Вольтер Портрет
Гудон понимал, что такие оценки портрета Вольтера несправедливы.
Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Локка и деизма. Чл. Тварь оказалась живучей и прыткой, но несколько сильнейших ударов Вольтер ей всё же нанёс. Гудон сделал две статуи, одна из них находится в Театре французской комедии, другая в России.
Получалось так, что зарабатывая себе общественную популярность в качестве борца с «католическим фанатизмом», знаменитый писатель выступал оправдателем фанатизма кальвинистского. Работоспособность его колоссальна. в 1732).
- Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения
- Вольтер – поэт, драматург и сатирикавтор: / дата: 2015-11-01
- Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия
- Философ Вольтер – просветитель и борец с клерикализмом
- Сенсационные детали, о которых не расскажут наставники «простодушных»
Екатерина умела распознавать людей. Создатель — не любящий отец, а жестокий тиран, почитать которого недостойно. «Письма об английской нации», 1733, на франц. Фридрих II называл ее автора «король Вольтер». Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). Деистическая философия и политическая литература, развивавшая идею «свободомыслия», были двумя наследиями, завещанными Англией XVII века Англии следующего столетия и Вольтер, проникшись основными принципами этой философии и литературы, оставался им верным до конца своей жизни.
Просвещённый монарх— его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну» и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство— великая семья с отцом во главе. Дружбой с ним гордились многие «сильные мира», в том числе Фридрих II (сменивший «гнев на милость»), Екатерина II (русская императрица), Мария – Терезия (австрийская императрица), Густав III (шведский король) и Людовик XVI, французский король, который и уговорил Вольтера, уже старца, вернуться в Париж. Среди произведений фернейского периода – философские повести Кандид (1759) и Простодушный (1767), Трактат о веротерпимости (1763), Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа (1756-69), Карманный философский словарь (1764), Вопросы об Энциклопедии (1770-1772). С. 268-274).
Из Пруссии он перебрался в Швейцарию, где купил несколько поместий. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и абсолютно бесполезными для остальных людей». под назв. Решительный протест самих пасторов и Женевского университета поставил швейцарских друзей «Энциклопедии» в затруднительное положение, они признали статью неудачной. 1778 г. Мрамор.
В начале двадцатого века американское правительство занялось перевозкой останков адмирала Джона Пола Джонса, участника войны за независимость США. По социальным воззрениям Вольтер— сторонник неравенства. месяцев в Бастилии за сочинение стихов, высмеивавших регента Филиппа Орлеанского. фанатизма (Ж. Каласа в 1762, П. П.
- Вольтер: биография интересные факты и видео
- ВОЛЬТЕР- ВЕЛИКИЙ НАСМЕШНИК ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Философские труды, преследования
- Основные идеи Вольтера (кратко)
- Известные цитаты Вольтера Править
Между тем тулузский парламент приговорил беглеца к смертной казни и конфискации имущества, но Вольтер и тут громко и публично выступил защитником «терпимости», заинтересовав в судьбе Сирвена европейских монархов (между прочим, Екатерину II) и добился пересмотра процесса. 1732) и др. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728 первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн— на самом деле бывшая, вместо богов— аллегорические образы— понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la posie pique»). Этой теме посвящены, помимо эпич. Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. И надо сказать, чем больше поносил, тем больше получал пенсионных выплат. После смерти Вольтера (1778 год) русская императрица Екатерина II выразила желание приобрести библиотеку писателя и поручила своему агенту в Париже обсудить это предложение с наследниками Вольтера.
Вольтер восседал в окружении античных философов. Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира.
и мифологич. Вольтер дожил до начала царствования Людовика XV и приветствовал наступление эры реформ с назначением философа и экономиста Тюрго в министры (1774 г. ), хотя ему же пришлось видеть и падение Тюрго (1776 г. ), повергшее «фернейского отшельника» в отчаяние. Он поселился в замке Сире, принадлежавшем его подруге маркизе де Шатле, где занимался науками и написал трагедии «Alzire» (Альзира), «Mahomet» (Магомет), «Merope» (Меропа), а также начал 2-й исторический труд «Sicle de Louis XIV» (Век Людовика XIV) и историко-философское соч. В 1781 году работа была закончена. Назревала буржуазная революция конца 18 века. Время, когда Вольтер посетил Англию, было замечательное.
В наибольшей степени враждебность В. к христианству выражена в сочинениях: «Examen importent de Milord Bolingbroke» (Важное исследование милорда Болинброка, 1766), «Dieu et les hommes» (Бог и люди, 1769), «Les Lettres dAmabed» (Письма Амабеда, 1769), «La Bible enfin explique» (Наконец-то объясненная Библия, 1776), «Histoire de ltablissment du christianisme» (История установления христианства, 1777), а также в комической поэме «Lа Pucelle dOrleans» (Орлеанская девственница, 1735 изд. слава В., однако ряд его следующих трагедий успеха не имел. В скором времени ему пришлось, однако, подвергнуться новому оскорблению. Людовику XV.
- Начало литературной деятельности
- Смерть Вольтера и значение его деятельности
Скептич. поэму «ptre Uranie» (Послание к Урании, 1722 изд. впечатления отразились в соч. (Вольтер важен и как популяризатор философии Ньютона во Франции своим сочинением Основы философии Ньютона, 1738).
Эта поездка имела решительное влияние на его деятельность. сюжет «Эдип» («dipe», пост. Хотя между хозяином и гостем и произошло примирение, но Вольтер в конце концов (весною 1753 г. ) оставил Пруссию. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, чувствуя себя во Франции не в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Родился в семье нотариуса в 7лет потерял мать. Позже Гудон не только учился в Академии художеств у таких известных мастеров, как Мишель Слодтц, но и за выдающиеся успехи в учебе был отправлен в Рим для дальнейшего освоения ремесла. Хотя В., резко критиковавший и атеизм и исторические религии, называл свои религ.
1786 г. Гравюра П. Ж. ЛанглуаВольтер. 1728 г. В. возвратился во Францию. Постановка его последней пьесы «Irne» превратилась в его апофеоз. На этих землях стояли дворцы и замки с роскошной мебелью, картинами, мраморными статуями и огромным количеством прислуги – и все это требовало денег, денег, денег.
Самоубийцу католики объявили мучеником и даже говорили о чудесах, совершающихся на его могиле (1762). прозы. ВОЛЬТЕР (Voltaire) (21. 11. 1694, Париж– 30. 5. 1778, там же), франц. В Бастилии Франсуа Вольтер продолжал свои литературные занятия между прочим, здесь он задумал свою «Генриаду», эпическую поэму, прославлявшую Генриха V, как представителя веротерпимости. опыт отразился в его «Философских письмах» («Lettres philosophiques», опубл.
Ок. В Англии была написана большая часть исторического труда «Histoire de Charles XII, roi de Sude» (История Карла XII, короля Швеции). В 1717 г. В. был обвинен в написании стихотворного памфлета против регента Франции герц. Всем знакомы термины-синонимы «вольтерьянство» и «вольнодумство», обозначающие широчайшее движение русской общественной мысли второй половины XVIII – начала XIX столетий. Казалось, они видят то, что скрыто от других.
Католич. Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Жана Лерона Д39Аламбера. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 с восторженного письма молодого кронпринца. В. настаивал на отмене привилегий духовенства, ликвидации церковных судов, конфискации церковных земель и даже на полном уничтожении церковных структур (его лозунг – «Раздавите гадину», т. е. католич.
Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С. Вольтер. Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону» в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли— в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Философ выступал в защиту ученых, обвиненных церковью. Он основал во всей Европе союз, душой которого был сам.
1750-1760-е годы были чрезвычайно плодотворными для Вольтера. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Уже там он начал писать стихи. Людовика XV, был приглашен ко двору, стал историографом (1745) и был принят в Королевскую академию наук (1746).
Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-69). В 1717–18 провёл неск. Как фернейский помещик, он, например, выстроил на своей земле церковь с горделивой надписью: «Богу воздвиг Вольтер» (Deo erexit Voltaire) и держал у себя 13 лет капуцинского монаха Адама, о котором говорил, что он хоть и не первый человек, но тем не менее человек хороший. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. XVIII в. было довольно много в Эрмитаже Екатерины II. Знакомство с политической жизнью, философией (Дж. В Англии Вольтер, если можно так выразиться, окончательно уверовал в разум, в присущую ему силу открывать тайны природы, в его победу над суевериями, в необходимость для него свободы, в его могущественное влияние на общественную жизнь и пришёл к убеждению, что мыслители, ученые, писатели призваны быть истинными вождями общества.
Портрет. Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе Вольтера над эпической поэмой «Орлеанская девственница», первая половина которой была завершена к 1735. Свои нравственные принципы В. воплощал в жизнь, защищая жертв религ. Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1 за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. и частично итал. В 1726 году в поисках коварной Гадины, похищающей самых красивых принцесс, Вольтер был вынужден переехать в Англию, где он, как любой настоящий француз, почти три года жалобно скулил о дерьмовой пище (за это время количество цитат, выпущенных Вольтером в отношении паршивой английской кухни выросло почти в четыре раза). Гудон знал, что в художественном мире к Жану Гюберу относились пренебрежительно как к дилетанту.
сочинения, письма, «лёгкая поэзия» и пр. ). Первым учителем В. был аббат Шатонёф, родственник матери. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века— в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом— накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. В этом деле писатель заработал себе общеевропейский авторитет «поборника гуманизма и терпимости», однако сама его суть до сих пор не может считаться окончательно решённой.
Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического.
Из Фернея Вольтер переписывался с Фридрихом II, с Екатериною II и другими государями. Вольтер, однако издал ее в Голландии. Так, в статье «История» (1756) он выразил сомнение в достоверности многих исторических сказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а в статье «Идол идолопоклонник идолопоклонство», написанной в 1757, а вышедшей только в 1765 в 8-м томе «Энциклопедии», утверждал, что христиане в сущности ничуть не меньше идолопоклонники, чем язычники. Колло выполнила бюст Вольтера около 1770 г. по заказу Екатерины.
Со своей стороны он готов был на многое, чем только мог надеяться примирить с собою властных и опасных людей. Он проповедовал идеи религиозной терпимости — в 18 веке этот термин означал не принятие, а презрение. «Блистательный театр», увы, просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Однако в родной Франции Вольтер всегда начеку. Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера. Великого комедиографа тайно погребают ночью рядом с самоубийцами как отчаянного грешника. Franois Marie Arouet Voltaire) (настоящее имя — Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778) — французский писатель и философ-просветитель эпохи Просвещения, деист иностранный почетный член Петербургской АН (1746).
В Ферне он выпустил множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является История Российской империи при Петре Великом (1759-1763). название – Английские письма изд. Аббат Шатонёф, сочувствовавший лит. Впрочем, не менее знаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Локк) и естествознанием (И.
Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». «Я боюсь монархов и епископов», – так объяснял он выбор местожительства в республиканском и протестантском городе. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. Филос. Вот что стоит подчеркнуть.
Когда пьесы Булгакова запретили, он заинтересовался судьбой великого комедиографа и написал документальный роман «Жизнь господина де Мольера». Ньютон) Англии сыграло важную роль в формировании мировоззрения В. Он снова напечатал «Генриаду», к-рая в короткий срок была переведена на англ., нидерланд., нем., лат. 58 смИсточник поступления в музей: приобретена у автора Екатериной II. При дворе Людовика XV его приняли хорошо. Правда, понимая, что дружба с Вольтером возвысит ее в глазах просвещенной Европы (вечно нам на Европу оборачиваться хочется. ), Екатерина заказала для своего Эрмитажа мраморную статую Вольтера, выполненную великим скульптором Жаном Гудоном (1741–1828).
Были и другие причины взаимного неудовольствия. При этом Вольтер требовал, чтобы во время сеансов присутствовал швейцарец Гюбер, который был его хорошим знакомым и который исполнял его портреты, начиная с первых лет жизни в Ферне. Веря в возможность благотворных изменений по мере просвещения умов, В. сотрудничал с энциклопедистами (до 1760). сочинениях он с воодушевлением описал Петра Великого, золотой век франц.
К этому периоду относится активное сотрудничество в Энциклопедии Дидро и ДАламбера. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона. Среди них была и одаренная трагическая актриса, возлюбленная Мольера Мадлена Вежар. Вольтер убедительно доказывает, что эта идея — главный обман, на котором строится религия. Менялись глаза. Вольтер поселился в королевском дворце и получил должность камергера, орден pour le mrite («за заслуги») и 20 тыс.
Но кара не подействовала. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. в 1755) и в «Философском словаре» («Dictionnaire philosophique», 1764–69). невинно пострадавших людей. Да потому, что «простодушный» философ (а именно таковым подавал себя Вольтер, так назвал и любимого героя Кандида) был скуп до неприличия.
После всего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. Людовике XIV.
В своем «Философском словаре» Вольтер писал: « вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают Тем не менее не следует их сжигать». Острый глаз скульптора уловил ум, проницательность во взгляде, саркастическую усмешку, тронувшую губы старика. в 1733), к-рое во Франции было осуждено на сожжение и «Elements de la philosophie de Newton» (Основы философии Ньютона, 1738).
Вскоре затем он купил себе – уже на французской территории, неподалеку от Женевы – знаменитый Ферней, поместье, в котором прожил последние двадцать лет своей жизни. в 1755), содержащей кощунственно приниженное изображение Жанны дАрк. Он восстанавливал права человека против рабства феодализма». Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Вольтеру было уже 64 года, когда он поселился в Фернее.
Монтескье (посетивший Англию вскоре после того, как Вольтер ее покинул) сделался горячим сторонником уже её политического строя, как обеспечивающего личную и политическую свободу. Однако существование Бога, согласно В., может быть доказано. В. отрицал наличие у людей врожденных знаний о существовании Бога: «Все люди рождаются с носом и пятью пальцами, но ни один из них не появляется на свет со знанием Бога» (Метафизический трактат. С. 645).
Вольтер имел обыкновение отвечать на все письма и по своему объему его корреспонденция достойна занять место рядом с его сочинениями она заслуживает, впрочем, внимания и по содержанию своему и по своей литературности. «Атеизм, - писал он, - весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти он опасен и в кабинетных ученых, пусть даже жизнь их вполне невинна ибо из их кабинетов он может пробиться к должностным лицам и, если атеизм не столь гибелен, как фанатизм, он все-таки почти всегда оказывается роковым для добродетели» (Философский словарь. 1730), «Заира» («Zare», пост.
Портрет. Любопытно, что негативную окраску они приобрели лишь после Великой Французской революции, когда Екатерина II повелела конфисковать все книги Вольтера, – до этого же его труды свободно переводились и издавались в России (и даже в провинции. ), а сама матушка-государыня называла великого французского просветителя, с которым активно переписывалась, «своим учителем». Среди них, между прочим, была и парочка великих монархов – Екатерина Российская, с которой он обменивался посланиями и Фридрих Прусский, у которого Вольтер даже жил, а потом, съехав после скандала исправно получал пенсион и поносил Фридриха на чем свет стоит. монархов. С 1763 до конца жизни переписывался с ЕкатеринойII. Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой.
Полагаясь на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Примеры подобного протестантского фанатизма встречались и ранее. Они словно пронзали окружающее. Пребывание в Англии (1726–29) сделало В. убеждённым сторонником сенсуализма Дж.
короля ФридрихаII Великого. Сирвена в 1765, Ж. Ф. Около того же времени (1746) его выбрали в члены французской академии. Три года занимало Вольтера дело Каласа: ни разу, говорит он, за это время улыбка не показывалась на его лице, так как он сам счел бы ее за несправедливость. Он возлагал большие надежды на «просвещённых» правителей, пытаясь найти их среди европ. Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle dOrlans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).
В Фернее Вольтер выстроил новый замок, привлек в свое поместье небольшое население, – преимущественно из часовщиков, которым доставлял заказы, – устроил театр и сделался «трактирщиком целой Европы», так как Ферней стал навещаться множеством посетителей разных национальностей. В возрасте 83 лет мужчина вернулся в Париж. увлечениям В., ввел его в аристократический круг.
чл. Вероятно, Гудон подписывал только те работы, которые были ему дороги или создавались для важных заказчиков. 1704) и Ньютона (ум. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в республике Женева (1753). Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах.
АН (1746). По мнению В., Бог существует, т. к. Министр финансов Калон просил в качестве безвозмездного дара двадцать миллионов ливров. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. В эпоху великой французской революции прах Вольтера был перенесен в церковь св. мере опирался на достижения франц.
При издании в 1718 г. «Эдипа» автор впервые подписался псевдонимом В. С постановки этой пьесы на сцене началась лит. Атеизм. Гудон в первую очередь — портретист. Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Его характеру были присущи непостижимые переходы от гнева к растроганности, от негодования к шутке. Одно из наиболее ранних упоминаний об этой легенде находится в книге Сиднея Коллетта «Писания истины»17, впервые опубликованной в Англии в 1905 году.
Выход в свет литературно-критической сатиры в стихах и прозе «Le temple du Goute» (Храм вкуса, 1733) вызвал очередной скандал. В. приводит также телеологическое доказательство существования Бога: «Когда я смотрю на часы я заключаю, что некое разумное существо наладило пружины этого механизма Точно так же, когда я наблюдаю пружины человеческого тела, я заключаю, что некое разумное существо устроило все эти органы» (Там же. В. считал, что мир создан Творцом, Который, установив законы его функционирования («законы природы»), не вмешивается сверхъестественным образом в его дела.
на англ. Филиппа Орлеанского и посажен на 11 месяцев в Бастилию, где написал трагедию «Oedipe» (Эдип) и продолжил работу над «Генриадой». «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять».
Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Пуату. При этом писатель в значит.
«Подражание оде досточтимого отца Леже в честь св. фанатизм стал, по его мнению источником войн и преследования личности. Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Простодушный», «Задиг» или Судьба, «Микромегас», «Кандид или Оптимизм», «Царевна Вавилонская», «Scarmentado» и другие, 1740—1760-х гг. ), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид») и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером. рассуждениям, но действовать, добиваясь на практике улучшения своей жизни.
Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. С. 394-395). В 1711 г. В. окончил иезуитский коллеж (ныне лицей Людовика Великого) в Париже. Контрасты, какие представляла Англия двадцатых годов XVIII в. с тогдашней Францией, также бросались в глаза наблюдательному путешественнику. Призыв Вольтера: «Раздавите гадину. », впервые прозвучавший в письме к д39Аламберу в октябре 1760, был направлен против всесильной католической церкви.
презрение к христианству и безудержную рекламу антикатолицизма— и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов образ императора в трагедии «Гебры»). сюжеты: «Фанатизм или Пророк Магомет» («Le fanatisme ou Mahomet le prophete», 1742), «Законы Миноса» («Les lois de Minos», 1772) и др. писатель, философ историк. Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы— как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу.
"Он наводнил Европу прелестными безделками, в которых философия заговорила общедоступным и шутливым языком", – писал о нем Пушкин. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер». Но образованная публика в России знакомилась с Вольтером по рукописным спискам. Он опровергал атеистов и фанатиков. Из Лотарингии ему приходится бежать в Нидерланды, чтобы избежать нового тюремного срока за обвинение в издевательстве над религией. Помимо внушительного количества врагов, у него также появились влиятельные друзья. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего.
Это поместье представляло то удобство, что от Женевы было близко и в случае преследования можно было быть в некоторой безопасности. Но больше всего Вольтер мечтал тесно подружиться с всемогущей русской императрицей. Десять лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метафизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» (1751). Главным, что поразило Вольтера в Англии, была все-таки духовная свобода. Эта проблема затронута им в 25-м письме («Философские письма»), посвященном полемике с Б. Паскалем.
Наиболее стойкие энтузиасты решили попытать счастья в провинции. Вместе с несколькими актерами Жан Батист создал свой театр. Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Англ. «Поэт историк, философ, он возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным.
К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др. В своих пьесах и памфлетах Вольтер высмеивал католицизм. Скульптуру спас граф Шувалов.
Между прочим, Вольтер весьма зло осмеял под именем «доктора Акакии» президента королевской академии в Берлине, французского ученого Мопертюи, который изображался с более нежели странными научными планами, вроде того, что хорошо было бы провертеть дыру до центра земли или производить анатомирование мозга у живых людей, дабы узнать, как действует душа или еще построить особый город, где все говорили бы по-латыни и где таким образом можно было бы учиться латинскому языку. Наибольшую известность на протяжении 1760-70-х гг. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им «Делис» («Отрада»). Философия счастья В. изложена в эпикурейской поэме «Светский человек» («Le mondain», 1736) и дидактич. Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Разлад с прусским королем вынудил Вольтера в 1753 году уехать из Пруссии. Впрочем, дабы добиться таких почестей, он должен был написать пьесу для придворного театра, посвятить папе Бенедикту XIV своего «Магомета» и публично заявить свою преданность той самой церкви, на которую он постоянно нападал.
Делабарра в 1766), атакже др. Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Во Франции «Генриада» была запрещена и конфискована, однако имела успех у публики: В. стали почитать одним из лучших поэтов современности.
яз. Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца. В это время Вольтер уже не скиталец, а суровый критик, авторитет которого непререкаем. — Скорпион. Франц. В поэме «За и против» он рассматривает главную идею христианства — любовь к милосердному богу.
Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». Там, философ изучал гуманитарные науки и работал над своей первой книгой. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. В философской повести «Candide, ou lOptimisme» (Кандид или Оптимизм, 1759) В. стремился доказать несостоятельность лейбницевской теории «предустановленной гармонии», оптимистической философии, стремящейся оправдать все несправедливости. Дерзский ответ («Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение. ») дорого обошелся Вольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижения дали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость.
Около того же времени он написал трагедию «Эдип», которая в 1718 г. была поставлена на сцену и имела успех. Между прочим, маркиза дю Шатле, как и сам Вольтер конкурировали в академии наук по одному научному вопросу (об условиях горения), предложенному на премию. В своих историч. На этой основе Гудон создал ряд портретных бюстов (Houdon, Jean-Antoine Voltaire 1778 marble National Gallery of Art., Jean-Antoine HOUDON Voltaire 1778 Louvre). Выполненный по заказу Екатерины II в 1778 г., "Портрет Вольтера в тоге" – одно из лучших произведений скульптора. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Вольтер в креслеГудон, Жан АнтуанФранция. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр.
Он был назначен на должность историографа и поэта, но фаворитка короля, маркиза де Помпадур, невзлюбила его и философ опять предпочел уехать. 50-60-е гг. Там, мужчина познакомился с маркизой дю Шатле, с которой прожил 15 лет. По мнению В., «в мысли о существовании Бога есть свои трудности однако в противоположной мысли содержатся просто нелепости» (Там же. 1718).
Трагедия в ту пору становилась ведущим жанром благодаря необычайному успеху «Сида» Корнеля. 30 мая 1778 года Вольтера не стало. Уже в глубокой старости он благословил маленького внука американского патриота Франклина, возложив руку на голову мальчика со словами: «Бог и свобода» (God and liberty). Женевьевы» («Imitation de lode du R. P.
Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. Благодаря покровительству мадам Помпадур, фаворитки Людовика XV, лично ненавидевшего Вольтера, он получил даже придворную должность (gentilhomme ordinaire de la chambre du roi) и был сделан историографом Франции. Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и – на границе с Францией – Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-1711) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вольтер улыбается самому себе. Выйдя из заточения, будущий общественный деятель переехал в Англию.
Для создания скульптуры известнейшего философа-просветителя Гудон использовал снятую им маску. Известность принесла трагедия на мифологич. Вольтер (фр. ливров ежегодной пенсии. Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу»10.
Ферней стал местом паломничества для новой интеллигенции дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав шведский. Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. языки. В 1745 В. стал офиц. Девиз этого союза гласил: разум и терпимость. ».
трагедии на историч. В 1710 опубликовал первое произв. Зрелый Вольтер – это первый поэт Франции, первый драматург и к тому же историк, философ, великий насмешник, непримиримый противник церкви, фанатизма, закоснелого догматического мышления, – в конце концов властитель дум своего века, "умов и моды вождь" (Пушкин). Одно из них, Ферне, стало местом настоящего паломничества представителей «новой» интеллигенции, осуждавшей патриархальные устои старой Европы. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».
Разлад с прусским королем (1753) вынудил В. уехать из Пруссии. Не сомневаясь в успехе, актер и драматург самоуверенно дал ему имя «Блистательный». В Тулузе жил один протестант по имени Жан Калас. Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Здесь, однако, нужно оговориться, что не в меру преувеличивая «фанатизм» католиков, Вольтер насаждал ростки такого «свободомыслия», которое, добившись власти во Франции после 1789, за несколько лет затмило своей нетерпимостью и кровавыми гонениями на инакомыслие всю многовековую историю инквизиции. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.
Наследница (племянница Вольтера, вдова Дени) охотно согласилась, сумма сделки составила крупную по тем временам сумму в 50000 экю или 30000 рублей золотом. 138 смИсточник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С. -Петербурге. Все свои впечатления Вольтер обобщил и изложил в знаменитых «Английских письмах» («Lettres sur les Anglais», название иногда переводится как «Философские письма»), вышедших в свет, однако, лишь через несколько лет (1734) после его возвращения на родину. Однако позднее отношения с двором испортились и в 1750 г. В. по приглашению кор. В. отрицал к. -л. Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса.
Фридриха II переехал в Берлин. Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. С. 233). И не без основания.
Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750. Словом, хитрый лис Вольтер умел ладить с сильными мира сего – и всегда в свою пользу. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.
Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрёл затем ещё два имения: в Швейцарской ЛозаннеТурнэ и— рядом с республикой Женева во Франции — Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Он защищал Каласа, Сирвена, де ла Барра и Монбальи. Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили. Незадолго до смерти Вольтера, когда ему было уже 84 года, скульптор сделал несколько портретов с натуры, а после кончины философа снял слепки с его лица. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Вольтер никогда не был атеистом (а такой стереотип бытового сознания существует), он был деистом, то есть, во всяком случае, не отрицал божественного сотворения мира.
С. 231-232). Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер – «фернейский патриарх» – мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее opinion, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка. Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве.
Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. В. вынужден был покинуть Париж.
Почему скупой. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. В 1723 г. он издал в Гааге неоконченную «Генриаду», посвятив ее кор. Учился в иезуитском коллеже (1704–11).
Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе. Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), сын парижского нотариуса известный миру под литературным именем Вольтер, очень рано начал беспокоить парижские власти дерзкими эпиграммами на влиятельных лиц. Влиянием пьес Шекспира отмечены ранние трагедии В. «Брут» («Brutus», пост. Петерб. Он избрал для этой цели самое мощное орудие — иронию. Однако позднее, в «Le Pome sur le dsastre de Lisbonne» (Поэма о гибели Лиссабона, 1755), В. столь же резко критиковал «оптимизм» Г. В. Лейбница в отношении всемогущества и милосердия Бога игнорирующий, по его мнению, наличие, а часто и торжество в мире зла.
Lejay sur sainte Genevieve»). Коронованные особы ухаживают за Вольтером. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (издана в 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735 издана в 1755), публицистика исторические сочинения. Похвалы республиканскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали в ней как критика французской действительности. Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Среди прочих плодов фернейского периода — философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764), «Вопросы об «Энциклопедии» (1770-72). Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. К этому периоду его жизни главным образом и относится его борьба против страстно ненавидимого им католицизма, – борьба, девизом которой сделались яростные слова, столь часто встречающиеся в его письмах: «раздавите гадину. » («crasez l39infme. »).
Философа хорошо знали в России, где его труды по русской истории печатались еще до начала царствования Екатерины II. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». В имении друга отца, где В. жил нек-рое время, услышав рассказы о кор. Девушка сошла с ума, бежала из монастыря и утопилась в колодце.
С. 241). Парижский парламент приговорил книгу к публичному сожжению рукою палача. были чрезвычайно плодотворными для В. : активное сотрудничество в «Энциклопедии» Дидро и ДАламбера, завершение трактата «Essai sur les moers et lesprit des nations» (Опыт о нравах и духе народов, 1756-1769), создание сочинений «Trait sur la tolerance» (Трактат о веротерпимости, 1763), «Dictionnaire philosophique» (Философский словарь, 1764-1769), «La philosophie de lhistoire» (Философия истории, 1765). Он отнюдь не призывал вовсе отказаться от религии — она по-прежнему должна была оставаться уздой для народа.
Вольтер оформил свои впечатления об Англии в сборник сочинений «Философские письма» и издал его сразу же по возвращении домой. Даже изданное им сочинение о частной жизни прусского короля, бывшее крайне неблагоприятным для Фридриха Великого, не лишило автора этой книги пенсии, которая ему была назначена обиженным королем. Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. Под влияниями, шедшими от новой общественной обстановки и от новой умственной среды, Вольтер из поэта, только лично склонного к вольномыслию, превратился в философа, поставившего своей литературной деятельности общественную цель: задачу «разрушить те предрассудки, рабом которых было его отечество», как выразился Кондорсе в своей небольшой биографии Вольтера. взгляды теизмом, его позиция традиционно характеризуется как деизм.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь. В Франкфурте-на-Майне к философу явился прусский резидент и потребовал у него вернуть стихи, но так как чемодан, в котором они были спрятаны, находился не при Вольтере и потому пришлось ждать, пока все его вещи не будут привезены, то ему пришлось подвергнуться своего рода аресту более, чем на месяц (хотя Франкфурт был имперским городом и, следовательно, прусские чиновники не имели права в нем распоряжаться, да еще с французским подданным).
В Париже о его жадности ходили анекдоты. Борясь словом и делом (заступничество за жертв «религиозного фанатизма— Каласа и Сервета») против «господства и гнёта религиозных суеверий» и «предрассудков», против «клерикального изуверства», Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolrence)— термин, означавший в XVIIIв. Трудящимся вот таким образом незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). В. не щадил и протестантство ибо религ. 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался.
Одновременно с трагедиями В. написал антихрист. Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Могила писателя затерялась, а рукописи пропали. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение известное под названием вольтерианства. Он проповедовал терпимость. И в то же время в повороте тела, в движении рук чувствуется напряжение, упругость.
Клавдия в Юрских горах и написал по поводу их рабства, несколько небольших статей. Не менее удался ему и портрет Вольтера. академии (1746), поч.
При дворе прусского короля он тоже прожил недолго, вызвав гнев монарха торговыми спекуляциями и рассорившись со всеми «учеными мужами» берлинской Академии наук. Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. Строганов. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале.
поэмы «Генриада» («Henriade», 1728) и «Оды на фанатизм» («Ode sur le fanatisme», 1732), мн. Церковь), подготовил политику Французской революции в отношении религии и Церкви. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Центральная для творчества В. проблема смысла и цели человеческого существования неразрывно связана у него с проблемой религии.
повести В. (осн. Две главные стороны «старых порядков», таким образом, дали себя очень рано почувствовать молодому писателю, которому суждено было сделаться героем века, защитником свободы и равенства. «Essai sur les moers des nations» (Опыт о нравах народов), работал над «Trait de mtaphysique» (Метафизический трактат при жизни В. не опубликован).
Однако не прошло и четверти века, как было основано Британское и зарубежное библейское общество (1804 год). классицизма. Передать живость взгляда ему помогала и собственная техника исполнения, благодаря которой глаза скульптуры были полны жизни, блеска, будто бы они были настоящими.
церковь, особенно повинная в несчастьях человечества, как считал В., подверглась наиболее сильным нападкам в ироикомической поэме «Орлеанская девственница» («La pucelle dOrle ans», 1735 изд. Ему покровительствовали сторонники просвещения, в число которых входили монаршие особы.
«Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. Выс. Именно Вольтер поддержал Д39Аламбера в его намерении опубликовать знаменитую статью «Женева» (1757, 7-й т. ). Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «crasez linfme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье») изъявляя, впрочем, своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди») с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл».
В последующее десятилетие они несколько раз встречались. Несколько лет спустя (1766) в Аббвилле двое восемнадцатилетних юношей, де ла Барр и д39Эталонд, были обвинены в том, будто изломали распятие, хотя сами они утверждали, что донос на них был сделан «из фанатизма и личной злобы».
На этот раз – в Пруссию по приглашению Фридриха II. Еще позднее для физиократов Англия сделалась страною самых образцовых хозяйственных порядков (чего на деле не было, но что было справедливо сравнительно с Францией). К Мольеру, его биографии и творчеству, в тяжелый период жизни обращался автор «Мастера и Маргариты». «Lettres philosophiques» (Философские письма, др. С. 232). Англ.
абсолютизма. Однако, увидев статую, проницательная монархиня окрестила ее «скупой старой обезьяной». Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент. Почитатель поэмы, ставивший ее наравне с произведениями Гомера и Вергилия, прусский кор. В 1726 г. Вольтер поехал в Англию. влияние на развитие франц.
В свои 65 лет и далее Вольтер продолжал отправлять сотни писем, выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-63). В этом контексте следует понимать известную его фразу: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Однако и уличный балаганный театр кое-чему научил Мольера.
историографом ЛюдовикаXV, в 1750–53 жил при дворе прус. В своей борьбе с феодализмом и католицизмом он пользовался орудием злой, колкой, убийственной насмешки, резкими характеристиками людей и вещей, всеми другими способами, какими только мог заставить читать себя и говорить о себе и во Франции и вне Франции.
Сирвен был обвинен в смерти дочери и спасся от участи Каласа только бегством. 1781 г. Мрамор. поэме«Рассуждение в стихах о человеке» («Discours en vers sur lhomme», 1738). Он написал трагедию «Zare» (Заира, 1732), относящуюся к числу лучших его произведений в драматическом жанре. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество».
1726), после чего он получил разрешение уехать в Англию. 1727), а Шефтсбери и Болингброк стояли еще в главе свободных мыслителей. Однако дружбы как-то не случилось. Генрихе IV, он начал работать над эпико-героической поэмой «La Henriade» (Генриада) и замыслил исторический труд о внуке Генриха IV кор. Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею.
За этот подвиг его очень не любят пресмыкающиеся. Мало того, Вольтер выхлопотал для себя сан почетного попечителя ордена капуцинов, который ему доставили влиятельные люди и его очень забавляло писать письма епископу и подписываться под ними « Voltaire, capucin indigne». Существует целая анекдотическая история пребывания Вольтера при прусском дворе, сущность которой сводится к тому, что по своим характерам и Вольтер и Фридрих Великий не умели уступать друг другу, чему помогали еще добрые люди, передававшие одному о другом разные сплетни.