недели обучения произошло столкновение между Ренуаром и Глейром. Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма.

У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Я немножко принадлежу школе папаши Коро. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. После второго ранения война для него закончилась. В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него.

Деревня Эссуа стала постоянным местом пребывания Ренуара с семьей. Но он не единственный. Нужно делать живопись своего времени. Ренуар работал несмотря ни на какие сложности. Во французской кинопрессе 1950-х годов создаётся настоящий культ Ренуара. Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара.

Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. Вскоре трудолюбие Ренуара начало приносить плоды. Отношения между ним и его старыми друзьями стали несколько скованными, частично из-за различия мировоззрений.

Иногда наступало обманчивое улучшение, но ненадолго. Такой была Жанна Самари известная актриса «Комеди Франсез». В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара.

80-е годы в творчестве Ренуара принято называть энгровским периодом. Это, однако, было не слишком популярно в Школе. На каждом этапе художник постоянно совершенствовался и открывал нечто новое.

Такова лишь видимость. Отец его был портным.

Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости. Дома его окружали друзья, старые и новые. Однако среди них уже не было импрессионистов.

Подобно Мане, в «Диане-охотнице» (1866) и «Обнаженной с собакой» (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой «вечного». Целый ряд художников, писавших маслом, работали очень аккуратно и точно, вплоть до педантизма, тогда как другие все больше склонялись в сторону экспериментов. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

История эта началась немного раньше, примерно в 1880 году. Случались в течение этих двадцати лет наступившего XX века и большие радости. Ночью над ним ставили конструкцию из проволоки, чтобы простыня не прикасалась к телу. Для Ренуара это было успехом и обещанием новых заказов.

Было очень торжественно. Любимыми художниками Пьера были А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонар, Г. Курбе. Позже Габриэль стала одной из любимых моделей старого Ренуара.

Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы. Для Ренуара он стал одним из самых близких людей. Но все же в них кроется отражение вполне реальной ситуации, начало которой, скорее всего, положило путешествие по Италии в 1881 году. Подлечившись, Ренуар снова возвращается на фронт, на сей раз уже в качестве летчика. Параллельно занимается литературным трудом. Ренуар – певец радости. Дождь идет целыми днями, но то немногое, что я сделал или сделаю, является прогрессом.

Часто художник делал наброски Алин, кормящей ребенка. Этот эксперимент имел большой успех. Чтобы этого достичь, он отказался от традиционного толкования композиции, придав своей картине вид моментально сделанного снимка. В отличие от Эдуара Мане, за несколько лет до этого в своей знаменитой и скандальной «Олимпии» решавшего практически ту же самую задачу, Ренуар не прибегнул к сюжетным одеждам, чтобы оправдать свою героиню. Ренуар восхищался им и всегда испытывал некоторое волнение, думая о нем. Чего еще желать.

Золя в статье для Вольтер объяснял позицию Ренуара так: Месье Ренуар первым понял, что никогда не получишь заказов таким способом (с помощью выставок импрессионистов) а так как ему надо было жить, он снова начал посылать свои работы в официальный Салон, за что и был назван ренегатом. Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад. Он был шестым ребенком. Среди друзей, оставленных Ренуару Бертой Моризо, был и писатель Стефан Малларме. Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены.

Он работал до последних мгновений. Посмотрела фильм Жиля Бурде про "Последнюю любовь Ренуара", который с таким же успехом можно было бы назвать "Первой любовью Ренуара", поскольку двадцатилетний Жан Ренуар до прекрасной Андре скорее всего переживал только детские влюбленности. Фильм всячески рекомендую любителям красоты, поскольку удивительные пейзажи, женщины интерьеры радуют глаза и душу. Разумеется, он интересен не только этим. Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом.

Все это мастерски схвачено широкими, быстрыми, как в набросках, движениями кисти. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. В чем-то он стал таким, какими были они. Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару. Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость.

Ренуар никогда не был склонен переоценивать себя. Он хотел быть не красивым, а естественным. Восходящее солнце».

Каждый поет свою песню, если у него есть голос. С того дня минуло шестьдесят пять лет С позиций истории не бог весть как много. Несмотря на болезнь Ренуара, дом всегда был оживлен. Он не выставлял свои работы на выставках импрессионистов в 1879-1880 и 1881 годах. Друзья не ленились провести время в поезде, чтобы повидаться с ним.

Отныне Ренуар проводил часть каждого лета и каждой зимы за пределами Парижа. А. С. Пушкина. Мэтр прибыл.

80-е годы становятся временем, когда Ренуар вступает в полосу успеха. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил.

Лучшее из произведений подобного рода у Ренуара – «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» – пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме.

Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее. По вечерам Огюст посещал школу живописи. «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в веселом многоцветье Монмартрского праздника, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. Ведь даже у сдержанного в цвете Камиля Коро он восхищался тем, что не каждый замечал: Папаша Коро говорил: Когда я пишу, мне хочется стать животным. Монмартр постепенно обрастал жилыми кварталами.

Во время учебы у Глейра они собирались обычно в Клозери де Лиля. 90-е годы принесли в жизнь Ренуара и радость и горе. Ренуар встретил девушку напротив своего дома в молочной мадам Камиль на улице Сен-Жорж.

Я ему предсказываю блестящее будущее в искусстве сделайте для него все, что можете. Да, безусловно, это был цвет, как и для всех его друзей. Женщины были одной из главной тем его творчества и Ренуар, восторгавшийся Тицианом, отчасти перенес в свое творчество образ тициановской женщины, рыжеволосой (по венецианской моде того времени, когда дамы мыли для этого волосы коровьей мочой, что не сделаешь ради моды. ) и с красивыми формами. Ренуар сделал это раньше других, так как у него не было денег, чтобы оплачивать учебу.

Клиенты не узнают своего идола. Взгляды на жизнь Дега пессимистичнее и скептичнее, в его картинах в поэтический мир вторгаются грубые разрушительные силы реальности, привносящие в бытие «маленького человека» драматическую интонацию. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как «Купание на Сене» (1869) из ГМИИ им.

Основное ядро составляли произведения Дега, Ренуара, Моне, Моризо, Сислея и Писсарро. В милой обаятельности лиц, в грациозной простоте движений, в тонком великолепии пейзажа, во всей атмосфере этой сцены не ощущается ли что-то уже виденное и знакомое. И как уродливое свидетельство наступления того нового, что так ненавидел Ренуар, с конца 70-х до 1923 года все выше поднималась на самой вершине Монмартра, почти прижимаясь к стенам Сен-Пьер, церковь Сакре-Кёр. Так, экранизация водевиля Слабительное для ребенка произвела своего рода революцию. Подводя итог работы в немом кинематографе, Ренуар заявил: «Я снял всего один фильм— Нана остальное— это спорт и коммерция» Финансовая неудача фильма, который он же частично и финансировал, заставила режиссера перейти к постановке чисто коммерческих картин, преимущественно костюмных исторических мелодрам.

В какой-то степени это предопределило черты торжественности, которые несколько неожиданно возникли в его интимизированном и лирическом искусстве, – «Зонтики», «Танец в Буживале», «Большие купальщицы».

Мысль о работе в кино меня не посещала. – так пишет в своих воспоминаниях торговец картинами Дюран-Рюэль. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей. Среди них: «Маркитта» (1927)— романтические похождения принца одного из государств Центральной Европы «Турнир» (1928)— историческая реконструкция, снятая в Каркассоне «Колонии» (1929)— фильм, снятый по заказу французского правительства в ознаменование сотой годовщины завоевания Алжира «Лодырь» (1928—1929), который был комедией в американском стиле.

Но это не было бы только хроникой. И нам надо принять в нем участие, – говорил он Ренуару. Там он делал наброски. Но это все уже что-то.

Однако и первые и вторые старались понравиться зрителю. Нужно, чтобы они оставались тем, чем Бог их создал, фоном, как у Джорджоне. Она не предполагает выделения центра. Годом позже по этим эскизам и наброскам он написал картину Материнство. Это стоило жизни Алин – она умерла через год, оставив Ренуара одиноким.

Правда, в ту пору Ренуар отдает предпочтение американским лентам, которых пересмотрел множество. Но красота остается.

Нет ни одной четкой линии. Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность» импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера. Всякий человек имеет право на счастье. Художник стремился работать, поскольку считал, что еще не достиг совершенства. И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства.

Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты и объемы и формы предметов и ритмический рисунок и в конечном счете настроение – как, например, в картине «В саду», небольшой, но для Ренуара чрезвычайно характерной. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать. Однако именно это последнее падение оказалось роковым. И здесь во всем как бы царит случай.

Как вспоминает Воллар, «на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей» ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно. когда я думаю, что мог бы родиться у интеллектуалов. Все было в движении, свет постоянно менялся. – пишет Ренуар Дюран-Рюэлю с редким для него восторгом. Зачем писать, когда с таким удовольствием можно просто смотреть.

В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. Как это ни печально, но именно их пример заставил Ренуара сесть на велосипед в том самом, 1897 году, когда начались его несчастья, – они все приезжали к нему в гости на велосипедах.

Ренуар утверждал тогда: «Ритм превыше всего. Ему казалось, что он не умеет ни писать, ни рисовать. Монмартр привык видеть Габриэль с Жаном, которого она носила на спине. В творческой жизни Ренуара 80-е годы не были столь безмятежными. Его герои всегда очаровательны и безмятежны. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств.

За несколько дней до смерти он сказал :" Я все еще двигаюсь вперед". Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро. Ренуар наименее театральный их всех режиссёров, он пошёл дальше всех в критике театра. Младший, Клод, стал художником-керамистом. Силуэт фигуры почти погашен.

С приходом звука в кино наступил новый период в творчестве Ренуара. И, что самое удивительное, письмо действительно доставили Ренуару. На два года он погружается с головой в учебу.

По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи. В достижении совершенного слияния его художественной манеры с образной сутью изображаемого как раз и кроется яркость ренуаровской поэтичности, лишенной психологической подосновы, в существе своем безыскусственной и импульсивной. Тем не менее даже в этом портрете Ренуар не вполне отказался от своих идеалов. Мы видели все или почти все, от Марселя до Генуи. Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. С этого момента он перестал участвовать в выставках импрессионистов. Все зыбко, неуловимо и подвижно. Во-первых, мне на это наплевать.

Кинематографом увлекался с самого детства, про что он пишет в статье, опубликованной журналом «Лё пуэн» в 1938году: «Мне пришлось долгое время ходить в кино по три раза в день. Однако, кроме семьи, у Огюста Ренуара был еще один воспитатель – Париж. И в то же время он ближе остальных к театру». Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. Глейр взглянул на мою картину и сказал ледяным голосом и с ледяным выражением на лице: По всей вероятности, вы рисуете ради собственного удовольствия, не так ли. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений.

Творческий путь Ренуара неотделим от импрессионизма, одним из создателей которого он был, становление и развитие которого есть суть его собственной художественной и мировоззренческой эволюции. Я думаю, что мне удалось сделать шаг вперед к уважению публики, маленький шаг. Сам Ренуар именовал этот период «кислым». В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство.

Я в восторге от того, что я сделал, все довольны. Так продолжалось два или три года. Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально. Именно в музее учатся писать, – говорил он.

Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. Эта попытка вновь обернулась провалом. – говорил он.

От имени режиссёра (который был тяжело болен) награду за него получала Ингрид Бергман, которая в своём выступлении отметила, что все фильмы Ренуара отличают присущие ему индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм, главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни проявлялась их сущность: от благородства до безумия. Литератор из группы наби издатель журнала символистов Ревю бланш Тадэ Натансон, оставил яркое описание Ренуара в 1896 году: Постоянное возбуждение ускоряет походку Ренуара, горбит и выпрямляет его спину, заставляет двигаться его изуродованные пальцы, делает нервным непрерывное движение его худого тела, на котором складками висит развевающаяся одежда. И происходило это еще и потому, что, будучи, как и все импрессионисты, теснейшим образом связанным с натурой, он тем не менее никогда не был ее рабом.

Ренуар и здесь остается самим собой. Многогранность его таланта вызывает восхищение. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. Импрессионисты в большей степени, чем их предшественники, последовали этому призыву Торе.

Ренуар сразу заметил в ателье высокого изящного юношу, по-настоящему элегантного элегантностью людей, которые дают разносить новые ботинки своему лакею. Я ошибался, тем лучше. Именно с этим портретом связаны значительные события в его жизни. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи. Проворные пальцы все время дергают и поглаживают седые усы и бороду. Для Ренуара все это имело большое значение – одним из предметов его постоянной любви всегда оставался старый Париж.

Это успех. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе». 70-е годы стали временем созревания импрессионизма.

В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. «Обнаженная» (1876) из ГМИИ им. К этой особенности человеческого зрения и апеллируют импрессионисты именно в ней суть так называемой «мгновенности впечатления», открывающей им возможность фиксировать дыхание жизненного потока в любой ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. Его наставниками были Жан Башле, Морис Люсьен, Борис Кауфман и Кристиан Матра. В фильме словно оживают картины Пьера-Огюста Ренуара и одновременно кадры из фильмов его сына известного режиссера (два Оскара и много других наград) Жана Ренуара.

Ему повезло, что происходит не всегда. На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Она жила совсем рядом, вместе со своей матерью и зарабатывала шитьем.

Я уже не говорю о каштанах и картошке испеченных в золе, с маленьким стаканчиком Кот дОр. Взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алин невозможно было не заметить. Дега все более увлекался пристальным изучением профессиональных навыков и поведения человека, постепенно подменяя живое, непосредственное наблюдение холодным аналитизмом. В ней равнозначен любой участок холста.

Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. Они совершенно убеждены в равноправии любого аспекта современности. Сначала мы были группой, – говорил старый Ренуар Жану. Это предоставило ему возможность избавиться от этого революционного образа, который изрядно пугал художника, по его собственному выражению. Это портрет в полный рост его молодой подружки Лизы. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья.

Это произошло, но позже, уже после гибели Базиля во время франко-прусской войны, – ему так никогда и не пришлось выставиться вместе с другими и получить имя импрессиониста. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста. Он пришел к Ренуару сам. Она догадалась, что этот странный персонаж был гением в своем роде. После окончания учебы художник Пьер Огюст Ренуар отправляется в трудное плавание по завоеванию славы и обеспечению дохода. Здоровая крестьянская кухня мадам Ренуар, ее знаменитый буйабез славились в их кругу.

Именно от родителей он получил и пронес через всю жизнь уважение к ремеслу. А затем, держа в руках награду, она обратилась прямо к камере и добавила: «В благодарность за всё, чему ты научил молодых деятелей кино и зрителей всего мира, я говорю тебе от их имени: Спасибо, мы тебя любим, Жан»11.

Дюран-Рюэль, которому пришлось пережить нелегкие времена в результате очередного экономического кризиса, весьма зависел от результатов этой выставки, а новое понимание искусства только-только начало завоевывать признание в широких кругах зрителей. Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Философия Ренуара— терпимость, милосердие, желание понять окружающих», его творчеству посвящена книга Андре Базена («лучшая книга о кино», по определению Франсуа Трюффо).

Однако на фотографиях мы видим в первую очередь цепкий горящий взгляд художника. Творческая зрелость приходит к импрессионистам примерно в одно и то же время – с наступлением 70-х годов, положивших начало лучшему десятилетию в их искусстве.

Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом. Осенью Ренуары уехали в родную деревню Алин Эссуа, в Шампань. Случайно или нет, но Фантен-Латур выделил именно Ренуара, как бы отдавая должное роли этого молодого человека в уже сформировавшейся группе. Пьер Огюст Ренуар – французский художник-импрессионист, родился 25 февраля 1841 года во Франции в Лиможе. Линии рисунка стали четкими и определенными. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.

Она приехала, когда Пьер был уже большим и главной ее заботой стал Жан. Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас.

В сотрудничестве со своим дядей Клод Ренуар создал свои лучшие работы, среди которых «Тони», «Загородная прогулка» и «Река». В них заключено сияние и одновременно нежность. Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок.

Появление в ателье Глейра Клода Моне не могло пройти незамеченным. Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности. Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме – визуальное наблюдение. Стало понятно, что его истинный путь – кинематограф. Приемов не устраивали, дом был открытым и собирал самых разных посетителей.

Против них тогда поднялся всеобщий бунт возмущенного общественного мнения. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. На замечательном портрете из ГМИИ им. Это была мадам Ренуар.

«Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. И потом, на пленэре не видишь, что делаешь». Бальзак и Флобер приступили к изучению «Человеческой комедии», сделав проблему «Человек и среда» проблемой века. Страдания проходят.

Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной.

Если бы он сдался, мы были бы лишены многих прекрасных работ. Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Ренуар с друзьями тоже перебрались туда с левого берега Сены. Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Ренуара по специально сделанным для кресла рельсам выкатывали в сад, где он писал. Именно сейчас, когда у меня больше нет ни рук ни ног, мне хотелось бы писать большие полотна, – говорил он молодому художнику Альберу Андре, ставшему в последние годы Ренуара ближайшим другом дома.

И он страдал оттого, что разрушается старый Париж, его Париж. К счастью, этого не произошло и на рубеже XX века она была реставрирована. Летом 1884 года Алин ждала ребенка и Ренуар ездил один. Этого нет у Ренуара. Воллар стал маршаном, другом и биографом Ренуара.

Не уверен, что он правильно меня понял, – добавил Ренуар. В состоянии депрессии он уничтожил целый ряд сделанных работ. Иногда это лицо мелькает в толпе на площади Пигаль, оставляя ощущение мимолетного счастья.

В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. В конце 70-х – начале 80-х годов Ренуар приобретает определенную известность, а вместе с ней заказы. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями.

Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. В начале 60-х годов Ренуар сближается с художниками, которые позже станут основой сообщества импрессионистов. Жизнь на Монмартре в ту пору была еще простой, как в деревне.

Но вскоре наступило ухудшение. Сменив несколько домов, Ренуары купили там виллу Колетт.

Алин чистила его палитру, мыла кисти, снимала краску с неудавшихся участков полотна. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. Жан с юных лет занимался живописью, затем керамикой, посещал театры, много читал. Сегодня вечером горы были розовыми.

Портрет написан сочетанием мелких вибрирующих и широких пластичных мазков, позволивших Ренуару вплавить в живописную поверхность десятки разнообразнейших оттенков цвета. – Горизонта нет совсем. – В саду служанка, похожая на цыганку, даже не попросила меня подождать, а сразу показала мне коридор в доме, откуда выходила молодая дама, вся кругленькая и добрая, как на некоторых пастелях Перроно горожанки времени Людовика XV. Я боялся, видя большое количество выставок-однодневок.

И только Ренуар смог передать потомкам обаяние его независимой личности. Вторым, а может быть и первым, главным событием этого периода жизни Ренуара была встреча в ателье Глейра с теми, кто стал его лучшими друзьями на всю жизнь и единомышленниками в искусстве. Это историческая картина.

Я возвращаюсь с большим сожалением в Париж, где твердые воротнички, забытые на долгие месяцы, снова начнут действовать мне на нервы. И потом, в один прекрасный день, вдруг никого больше не стало.

Неудовлетворенность прежней импрессионистической манерой живописи толкала художника к поискам нового, которое он по-прежнему искал в еще более старом, классическом искусстве. Ренуар в живописи Делакруа, вероятно, видел нечто свое, особенно близкое ему. И хотя режиссер умер в Калифорнии, его прах покоится на родине рядом с могилами предков. Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом. Ренуар говорил, «что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи Сердце мое принадлежало Диазу».

В 19 лет Клод приходит на съемочную площадку к дяде Жана, который снимал «Ночь на перекрестке» и попадает в операторскую группу. Во время долгого лечения единственным его времяпрепровождением опять становится кинематограф. Его девиз «вижу – изображаю», явившийся логическим следствием всего хода развития европейского искусства нового времени, первым звеном которого был Ренессанс, а последним выпало стать импрессионизму. И, наконец, в 1881 году, в картине Завтрак лодочников появляется ее портрет: она изображена в левом нижнем углу холста, в причудливой модной шляпке, с пекинесом в руках. Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения «порядочной публики», события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев.

Она и впрямь была худенькой. Это славный и достойный путь многих художников. Именно живопись удерживала его в жизни. Я абсолютно счастлив и я не умру, прежде чем не закончу мой шедевр. Здесь есть красивые мотивы, которые я не смогу написать. Эта же черта присуща «Завтраку на траве» (1866) Клода Моне, «Семейному портрету» (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея.

В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Пьер и Жан вернулись с войны ранеными.

В отличие от своих предшественников – барбизонцев они вовсе не собирались становиться добровольными затворниками уединенных лесов Фонтенбло и врагами «современной цивилизации», справедливо полагая, что солнечный свет и дрожание воздуха одинаково прекрасны и красочны и в кроне цветущего дерева и в звенящей ряби реки и на загорелых лицах гребцов, завтракающих на террасе кафе где-нибудь в Аржантейе и на скромном платьице молоденькой горничной и на прокопченном металлическом кожухе дымящего под сводами вокзала Сен-Лазар паровоза. Здесь и родился в 1894 году Жан, второй сын Ренуара и Алин Шариго.

На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. В торжественной обстановке она была показана Лапорту в доме Ренуаров. Кисть приходилось вкладывать в его пальцы. Базиль, Моне и Ренуар изображены там вместе с Мане в его батиньольском ателье. В 80-е годы Ренуар много ездил. С годами все чаще он обращался мыслью к декоративной живописи великих итальянцев.

Дочь Берты Моризо, Жюли Мане, описывает в своем дневнике похороны Малларме в 1898 году. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз («Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло», 1866). Так как начинается Возрождение. Они упрекали Коро в том, что он перерабатывал свои пейзажи в мастерской. Наконец, они остановились на деревне Кань.

Он сам признавал, что нарисовал ее исключительно ради выгоды. Неудобство Италии, – говорил Ренуар Жану, – в том, что это слишком красиво. Все великолепно. Здесь под влиянием Вергилия он даже начал писать стихи.

Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Именно с этим фактом связано появление первой картины будущего импрессиониста. Он был внуком известного французского художника Огюста Ренуара и племянником кинорежиссера Жана Ренуара. Но в этом хрупком человеке была заключена фантастическая жажда жизни и страсть творчества.

Трудно любой из них отдать предпочтение. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана. Эдмон Ренуар вспоминал: Это было как будто вчера. Он умер от пневмонии в Колетт 2 декабря 1919 года, успев закончить свой последний натюрморт с анемонами.

Огюст Ренуар, произведения которого в этот период еще находятся под влиянием барбизонцев, Курбе, Коро, Прюдона, постепенно вырабатывает собственную манеру письма. Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности.