Рембрандт Портрет Саскии

В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся. Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной.

«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта

Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.

Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Фон черноват паркет – серый. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.

Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях.

Художник Рембрандт, 
автопортреты: описание, 
история и интересные

Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты

Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. 175, 5 x 210, 5 см. Оно было далеким от классических норм.

В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.

А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Он был отличным рисовальщиком и гравером.

Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.

картины Рембрандта 
 (на фото: Автопортрет)

картины Рембрандта (на фото: Автопортрет)

«Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.

Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.

Рембрандт: автопортрет 
с Саскией на коленях

Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях

Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев».

«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Это период его восхождения. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.

Следует вспомнить, что тема "блудного сына" появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.

Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.

  1. Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
  2. Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
  3. Саския и Рембрандт: мистическая история любви
  4. Рембрандт: Портрет жены художника
  5. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)

Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины – в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.

В них можно проследить почти все периоды творчества художника. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска.

Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Ван Эйленбург и ван Рейн ведут активную светскую жизнь и как-то абсолютно естественно выглядит желание Рембрандта посвататься к приглянувшейся ему родственнице друга — Саскии, приехавшей в Амстердам из своей Фрисландии и скромно и тихо живущей в доме реформатского проповедника Яна Корнелиса Сильвия, мужа её очередной кузины, Алтье.

  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
  • Рембрандт ван Рейн и Саския ван Эйленбург
  • АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Рембрандт ван Рейн
  • Биография и картины с названиями Рембрандт Харменс ван Рейн
  • Эскизы и наброски с изображением Саскии

1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Размеры картины: 161х131.

Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. К тому же известно, что к концу 1640-х годов в доме Рембранда появилась юная экономка Хендрикье Стоффельс и художник изрядно охладевший к Гертье, перенаправил всё своё внимание на 23-летнюю прелестницу. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).

  1. Портрет Саскии в аркадийском костюме
  2. Литературный портфельчик Искуссницы
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Украсив ее белую круглую шею ожерельями, он обвивал широкой цепью золотые душистые волосы Саскии, так что ее головка, еще более прелестная, чем всегда, начинала клониться под тяжестью сверкающего груза. На нем взгляд Саскии уже не рассеян и весел – эта Флора смотрит на зрителя в упор, а в глазах затаилась печаль потерь и переживаний. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).

  1. Зримая чувственность Рембрандта
  2. Живопись Рембрандта: 5 комментариев
  3. Художник Рембрандт Харменс ван Рейн

Это уже настоящее признание. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.

Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.

Три музы Рембрандта 
– Саския, Гертье, 
Хендрикье

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Рембрандт гордо и радостно смеялся.

Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев".

Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Нидерланды (Голландия). Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.

Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1).

Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Заказов становилось все меньше. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка.

Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. А в глухом полумраке у левого верхнего угла картины угадываются еще три физиономии испуганных людей, не смеющих приблизиться. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве.

Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.

Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили.

В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Но их усилия оказались тщетными. Впрочем, если внимательно присмотреться, то предположения уступят место твёрдой уверенности – портретное сходство этих трёх женщин очевидно.

Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Картинная галерея. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.

Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Это не принц, даже едва ли вельможа, это – родовитый дворянин: прекрасно воспитан, с изящными манерами. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.

Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Поверх богатого шелкового платья, схожего по цвету с аркадийским костюмом, с плеч Саскии-Минервы ниспадает богатый золотой плащ, символ римских правителей. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку.

Вещие слова сказаны. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.

Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Хендрикье тоже полюбила художника. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях.

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Его картина – подлинная и увиденная участником события, горюющим и озабоченным человеком из толпы, окружившей крест.

Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»).

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью.

Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.

В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Между тем пышный венок и увитый растениями посох служат здесь, скорее всего, атрибутами Флоры— римской богини весны и цветов. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Так строится пространственная панорама, замкнутая справа и уходящая далеко в глубину слева, богатая промежуточными тонами и всегда производящая впечатление цветной.

Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.

Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1.

Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Порой, когда Саския хлопотала по хозяйству, он тихонько подкрадывался к полуоткрытой двери и восхищенным взором наблюдал за ней, а затем быстро и безошибочно запечатлевал ее образ на первом попавшемся под руку клочке бумаги, на серебряной или медной пластинке.

Многие считают картину пророческой. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Его влекло к военному делу. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.

Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Она похожа на гигантскую латинскую букву "S", которая наверху прикасается к краю изображения. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Тематика его офортов очень широка.

Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, но прозрачной тени на ярко освещенный, зеленоватый шелк юбки падает четкая, как бы колышущаяся тень от цветов, которые она держит в левой руке. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.

И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Неоднократно менялось и название картины. Здесь большую роль играет пейзаж. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.

Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.

Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую.

Однако эта гипотеза явно неудачна. Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.

Холст, масло. Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Вот таким образом, прежде чем говорить о картине, я кратко рассказывала биографию художника, делая упор на чёткое произношение полного имени первой жены художника – Саския ван Эйленбурх.

Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.

В 1630—1640-е гг. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.

«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Влияние искусства Рембрандта было громадным. Но нельзя не видеть и другого – внутренней неудовлетворенности мастера окружавшей его жизнью, глубокого несоответствия между его идеалами и мировосприятием и ограниченностью, узостью интересов того общества, которое в этот период поднимало на щит его искусство.

Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.

Все с восторгом приветствовали пришествие юной и пламенной царицы, всецело преданной любви и ее триумфам, как новую эру добровольного подчинения веселому деспотизму. Дела шли все хуже. Он написал ее в 1654 году, но не обозначил в названии, кто является прототипом, а мнения современных искусствоведов по этому вопросу расходятся. С какой радостью, с каким воодушевлением, с каким неистовством ввел Рембрандт Саскию в свой дом на Блюменграхте, где многочисленные ученики заполняли его мастерскую, являясь свидетелями признанного уже мастерства Рембрандта. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Он был в моде. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков.

В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». В темнице его волосы отросли. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.

Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.

Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.

Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.

Кассель. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.

В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Стол накрыт.

Во вторник Страстной недели вечером Иисус Христос указал ученикам на Пасху как на время своей насильственной смерти. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.

Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Но для нас важно другое.

В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.

В общем, это был период рассвета его карьеры, когда он пребывал в отличном расположении духа и был воодушевлен тем, что он делает. К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим. Саския – с ударением на первом слоге.

Её дергали повестками еще и еще. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.

Апостолы расположились по сторонам от него четырьмя группами по трое: шесть человек слева от Христа, шесть справа. Он полюбил филистимлянку Далилу и она, прельстившись серебром, которые ей обещали филистимские князья, вызнала от Самсона, что источник его богатырской силы – в его волосах.

К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.

Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Это все термины самого Леонардо. Хендрикье Стоффельс, бывшая служанкой Рембрандта, а затем сожительницей художника, не стала его официальной женой, но была с ним до самой смерти в не лучшие для него времена.

Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. В Амстердаме продолжается период успеха, признания, богатства, совпадающий со временем личного счастья художника.

Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. В Амстердаме он завален заказами, а имя становится популярным настолько, что его картины и гравюры подделываются. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал.

1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Годом создания картины стал 1634 год.

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Композиция картины по-шекспировски динамична. Это ступени одного и того же скорбного пути.

В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). также картину в Метрополитен музее)1. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5.

Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.

Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.

Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Сам исследователь отмечает, что подобная версия кажется несколько неожиданной, но когда внимательнее вглядываешься в лица, о ней начинаешь думать с все большей настойчивостью.

Ее удивление, ее радость приводили его в восторг, однако больше всего он любил заставать Саскию врасплох в ее тихой комнате. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.

Рембрандта же гораздо больше привлекают реалистические изображения обыкновенных людей, в частности, уличных типов человеческого убожества, даже так называемых отталкивающих мотивов. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Барокко.