Художник Ватто Картины

Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь. «картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей. » (Автор неизвестен).

Антуан Ватто, биография и картины

С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе. Однако художественная и человеческая личность гениального мастера слишком умаляется, если в нем видеть только такого забавника. Само его искусство опровергает эту мысль.

Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих легкого, незамысловатого веселья. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты.

Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. Третья пара стоит. Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания».

Ватто считается основоположником рококо в живописи. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней.

Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. 11. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой художественного стиля рококо и положило начало новому этапу в истории европейской живописи, графики и декоративного искусства.

Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. 16. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.

Антуан Ватто картины 
// Великие иностранные 
художники

Антуан Ватто картины // Великие иностранные художники

Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Актеры перебрасывались репликами с партнером, выходили в зрительный зал. Это типичные образцы стиля рококо.

Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик. Вокруг дерева разводят костры. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.

Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Город был наводнен солдатами. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.

Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха.

В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.

Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов.

но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.

Картины французского 
художника Жана Антуана 
Ватто

Картины французского художника Жана Антуана Ватто

Не видно, что он от этого страдает. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных». Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин.

Он родился во фламандской провинции. При посредничестве Сируакомм. Ватто словно вновь возрождает красоту. Он покинул дом Жерсена. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов.

В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности.

Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. И какая живопись. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20.

О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре.

Но вовсе не это мешает встрече с Ватто.

  1. Ватто АнтуанКартины и биография
  2. Антуан Ватто, Жан-Батист Патер в ГМИИ
  3. Портрет Ватто (художница Розальба Каррьера)
  4. Биографии великих и известных людей
  5. Краткие сведения о наследстве живописца
  6. Берлин, «Вывеска лавки Жерсена»
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  8. Все Картины Антуан Ватто по алфавиту
  9. Картина Праздник любви Антуана Ватто 1717 года

Возможно, замыслом художника было представить всю историю живописи и свои изменения как художника, который в последний раз мечтательно и печально оглядывается на прожитые годы. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Почти все картины Ватто небольшого размера. Здоровье Ватто ухудшалось.

Что же мы видим на картине. Вокруг тихая провинциальная площадь, тесно заставленная машинами легкая пыль лежит на их крышах и такая же пыль— на плечах и завитых локонах бронзового живописца. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.

Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Как отмечает Н. Л.

Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину. 1710. Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям.

1710. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. 2. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок.

В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Позднее Патер говорил, что всем лучшим, чему он в жизни научился, он обязан именно этим немногим драгоценным урокам, продолжавшимся около месяца. Вероятнее всего, продолжение Антуаном Ватто военной серии было связано не только с её успехом у покупателей, но и с периодом тесного общения с де Лароком.

  1. Картина Общество в парке Антуана Ватто 1716-1719 года
  2. Картина Итальянские комедианты Антуана Ватто 1720 года
  3. Картина Паломничество на остров Киферу Антуана Ватто 1717 года
  4. Картина Капризница Антуана Ватто 1718 года
  5. Картина Савояр с сурком Антуана Ватто 1716 года

Сюжет картины незамысловат. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. Птицы, плоды, животные, орнаменты, празднества, военные группы все по очереди занимало его кисть. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.

Следя за его взглядом, зритель приходит к беженке, она смотрит ещё куда-то и т. д. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Это сказано не то в шутку, не то всерьез.

  • Картина Меццетен Антуана Ватто 1718-1720 года
  • Картина Жиль Антуана Ватто 1717-1719 года
  • Картина Равнодушный Антуана Ватто
  • Профессиональный фотограф и движение в кадре
  • Профессиональный фотограф и музыкальность снимка

Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично, чем их учитель. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Беспокойство пронизывает всю картину. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Это и беженка с младенцем и щёголи, беседующие между собой и отдыхающие солдаты и т. д. Испытав влияние Рубенса, Ватто какое-то время занимался изготовлением копий работ великих голландцев.

Немилова. ГМИИ им. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры». Однако точнее будет сказать, что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, а Ватто силой своего таланта создал идеал, которому стремились подражать мастера живописи рококо.

Он покинул дом Жерсена. Весной Ватто стало хуже. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». Современники не просто ценили картины Ватто. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейе.

Он просто один и все. 7. Прирожденный рисовальщик, Ватто очень рано, еще в Валансьенне, оценил возможности работы с натуры. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе.

Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». И это подкрепляло свойственное Ватто ощущение жизни как игры, а характеров как масок. Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Общееколичествопросмотровстраницы

Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. И если сравнить работу Ватто с картиной Нотье «Битва при Лесной», то там битва разыгрывается по всем правилам батального искусства, там есть полководец, действие, враг. Это было последнее временное улучшение. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия.

В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. Беспокойство пронизывает всю картину. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме.

Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Родился в Валансьенне в 1684. Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях.

Ватто АнтуанКартины 
и биография

Покровительство и выгодные заказы, которыми Кроз снабжал Ватто, восторженные отзывы банкира о его живописных талантах— всё это способствует и началу европейской известности художника. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. Наш герой закончил свою работу только через пять лет.

Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Да, действительно, театр— это вторая жизнь, а жизнь— подобие сцены. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.

Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.

15. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Патера, тоже уроженца Валансьенна. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер.

ГМИИ им. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Он много работает и с начала 1710-х годов его известность неуклонно растет, хотя сам художник как правило исполнен неудовлетворенностью всем, что выходит из-под его кисти. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность.

Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя.

Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Пройдет время и его работы будут надолго забыты.

А. С. Пушкина). Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку.

Здоровье Ватто ухудшалось. «То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. По-видимому, тогда же ею был написан пастелью портрет Антуана Ватто, который ей заказал всё тот же Кроз34. До Парижа он добрался пешком и начал сотрудничать в театре, постоянно рисуя с натуры и не получил профессионального образования. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто.

Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV.

Его герои почти никогда не смотрят на зрителя. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». При этом любопытно то, что герои Ватто очень маленькие, крошечные создания этого мира.

Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Патер был единственным учеником Ватто.

13. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую.

8 в Париж, где принимает приглашение заказчика своих военных картин торговца живописью Пьера Сируа поселиться у него и на него работать. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр). С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. А. С. Пушкина)13.

И почти все дома в нём выстроены заново. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви.

Это гармоничное сочетание элементов бытового, театрального и декоративного и обусловило неподражаемую манеру Ватто. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами.

Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Лишь сам художник вмещает в душу свою боль и тревогу, но позволяет себе сказать об этом лишь намеком, тональностью, колористической метафорой. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры.

Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью.

По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Пьеро-неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости.

В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. Согласно этой версии, Метейе выдавал себя за способного театрального декоратора и в первое время своего пребывания в Париже Ватто работал под его руководством для театра. 9. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.

Здесь – нет даже единого центра композиции У Ватто появляется философское, фламандское понимание течения жизни.

В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41.

В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. И единственная фигура (у Ватто часто появляются такие фигуры) которая СМОТРИТ на зрителя и не только на него, но и в себя тоже и будто погружёна в какую-то грустную релаксацию – это фигура повара. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей.

Это один из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в круглой шляпе и с круглой пелериной – возвышается во весь рост на фоне неба, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых. Всё представляется, как некая игра. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками.

Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.

Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Антуан-Жан вызывал у них восторг. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.

Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм.

В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Причём исследователи говорят, что Ватто запечатлел в нём свои собственные черты. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана.

Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Во всяком случае Ватто передал здесь то, что передавал не раз, что составляло рядом с царством красок его настоящую стихию — музыку.

Немилова. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. В доме у Кроз он получает дополнительный материал для своего творчества: помимо знаменитых на весь Париж балов и праздников, питавших живопись Ватто яркими впечатлениями, здесь проходили еженедельные встречи знатоков, художников и коллекционеров, погружавшие его в атмосферу утонченной учености28.

Жан-Батист Патер очень редкий мастер. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.

Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Зритель начинает бегать взглядом по композиции и улавливать течение жизни. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника.

Одно из самых больших своих произведений. Поэты XIX века откроют картины Ватто. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.

Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении.

20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Виды Люксембургского парка не могли не послужить визуальным материалом для последующей живописи Ватто.

В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Это было последнее временное улучшение. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами.

– "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Не случайно, Ватто называет свои полотна Праздник любви или Шарм жизни: он показывает в них театрализованную реальность, способную вызвать прекрасные ощущения. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца.

Весной Ватто стало хуже. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.

Он начал творить в то время, когда т. н. Мальцева: "Галантные празднества" Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».

Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца16. Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.

Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Они суховаты и по живописному исполнению.

Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.

В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.

ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик. Ватто делал множество подготовительных штудий и набросков к картинам, причем одного и того же персонажа часто рисовал с разных ракурсов. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б.

Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Еще больше чем картин, Ватто расписал дамских вееров, крышек клавикордов и другой мебели он был салонный художник. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана.

3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». Это работа с интерьером магазина, а не с природой. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника.

Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.