Андрей Рублев Спас
Одна из сильнейших икон работы Андрея Рублева – «Спас в силах». Еще при жизни преподобного Саввы Андрей Рублев создает Звенигородский чин и знаменитый лик «Спаса Звенигородского». Сохранились лишь фрагменты Спаса изображенные на данной иконе, однако на ней прослеживается присущее многим образам Андрея Рублева органичное и многозначное внутреннее движение. У Андрея Рублева канонический византийский образ превращается в близкого и домашнего Спаса, он как будто бы сразу узнаваем, хотя — из «иного» мира.
Тихое, располагающее к раздумьям время. Условной датой рождения иконописца считается 1360 год (иногда — 1370-й). Сергий благословил Дмитрия Донского на смертельную битву статарской ордой Мамая. Надпись эта утрачена, поскольку от иконы сохранилась лишь голова и малая часть одежд. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб).
Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Но зазвенела Русь, расцвела воздушными цветами дивных звонов сравнительно поздно. Но однажды в антракте спектакля о другом гениальном художнике (Ван Гог в театре им. С именем Андрея Рублева связан принципиально новый этап в развитии русского иконостаса – становление так называемого «высокого иконостаса». Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурныйдеисус.
Данное происшествие случилось накануне работ по устройству иконостаса в Спасском соборе в 1818-1820 гг. Между тем, любой квалифицированный специалист по древнерусскому искусству легко определит, что иконография рассматриваемого образа (даже с учетом позднейших поновлений 1-й трети и кон. А вдругом источнике Даниил назван учителем Андрея. Как сидел он на помосте над входом вхрам иписал свою последнюю работу— образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века). Однако 1399 год вряд ли стал временем ее начала.
- Автором Звенигородского чина может оказаться не Андрей Рублев
- Иконы преподобного Андрея Рублева
- икона Спас из Звенигородского Чина (Рублев 15 век)
- Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
- Икона Андрея Рублева «Спас в силах»
- Анализ иконы Рублева Спас в силах малый
- Записки переводчика с Андреем Десницким
Это лицо зрелого человека в мерном расцвете духовных и физических сил. Но перед этим и «Троица» и Звенигородский чин прошли многоэтапное технико-технологическое исследование, в том числе в инфракрасных лучах, что позволило увидеть подготовительный рисунок и характер мазков. Правда, в пышную эпоху Екатерины Второй ветхий иконостас оказался не соответствующим текущей моде и его перенесли из собора в село Васильевское (теперь – Ивановской области).
Убрус с двух сторон держат два стоящих ангела. Свою собственную смерть. Лик Спаса дышит силой и покоем. Официальная версия гласила: под грудой дров всарае.
Этот вывод не совсем верен. Ветхозаветная Троица обретает тем самым смысл новозаветной евхаристии. То есть именно они определили иноку Андрею писать Живоначальную Троицу. И еще потому, что написана она была для Троицкого храма в Сергиевом монастыре, где покоились мощи преподобного. Можно не сомневаться, что игуменом Сторожевского монастыря было задумано и заранее благословлено строительство каменного Троицкого храма в Сергиевом монастыре, где он был когда-то настоятелем и где прошла большая часть всей его сознательной жизни (можно даже сказать — почти вся его сознательная жизнь).
- Загадка иконописца Андрея Рублева
- Скидки для Храмови оптовиков 20
- Спас из Звенигородского Чина (Рублев 15 век)
- Особенности в изображении ликов Святых
- Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи
Упругие волны вьющихся волос, мягкие руки. тип. И лишь после этого стал известен как мастер крупных иконописных форм. Но не только. В связи с этим сохранилась миниатюра из лицевого (иллюстрированного) Жития преподобного Сергия Радонежского, где инок Андрей Рублев пишет Спаса. Однако у подлинной святыни Спасо-Андроникова монастыря был «двойник» – точная копия иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась вместе с ее «образцом». Замыслы чаще всего возникают у заказчика, а их воплощение — удел иконописца.
Митрополит Алексий, сопровождаемый преподобным Андроником, обходит с юга на север («противосолонь») алтарь церкви, держа в руках "образ" Спаса (оплечный), который он "въ церкви постави". 3. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон.
Но дает ли она, эта гипотеза, более или менее точную дату создания икон. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. Совершенство для Рублева видится в постоянной готовности помочь, поддержать, спасти. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении.
- Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва
- Британский музей «зафрендил» Блог Музея имени Андрея Рублева
- Научный блог экспертов Музея Андрея Рублева вошел в « »
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Товары и услуги в Пскове и Псковской области от рекламодателей
1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово. В нем есть такие строки: «ивот, престол стоял нанебе инапрестоле был Сидящий иСей Сидящий видом был подобен камню яспису исардису ирадуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). «Сказание освятых иконописцах» свидетельствует, что «чудные добродетельные старцы ихудожники» «умолены были» Никоном взять на себя этот большой труд. После расчистки иреставрации было установлено, что «Звенигородский чин»– это, возможно, часть иконостаса этого собора исамое раннее издошедших донас произведений Андрея Рублева. «В Троице другой тип графики.
Объясните, почему Андрей Рублев считается создателем pyccкoгo иконостаса. По этой подробности мы изнаем, что некогда Андрей иДаниил числились иноками Сергиевой обители, уже после смерти самого Сергия (в1392 г. ). Дуб стоит на своем месте до сих пор.
- Новости последнего часа в Пскове и Псковской области
- Другие популярные новости дня сегодня
- Андрей Рублёв Спас Вседержитель
Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую. Еще лучше, когда они делают работу бок о бок, совместно. Архангелы, смерилами изерцалами вруках, широко шагают собеих сторон кСпасу, склоняя головы. Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Сейчас он приемлет на руки.
Не следует также считать, что 1407 год – верхняя из возможных дат. Личное шито некрученым шелком песочного цвета «в раскол» и «атласным» швом по форме. Гнев перед показной фарисейской верой, забывшей ради буквы закона милость к человеку.
3. 8). Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции.
Тщательно выбирали дерево, стойкое, выдержанное. Драматическая судьба сначала ярого гонителя христиан, а потом – апостола-проповедника проявлялась подчас в традиционном иконографическом типе у других мастеров.
И в сем Деисусе красоту совершенную явил в образе Спасове и иных. В 1425 – 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. Инок Андрей был одним из множества «птенцов гнезда» Сергиева, прямым продолжателем его молитвенных подвигов ислужения ближнему, под которым понимался весь православный народ Руси. 84. 11).
Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица. 3 Четыре иконы из этого деисусного чина находятся всобрании ГРМ вЛенинграде: апостол Павел (Држ 2722), апостол Петр (Држ 2134), Никола (Држ 2662) иВасилий Великий (Држ 2663). Миниатюра. Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. А от своего замышления ничтож претворяти.
По предположению И. Э. Грабаря они написаны взамен превращенных вначале XVIIIв. Троица Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Такая надпись раньше в русском искусстве не встречалась. Качество найденных произведений несравненно, это вершина из вершин.
Как чудно здесь. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. Духовный и художественный гений Рублева здесь достигает невероятных вершин: образ Спаса удивительно целен, все противоречия восприятия сняты, подобно тому как мы читаем у псалмопевца: «милость и истина светятся, правда и мир облобызаются» (Пс. В пригородном Саввином монастыре построил каменный же Рождественский собор. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Сведения об этом приводит в своей книге об Андрониковом монастыре архим.
Вохрение по оливковому санкирю, розоватой охрой. Князь Юрий пожелал, чтобы вего домовом храме стоял иконостас прославленного изографа, большого мастера «богословствовать вкрасках». Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см). Почему игумену Никону пришлось умолять их.
Ее история удивительна. Попечителем строительства вновь выступил князь Юрий Звенигородский.
На подкладке черными чернилами написано и зачеркнуто: ОСМЫЙ. Посмотришь на икону Рублева и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным.
Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. Сначала эта задача казалась несложной. Столица бдила. Стояла глубокая зима. Несомненно, он впитывал заложенное в них.
На каймах по такому же малиновому атласу, как и на среднике, вязью, почти без лигатур (кроме конца надписи) шит тропарь Нерукотворенному Образу: «Пречистому Ти образу поклоняемся. ». Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. Виконе есть редкая иконографическая подробность: влоне Богоматери представлен воплотившийся Младенец Христос. дв. Из Радонежа софийный путь вел к месту погребения Андрея Рублева, в Андроников монастырь там, возле Спасского собора, в конце зимы 1430 года был предан земле старец Андрей.
Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Опыт исихастского созерцания отразился в искусстве созданием Спасов отрешенных и всеведущих. Рублеву вэтом иконостасе принадлежит общий замысел ипрорисовка композиций: скорее всего, он выступил здесь вроли знаменщика, т. е. намечал рисунок икон. мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Оба находились уже впреклонном возрасте. Икона хранится в Третьяковской галерее. ). Любовь и поддержку несли писавшие их художники своим современникам. Рублеву тут принадлежит авторство медальонов смучениками Флором иЛавром.
Это мастерское соединение чисто живописных приемов с линейными роднит стиль «Спаса» с фресками Успенского собора во Владимире. Такие образы русское искусство знало издавна. Редкой красоты, вытканную елочкой ткань положили они паволокой. А. Плугин). По контурам фигур — фрагменты древнего золотого фона.
Надо сказать, что даже в миниатюрах те или иные участники событий не изображались случайно. Весь чин ныне -достояние Третьяковки. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал. Складки их сложны, не совсем спокойны. Об этом выдающемся произведении, где наиболее отчетливо видны не только манера, но и миросозерцание великого художника, написано, пожалуй, больше, чем о всех других праздничных изображениях из Благовещенского собора.
Но все бытовые подробности ветхозавeтнoгo рассказа о гостеприимстве Авраама он опустил. 1. 5). Предполагается также, что иконописец мог знать его лично.
Димитрий Солунский и св. С нами Вы никогда не пропустите главное. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем).
Яспис (яшма) бывает разного цвета, но богословы определяют его как красный камень. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Эту битву на поле Куликовом исам радонежский игумен иего современники считали великим жертвенным подвигом Руси, мученичеством русских воинов «за святые церкви иза православную веру».
Об этом свидетельствует ипрограмма фресковой росписи его Успенского собора на Городке. Мы мало знаем о нем. Главным вэтой архитектурно-художественной программе была, конечно, духовная составляющая. Отего руки исходил луч (несохранился), проникающий влоно Богородицы. вкл., рис. И состоял он не из семи икон, аминимум из девяти.
Андрей Рублев. Смарагд (церковно-славянское название изумруда)– камень зелёного цвета.
В их лицах виделось знание, недоступное человеку. С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Отели в Пскове — здесь. Этой нитью была вера в Бога, воплотившегося в человека. «Получается, что Рублев, будучи еще совсем молодым мастером, создал одно из самых совершенных и сложных по технике произведений древнерусской живописи, но через четверть века по какой-то неизвестной причине радикальным образом изменил свою манеру», – прокомментировала данные технико-технологических исследований коллега Нерсесяна Софья Свердлова.
Ростово-суздальская иконопись, которая была почвой и одной из основ искусства Москвы, с начала XIV века знала образы Христа светлые, добрые, кроткие. Черты трагического одиночества среди «рода лукавого и маловерного». В 1926 году Грабарь в журнале «Вопросы реставрации» опубликовал статью «Андрей Рублёв: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925гг», в которой атрибутировал Звенигородский чин как работу Андрея Рублёва на основании особенностей живописи, роднящих иконы с рублёвской Троицей и фресками Успенского собора во Владимире1. 4. Сам апостол Павел писал об этом так: «я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы обрести Христа» (Фил.
Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. А произойти это могло, например, сподачи Саввы Сторожевского, который в1399 году перешел из Троицкого монастыря на гору Сторожа под Звенигородом. Они облачены вдалматики сусаженными драгоценными камнями аламами икаймами.
Каждую минуту – 123 самые горячие новости из городов и регионов. Помимо сохранившегося Спаса, слева и справа от него (если считать от зрителя) должны были быть изображения Богоматери и Иоанна Предтечи. Сведения об этой работе содержатся в житиях Сергия и Никона, составленных в середине XV века. Но никакими доказательствами эта гипотеза не была подкреплена.
Ocтались ангелы, трапеза, чаша с головой жертвенного тельца. Загадки, связанные с ними, начались сразу же после их открытия в 1918 году. 3а спиной ангелов виднеются Мамрийский дуб, дом и скaла. Но нигде и никогда не было создано двух абсолютно одинаковых образов. Но стиль — одно, а образ, сущность идея — другое. И добавляет: оба иконописца «прежде были впослушании упреподобного Никона».
Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Их писали и византийцы и русские их ученики. Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Лейтмотивом творчества великого живописца было душевное согласие. Мария склонила голову взнак повиновения Божьей воле. Но тут-то и таилась первая трудность.
Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. Это итог итог долгих раздумий и поисков, художественных и духовных. С. 88. Но именно эта деталь— «умолены были»— говорит отом, что творческий расцвет Рублева, зрелость его как иконописца остались позади.
Он входил вчисло «соборных старцев», вместе сигуменом управлявших жизнью монастырской общины. Гнев перед показной фарисейской верой, забывшей ради буквы закона милость к человеку. Мягкие оттенки здесь гармонично сочетаются со стройной четкостью линий.
Неслучайна колористическая гамма, сияющая нежным теплым светом. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Табл. Многообразны способы, какими художники передают важную для них идею. Основанием для её гипотезы стало заметное сходство (особенно – по утратам) этого музейного экспоната с опубликованной в первом томе Лицевого иконописного подлинника Н. П. Лишь в отдельных деталях линия проявляется, звучит в полный голос. Тонкий, отполированный, как мрамор, левкас – тоже их вклад в работу чтимого мастера.
Создана эта роспись около 1401—1404 годов. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Гениальнее все это состоялось в Троице.
Фон иполя начала XVIIIвека. Состав икон в деисусном ряду иконостаса всегда постоянен. Может быть, одолевали немощи, болезни.
Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Более того, 29 августа 2005 г. на презентации книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» (Спас Нерукотворный в русской иконе / сост. Но как они были найдены.
Буквы на двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Всегда и везде Иисус изображался «по человечеству», однако искусство многими средствами выражало «надмирное» начало.
Фигуры ангелов имеют сильно удлиненные пропорции и частично скрыты складками плата. Коричневым шелком отмечены черты и контуры ликов, а также волосы. Но они были и в жизни Андрея отпечатлелись жарким следом труда и вдохновенья.
То есть — с покровителем Звенигородского устроительства — князем Юрием Дмитриевичем. Как сын Дмитрия Донского инаследник московского престола, князь Юрий видел свой долг втом, чтобы продолжать дело отца и«наставника земли русской» Сергия— собирать воедино Русь для дальнейших побед. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как известно, без благословения Саввы Сторожевского на строительство и роспись звенигородских храмов ничего не происходило (что подтверждает уже приведенная нами цитата из Жития Андрея Рублева — «и, по благословению святого Саввы игумена, написал Деисус для соборной церкви и другие многие иконы»).
В чем же был секрет, позволивший иконе стать как бы новым «изводом» столь важного для культуры того времени изображения. Ведь не может художник, еще чувствующий всебе творческие силы, не сказавший «главного», отказываться от работы, позволяющей как раз это «главное» высказать. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука.
В звенигородской иконе создан идеальный, совершенный образ мыслителя-созерцателя. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. Возможно, сам Рублев выбрал ее для своего исполненного заботы и доброты образа. Андрей Рублев (ок.
Духовное ядро Звенигородского чина – образ Спаса. Таковых же образов не бывало до того времени». Из мира юдоли и печали из страха смерти лишь одна тонкая путеводная нить могла вывести в царство вечное. – сердолик)– камень красного или жёлто-оранжевого цвета. Но не сказать об этом — просто нельзя.
Такой вывод не входит в противоречие с построениями исторического характера. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок. Небольшой этот городок был одной из подмосковных удельных столиц.
Время построения соборной звенигородской церкви не отмечено ни одним документом. Иконостас имел 4 ряда икон. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения. Таким главным для Рублева была его «Троица». Древняя живопись лиц почти не сохранилась, оставлена запись начала XVIIIвека. Все остальное шито по настилу из белых толстых нитей прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «клопчик», «перышки», «ягодка двойная», «ягодка в четыре клетки», «разводная клетка»).
Она была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, вероятнее всего в 1425–1427 годах, одновременно с иконостасом каменного собора, сооруженного преподобным Никоном Радонежским над гробом преподобного Сергия и украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. 1399), дочь убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича и вдова московского князя Симеона Гордого (1317 – 1353, великий князь владимирский и московский с 1341). Берегите и цените время. Еще не просохли в теплом дуновении летних дней ее краски, а ученики-подмастерья уже приготовили доски для других икон, большие, с глубокими пологими ковчегами. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Лик рублевского Спаса дышит силой и покоем.
А. Плугин). Надпись эта утрачена, поскольку от иконы сохранилась лишь голова и малая часть одежд. Но другая древнейшая икона, написанная в середине XV века – «реплика» на звенигородского «Спаса», – позволяет предположить, с какими словами, глубоко созвучными образу, обращался к людям со страниц раскрытой книги рублевский Христос: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы». Его окружают разные люди, включая игумена обители.
Иное решение вопроса позволяет не отрывать происхождение чина от Звенигорода. Отпечаток времени и личности мог быть очень легким, едва уловимым. Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства.
Несомненно, он впитывал заложенное в них. – спросил омоновец, приближаясь к нам и деликатно заглядывая в мой рисунок. Это шло вразрез с византийской традицией, в которой лик Спасителя писали контрастными штрихами, противопоставляя зеленый и коричневый цвета фона сильно высветленным линиям черт лица. Вот таким образом в Звепигородском чине (условное название нескольких икон Деисуса по месту их нахождения в 3венигороде) Рублев изобразилСпасителя не как грозного, беспощадногo Судию, а как любящего, сострадающего, снисходительногo Богочеловека, взгляд кoтopoгo не устрашает, а утешает (см.
Спас 3венигородского чина. Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Многосторонен этот образ, каким рисует его предание.
Совершенство для Рублева видится в постоянной готовности помочь, поддержать, спасти. Этот опыт сказался в звенигородском «Спасе», опыт вершин искусства предшествующей эпохи. Не кажется преувеличением мысль современных нам историков древнерусской культуры о том, что Андрей Рублев создал образ именно «русского Спаса».
Икона «Троица» – символ национального единения русских земель Характерное для византийцев восприятие Судного дня как беспощадного возмездия за грехи оказалось бесконечно дaлеким от pyccкoгo истолкования Деисуса как надежды на вceпрощение. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. Не будь этой слаженности в дружине, окажись хоть немного более хрупким левкас, тресни небрежно подобранная доска – и нам, быть может, никогда не привелось бы увидеть ни «Спаса», ни «Апостола Павла», ни «Архангела Михаила». У многих исследователей наметилась склонность датировать чин 1410-ми годами после Владимира и перед работами в Троицком монастыре в 1420-х годах. Тщательно выбирали дерево, стойкое, выдержанное. Согласно преданию, царь малоазийского города Эдессы Авгарь, страдавший неизлечимой болезнью, отправил кХристу художника, чтобы тот изобразил лик Спасителя, который поможет ему излечиться.
Далматики синевато-зеленые, спробелами, выполненными жидкими белилами вдва слоя. Исследователи довольно долго пытались установить, для какого именно храма могли быть написаны иконы чина (предполагалось в том числе, что эти иконы вместе с «Троицей» происходят из деревянной церкви Троице-Сергиева монастыря 1409 года). Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла – те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву.
1592 г. 31. 5 20. РГБ. Любовь и поддержку несли писавшие их художники своим современникам.
Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь.
XIV – н. XV в. ) иконы – Владимирская Богоматерь (ок. 1427) последней работой Рублева. Справа склоняется Святой Дух Утешитель как символ грядущего Воскресения. Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия.
В лике иконы Рублев «скрыл», «погрузил» линию в живопись. Многосторонен этот образ, каким рисует его предание. Посравнению свизантийскими прототипами образ Христа уРублева лишен суровости ихолодной отстраненности, он предстает каквоплощение мягкости изадушевности, каксосредоточие Божественного света горнего мира, каксамый совершенный образец предвечной гармонии илюбви.
Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. По фону между медальонами вышито девять восьмиконечных разного размера звезд. Чтили его как покровителя православного воинства, сражающегося за правое дело.
В верхнем углу – медное кольцо. Это очерченное легкой линией зерцало – образ постоянного созерцания Христа. К сожалению, успенский иконостас дошел до нас лишь частично. Он же стал одним из главных идеологов освобождения Руси от татаро-монгольского рабства. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.
Опыт исихастского созерцания отразился в искусстве созданием «Спасов» отрешенных и всеведущих. Однако, взгляд Ангела более резок. Вверхнем сегменте изображен Христос Ветхий Деньми (Ветхий Днями)– особый иконографический тип, который считается ветхозаветным прообразом Христа. Но есть ииная версия, предложенная рублевоведом В. А. Плугиным. не мог вместиться в звенигородский собор.
Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Ясненько, – промолвил омоновец и отправился догонять маму с коляской. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Тогда на научном горизонте появились еще две гипотезы о возможном происхождении звенигородских шедевров. И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он вкелье разболевшемуся Даниилу, позвав его в«вечное ибесконечное блаженство». Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников.
А сарай с«бесхозными» досками возник, очевидно, вкачестве прикрытия факта изъятия. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Царь Авгарь исцелился отОбраза Спаса Нерукотворного, после чего Образ был помещен нагородской стене длязащиты Эдессы отврагов, ав944году перенесен вКонстантинополь истал основой дляиконографического типа– Спас Нерукотворный. Они, видимо, любили своего дружинного старца Андрея. Архистратига небесных воинств (так называли тогда Михаила) Рублев увидел добрым ангелом-хранителем всего сущего.
1360/70 – ок. Для этого князь не пожалел ицелостности фресковой росписи. Феофана, что «сей список с оригинального в 1817 году неизвестно кем похищен». Не менее загадочно ипроисхождение самого Андрея Рублева. «Тот не богослов, кто мало молится», повторяли учителя умного делания. Палица шита по малиновому итальянскому атласу.
Оперативно разместить свою новость в Пскове можно самостоятельно через форму. Небольшие, чуть суженные глаза внимательно и доброжелательно смотрят из-под слегка приподнятых бровей. К началу XV века город окружали высокие крепостные валы. 123ru. net — ежедневник главных новостей Пскова и Псковской области. Что-то свежее, юное, утреннее пронизывает сам образ архангела, настроение, цвет. Лишь в отдельных деталях линия проявляется, звучит в полный голос.
Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» – это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. В 1398- 1399 годах Савва пришел из Троицкого монастыря в звенигородские пределы. Не мог.
Споры о ее датировке то утихали, то вновь вспыхивали в среде историков. Но давайте внимательнее отнесемся к историческим фактам. Таинственный свет повсюду.
Началась эта история в1918 году. Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. Ответ известен давно. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
19729) иАрхангела Гавриила (ГТГ инв. Этот вывод не совсем верен. Андрей иДаниил лишь управляли этим «хором», вкотором каждый из талантливых иконописцев, собранных отовсюду Никоном, выводил свою партию. Они говорят о том, что посредине восседает Бог Отец, за спиной которого изображено Древо Жизни – символ источника и завершения. Только это могло убедить, что найден подлинный Рублев.
Cpeдпий ангел – Бог Сын также благословляет чашу, соединяя с волей Отца свою волю. А когда это еще и выдающиеся люди, то результат будет соответствующим. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. дар художника" (В. И. Лазарев).
СПб., 1905. XIX в. ) является весьма нетипичной для времени святителя Алексия и прп. Стараниями Юрия он превратился вте годы водин из культурных центров Московской земли.
На первый взгляд да. Его во времена Рублева назвали бы «средовеком». Очень просто.
Это самая первая дошедшая до нас крупная работа прославленного мастера. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Троицкий иконостас – уникален.
Они назывались в древнерусском языке тороками или слухами и обозначали свойство ангелов – постоянное слышание высшей воли, соединенность с ней. Мягко сиял золотой свет фона. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. Колорит поздних икон более сумрачен в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.
Дорога была сердцу русского человека эта звенящая красота. Очеловеченный образ Бога, отличный от византийского канона, представляет собой типаж с высоким открытым лбом, тонким прямым носом, небольшими, близко посаженными к переносице глазами. В рублевские времена, не говоря уже о домонгольской Руси, колокола были еще в редкость. Возвел мощную, неприступную деревянную крепость на холме над Москвой-рекой (княжеский кремль— Городок). А вот Саввино-Сторожевская обитель наверняка была сожжена.
И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. 3 декабря 1407 года он скончался в устроенном уже монастыре. Лидов А. М., Евсеева Л. М., Чугреева Н. Н. Вопросы и задания1.
Живопись вывезенных из села Васильевского Архангела Михаила (ГТГ инв. 123ru. net – мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Об этом дереве мы читаем на первых страницах Библии (оно растет в Эдемском саду) и на последних ее страницах, когда видим его в Новом Иерусалиме.
Она служит знаком пира и предстоящей жертвы ибо «заклапный агнец» – общепринятый в христианстве образ Иисуса. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Такие образы русское искусство знало издавна.
Так увидел Святую Троицу Андрей Рублев. равноап. Образ апостола Павла из того же «Звенигородского Деисуса» не менее глубок и интересен. Несмотря на краткость аргументации Грабаря, его атрибуция «получила всеобщее признание»8 и с ним согласны большинство других искусствоведов, признающих иконы Звенигородского чина «несомненно принадлежащими Андрею Рублёву»29.
Какими живописными средствами художник доносит до зрителя идею объединения русских земель. В центре на престоле – Иисус с открытым Евангелием в руках. Небесно-лазоревые и розовые, как заря, одежды, теплое свечение золотистых крыл. (Катков), 1865. Затем его имя всплывает в раннемосковской Троицкой летописи, в записи событий за год 1405-й: «Тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Сергий (Спасский), с 28 октября 1880 года – настоятель Спасо-Андроникова монастыря.
Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. Житие Сергия Радонежского (причастного кустроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося вобители почетом иавторитетом. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств.
Нимбы и плат – серебром с малозаметной прикрепой. 42). Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Нимбы, медальоны, контуры фигур ангелов, убрус, звезды обнизаны мелким жемчугом. Размеры этих больших икон свидетельствуют о том, что семифигурный деисус для звенигородского собора был слишком велик. Вот таким образом взоры историков искусства обратились к другой местной церкви – собору расположенного в окрестностях города Саввино-Сторожевского монастыря. То есть старец был в большей степени погружен в идею Единения, о которой словно бы напоминает икона «Троица».
Это лицо зрелого человека в мерном расцвете духовных и физических сил. Где родился Андрей Рублев, отечественной истории неизвестно. Легкий, как будто цветочный, запах. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (абсолютно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно – здесь. Черты трагического одиночества среди рода лукавого и маловерного. Троицк. -21.
Первоначальная деревянная церковь могла быть больших размеров, чем последующая каменная. Подражание eгo жизни и следование eгo заветам давали надежду на спасение. 1430) оттенил в образе мессии прежде вceгo eгo земное начало. а) фототипией местночтимой иконы Спасо-Андроникова монастыря (см. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др.
Линии посохов направлены к символам каждого из ангелов. И в своем труде, казалось бы, невеликом, старались быть достойными его помощниками. Левый ангел – воплощение Бога Отца благословляет чашу.
С. 78). По крайней мере существенная часть ее— это прославление жертвенного подвига русских людей, шедших на Куликово поле, чтобы испить там чашу смертную ипринять венцы мученичества «за други своя». – прошептала она. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Различие состоит в степени проявления того и другого начала. Рублев знал все эти иконы.
Сегодня можно смело утверждать, что весь «звенигородский» период жизни и творчества преподобного Андрея Рублева был озарен уникальной возможностью совместной деятельности и духовного общения с чудотворцем Саввой Сторожевским, повлиявшим не только на создание фресок и икон этого периода, но и сформировавшим все дальнейшее творческое мировоззрение иконописца. Выдвигалось предположение об авторстве Даниила Черного. Их писали и византийцы и русские их ученики. Он решен просто и величественно. Всю жизнь Андрей Рублев считался иноком Спасо-Андроникова монастыря. На столе у них стоит чаша с головой тельца.
Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Линии, закругленные и диагональные, прямые и образующие острые углы, усиливают акценты. Вдревних деисусных рядах доски сфигурами архангелов всегда шире остальных (см., например, деисусный чин Благовещенского собора вМосковском Кремле). От крыльев сохранились следы темно-зеленой подмалевки иголубые папоротки.
Борец со злом, он не приразился к нему, не уподобился враждебной стихии. Как пишет В. А. Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера— исполнителя художественных работ, но исвоего рода идеолога, многое определявшего всистеме иструктуре ансамбля» собора. Лоры, оплечья икаймы — светло-желтые, со следами золота иизображением драгоценных камней.
В нем— белокаменный Успенский собор, прекрасный образец раннемосковского зодчества (ксожалению, утративший ныне многое из своей красоты). Это – дом, дерево и гора. фото). Прислать фото можно здесь.
Главная его идея – Божий суд, который в православной среде именуют Страшным. Следующей важнейшей работой А. Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг. ), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. В лике иконы Рублев скрыл, погрузил линию в живопись. Многообразны способы, какими художники передают важную для них идею.
Феофан Грек — это не Андрей Рублев. 1 Иконы архангелов входили впервоначальный деисусный чин, несмотря на то, что они превосходят по ширине другие изображения, расположенные по сторонам средника. Наверное, первой в Звенигородском чине Андрей написал эту икону – основание, средоточие деисуса, смысловой его центр. Центральную часть Владимирского иконостаса, который составляют иконы, написанные Андреем Рублевым, занимает Деисус («моление» в переводе с греческого). Возможно также, что иконостас был написан для другой деревянной церкви того же монастыря.
Различие состоит в степени проявления того и другого начала. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru. net.
Однако чудотворное сияние вокруг Христа помешало художнику запечатлеть его облик итогда Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), накотором чудесным образом отпечатался его лик– Нерукотворный Образ. Под ней видна более ранняя подкладка алой тафты. В этом решении образа – вызревшая, давно ставшая близкой Рублеву мысль: борьба со злом требует величайшей высоты, совершенной погруженности в добро.
Звенигородская крепость «агарянам» оказалась не по зубам (ее стены на высоких валах, обмазанные глиной иподжечь было нельзя). Специалисты из Третьяковской галереи и ГосНИИ реставрации провели сравнение иконы «Святая Троица» с образами Спаса, Архангела Михаила и Апостола Павла из Звенигородского чина, приписанными кисти Андрея Рублева и обнаружили отличия на всех этапах создания икон, начиная от подготовительного рисунка и заканчивая способом наложения красочных слоев. Рублев избрал традиционный способ изображения триединoгo Бога, представшего человеку в образе трех ангелов, принявших облик отроков.
Дни еще короткие. Но это не простой праздник. На кайме вышиты ангелы и архангелы, составляющие победоносное небесное воинство и четыре евангелиста (в кругах). Взамен их для деисусного чина были тогда же написаны новые иконы сизображением архангелов. Однако на данный момент они более или менее единодушно вернулись к первоначальному предположению (это подтверждают и новейшие археологические исследования), что иконы Звенигородского чина предназначались именно для Успенского собора на Городке и были написаны вскоре, если не сразу после росписи храма, то есть не позднее 1400 года. Но было здесь и другое, была иная, совсем иная основа.
Митрополит Алексий, сопровождаемый преподобным Андроником, обходит с юга на север («противосолонь») алтарь церкви, держа в руках "образ" Спаса, который он "въ церкви постави". Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». И не всередине 1420-х годов, как датировали эту икону прежде, родилась она, араньше. Плащи киноварные, сзолотым буквенным узором на каймах. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поле духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости.
Тонкий, отполированный, как мрамор, левкас – тоже их вклад в работу чтимого мастера. На доске большого размера изображен Спаситель в поясной композиции. Вот уж поистине «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.
фото). Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Его во времена Рублева назвали бы средовеком. Это итог итог долгих раздумий и поисков, художественных и духовных. Сардис (греч.
святому Сергию Чудотворцу. Ведь новый широкий деисус встал от стены до стены, закрыв те самые столпы сФлором иЛавром (отчего ибыли уученых сомнения впринадлежности чина этому храму). Сравните «Троицу» Андрея Рублева и раннехристианскую мозаику из римской церкви Санта-Мария Маджоре. 2.
Рублев знал все эти иконы. Используйте иллюстрации и дополнительную информацию из задания 16 в рабочей тетради. Они, видимо, любили своего дружинного старца Андрея. Звенигород и его собор отнюдь не случайно были избраны тогда для обследования. Рублевские творения тоже могли передаваться, перевозиться с одного места на другое. Такая надпись раньше в русском искусстве не встречалась.
Современный исследователь творчества Рублева пишет: «На рубеже двух столетий в деисусном ряду одного из храмов московской земли едва ли не впервые взглянул на молящегося светлый и всеведущий рублевский «Спас» (В. Но справа на рисунке мы замечаем фигуру князя. Архангелы опоясаны украшенными так же лорами. Что же нового внес в образ Спасителя Андрей Рублев. Такой вывод не входит в противоречие с построениями исторического характера.
Но было здесь и другое, была иная, совсем иная основа. Это акт величайшего послушания, гoтовности принести себя в жертву во имя любви к людям.
Под конец дней своих он распишет здесь Спасский собор. Лик рублевского Спаса дышит силой и покоем. В середине XVII века к Саввину монастырю было приписано двенадцать обедневших обителей.
Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Собор открылся к обедне и только после того как немногочисленная паства вошла и рассеялась внутри его многостолпного сложной, перетекающей друг в друга сферичностью пространства, я проник в густой, распираемый свечным светом сумрак и, скорее опять же по наитию, пробрался к боковым низким сводам и там, совсем близко (протяни руку и коснешься ноги бредущего на Страшный Суд), оказался перед фресками исполненными ровно 600 лет назад Мастером другая фреска изображала Шествие праведных в рай За спиной услышал частый, затаенный шепот, оглянулся молодая женщина, переломившись в поклоне, творила молитву к шествующим в рай рядом с ней стоял мальчик лет десяти – тонкое, бледное лицо юного херувима, распахнутые глаза, немигающий взгляд когда он глянул на меня, что-то стронулось в его глазах, на лице появилась – нет, не улыбка, а проблеск какого-то иного, незнакомого мне внимания, словно мы встретились и увидели друг друга, прилетев в эту древнюю, забытую землянами обитель из разных миров и, прикоснувшись к напоминаниям о Страшном Суде и шествию праведных в рай, пожелали друг другу обретения третьего пути, к свету Спаса в силах По деяниям Рублева известны четыре города, в которых проживал чернецом и творил Мастер – Сергиев Посад, Владимир, Звенигород и Москва. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. В рублевском Павле нет драмы становления, сложностей пройденного пути. Притомилась. Участникам той научной экспедиции 1918 года чрезвычайно повезло.
Не так обычно созидались в те времена новоначальные русские монастыри. Собственно исторические данные оказываются не в силах указать более определенную дату. Время пожинать плоды годовых трудов на земле.
17: 21). Стиль письма, конечно, отличался заметно. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. 221). Одежды шиты золото-серебряными прядеными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «рядки»). Ведь ни летописи, ни иные источники не дают никаких сведений об этом.
Эксперты не исключают, что истоки их «уникальной техники и исключительного художественного совершенства» нужно искать в особом круге греческих и русских мастеров, трудившихся в Москве в самом конце XIV века. Вкладчица воздуха – великая княгиня Мария Тверская (в иночестве Фотиния, ум. Зелень листвы серебрится под ветром. Как нельзя не заметить, что, возможно и концептуальное влияние в создании иконы «Троица» на Андрея Рублева оказал именно преподобный Савва Сторожевский, который в гораздо большей степени — внутренне, духовно, на основе исихастских традиций — был последователем Сергия Радонежского.
Выполните творческое задание 17 из рабочей тетради. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь и сии три об одном. К примеру икона «Явление ангела женам-мироносицам» определенно говорит, что Рублев творил иновые, небывалые до того иконографические сюжеты. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. Как иТроице-Сергиева, на восстановление которой утроицкого игумена ушло три года. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер – типические особенности стиля Рублева.
Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. И той же твердой кистью проведена была окружность венца. Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил.
Эти сомнения основываются на одной ошибке. В окончательной редакции Жития Андрея Рублева нынешнего времени мы читаем следующее: «Услышал князь Юрий Звенигородский об иконах Андреева письма и восхотел у себя в Звенигороде собор Святого Успения украсить благодатными образами. А оЗвенигороде— ни слова. Вряд ли кто-нибудь однозначно сегодня подтвердит это. Но это еще не все. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня – в ТОП-100.
Этот опыт сказался в звенигородском Спасе, опыт вершин искусства предшествующей эпохи. И в своем труде, казалось бы, невеликом, старались быть достойными его помощниками. Точнее – это идея о горячем заступничестве святых перед Христом за весь род человеческий.
Ниспадающие пышными складками гиматии (мантии) связаны узлом уворота. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Оказалось, что этот чин, если реконструировать его в полном виде. Местный образ Нерукотвореннаго Спаса, принесенный святителем Алексием Митрополитом из Царьграда, коим благословил его тамошний патриарх около 1360 года со украшением своим и другой с перваго копия со украшением» (Сергий, (Спасский), архим. Л. 221. Ок.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву.
Т. 1. Из трех известных в настоящее время иконостасов, над созданием которых трудился Рублев, наибольший интерес вызывает, самый обширный по составу иконостас Успенского собора во Владимире, поставленный в главном соборе Московской Руси, «вселенской церкви», по выражению одного из летописцев. Новой же «похвалой» Сергию от славных иконописцев стал расписанный иукрашенный под их руководством храм Святой Троицы. В этой работе была занята многолюдная артель художников.
221). Редкой красоты, вытканную «елочкой» ткань положили они паволокой. Соединение огромной внутренней мощи и покоя – одна из поразительных особенностей иконы. 19728) относится кначалу XVIIIв. Центром композиции является чаша с головой жертвеннoгo тельца.
Скорее всего, это было духовное руководство старшего, более опытного монаха младшим, новоначальным иноком.
В их лицах виделось знание, недоступное человеку. Андрея Рублева: узкий лик, остроконечная «мокрая» брада, две симметричные пряди волос. Никаких сведений о том, что иконы писались при жизни Саввы, не существует. Все это рождает впечатление благожелательности, доброты, участия.
В центре – Спас Нерукотворный. Личное шито тонким некрученым песочного цвета шелком, «атласным» швом и «в раскол», по форме, с легкими оттенениями под глазами. Андрея Рублева занимал образ Иисуса Христа и действительно рукой великого живописца созданы такие произведения, как «Спас Вседержитель», «Спас Нерукотворный», «Спас Златые власы», «Спас в силах». Осень подает свои первые знаки. Вслед за Дмитрием (ане Георгием, как его ошибочно называют) уюжной стены стоял Даниил Столпник, аза Георгием ссевера был помещен Симеон Столпник (остолпниках вБлаговещенском соборе см. Н. А. Скворцов, Археология итопография Москвы, М., 1913, стр. 325).
Они созерцают свет внутри себя. Появление дополнительных икон сархангелами (ГТГ инв. На каймах того же атласа, что и средник, прядеными серебряными нитями вышита надпись вязью: «Пречистому Ти образу поклоняемся. ». Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. На среднике по тафте золотисто-песочного цвета разноцветными шелками «в раскол» вышит «Спас на убрусе» с предстоящими ему в молитвенных позах: слева – Богоматерью, архангелом Михаилом, митрополитами Петром и Алексеем, справа – Иоанном Предтечей, архангелом Гавриилом, митрополитами Максимом и Феогностом.
Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Время – бесценно. Недавно, как считается, в нем было обнаружено точное место могилы иконописца и найдены мощи его наставников.
Круг поисков замкнулся. Тот, чей прах сокрыт под этим газоном (известно, что еще в прошлом веке над могилой гения стояла древняя колокольня, но и ее след утерян), наверное, меньше всего думал о Времени ибо в его творениях нет истока и нет исчезновения: взгляд Спаса – неиссякаем, дивная печаль Троицы – неизбывна Солнце висело точно над собором и оттого он стоял без единой тени.
Через несколько лет, около 1410 года, судьба вновь приведет инока Андрея вЗвенигород. М. : в унив. Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас.