Женщина Прядет
Если женщина прядет «на посиделках», она часто кладет кудель рядом ссобой (фото22).
тунисская женщина прядет шерсть
Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лет, по пятницам. Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-»недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Всё это разновидности «крашенины», крашеных тканей. Каждая из этих задних нитей подвязывалась петелькой к ещё одной поперечной палочке: такая деталь в современной терминологии – «ремизка», по-древнерусски – «нит». Словарь В. И. Даля (1880) приводит слова «брань», «бранина», «браная ткань» в значении «узорочная, которая точется (ткётся) не просто через нитку, а где основа перебирается по узору» – и лишь в самом конце длинной статьи упомянуто, что «браным» иногда называется также «канвейное» шитьё – по канве. Они открыли кооператив ручного вязания «Оомингмак» для производства изделий из шерсти мускусного быка. На одном шиферном пряслице, найденном в Вышгороде близ Киева, чуть не с Х века сохранилась и дошла до нас надпись: «Потворин пряслень».
В народе женщины-рукодельницы имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Схожие мотивы присутствуют и в русских сказках. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина. Одежда из такой ткани в ту историческую эпоху была не просто «непрестижной» – она была, прямо скажем, «социально неприемлемой», означая последнюю степень бедности, до которой мог докатиться человек. На пряслицах выцарапывали личные метки, а после распространения письменности – подписывали свои имена.
Назвал он её в честь любимой дочери. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. С другой стороны, разрешение не может относиться и к выходу в собственный двор ибо там женщине разрешается вообще не носить головной убор (и, самое главное, еврейские женщины на практике именно так и поступают).
Что же касается «настоящего» тканья, то одним из распространённых видов его было так называемое тканьё на дощечках. По поверьям, от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Ткань изготовляли и из другого растительного материала, который легко расчленялся на волокна, — конопля, крапива, липовое лыко (для плетения лаптей, веревок, рыболовных сетей). Он просто совмещали несколько дел.
Фото начала века: Кыргызская женщина прядет шерсть
Этот образец тканья до сих пор экспонируется в славянском зале краеведческого музея. Корень русского слова «веретено» означает «нечто вращающееся». Особенно ценится шерсть викуньи, которая очень тонка имягка (подробнее см. : «Шерсть викуньи»). Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня.
Церемонии посиделок подробно описаны в этнографических материалах из которых видно, что к играм и танцам молодежь обычно приступала только после того, как иссякали «уроки», т. е. принесенная из дому кудель для пряжи. В южных землях Руси, а также в районе современных Великих Лук лён «стлали» – тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение пятнадцати-двадцати дней. в главе «Хлеб»). Когда она попала в Россию, в точности не известно, – во всяком случае, не позже ХVII века. Так что сукно у древних славян наверняка было не только привозное, но и своё. Учёные полагают, однако, что набойная техника применялась в основном в городах.
Именно так умер скандинавский бог Бальдр, самое яркое олицетворение силы солнца: он погиб, уколов ногу о шип омелы. Вероятно, первоначально из лыка, как и из конопли, стали делать верёвки. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (. ) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть.
Пряха — это не только женщина: 1 комментарий
Древнейшие пряслица, найденные в славянских землях, датируются каменным веком. Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу и, по большому счету, не ссориться с духами. В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее: духи и люди сосуществуют рядом. Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь, Ма-кош означает Мать жребия (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»). Вскоре в избу приходили и парни.
Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела. Из произведений Льва Толстого мы узнаем о вязании русской прислуги: самая примечательная – Анна Макаровна, няня из романа «Война и мир», которая вязала два чулка одновременно, один внутри другого. Женщинам было запрещено выходить из дома без головного убора, прясть в общественном месте, разговаривать со всеми без разбора, «проклинать детей в его присутствии», громко разговаривать (так, чтобы их слышали соседи).
Подобный стан представляет собой П-образную раму (кросна)– два вертикальных бруса (или толстые жерди с развилками на верхних концах), соединённые наверху перекладиной, способной вращаться. К этой перекладине прикрепляются нити основы, а в дальнейшем на неё наматывают готовую ткань – вот таким образом в современной терминологии её называют «товарным валом». Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. На посиделках парни и девушки приглядывались друг к другу, завязывали знакомства. Интересно сравнить андские веретена со славянскими.
На самом деле для этого потребовались века. Автор исторической энциклопедии «Мы – славяне» Мария Семенова считает, что правильно именовать его «пряслень». Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина. ) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала. В тот же период мастера Испании достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе когда кикимора гремит коклюшками – быть беде.
Эта блуза была связана причудливым дамасским узором из изнаночных петель. Древесная зола использовалась любая, кроме черёмуховой шла в дело и зола от соломы, например от гречишной (гречиха была исключительно популярной культурой). Такие группы составлялись для нескольких рядов, порою больше десятка – во всю глубину будущего узора.
XI-XV века2. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Само же слово «шёлк», как полагают языковеды, попало в древнерусский из германских языков.
Спросите толкователя к чему снится Как женщина прядет
С возвращением солнца, она просыпается. Также в XIXв. «Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси. Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Чтобы окончательно вышелушить кострику, а также отделить тонкое нежное волокно от более короткого и жесткого (оно шло на пряжу для изготовления мешковины), лен трепали. Девушки стремились показать свое «льняное искусство» парням и будущим свекровям. Чтобы покровительство св. Как и в случае с коврами-шедеврами, предполагается, что эта юбка была связана на раме.
Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. «Слово «пряслице», укоренившееся внаучной литературе, вообще говоря, неверно, – утверждает она. «Девичий быт всегда разукрашен и декоративен, — пишет В. С Воронов, — прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, бусами и лентами». По своей конструкции русские деревянные ручные прялки делились на корневые (копылы) и разъемные (составные). Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити – наузами. Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т. е. Мусора в интернете итак хватает. Помню процесс стрижки овец – то еще удовольствие, но у бабушки так быстро все получалось, к тому же простыми механическими ножницами.
И овечки просто специально лезли в заросли этих колючек (видимо мстя такая. ), вот и приходилось все перетрясать и перебирать потом. Другое, видимо, было подарено парнем любимой девушке. Славяне хорошо знали, какие растения лучше окрашивают лён, какие – шерсть. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка.
Прясть должна была уметь каждая девушка, считалось, что уровень ее мастерства как пряхи указывает на степень готовности к замужеству. Простые и древние виды плетения начинались с элементарной «косички».
- Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
- Магия прядения, вязания, плетения у славян
- Историческое значение старинных прялок и их особенности
- Видео дтп аварии на видеорегистратор
- История прялки и старинные русские прялки в фотографиях
- «Локти свои утверждает на веретено»
- Разновидности и названия тканей
- Эшет Хаиль — 10: Научиться прясть жизнь
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. По поверьям, П. не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядет». Богатые крестьяне Старого и Нового Света развивали собственные традиции вязания.
Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью. Нынешние сельские хозяева, решившие возрождать домашнее прядение (в основном, конечно из шерсти домашних животных), по большей части пользуются так называемыми самопрялками разных конструкций, с ручным, ножным и электрическим приводом: они скручивают нить вращением колеса. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай.
Стоили они дорого и вот таким образом шёлковые одежды носили главным образом богатые люди. Кажется, слово «грубый» излишне часто встречается в этой главе.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. Другая ветвь родственных слов указывает на то, что крапива считалась годной для прядения. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. В этот день устраивались «льняные смотрины» — женщины выносили вытрепанный ленпервак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
- Как в старину пряжу изготавливали
- Исконно женские занятие у славян
- «Прясть» – значение слова в толковых словарях
- Ярон Ядан Запретный Талмуд Бог не крут Ярон Ядан запретный талмуд «новый завет» иудаизма
- Женщина, прядущая хлопок, провинция Тукеррес
- Прядение – исторический экскурс в процесс прядения
А у сербов хозяйка ходила к скоту и приносила с собой, кроме прялки, также немного пряла. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах. Это северные лесные племена (лопатообразные прялки), земледельцы юго-запада (палкообразные прялки с острым верхним концом) и степные племена юго-востока (рогулькообразные). В частности, невеста накануне свадьбы «от себя» прядет суровую нитку — оберег от колдунов.
С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов. Ввиду этого возражения теория второго мудреца была отвергнута. Такой приём был известен с древнейших времён в Египте, Индии и Китае им пользовались в Средней Азии, на Кавказе, его знали финны Поволжья, болгары и другие народы словом и тут древние славяне вовсе не были «варварами», какими их изображают подчас. – филантропы сделали из вязания отрасль производства для простого люда.
- Красивая прялка — по особому случаю
- Прялка как произведение искусства
- Древние обычаи, связанные с прялкой
- Прядение по старинным традициям в Чесме
Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». В конце века изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Предварительно волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались. Назывался такой обряд «мокрида», что соотносилось с именем Мокоши и имело общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus» — прядение.
Полотно, связанное иглой, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Археологически находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются X-XI вв. В деревне она распространения не получила.
По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница) прядет дурную судьбу женщине и ее семье, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Каждое лето день Макоши выпадает на разные дни недели. Подсчитано, что вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. К сожалению, прямых находок «крапивных» тканей Древней Руси пока нет, только косвенные соображения (см. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения или «дёргания», тесьмы. Мудрецы Мишны установили правила поведения еврейской женщины, указав, что нарушительница этих правил теряет свои имущественные права, так что муж может или даже должен с ней развестись, не выплачивая оговоренную в брачным контракте (кетубе) компенсацию.
- киножурнал БОЛЬШОЙ УРАЛ 1993 1 ЗАБЫТАЯ СЛАВА
- Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси
- ВЕДЬМИН ОБЕРЕГ ДЕВИЧЬЯ СИЛА СЛАВЯНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ОБЕРЕГИ СЕРИЯ 2
- Катерина Веста: Веретено – Волшебная Палочка
Это северные лесные племена (лопатообразные прялки), земледельцы юго-запада (палкообразные прялки с острым верхним концом) и степные племена юго-востока (рогулькообразные). Нужен был практический опыт. Красивая прялка была гордостью владелицы. И без чистки тоже никак – в Тульской области столько колючек и репейника. На нём с величайшей аккуратностью выцарапано: «невесточь» – «невестин». Другие названия шерстяных тканей известные из летописей и берестяных грамот домонгольских времён, – «водмол», «опона», «орниць», «ярига», «сукно».
В районах с более суровым климатом (Псков, Ярославль, современная Вологодская область) лён чаще «мочили» – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. То есть, происходит именно то, что случается в природе к середине лета.
- Как гладили белье в деревне (разглаживание рубелем)
- Проклятые короли (1972) 2/6 Узница Шато-Гайяра
- Алматинка Оксана Кислюк с помощью иголки и ниток создает произведения искусства
- Жительница Новогрудка 80 лет не расстаётся с веретеном
- Четыре сестры в древнем Риме — Рэй Лоренс
- Этот видеоролик можно купить в следующих форматах
- Только ловкость рук и народная медицина :-)
Слово «сермяга» в современной речи часто употребляется для обозначения «грубой ткани вообще». На одном из концов катушки, которая надевалась на веретено, был укреплен маленький блок. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Действительно, при прядении веретено усердно вращалось, скручивая нить, причем так, что в руках опытной пряхи, по стихам А. С. Пушкина, даже «жужжало».
Простой народ использовал наиболее дешёвые (однотонные) сорта шёлка разве что для редко надевавшихся праздничных нарядов да ещё для украшения деталей одежды – например, «очелий» женских головных уборов. Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. Процесс чесания льна назывался ещё «мыканьем». В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом». На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от «кострики» – посторонних тканей стебля.
Два конца рогульки выступают за катушку. В таких нарядах дома не ходили. И парень слишком нарядный. Воспитание девочек было направлено на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Такова хотя бы знаменитая «власяница» – грубая шерстяная ткань, буквально «материя, вытканная из волосков».
- Астрологический прогноз — способ узнать будущее
- Богиня Макошь и ее две помощницы Доля и Недоля
- Старинные русские женские ремесла
- Значение слова «Прясть» в словаре Даля
- Значение слова «Прясть» в словаре Ожегова
- Значение слова «Прясть» в словаре Ефремовой
- Значение слова «Прясть» в словаре Фасмера Макса
Подобные утверждения маститых искусствоведов не имеют под собой никакой почвы: принос женихом прялки до сих пор не зафиксирован ни в одной свадебной традиции. Доминирующую роль играла прялка на знаменитых «посиделках» или «супрядках», которые в Вологодском уезде начинались с «филлиповок», т. е. с 14 (27) ноября и продолжались до самой Масленицы. Что же касается древних славян, то человек, одетый в рогожу, был либо удивительным образом обижен судьбой (чтобы так обнищать, требовалось разом утратить всех родственников и друзей), либо был изгнан семьёй, либо это был безнадёжный дармоед, которому всё равно, лишь бы не работать. Затем гениальные мастера изобрели приспособления для тканья узких полос — поясов, тесемок и лент (тканье на дощечках, «на бердечке», «живой стан»).
Археологи откопали тому и «вещественные доказательства». Другой конец вставляли за пояс – иженщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже на ходу, когда шла вполе, гнала корову, приглядывала за гусями Дома, вынув из-за пояса, нижний конец прялки втыкали вотверстие лавки или специальной доски – «донца». Еще одним чисто девичьим занятием считалась прядение. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности, пряжу. Шёлковые ткани у древних славян были исключительно привозными, в основном византийскими.
Затем гениальные мастера древности изобрели приспособления для совсем уже «настоящего», с утком и зевом, тканья узких полос – поясов, тесёмок и лент. Сперва их сочли привозными, но затем выкопали из земли и набойную доску. Довольно часто муж дарил прялку любимой жене, но в очень редких случаях — парень девушке.
До Х века их делали из обожжённой глины, позже появляются выточенные из розового и красного камня – шифера, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч (летописный Вручий). Зимой, когда сельскохозяйственных работ было меньше, производство вязаных изделий увеличивалось, т. к. семьи вязали по вечерам при свете очага. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (16, 3 кг) волокна, требовалось ни много ни мало 955 часов (почти 40 дней) усердной работы. Несколько экземпляров этих изделий хранятся в британских музеях и напоминают головные уборы с некоторых портретов Гольбейна.
- Международная система совместимости изображений () Помощь
- Населенные пункты Молдавии и диаспоры
- Археологические находки и исторические данные о вязании до 19-го века включительно
С принятием христианства функции Макоши перешли к св. Севернорусская неразъёмная прялка изготовленная из нижней части ствола с корнем (копанъ). XIX век4. Само слово «крапива» (древние славяне произносили «крОпива», а также с перестановкой букв: «кОПРива») учёные считают родственным глаголу «кропить» и существительному «кроп» – «кипяток»: кто хоть раз жёгся крапивой, тому пояснений не требуется (кстати, сюда же из-за разлетающихся семян, относится и «укроп»). Причем в некоторых случаях девушки прибегали к хитрости:«Некоторые славнухи. Шерсть в славянском хозяйстве была в основном овечья. В Средние Века существовало поверье, согласно которому нельзя было прясти, начиная со среды Святой Недели и до Пасхи: боялись, что нити могли быть использованы для опутывания Христа.
Вряд ли народная фантазия приписала бы крапивным рубашкам такую сверхъестественную силу, не будь крапивное волокно одним из древнейших. Однако чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем более ценилась ручная работа. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Начать веселье, не завершив «дела», считалось немыслимым. Слово «сукно» встречается в памятниках письменности начиная с ХII века (вещи, сделанные из него, назывались «сукняными»), но учёные пишут, что и термин и способ изготовления такой ткани – много древнее. В Индии переквалифицированные кашмирские ткачи использовали свой традиционный узор «огурцы» при создании сложных вязаных шапок. Шерсть в древнеславянском хозяйстве была в основном овечья. Многие авторитетные учёные полагают, что шерстяные ткани (в том числе и у славян) появились гораздо раньше льняных или посконных: человечество, пишут они, сперва научилось обрабатывать шкуры, добытые на охоте, затем древесную кору и лишь позже познакомилось с волокнистыми растениями.
– «Пряслень» – вот как произносили древние славяне ив таком виде этот термин всё ещё живёт там, где сохранилось ручное прядение». Но не стоит забывать окачестве сырья, которое было иесть уандцев. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах), во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать», то есть приготовить себе приданное. Поступлю так ия.
украдкой приносят с собой уже готовую пряжу, так как заботливые матери каждый раз у возвратившейся с посиденки дочери осматривают, много ли напряла за вечер, а в иной веселый вечер, между тем, не удается и преслицыто в руки взять»1. Прялка на посиделках выступала своего рода «визитной карточкой» девушки, вот таким образом ее украшению придавалось особенное значение. III – IV в. н. э. Из козьего пуха, столь же тщательно обработанного и спряденного, делалась тонкая и очень тёплая ткань «цатра», хорошо подходившая для зимних тёплых рубах. Прялку стали называть самопрялкой.
Получив в подарок одну пару, английский король Генрих VIII был просто счастлив. Прядением, как правило, занимались девушки. «И вДревней Руси ив Скандинавии времён викингов, – пишет Мария Семенова, – бытовали переносные прялки: кудель привязывали или прикалывали кодному её концу (если он был плоским, лопаточкой), либо насаживали на него (если он был острым), либо укрепляли как-то ещё (например, врогульке). Об урожае льна гадали заранее («бельё зимой долго не сохнет – льны не хороши будут»), а самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна.
Утратили смысл пословицы и поговорки, подчеркивающие значимость прядения: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не ленись прясть, хорошо оденешься». на ходу, например в дороге или присматривая за скотиной. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. Следует ли из этого, что Тора запрещает женщине ходить с непокрытой головой.
главу «Разновидности и названия тканей»). Когда нит оттягивают на себя и вставляют в специальную вилку, передние и задние нити основы меняются местами – возникает искусственный зев и уток пропускается снова. Готовые шерстяные нити шли на изготовление тесьмы для юрт. Один только этап его необходимо было делать вручную — несколько закручивать. Такие слова, как «бель», «багрец», «зелень», «синота» («синета»), «червленица» («червлень», «червь»), до сих пор можно в общем понять и без словарей. В 1991 году мы устанавливали ткацкий стан в экспозицию музея, помучились не одну неделю.
Если ткань льняная, это простейшее переплетение называется «полотняным», если же ткётся шерстяная материя, переплетение называют «суконным». Этого мы никогда не узнаем. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни.
«Брали» следующим образом. Были и такие, когда женщинам запрещалось вязать, причем запрет был оформлен документально. метров пряжи. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение. Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь).
1. Что же касается древних славян, они пряли иным способом – на веретене. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.
В древности существовала языческая богиня-П. В главе «Лён» было уже рассказано, что слово «полотно», значение которого в современной речи приближается к «ткани вообще» (к примеру, «трикотажное полотно»), означало в древности только льняную материю и только вполне определённого переплетения – через каждую нитку подобное переплетение так и называется – «полотняным». Кроме распространенной овечьей использовали козью шерсть (особенно ценили козий пух), коровью и собачью. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени).
Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, вот таким образом такие «нити» обладают более сильным воздействием. В частности, лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. В течение XIXв. Впрочем, неважно, каким именно способом она была связана.
Эта традиция продолжается и в XXв. Следующей прялкой стала прялка «Дженни» изобретённая Харгвисом. На девичьих посиделках и запрядках (досл.
Третье – откуда информация, что день Макоши – пятница. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением играми и плясками. В точке, где уток поворачивает назад, в ткани остаётся едва заметная щёлка.
И наконец, были изобретены ткацкие станы — вертикальные, а потом и горизонтальные. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Аверблюдовые – альпака ивикунья дают лучшую для текстиля шерсть вмире.
Ткать девушкам было необходимо, чтобы сделать вещи себе на приданое. Вот и всё. После прохождения рогульки нить наматывалась на катушку. «Жигучкой», «жигалкой», «стрекавой», «огнём-крапивой» величали её на Руси.
И конечно, первым шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость и «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт. выбитый, разрыхленный, очищенный, прочесанный ручными способами, помещается ввиде большого пучка на поддержке (лопате, гребне, пряслице), ккоторой привязывается шнурком. Вот таким образом, оставляя прялку на ночь, лучше произнести заговор: «Хозяюшко-домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено необходимо спрятать. С наступлением послевоенного процветания и после выхода на пенсию г-жи Якобссон бизнес постепенно исчезал и в 1969 г. предприятие «Бохус Стикнин» в конце концов закрылось.
В одной из египетских пирамид найдено изображение женщины, надевающей носки. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси — будщи хорошая пряха». Иногда девушки продавали самодельные тканые полотна и на вырученные деньги покупали городские вещи, считавшиеся очень модными среди молодежи. Кроме того, магический смысл меха (подробнее см.
Это делалось для того, чтобы скот не был голодным. Наиболее известные виды традиционного вязания (большей частью с Британских островов), такие как жаккардовое вязание, аранское вязание, шетлендское кружево и скандинавские узоры, появились не ранее XIXв. Это ремесло почти заглохло. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине.
Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки, – веселые вечеринки.
Все помнят сказку Х. К. Андерсена «Дикие лебеди» и чудесные рубашки из крапивного волокна, которые сестрица Элиза плетёт для одиннадцати братцев, надеясь избавить их от злых чар. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице. Так что самая первая на свете нить, скорее всего, была шерстяной. На рисунках из рукописи Фелипе Гуамана Помы де Айалы «Первая новая хроника идоброе правление» (1615)» женщины прядут правой рукой, влевой держат кальяпу (фото 25).
Так что археологи нередко называют любую найденную растительную ткань «льняной», забывая о широком распространении конопли и вовсе упуская из виду другие источники растительных волокон, например крапиву. Чулки, связанные в Англии, отправлялись в испанию, Нидерланды и Германию. В усыпальнице одной из египетских пирамид сохранились детские вязаные чулки. С такими женщинами мужья разводятся, не выплачивая компенсацию. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой.
Такие писатели, как Самюэль Джонсон, Даниэль Дефо, Джозеф Аддисон и Адам Смит, упоминают о вязании как о ремесле низших классов. Использовалась только стоячая вода. Когда нит лежит на раме, ткачиха пропускает уток в естественный зев.
Коровы, носороги, крокодилы, гуси, петухи, собаки, кабан – это только немногие их них. Между тем специалисты указывают, что самопрялка (ручной вариант её употреблялся ещё древними римлянами) вошла в обиход на Западе около 1480 года. Нет, не с детства, у няньки — пряхи научиться не довелось – ее не стало, когда я училась в седьмом классе, а было ей лет 90 и нянчилась она еще с моей мамой, а потом и со всеми моими сестрами.
«Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Лыковые верёвки упоминаются в мифологии скандинавов. В главе «Крапива» было рассказано, что в этих местах девочки сами пряли нитки для шитья кукольных платьиц. Помимо большого количества сохранившихся церковных находок, к данному периоду относится первая вязаная войлочная шапка (из сваленной шерсти), Ковентри, Англия. Когда у растений бурели головки, что говорило о созревании семян их выдергивали с корнем.
Параскевы не покинуло П., надо было соблюдать определенные правила и не нарушать запретов. Раньше употреблялось более емкое и красивое древнее славянское слово «навой». XIII в. н. э. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. А Словарь современного русского литературного языка изданный в 1991 году истолковывает «брань» как: 1) старинную узорчатую ткань 2) старинную вышивку по канве. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. явно авторы не знают об истинном значении слова язычник.
В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане настенный рисунок изображает семитов. Причем вязать сети начали мужчины, затем они же продолжили развивать свое мастерство. В южных землях России лен «стлали» — раскладывали тонким слоем на влажном лугу и выдерживали в течение 15–20 дней. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр. Так, в день памяти святой и во все пятницы не разрешалось прясть: «а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза» «в пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель» «кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью» («кострыкой глаза запорашивает») «не прясть в пяток, так как в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать».
Двое крепких мужчин устраивались друг против друга возле этой доски и ногами двигали по ней ткань – то к себе, то от себя. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах).
Вы знаете, у них праздников было не меньше, чем у нас. Свет и молодость предаются любви: рождаются и растут маленькие Заря и День. XVIII в. К данному периоду относится весьма экстраординарный экземпляр вязаной одежды, хранящийся в лондонском музее Виктории и Альберта – голландская юбка из белой шерсти, выполненная дамасским вязанием. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Затем процесс прядения повторяется сызнова».
Считалось также, что хорошо отбеливает ткани роса для этого холсты нередко оставляли расстеленными на всю летнюю ночь и это служило поводом для ночных бдений и развлечения молодёжи – парни и девушки вместе ходили «зорить» холсты. Иногда расстилали холсты и по сугробам в ясный морозный день. Донца больше были распостранены в северных областях, и в местах, где было много леса. Часто донце вырубалось из цельного дерева, та часть (ее называли лопаткой), на которой сидели, делалась из корня ели, который ответвлялся от ствола. «Пестрядью», «пестриной» назывались материи, сочетавшие разноцветные нити в утке и основе. Наши предки хорошо знали особую технику тканья, получившую на Западе наименование «гобеленной» у нас её называли «закладной». Они делают это сидя, стоя, на ходу – просто шествуя по делам или пася лам. В 1735 году Джоном Уайтом был изобретен вытяжной прибор.
Донце прялки3. В более сложных появляется нечто вроде утка, так что специалисты называют такое плетение «полутканьём». В них рассказывается о горностайке — «доброй рукодельнице: что спрядет, что соткет — простым людям в прок идет». Потому предпочитаю покупать уже готовую расчесанную шерсть.
В средние века техника тканья «на дощечках» была доведена поистине до совершенства. в главе «Верхняя одежда») вполне распространялся и на шерсть. Способов вязания иглой насчитывается около тридцати видов. Параскева Пятница, образ которой зачастую сливался с Богородицей. Две шали в своей жизни и я связала, а на большее не хватило терпения. многие бедняки использовали вязание для улучшения своего финансового положения. Некоторые из таких приспособлений XIXв. Наиболее простые и древние виды плетения, начиная с элементарной «косички», ни того ни другого признака не содержат.
На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут и вертят одной правой рукой: веретено у них сучит и мотает одновременно. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, ещё в начале ХХ века в разных местах России коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, «лапами» – изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками, вырезанными из «копани» – ствола дерева вместе с корнем. В таком месте ходить простоволосой запрещено, но разрешается носить корзину на голове. Начнем сгрузика иего названия. Вот таким образом не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в «поворотные», «переходные» моменты (Рождество, Святки) мир мог быть как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
Интересный и, по-видимому, очень древний способ плетения, называемый специалистами «полутканьём», дожил в Рязанской области до 30-х годов ХХ века. К данному времени относятся несколько археологических находок. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. В самом деле, он даёт возможность получить довольно широкую полосу ткани.
Считается, что овца была одомашнена несколько тысячелетий назад в Передней Азии и Египте. Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Скажем, «оксамит» – не что иное, как искажённое греческое «гексамит» – «шестинитчатый». Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т. е. Прялка служила оберегом для девушки. В главе «Рождение» упомянуто, что даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию.
Традиция вязания иглой сохранилась в местностях с суровым климатом и по сей день. Исследователи склоняются к мнению о его «праславянском» характере. XVIII – XIX вв.
Среди образцов, добытых археологами, шерстяных существенно больше. Использовалась только стоячая вода. Она охраняет девушек от «нехорошей» любви, от злой встречи, от сглаза и порчи.
Этого достигали одним из двух способов. В районах с более суровым климатом лен чаще «мочили» — опускали связками в пруд или специальную яму, вырытую в низине. Подобные устройства (кроме электрических, конечно) иногда приходится видеть и в фильмах из «былинных» времён.
При опахивании села от эпидемий из этих нитей делали вожжи. Эти изделия были не только очень красивы, но и исключительно прочны.
Существовали и названия тканей по цвету. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. Происхождение слова «сермяга» ставит в тупик маститых языковедов. Коровья шерсть шла на изготовление поясов и одеял.
Древние ткачи прекрасно знали и умели делать более сложные переплетения, например «саржевые» и «атласные». Второе – хорошее дело браком не назовут. Мудрецы спросили: к какому случаю относится это разрешение. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Обыденная новина выполнялась для сохранения общественного благополучия — для охраны домов и селений, скота от возможных несчастий. У каждой есть своя особенность.
Девочки и делали из него понёвы для кукол. Информацию решила представить в виде блоков по возрасту находок, упоминаемых на просторах интернета. Злыдней можно связать и оставить на дороге и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.
Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Сюда можно отнести изготовление женщинами обыденной (т. Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Художник нафантазировал.
Также и Брюнхильда, хоть и не умирает после того, как Один ранил ее шипом, тем не менее впадает в летаргический сон из которого ее выведет солнечный герой Сигурд. В Спящей Красавице присутствуют молодость, любовь и плодородие – три специфические черты весны. Вот таким образом «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. не погасли такие виды росписи как пермогорская, борецкая, ракульская, мезенская и др. Если кикимора прядет на передней лавке, то это к смерти кого-либо из обитателей дома.
Сейчас женщина, умеющая прясть, — редкость. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. В 2015 году – это суббота. Другие концы нитей привязывались к пояску. Самопрялка была очень дорогой.
1дает понятие оспособе прядения ручным веретеном). Были времена, когда обязанности делились: женщина прядет шерсть, а мужчина из нее вяжет. Сломать прялку —плохая примета: попадется плохой муж или злая свекровь. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию.
Как бы то ни было, запрещение прясть вступало в полную силу именно с приходом Нового года. Этого достигали одним из двух способов. «Примитивный способ прядения отличается своей простотой: материал, слегка подготовленный, т. е. «В рогожу одеться, от людей отречься», предупреждает пословица, записанная В. И. Далем в ХIХ в. Единственным допустимым видом рогожной одежды был плащ от дождя. А в-третьих, нужна шерсть. С нее-то и начиналась женская забота о льне.
Прялка и лопасти (навершия) прялок. Один из мудрецов ввел закон, разрешающий женщине покрывать голову корзиной. Информация из достоверного источника – Славянский Коляды Даръ. Это был исконно женский труд – прясть пряжу.
Когда у растений бурели головки (что говорило о созревании семян) их выдёргивали с корнем. Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т. п. Вариант этой шапки продолжали вязать и в XIX в для солдат, воевавших в Крымской войне. «Дёргали» её также вдвоём, причём одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей.
Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние». Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Известно несколько способов «валяния» сукна.
Прядет кикимора не обычным способом: она подпрыгивает или сучит нитки «наоборот». По мнению этих исследователей, «первенство» шерсти подтверждается традиционным использованием шерстяных ниток для вышивки и приверженностью шерстяным тканям в различных деталях женской одежды (например, понёвах): известно, каким устойчивым консерватизмом отличался женский наряд. Шифер – мягкий камень на образцах, найденных археологами, остались потёртости от нитей, подложенных древними мастерицами. Такой способ прядения имеет особый, колдовской смысл.
Есть основания думать, что женщины очень дорожили пряслицами: тщательно метили их, чтобы ненароком не «поменяться» на посиделках, когда начинались игры, танцы и возня. Изучение научной литературы по данному вопросу мало нам помогало. Вязаные шедевры мастеров признаются предметами искусства и попадают в музеи. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Но были и иные слова для обозначения цвета, нередко очень образные и красивые.
Но, обо всем по порядку. Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его атрибутами. Исфандияр (иранский герой) умирает, раненный стрелой из тамарискового дерева. Ткачество было серьезным и кропотливым делом, требующим серьезного отношения. «Оборотные» нитки изготовленные в праздники играли важную роль в домашней жизни и обрядности.
При раскопках обнаружены образцы тканей из отлично вычесанной (археологи назвали её «высокосортной») овечьей «волны»: использовались лишь пушковые волоски, жёсткие остевые были удалены. «Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы прядут, выпрядают, узоры набирают». Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча). Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания. В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: вот таким образом для них «плести» потоки также легко, как для людей нити. Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).
Об особенной святости всего сделанного по «праотеческим» рецептам (полученным, как правило, непосредственно от самих Богов), об опасности отступления от освящённых временем традиций говорится в главах «Кузница и мельница», «Огонь Сварожич». Крестьянин, застигнутый в поле дождем, укрывался рогожной накидкой, сшитой углом. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме.
Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира». Встречается темно-коричневая и черная, она в основном грубая. Уток, кстати, был шерстяным, красным или чёрным: получался клочок ткани, напоминавший материю «взрослых» понёв. Является ли оно древним заимствованием и если да, то откуда – трудный вопрос.
К сожалению, ткани из растительных волокон очень плохо сохраняются в земле. Процесс прядения был полностью автоматизирован. У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок— под углом.
Андский хлопок отличался необыкновенной мягкостью идлинной волокон. В захоронениях аббатства Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас (королевский монастырь, недалеко от Бургоса, Испания) найдены перчатки и пара вязаных наволочек для подушек из шелковых нитей. За многие годы проведения историко-бытовых экспедиций научные сотрудники Хабаровского краеведческого музея собрали довольно большую коллекцию домашнего прядильного и ткацкого производства: гребни, чесала, трепала, вальки, веретена, прялки и два ткацких стана. Изобретению вертикального ткацкого стана учёные придают не меньше значения, чем появлению металлического оружия и морских кораблей: без него «культурная революция» древности была бы равно невозможной.
По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др. ) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. На Кавказе и в Средней Азии поступают наоборот. Параскеве Пятнице жертвы — бросали в колодец кудель. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина.
Однако впоследствии овручские мастера «монополизировали» производство. Слово «кудель», родственное прилагательному «кудлатый», существует в том же значении во многих славянских языках. Параскеве, при этом говорилось: «Угоднице на чуловки. » «Матушке Пятнице на передничек. » (7, с. 194). В канун дня Параскевы-Льняницы приготовляли первину льна, посвященную этой святой и приносили для освящения в церковь, а затем прикрепляли к образу св. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. Так, роль П. в животном мире, по представлениям русского народа, воплощает горностайка, персонаж сказов об ивановских ткачах Владимирской губ. Если второй уток шёл цветной нитью, узор становился цветным.
Если вспомнить всё известное нам о магических свойствах человеческих волос, можно предположить, что подобные ткани использовались в ритуальных целях. Пользоваться дощечками удобно и просто. Для начала готовый холст или нити складывали в обширный котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные инкрустированные (даже зеркальцами. ) расписные (даже по торцам. ), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России.
Тем не менее, на мой взгляд, кальяпа могла использоваться только, что называется, для «выхода всвет», адля настоящего прядения (в больших объемах) она не применялась, так как на ней помещается очень мало волокна. Вовсе нет. Заря и день растут и уменьшают власть ночи и это отражено в сказке.
Прялка была неразлучной спутницей женщины и они умудрялись прясть даже. Тем не менее, по мнению большинства учёных, «сермягой» древние славяне называли толстую шерстяную ткань переплетения «через нитку» (в применении с шерстяной ткани его называют «суконным»). И наконец, были изобретены ткацкие станы – вертикальные, а потом и горизонтальные.
Так что самая первая на свете нить, скорее всего, была шерстяной. «В рогожу одеться, от людей отречься», – предупреждает пословица, записанная В. И. Далем в ХIХ веке, когда нужда часто стучалась в крестьянские избы: даже в нелёгкие времена такая нищета считалась постыдной. изменения чего-то в настоящем и будущем. (Сравним «мыкать горе», «мыкаться» – эти слова как бы говорят о бесплодных попытках вырваться, отделаться от чего-то. ) Кудель называлась вот таким образом также «мычкой»: вероятно имелось в виду, что это «отдельные», «избранные» волокна.
По заключению специалистов, чтобы разметить восьмирядный узор на ткани в двести пятьдесят нитей, требовалось около шести часов кропотливой работы. Вот, например, один из наиболее архаических: шерстяную ткань типа сермяги раскладывали на широкой доске и поливали понемногу, но непрерывно горячей водой. Невероятное количество вязаных изделий, созданных трудолюбивыми леди XIX столетия, до сих пор поражает воображение – от митенок (перчатки без пальцев) до перочисток, от расшитых бисером сумочек, где каждая бусинка расположена в точном порядке и тщательно ввязана в полотно одна к одной, до кружевных шалей, таких воздушных, что их можно пропустить сквозь обручальное кольцо.
Его предшественниками могли быть древнескандинавское «силки», древнеанглийское «сьолук» и так далее германцы же, в свою очередь, заимствовали его у римлян: «шёлк» по-латыни «серикус», то есть «китайская ткань», от «Серес» – «Китай». Так же мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны, требовала ношения чулок. Многие ученые полагают, что шерстяные ткани у славян появились гораздо раньше льняных. Этот угол называется «зев» и служит для продёргивания утка. Это ремесло было отнюдь не чисто женским, участвовала вся семья – мужчины, женщины и дети.
Так и видится за ним нечто неказистое, «серенькое». Ими перевязывали драгоценные рукописи. Веселое общение и заряд положительных эмоций — это три. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт.
Ткань «рогожа», сделанная из волокон рогоза, что растет по берегам болот и озер использовалась в основном для хозяйственных целей. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки).
Прясть на заказ тоже перестали – труд медленный и утомительный, но малоприбыльный. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Научила меня прясть в средине семидесятых хозяйка квартиры, где мы студентами с мужем снимали угол – Закиря-Апай искусная пряха. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки».
Если это был тот же самый уток, получался просто рельефный узор. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, еще в начале ХХ в. в разных местах России коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками. Талия Пентамерона означает молодой побег или цветущая, а в немецкой сказке Dornoroschen (Роза терновника) или Schlafrose (Cпящая Роза) означают весенний цветок. Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета.
С конца ноября девушки пряли каждый вечер кроме праздников и воскресных дней. Лен, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Видите, на картинке девушка в нарядном сарафане прядет а мордоворот парня заглядывает в окно. Пожелания стать хорошей пряхой произносились на родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала». Словарь С. И. Ожегова (1949) в статье, посвящённой глаголу «брать», не приводит ничего относящегося к ткачеству слово «браный» снабжено пометкой «стар» и трактуется как «вытканный с узорами». Ткут в основном половички. Как выполнялся весь процесс прядения.
Так, при раскопках древних селений (в том числе и в наиболее ранних – VIII века – слоях города Ладоги) найдены довольно увесистые глиняные и каменные гирьки с отверстиями, внутри которых явно просматриваются потёртости от нитей. Славяне верили, что человек при рождении наделяется долей — определенным количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. «Бохус Стикнин» производило связанную вручную одежду, потрясающую по красоте и отделке. И связана исключительно чередованием лицевых и изнаночных петель. Одним из знаменитых примеров слияния общественной идеи и вязаного искусства является шведское предприятие «Бохус Стикнин». Женщины освоили вязание позднее.
Наши предки стригли овец пружинными ножницами, не особенно отличавшимися от современных, предназначенных для этой же цели. В. М. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны. ) им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Навершие прялок, в которых использована языческая символика — «громовый знак» изображение «белого света», головы коней.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся. Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами. Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой. Поверхностные волоски при этом образовывали плотный слой наподобие тонкого войлока. Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Если лето оказывалось чрезмерно сырым, лен зарастал сорняками и требовалась прополка. В дальнейшем, в процессе тканья, после прохождения утка, образовывавшего само полотно, не меняя зева основы, нити, выбранные для данного ряда, поднимали за петельки и подкладывали прутики или дощечки (из-за этого браная техника называлась также тканьем на прутиках или на досках), образуя дополнительный зев и уток пропускался ещё раз.
Параскева Пятница заимствовала занятие Мокоши, а затем и покровительство пряхам и прядению, вот таким образом ее называли Льняницею: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». Ковали их из одной полоски металла, рукоятку выгибали дугой. Однако нитов бывает несколько, комбинации нитей основы подбираются разные. Такое прядение пряхе не доставит удовольствия.
Параскевы. У Славян издревле это называлось Семейным Союзом, не браком. «Лапа», как полагают учёные, сохранилась на Русском Севере со времён расселения там жителей древнего Новгорода. Славянские кузнецы умели делать самозатачивающиеся лезвия, не тупившиеся при работе. На рынках продают шерсть уже битую – то есть расчесанную специальной машиной. Она «лапками стежку шьет — стежка серебром сияет», так как прядет не простую пряжу, а снежную. В среде низшей демонологии П. выступает кикимора. Затем лен сушили, мяли, отделяя волокно от «кострики» — посторонних тканей стебля.
сохранились по сей день. По легенде Ярославской губ., Пятница наказала П., которая работала в ее день. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Однако обо всём по порядку.
В Швеции не пряли во время Страстной недели. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки). Такая нить соответствует «нити судьбы» человека. Прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на здоровье людей, животных, на благополучие дома.
Это произошло в 1741 году. Учитель сказал ему: это в точности описанный древними мудрецами случай прядения шерсти в общественном месте, когда муж должен развестись с женой, не выплачивая ей компенсацию. XIX в. до н. э.
Унас пирурун называется пряслицем. Сразу оговорюсь, что опыт ручного прядения у меня довольно большой. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. П. приносили св. И хотя в процессе прядения основную роль всегда играло веретено именно прялке суждено было стать символом женского рукоделия, а в обобщенном смысле — и символом женской доли. В русской традиции пряхам покровительствовала богиня Макошь (Мокошь) — единственное женское божество в составе киевского пантеона Владимира. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальцами, а сколько пользы. Чтобы очистить шерсть от мусора, перед прядением ее «били» специальными приспособлениями на деревянных решетках, разбирали руками или чесали гребнями — железными и деревянными.
Она легко прядется, нить получается ровная, блестящая. Самая лучшая шерсть, в которой нет ости – грубых волосков, – это поярок. Здесь мы рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях.
Известно, что, в волшебстве, завязывание узлом означает препятсвовать чему-то. Другое дело, во времена Андерсена древний миф успел подзабыться и потому-то для достижения нужного эффекта пришлось сделать обычную крапиву «кладбищенской». Подобный способ «полутканья» так и называется – «на ноге». вязание использовалось для украшения этнической одежды, обычно имитируя дорогие и редкие ткани.