Википедия Виктор Попков

Исключительным по своему значению является Мезенский цикл, который был создан по впечатлениям от неоднократных поездок на Русский Север, в деревни на реке Мезень. Но ксередине 1960-х «оттепель» сошла на нет. ВАЛЕРИЙ КОМАРОВ. Общеизвестны ее иллюстрации к «Усатому-полосатому», «Галке» и многим другим. Лестница вниз, летящие осенние листья, лужи дождя.

Стыдно, правда. В каждой картине – характер и судьба. вы можете запросить все в системе с коробкой. (Студенты сами оплачивали работу натурщиков и поездки на этюды). Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение».

В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира). В том же 1958 году, когда состоялась защита, Виктор вместе с женой переехал из Подмосковья в коммунальную квартиру дома в Молочном переулке, на стене которого сейчас висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил и работал художник Виктор Ефимович Попков».

  1. Виктор Попков: Художник на вдовьей земле
  2. К 80-летию известного художника: вышла книга «Виктор Попков»
  3. Попков Виктор Ефимович, художник
  4. Темы дня: Березовский – Китайская поэзия – «Юби» – Хармс – Балканы – Соковнин – Азадовский
  5. Виктор Попков: Я все равно буду живописцем
  6. Первые шаги на творческой стезе

Работы были навеяны произведениями классиков русского авангарда (в частности, Кандинского): абстрактная «Композиция» (1965-1966) и «Вариация на тему Ороско», вдохновленная работами мексиканского монументалиста. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение). Для него родная земля не была пустым понятием. Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков. » Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. «Иногда казалось, что художник писал все, открывающееся глазу, не производил отбора», – отмечает В. Манин.

Виктор Попков родился в многодетной семье московских рабочих 9 марта 1932 года. Волга была инкасстаорской к тому же после недавнего ограбления в Севастополе инкассаторы получили разрешение в случае опасности открывать огонь. Мы стояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. В каждой картине – характер и судьба. Здесь единый образ— поэта иРоссии— земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Это не напрямую религиозные сюжеты, но вэтих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Напишите отзыв о статье Попков, Виктор Ефимович
  3. Отрывок, характеризующий Попков, Виктор Ефимович
  4. Записки переводчика с Андреем Десницким

Ставил перед собой задачу встретиться с Масхадовым, однако ни в этот раз, ни в две последующие поездки (в январе и феврале 2000) это не удалось зато на средства общественного комитета «Гражданское содействие» им была закуплена мука и доставлена в предгорные села Шалажи и Гехи-Чу, куда никакие гуманитарные грузы до тех пор не доходили. В любой картине он сам незримо присутствует как персонаж. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «ВСоборе» (1974 год).

По сути, он всю жизнь бодался с властью. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Рьяно боролись сформалистическим, как они называли искусством». Общественная жизнь стала оживать. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. В марте 1995 принимает участие в организации «марша мира», когда несколько десятков человек, в основном матерей погибших солдат, проехали и прошли под антивоенными лозунгами из Москвы в Чечню.

Да почему они одни. Пушкин»— Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью вМихайловском икажется, будто он написал все как было, снатуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, вкотором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. В апреле вновь в Чечне, где в ночь с 22 на 23 апреля, наконец, встречается с Масхадовым.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  3. Попков, Виктор Ефимович Информацию О
  4. ТВ ХУДОЖНИК Попков Виктор Ефимович
  5. Художник Попков Виктор Ефимович
  6. ТВ ХУДОЖНИК ч2 Попков Виктор Ефимович

Деятельность КОПОРЧ возобновляется. В это время в творчестве Попкова можно выделить несколько линий. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Учеба в Суриковском стала важным этапом в формировании Попкова-художника.

Виктор Попков: Художник 
на вдовьей земле

Он органически не принимал лжи и несправедливости. Чекист (1963), Звонок в дверь (1964), воссоздающие атмосферу годов репрессий, не оставили камня на камне от былой репутации певца соцреализма. Взнаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению. Его вообще не должно было быть в этот день в Мо скве. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Защита прошла с блеском.

Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». В будущем эта кажущаяся «неудача» с поступлением на факультет живописи даст Попкову возможность не только стать прекрасным художником-графиком с узнаваемой сильной и уверенной манерой рисунка, но и во многом заложит основу его неповторимой индивидуальности живописца.

Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Герои «Весны», занятые тяжелым трудом, в будущем займут место на полотнах сурового стиля, который прославит мастера. На картине— мать молится, сын внимательно вслушивается вее молитву идуша приучается кБожественному слову, проникается им. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину «Строители Братской ГЭС» обласкан властями.

Алексич, Г. Б. Другое детское потрясение вполне могло стоить мальчику жизни. Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником.

Внимание к персоне живописца не случайно. Постепенно устраивавшуюся жизнь прервала война, на которую отца провожали всей семьей. Что такое соцреализм. правда, он и этого не умел. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Практически все завоевания, совершенные советской культурой за короткий период оттепели, были подвергнуты серьезной опале. Другая важная тема – размышления о месте художника в мире и о природе вдохновения: «Владимирские художники», «Художник в деревне» (1967), «Воскресенье» (1967) и «Мой день» (1968). Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках.

Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. На итоговой выставке студенческих работ Попков поразил всех и количеством и, главное, качеством своих произведений: это не были сырые ученические «пробы пера», как у многих его однокурсников, в картинах Виктора ощущался настоящий художественный потенциал и творческая энергия. Понимая, как трудно приходится матери, дети во всем слушались ее, старались помогать. На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин).

В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. В обществе, которое, как декларировалось, поддерживало человека «из народа», художник с биографией Виктора Попкова должен был получить «зеленую улицу» для реализации своего таланта. Ей хлопали за такого сына. Однако с самого начала он пытался адаптировать "суровый стиль", стремился к максимальному проявлению своей индивидуальности.

На защите были мать, Коля, Клара, Витька Барвенко. Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. Одну из вещей – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», сопроводив прекрасным отзывом. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. При всей трагичности происходящего колорит полотна, звонкий, янтарно-золотой придает всему произведению некую просветленность. Ведь им, молодым актерам, писателям, художникам, доверили работу в Комитете по премиям. Судьбу его матери, Степаниды Ивановны (1909 – 1986) во многом определили события, выстраивающиеся в длинный трагический ряд и фатально повторяющие друг друга: ранние смерти отца, мужа и четверых детей, ни один из которых не дожил до своего пятидесятилетия. Он видел, как девушка выскочила из дома, поругавшись с матерью и бросила на снег ключ.

Учился в МХИ (1952-58) у Е. А. Кибрика. 18 апреля на выезде из села Алхан-кала по машине с Виктором Попковым и Розой Музаровой был открыт автоматный огонь из белой машины «Жигули» шестой модели. В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150работ мастера.

Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Но не уехал. Итолько я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Почему. »— «Дождь в душе», — ответил Попков. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Это было время «оттепели», время серьезных перемен. Жил в Москве.

Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули це Горького. и мандат президента Чечни для КОПОРЧ по осуществлению гуманитарной и миротворческой деятельности на территории Чечни, в том числе контроля за условиями содержания российских военнопленных, а также дает Попкову интервью, частично опубликованное в «Новой газете» (после выхода этого материала Министерство печати объявило газете предупреждение, которое было успешно обжаловано в суде). Это был настоящий успех. Это правда. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас уменя перед глазами».

Художник и его жена и жили и работали в одной комнате, параметры которой некоторым образом вошли в историю искусства: размер знаменитой картины «Строители Братской ГЭС» точно соответствует размерам стены комнаты в Молочном, невольно заставляя вспомнить Александра Дейнеку, написавшего одну из лучших своих работ – «Будущие летчики» – в крошечной пятиметровой мастерской. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Красный абажур, перекличка красного водежде ив вещах создают внутреннюю напряженность образа— здесь сосредоточенное постижение Смысла. Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь сматерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением— сочетанием белого икрасного вобразе матери исына.

Такая замечательная картина, аты молчишь. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов. Такси не останавливались.

Многие искусствоведы отмечали, что вобразе сына просвечивает ссылка киконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка свечной темой Богоматери смладенцем— темой жертвенной материнской любви имолитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Виктор Попков много путешествовал, любил Русский Север. Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие.

Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы. К этому времени, расцвету художника, относится и знаменитый Мезенский цикл: «Воспоминания. Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее.

Государственная премия СССР (1975). «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны и сейчас и будут современны всегда. Время не помогло этого художника разглядеть.

Картина раскрывается перед зрителем постепенно. На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей истилистически итематически. Мастеру достаточно мимолетной частности, чтобы показать с ее помощью нечто большее, да так, что эта частность окажется значительной и незабываемой. В 1969 г. Попков принял участие в выставке «ГДР глазами советских художников» : была представлена его картина «В окрестностях Берлина».

Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России. Летом того же года был посредником и наблюдателем в начавшемся переговорном процессе, в 1996 создает Комитет общественного патронирования обязательств России и Чечни (КОПОРЧ).

На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная". Обнажен, так как открыт для всех и искренен в своем творчестве. В этом был «драйв», азарт настоящего художника: не надо брать подсмотренных готовых сюжетов – это слишком просто.

Тогда в этом издательстве работали многие художники-нонконформисты (Оскар Рабин, Олег Васильев и др. ): работа с детской иллюстрацией была возможностью зарабатывать для художников, которым были закрыты пути для участия в официальных выставках. Официоз сталинской эпохи, выражавший государственную идеологию, начал понемногу уходить. Сидел, то бледнел, то краснел, а в целом был зеленый.

Все его программные полотна об этом. Была слышна трансляция. Попков вместе сдругими художниками тоже ездил на ударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми рать на мостовой. Она плакала, да и не только она».

Пушкин». Июль», задуманное здесь, в Мытищах, где прошло его детство и юность. На картине— фигура мальчика, застывшего впроеме дверей увхода вчасовню. Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души иона замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной икрасотой небесного пейзажа. Приятели прислонили раненого художника к дереву и разбежались.

Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Но время и ее не пощадило. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающим о свободе. В 1966 году он едет втворческую поездку на Север, вМезень итам начинает знаменитый «Мезенский цикл». Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению». Он вошел вискусство вконце пятидесятых, вкороткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой исуровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ вполитике— либерализации режима, ав искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма.

Узнав, что его работу опубликовали, Попков, по его собственному признанию, «плакал слезами радости» и в этой искренней, почти по-детски счастливой реакции на первую известность, есть какое-то чисто попковское обаяние: ни показного равнодушия к собственному успеху, ни сдержанного сознания своих достижений, вместо этого – переполняющая его трогательная чистосердечная радость, которую не смогло омрачить неизбежное самоедство художника. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. — обижался Попков». Попкова поразил строительный размах Иркутской ГЭС, где приехавшие студенты оказались погруженными в самую гущу рабочей жизни: огромные котлованы, проносящиеся МАЗы, колеса которых превышали человеческий рост, небо, словно ватманский лист, расчерченное гигантскими строительными кранами.

Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества. Виктор Ефимович познакомился с искусством американского абстрактного экспрессионизма и создал в начале 1970-х несколько цветовых вариаций в духе раннего Джексона Поллока и Аршила Горки. Дипломной работой Попкова в училище стал портрет писателя Николая Островского, работающего над романом «Как закалялась сталь». Судьба этой картины была печальной – разрешения на ее экспозицию художнику не давали. Там он вырос, там состоялась свадьба со Степанидой Ивановной.

Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни. Как-то очень жестоко. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок.

«Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам он вто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Будущий художник и его близкие жили как миллионы советских людей того времени: бедно, голодно, крайне стесненно. Вот и они сами тоже не знали. Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение.

Картина «Воспоминания. И в искусстве начались изменения.

Так, впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл Мезенские вдовы (1965–1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Слева старушка, справа молодая девушка. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. Публиковал материалы о войне в «Новой газете». В больницу Попкова привезли как банди та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда лось прояснить благодаря случайным свидетелям. Однако наряды с продолжавшей производственную тему картиной Бригада отдыхает (1962-1965), полотна Попкова стали экспрессивно–лаконичными (Мост в Архангельске, Белая лошадь, 1961), тяготеющими к лубочной манере (Полдень, Студенты на практике, 1964), зазвенели драматическими нотами непонимания между людьми – Развод (1966), Ссора (1967). Осенние дожди (Пушкин 1974) – все в ГТГ.

Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего. Художник обратился к трагизму русской деревни, воплотил её боль и лишения. Жил в Москве. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова.

Однако негласная социальная иерархия существовала и в СССР: сын вчерашних крестьян избравший себе творческую профессию, рисковал обречь себя на стойкий комплекс неполноценности. Картина «Весна в депо», созданная художником в 1958 году, на излете «оттепели», по своему оптимизму, ощущению радости жизни близка работам из серии «Транспорт», которые были приобретены Третьяковской галереей. Вэтих голосах эпохи— вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960–1970-х. Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да ктому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей иот безбожного времени. В своем дневнике об этом дне художник писал так: «Защищался последним из графиков. Все, что касается русской национальной культуры имеет огромный интерес.

Их стараниями – живопись объявили анахронизмом. Власть, втом числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания». Еле жив остался. И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна или серии».

Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, кпостижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов. «Северную часовню» удалось отстоять. Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна. Касательное ранение шеи получил водитель Попкова Курейш.

Безусловно, первые шаги молодого художника были на редкость успешными. Художники сурового стиля вцелом были вписаны всистему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма сего декларативной агитационностью. На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят вряд рабочие— сдержанные, мужественные, волевые. Сохранившийся альбом набросков Попкова за 1947 – 1949 годы (преимущественно натюрморты и портреты) демонстрирует впечатляющую быстроту обретения навыков: поначалу это совсем беспомощные рисунки, но очень быстро их сменяют более техничные и грамотные работы. Смирнов и многие другие, но своим главным учителем Попков считал Евгения Адольфовича Кибрика, в мастерскую которого он попал на четвертом курсе. На какое-то время он обращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека.

Президиум взамешательстве. И давняя студенческая композиция с бетонщицей – хорошее тому подтверждение. Приступ отчаяния. Есть жизнь, которая будет счастливой, мечты, которые сбываются, несмотря на все трудности – так же как в депо (на переднем плане картины) прорастает деревце с нежными зелеными листьями, чья хрупкость подчеркнута мощью огромных колес паровоза.

В это время к автомобилю подошел мужчина с инкассаторской сумкой, выстрелил в Попкова и автомобиль уехал. А Виктор Попков остался. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братской ГЭС» (1961). Попков писал, что ему хочется вкартинах «наряду сконкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое».

Наступало время последних шедевров: «Работа окончена» (1972), «Мне 40 лет» (1972), «Северная часовня» (1972), «Больной художник» (1972), автопортрет «Шинель отца» (1972), приобретенный Третьяковской галереей. Возможно, эта особая близость сверующей матерью явилась истоком того, что втворчестве Попкова все полнее начинает звучать христианский подтекст, который, впрочем, скорее просвечивает, чем явственно проговаривается. В искусстве появилось выражение личного отношения к миру и человеку. О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки.

Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Неожиданно выглядит в этом ряду немного хулиганская картина «Зимняя выпивка». Однако главное место в творчестве художника заняла близкая ему военная тема. Страшно. Когда писал «Шинель отца»— плакал.

Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности. Впереди – ее сотрудничество с различными издательствами и особенно плодотворное с издательством «Малыш», где она работала над оформлением книг Р. Киплинга, С. Маршака, Б. Житкова и многих других. Защитил диплом на отлично.

ЖАЛЬ ЧЕЛОВЕКА. Небо— «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих— этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории» иуже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичности, обыденности жанровой сцены ксмысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь скистью вруках». Художник Виктор Попков, яркий и самобытный художник «сурового стиля». Начался отход назад.

В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого ибыл сам Виктор Попков. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. С отличным дипломом его поздравляли все – от уборщицы до директора. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем». Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего.

«На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. Он собирался уезжать. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Пропустив год обучения из-за рождения сына, Клара окончила институт двумя годами позже, подготовив в качестве дипломной работы замечательную серию цветных литографий «Зоопарк». Председательствующий говорит, что мы подходим коценке деятельности прошлого Правления.

Последнее слово, которое нужно сказать в заключение, обошлось без всхлипываний. Степанида Ивановна осталась одна с четырьмя детьми: Николаю было одиннадцать лет, Виктору – девять, Тамаре – четыре года, а самому младшему – несколько месяцев.

Выучи детей, если сможешь». Он как Гагарин шпарит по красному ковру споднятым вверх мандатом. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Одну из них – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», три линогравюры приобрела Третьяковская галерея.

Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться вэтой нише надолго. Попков). В 1948 году Попков поступает в художественно-графическое педагогическое училище, незадолго до этого открывшееся в Москве. И в том, что Виктор посвятил себя творчеству, несомненная заслуга Степаниды Ивановны. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Три из тринадцати его линогравюр приобрела Третьяковская галерея, серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и, наконец, тоже была приобретена Третьяковкой.

Пускай вуглу вместо иконы портрет Карла Маркса— деталь достоверная: «рисунок смоей хозяйки, укоторой от мужа остались его убежденность, его чистота веры впартию, выраженная всвято оберегаемых идорогих портретах Маркса иЛенина вуглах избы» (В. И ВОСХИЩАТЬСЯ НЕЧЕМ. Попков с удовольствием писал старух.

Но художник, как его ни уговаривали, все же отказался от роли «модного» портретиста, осознавая, как губителен для творчества такой конвейерный подход. Попков тогда взнак протеста то ли всерьез, то ли вшутку постригся наголо. Вернее было бы отметить— правда, которая была нужна властям икоторая прямолинейно утверждалась через искусство. Оттепель навеяла иллюзии, что можно жить итворить свободнее— тогда развенчали культ личности Сталина, реабилитировали многих деятелей искусства инауки, репрессированных при сталинском режиме. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли за грабителя ивыстрелили вупор.

В 1975 году Виктору Попкову посмертно была присуждена Государственная премия. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Попков попросил водителя подвезти их. Где счастье, на которое они имели полное право.

Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Попков Виктор Ефимович (1932-1974), советский художник и график. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта ижизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется— отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». Для матери это один из самых счастливых дней.

Агде их мужья, дети. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Он отождествляет себя с белой церковью, зажатой серыми крышами города и завидует свободе голубей. Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны. В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли. В последние годы жизни Виктор Попков работал над большим полотном Хороший человек была бабка Аксинья (1973), которую можно назвать философско-этическим трактатом на тему жизни и смерти.

Был героем дня. Затем раненые в крайне тяжелом состоянии были доставлены в больницу 9 г. Грозного. Написанные в 1965-1968 годах картины Виктора Попкова Сон, Двое, Развод, Семья Болотовых, как и его портреты пожилых деревенских женщин, - это психологически точные, драматичные в своей сути слепки времени. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать исын», где изображает себя исвою мать.

«Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы идоверяться им». В СССР, в стране «победившего пролетариата», рабоче-крестьянское происхождение будущего художника, как ни странно имело не только свои плюсы, но и минусы. Художнику удалось уйти от однозначности «сурового стиля», во второй половине 1960-х годов он демонстрировал гораздо большую творческую свободу. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины.

Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Виктор прошел с первого раза в 1952 году, Клара – со второго. НО ТАК ОН СТАРАЛСЯ ВЫРАЗИТЬ ВЕЛИЧЬЕ СЕВЕРА, ЕГО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, ЛИРИЧНОСТЬ И ОБРАЗЫ СВЯЩЕННОЙ РУСИ. В 1957м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». В то время большинство абитуриентов старались поступить «на живопись» и дирекция института сознательно решила перебросить часть сильных ребят «на графику».

Приняв за такси ин кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Больше писем не было.

Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Он сам не знал, какую линию выбрать— у него их было несколько. Но главная задача была выполнена.

Приезжал из института и сразу садился рисовать. Искусствовед Г. Анисимов как-то показал мне альбом, подаренный ему Виктором. Происходило осмысление недавней истории страны. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова.

Становится членом правозащитного общества «Мемориал». Не помешала даже «двойка» за сочинение – Виктора все-таки принимают на курс, на котором вместе с ним оказались такие будущие мастера, как Купряшин, Калинычева, Насонов, Ткаченко. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Но самое главное произведение Попкова— его судьба. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Художник отмечал, что «Строители Братска» вдохновлены Кориным и Корнелиу Баба, «Бригада отдыхает» – русской иконой, «Двое» – Средневековьем и Боттичелли, «Мезенские вдовы» – графикой Гурия Захарова и живописью Эль Греко.

Однако здесь нет тяжеловесности и пафоса «большого стиля» предыдущих десятилетий. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Сурово возвышенные по эмоциональному строю картины Попкова начала 60-х гг. Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались втридцатые-сороковые годы, познакомиться ссовременными течениями западноевропейской живописи— словом, стало возможным прикоснуться ккультурной традиции, доступ ккоторой был перекрыт жестким идеологическим контролем вгоды сталинского правления. Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей идевушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм— это молодость мира иего возводить молодым». Вспоминал отца, погибшего на фронте.

Зритель видит только часть храмовых росписей— трех ангелов, осеняющих своим покровом всех входящих, написанных сияющим, радостным алым цветом по контрасту ссеребристой синевой северных далей. Прощание проходило вДоме художника на Кузнецком мосту. Например, полотно «Лето. Попков не случайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени.

А еще через некоторое время появился на свет младший сын Анатолий. Главным своим учителем Попков считал замечательного мастера Евгения Кибрика. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Но пока – чистые краски, обилие красного цвета, теплая палитра, энергия молодых, красивых героев – все это невольно воскрешает в памяти работы классиков соцреализма. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Картина «Мой день» тому свидетельство. В 1972 году закончена «Северная часовня».

Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. А Творчество Попкова глубоко национально.

Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его из петли. В отличии от своих сокурсников, которые искали живописные яркие места и образы, начинающий художник фокусировал свое зрение на прозаичных заурядных композициях. В этом произведении яркий солнечный день драматически сопоставлен с образом измученного, больного, но не сдающегося человека – словно в предвосхищение будущих неожиданных, островыразительных композиционных ходов, ставших впоследствии характерной приметой стиля зрелого мастера. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание». После этой встречи уПопкова рождается тема для новой картины. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972).

Художника-трибуна все касалось: и радость и боль общества. Через некоторое время Попков предложил всей компании поехать к нему домой. Получилось, написал реквием самому себе. Он из поколения, которое называют «шестидесятниками», пришедшими в искусство в конце 50-х годов XX века.

Художника Виктора Ефимовича Попкова относят к символам шестидесятых годов прошлого века. За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно вцентре композиции— прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха. И здесь Попков высказал что-то из «главного».

В конце 60-х гг. Замуж не выходи, четверо у тебя их. Читать ещё – ЭТО НЕ Я СКАЗАЛ. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»).

Сам Попков держал голодовку в течение 40 дней. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица».

Выше: что вы искали. Требовательный к себе, прекрасно учившийся и всегда стремившийся получить максимум знаний и практического опыта (вплоть до того, что, будучи на втором курсе, ездил на практику вместе с четвертым), Попков не был оторванным от жизни, погруженным только в свою работу художником. Все это станет в будущем чертой, отличающей Попкова от многих коллег-художников. На свадьбу сестры, несмотря на протесты матери, отдал все деньги, выданные ему на натуру.

«Осенние дожди. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Вдовы» (1966), «Одна» (1966), «Северная песня» («Ой, как всех мужей побрали на войну», 1968), «Старость» (1969).

Он мне объяснил смысл своего замысла так. Он умел учиться, а это верный признак таланта. Налицо был большой социальный успех.

И она его не щадила. Можно без преувеличения сказать, что символами жизни и творчества Попкова стали его известные натюрморты с лоскутными одеялами, где среди обрезков ткани (тогда еще не называвшейся элегантным словом пэтчворк) появляются фрагменты полотен старых мастеров и фотографии президента Кеннеди.

Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал вработу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Кажется, все происходящее происходило прямо перед ним, чему он был свидетель. Серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и в итоге тоже попала в фонды Третьяковки.

Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах Шинель отца (1972) и Хороший человек была бабка Анисья (1973 все – в Третьяковской галерее). В 27лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. Подошедший рейсовый автобус забрал раненых, но тут же был остановлен на этом блокпосту, где в течение часа у них проверяли документы (при том, что накануне они уже проезжали через этот блокпост и подвергались проверке). Когда мы это услышали, Вити снами уже не было.

А Попков именно об этом и говорил – и не стеснялся. Рука так и лезла почесать в голове или тронуть нос, надувал и без того надутые желваки. Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде.

Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в Северной часовне, 1972, Русский музей А. С. Пушкин в Осенних дождях, 1974, Третьяковская галерея). Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение от жизни ксмерти. строго лапидарны по композиции, скупы по цветовому решению (Строители Братской ГЭС, 1961, ГТГ). Это была не всеядность и не легковесность, а бережно-внимательное отношение к миру, радостное желание всмотреться в окружающую жизнь, сохранить для вечности ее мельчайшие подробности. На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него вто время требовало определенного мужества.

Однако автопортреты художника нельзя назвать идиллическими – у него связаны руки (Сон, 1970), ощущение свободы появляется только на крыше многоэтажного дома (Воскресенье, 1967), его обезглавленное тело лежит на земле, а голова находится в руках архангела (Мне 40 лет, 1972). 3 декабря, на 35-й день голодовки вылетел в Ингушетию, на 40-й день выступил по местному телевидению со словами сострадания жителям Чечни. Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым.

Его отец, уходя в 1941 году на войну, просил жену в случае его гибели не выходить замуж (хороший тебя с четырьмя детьми не возьмет, а плохой тебе не нужен) и по возможности дать детям образование. Одна из самых знаковых картин живописца— «Осенние дожди. Особое место в творчестве Виктора Попкова заняла историческая память. Наказ мужа она выполнила, никогда больше не выйдя замуж и полностью посвятив себя детям.

Программные произведения Вдовы (1966), Одна (1967), Северная песня (1968) и наконец, Шинель отца (1972) – это не просто память современников о войне. В 1972 году в картинах «Тишина» и «Майский праздник» символико-психологический язык Попкова обрел чистоту и законченность. Он был единственным, кто сказал об этом открыто. Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи – он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя. Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Показательна была его реакция на ввод советских войск вЧехословакию в1968 году. Летом 1999 снова едет в Чечню.

Вторая половина 60-х отмечена тонким психологизмом картин живописца на тему разобщенности близких людей: «Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968), «Ссора» (1970). В поэзии, живописи, вкинематографе не случайно вэто время рождаются похожие образы— впесне Высоцкого: «Образа вуглу ите перекошены», уПопкова вкартине «Тишина»— полуразрушенные церкви сдырявым куполом, уШукшина вфильме «Калина красная»— затопленный храм. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать вэкспозицию выставки вМанеже на том основании, что Попков изобразил там себя вботинках импортного производства. Это правда, которая нам нужна». Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере.

В середине 60-х Попков писал «в стол», его работы этого времени практически не выставлялись. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе.

Вы знаете, кого любила группа Коллективные действия или Мухоморы. в творчестве Попкова усиливается интерес к глубоко психологичным, многоплановым образам, раздумьям о смысле бытия, утверждению нравственных идеалов простого человека: Северная песня (1968), цикл Размышления о жизни (в том числе Шинель отца, 1960-70-е гг. ), Хороший человек была бабка Анисья (1973).