Чюрленис Сотворение Мира

Описание картины «Сотворение мира »

Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Это – выразители. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев и шорох кузнечиков в траве и звук падающих на воду капель. Фантазия художника безгранична и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения.

Рериха Людмила Васильевна Шапошникова. Обращаясь к образам природы, художник и здесь красноречиво передает тонкие эмоциональные состояния. Микалоюс Константинас не любил объяснять свои произведения. И он отвечал: «Долг художника – создать произведение, а долг зрителя – понять его».

ЭНИГМАЭРАК, Чюрленис 
Сотворение мира

ЭНИГМАЭРАК, Чюрленис Сотворение мира

И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего. Трудна была земная стезя и Чюрлёниса. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца.

Он её внутри слышал. И эта, другая, захватывает белоснежные крылья стоящего на алтаре, оставляя на них темные струящиеся блики и ложась на них черными, неумолимыми земными знаками. В этом мире тонкие формы превращаются в фантастические светящиеся сооружения, частью похожие на растения, частью на высокие вершины слегка намеченных на горизонте снежных гор. Почему не напрягают свою душу. Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса.

Не знал, что он может выдать. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Запомнилась картина «Музыка леса».

Вокруг человека и освещенного пространства вьются крылатые существа, принадлежащие скорее к миру небесному, нежели к земному. В этой всенародности был крик признательности всеобщей. И всё происходит в какой-то священной тишине.

Объединив эти два начала, Мастер пытается дать объёмно картину Мира, где мы живём. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. И все. Валерия Чюрлёните-Каружене работала консультантом в Музее Чюрлёниса в Каунасе. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами.

Гармонично, сильно и образно. Они первые и первопроходцы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Он действительно Мастер. И ведь отсутствие чуткости, вдумчивости у публики унижает его народ, обидно за людей. Мало того, такие вопросы непонимающих зрителей явно были ему досадны. Это можно объяснить только наличием крупнейшего таланта. – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило.

Сотворение мира 
 — Микалоюс Чюрлёнис

Сотворение мира — Микалоюс Чюрлёнис

Дальнейший путь был ещё прекраснее. И видеть всё это не «будто бы впервые», а поистине впервые. Человек – неотъемлемая и, по Замыслу, чудеснейшая часть этого Мира – на уровне духовном. Есть у меня чувство, – с ума сводила его, повергая в глухое отчаянье, мысль о «заколдованном» Мраком мире и о том, что родившиеся под одними звездами, на одной планете, с Высшего благословения, все ли мы еще. Он негодовал: «.

В этом стремлении он был первым. Недаром приходилось писать похвалу врагам. и идеями, формирующими сознание: человек – царь природы, бери от жизни все все во имя свободы кто не с нами, тот против нас «лучшего из гоев убей» (пусть фраза и вырвана из контекста, но смысл, далекий от высокой морали и богосотворчества, очевиден), он неизбежно выпадает из Света в мутные, неприютные, грязных, болотных оттенков «низкие диапазоны», безнадежно там увязая и уже не различая брода на пути. Но и в трагедии этой так много торжественности. Картины Чюрлениса утверждают последнее.

Он был не новатор, но новый. Ведь в их языке 70 корней слов – санскритские. Часто он сам создает свои сказки. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Это было его искусство.

Она открыла Врата эры Космоса сознанию человечества. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Ну, если только пояснять какие-то общие детали. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сразу и в завершённом виде. Но не всё, как оказывается, так просто. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали.

Новости от сайта 
Всемирный День Культуры

Новости от сайта Всемирный День Культуры

Умение увидеть то, что недоступно простому смертному. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Два глаза – рыбацкие костры у воды. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом.

Лжи, обману, чванству, карьеризму места не было. Рисунок не завершён, внизу листа ещё просто белая бумага.

Была его сфера. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Другой прекрасный художник недавно писал мне: Говорю, как в подушку. Это есть постижение Мастера.

Описание картины 
Микалоюса Чюрлениса 
«Сотворения мира»

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сотворения мира»

Но где он есть, там уже живёт в линиях действо в космическом пространстве. Спасибо ему за то, что он жил. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. наверное полчаса стоял перед его картиной "Тревожная весть", по моему так она называлась.

Всё верно и безошибочно. Тишина. От души радуюсь этому. Его стихи музыкальны и красочны. Они беззащитны – их вот вот не будет. Вторым языком был русский. Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). Таким видел и ощущал Мир её брат, так видит и она. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано.

Верно понять то, что он создал, понять его картины, музыку в живописном исполнении, его тематические циклы, «сонаты», «фуги» вовсе не просто. В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением.

  • Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  • Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
  • Картина Чюрлениса: Цикл «Сотворение Мира»
  • Микалоюс Константинас Чюрленис картины

Нигде не видно следов работы резинкой, никаких предварительных вспомогательных линий, никаких поправок, поисков. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты.

Он поистине «синтетическая» личность. Так, к примеру, я не согласен с толкованием, что тёмный великий Король в картине «Rex» означает, что зла и тьмы на свете больше, чем Света и Добра. Было в нем нечто поистине природно вдохновенное. А затем я беседовал с Валерией Чюрлёните-Каружене в её рабочем кабинете. Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. Я шёл с Музой вдоль всего созданного её братом и оставленного нам, людям. Но этот музей до сих пор в моей душе.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Иначе он не мог и мыслить и творить.

На нём остро заточенным карандашом наведён рисунок, но не весь лист им заполнен. Формула – неисповедимы пути – весьма реальна. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Мастер.

  • Самые известные картины Чюрлениса
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Научно-философское обществоМир через культуру
  • Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)

Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Он принес новое, одухотворенное истинное творчество.

Чюрлёнис, Микалоюс 
Константинас

На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица.

Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. «Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала. Он никогда не пытался дать натурную иллюзию видимого глазами внешнего мира. Его музыка – игра цвета и поэзии. Но нам ли, по человечеству, определять сроки.

почему они не смотрят. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Скорбно звучали такие признания писателя. Надо жить, как жил Мастер. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути.

Когда музыка затихла, я простился с учащимися и вышел. Но и в трагедии этой так много торжественности. По этой параболе шагает крылатый человек. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения. Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Вот как описывает свои впечатления в книге «Тернистый путь Красоты» Генеральный директор Музея имени Н. К. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы.

Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом. На снимке не блик, а солнечный диск сквозь замерзшее стекло. Это – изобразители. Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой.

Да, есть видимая Вселенная с мириадами звёзд и планет, есть великое «сотворение Мира», но есть ещё гораздо больше того, что мы, люди, просто так, глазами, не способны видеть. О эти виденья. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Для них нет ниши в уже существующих искусствоведческих схемах.

В конце концов, разве мы знаем, где происходит наибольшее восприятие творчества. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Не существовало такого метода и такой школы.

Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Скерцо (итал. Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. А между тем происходило как раз обратное.

Он никогда не стремился к внешнему эффекту в своих произведениях. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. и его лучистая, звездная мечта о возрождении человека. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». На эту мысль наводят его сумеречные образы и ритуально-таинственная атмосфера, нечто змееобразное, то явственно, то призрачно присутствующее в сюжетах, странные «тайные» знаки. но я всем не только сердцем, но и всем корпусом почувствовал эту тревожную весть.

Вот как описывает свои впечатления в книге «Тернистый путь Красоты» Генеральный директор Музея имени Н. К. Три картины мерцали жемчужными, янтарными отражениями невидимого солнца, ярким светом ночных огней, прозеленью морской глубины. Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина.

Рериха Людмила Васильевна Шапошникова. Фигура стоит на краю ступенчатого алтаря, в зеркальных плоскостях которого отражается звездное Небо. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Настроение тоже просветлённое. От души радуюсь этому. Мы отсчитываем время своей земной меркой. Во время моего председательствования в Мире Искусства много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса.

Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой. А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм.

В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Крайне обостренное чувство прекрасного.

Через темы Аллегро и Скерцо все три мира связаны между собой, все три взаимодействуют друг с другом, вырастая один из другого и затем таинственно и неуловимо возвращая друг другу золотые нити запредельной энергетики. Аллегро. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. «Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе).

Как в триптихе «Путешествие королевны» – младенец, одуванчик и птица. Путь его был многогранным, богатым духовного совершенства, но несправедливо коротким. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Отражается, но в реальности не присутствует.

Есть дальнейшая ступень.

Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились. Текст автора замечательный, все предельно точно по ощущениям.

– люди –. И пока другого такого, продолжающего, как он, не видно. Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. Привет, красавица-Пчелка. Муза моя затихла, мы посмотрели всё.

Две струи дыма, белого и черного, одна из которых устремилась в Небо, а другая тяжело и неотвратимо оседает на Землю. На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. в принципе-это чайка над морем. Был в моей лекторской практике один предосадный случай.

Знакомилась раньше с его биографией и работами. Всем удачи. Синтезом музыки и живописи приоткрыл тайны жизни во Вселенной. "Я шёл один.

Это было его искусство. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Ранее ведь такого искусства никогда не было. Формула – неисповедимы пути – весьма реальна. Когда постройка идет – все идет. Рай», «Ангел.

Чюрлёнис. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. Это мастера-изобретатели.

Довольно невежественных отрицаний. –. Этому есть вещественные доказательства. Костек –старший.

Пчелка Майя, большое спасибо за Чюрлениса. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль. И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. До них ничего такого не было. Его работы вдохновляют и радуют.

Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. И еще, может быть, космонавт.

Литовские друзья устроили мне эту встречу с сестрой великого Мастера. Скорбно звучали такие признания писателя. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться.

И тогда Королевна – воплощение высокого развития сознания – сияет восходящим Солнцем и вещая Птица у ног её верно служит. Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чюрлёниса. И каждая линия, нанесённая на бумагу, уже – жизнь, музыка, ритм, свет. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами.

Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. В этой всенародности был крик признательности всеобщей. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано.

Внешнее и внутреннее было в ней едино. Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника.

К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина». До него никто так не мог работать. Над этим Миром огненной Красоты нездешнего Света стоит солнце, возникшее как бы из малых солнц Тонкого Мира. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением. Чюрленис прозрел сквозь эти, уже нескончаемые, плотные потоки помойной мути, – продукты «жизнедеятельности» человека в его материальности, – в высоты чистого, животворящего Света, ориентируясь в своем волнующем предчувствии, в своем обостренном ощущении реальности-небыли по путеводным звездам высоких мыслей, благороднейших исканий, одухотворенного искусства.

Не просто было понять всё это и современникам на его первых персональных выставках. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Так писал свои стихи и поэмы гениальный Лермонтов.

Вершина горы словно маленькой короной увенчивается замком с остроконечными башенками, которые видны на фоне розового солнечного диска. Он видел Красоту во всём. Ледяная картина ожила – волшебный мир на миг приоткрылся и показал себя. В «Сонате пирамид.

Но это – только рядом, только подобие тех ощущений, что испытывал он. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали. Но со мной происходило что-то непонятное.

На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Это есть понимание Мастера. Но со мной происходило что-то непонятное.

Нет, это всё чуждо такому раскрытию сути Жизни, Жизни с большой буквы. Она жила в нём. И уходил от вопрошающих. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы.

А кто способен услышать, кто углубится, тот сделает сам верный вывод. Впервые познакомилась с несколькими работами Чюрлениса в Каунасе в 70-х годах. Хотя, казалось бы, тогда, в присутствии самого автора, это было проще – с его слов.

Интереснейший художник. Чюрлёнис «Потоп» (1904)После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Надо подняться на третью ступень. В его жизни переплетаются боль и радость, страдание и вдохновение, горе и счастье, любовь и отчаяние. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. Древние и вековые устои нравственности народа.

Но надежд на серьёзную школу нет. Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно". Вот как описывает свои впечатления от встречи с искусством Чюрлениса в книге «Тернистый путь Красоты» генеральный директор Музея имени Н. К. Рериха Людмила Васильевна Шапошникова: «Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом».

Здесь некие лучи пронизываются множеством волн, течений, завихрений. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Это недопустимо. Вот таким образом, не сомневаясь, к четырём прежним «ключам» надо добавить и народность и философичность. Так работают Мастера. В 80 году в поездке по Прибалтике зашёл в музей Чюрлениса и испытал настоящее потрясение.

Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. А ведь на самом деле жизнь в Космосе абсолютно необычна, она – как Великое Чудо. Она воспринимала и жила этим.

Но когда она ведёт экскурсию, то говорит именно то, в чём сама убеждена. Было ясно, ясно без всяких подчёркиваний, что наряду с чуткостью и неторопливой вдумчивостью в качестве ключа к творчеству её брата надо взять и понятие космичности. Очень отзывчиво отнесся Добужинский.

Видеть самому, трепетать перед величием сотворённого Мира своим сердцем. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Учащиеся слушали с интересом.

Во время моего председательствования в «Мире Искусства» много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса. Была его сфера. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Небо окутано зеленоватым туманом. Другой прекрасный художник недавно писал мне: «Говорю как в подушку». Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением.

Мне кажется, что он всегда чувствовал себя одиноким и неудовлетворённым в этой жизни. – длинню-ю-ю-щая. В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. Все будто предстояли перед ликом Истины.

На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. прошло почти 40 лет, но я помню то своё ощущение. Малейшее дуновение – исчезнут и они. Она почти ничего и не разъясняла.

Прелюд» и, наконец, «Жертва». В этом же направлении действовало и польское духовенство1. Восхищаюсь этим светлым Человеком, который оставил на Земле чистый и благотворный след. Мысль. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал. Ведь так ясно выражено. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным.

Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. scherzo букв. Истинно, не знаем мы путей творчества. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано. Пусть он не имеет значения и для нас. Леонид Андреев незадолго до смерти писал мне: «Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не знаю и не вижу».

– Только трудом. Этими тропами ещё никто не ходил. И в душу льется светлая и всепрощающая мелодия.

Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». Но нет. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом. Но вот что важно знать. Иначе оно не искусство. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры.

Островок этот носит романтическое название – «остров любви». И с другой стороны – искусство говорит о том, что словами не выразить. Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны». Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся. «Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала.

Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. Лекция прошла, как мне казалось, вполне удачно. А между тем происходило как раз обратное. Ничего не останется. М. К.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Он был не новатор, но новый. Но это созерцание их вместе с сестрой гения было незабываемо особым. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.

Так работал Моцарт, когда писал музыку. Благодарю Тину за воспоминание об этом удивительном и прекрасном Человеке. Ведь всё живо, всё расцветает, развивается, движется.

– Только трудом. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Древнее благочестие, древняя нравственность, древнее уважение ко всему живому. Гулко и звонко, отбрасывая длинноты, медный колоколрассказывает о том, что в этой «большой симфонии»«люди, как ноты»объединяются –только трудом. В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего.

Может быть, Икар. Довольно невежественных отрицаний. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался.

Истинно, не знаем мы путей творчества. Слушали молча. Но нам ли, по человечеству, определять сроки. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Сначала помог случай. Ночь светлая.

«Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории. Только трудом. Она вся была как затихший, очень верно настроенный музыкальный инструмент.

Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». М. К. Его первым языком был польский. Иначе он не мог и мыслить и творить.

Если что-то надо было доказать, то достаточно было сказать: «Это слово чести» и этому верилось безоговорочно. Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Три части этого произведения четко соотносятся между собой своими размерами, как соотносятся макрокосм и микрокосм. Это, в большей степени, смысловая ассоциация о чудесном и умении видеть его.

Очень спокойная, внутренне и внешне гармоничная, говорила тихим голосом, ненавязчивым, но убеждённым в своей глубинной сути. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Спасибо, Виктор, за отклик. Он был гениален во всем совершенно». Я вижу объем в картине – продольные линии (стеблей, лучей света, просветов неба) создают впечатление глубины и своеобразной перспективы, уводящей вглубь картины, в рождающийся мир, созданный фантазией и видением художника.

Как ныне наука доказывает из всего имеющего место в Космосе мы видим только 4, всё остальное – как тот затемнённый Король, что стоит за спиной высветленного Короля в знаменитой картине Чюрлёниса «Rex», – есть и есть несомненно, но невидимо. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности.

Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. Есть такие творцы, хотя их не много. Вся картина готова в сознании автора, остаётся только её запечатлеть в материале.

Его картины звучат как прекрасные песни. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Честь, правда, справедливость были на первом месте.

Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Но со мной происходило что-то непонятное.