Левитан Пейзаж
Знаменитой и. Сочиненин по картине Левитана Тихая обитель Левитан Исаак Ильич – известный русский пейзажист. Эта картина была в 1880 году приобретена Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана. Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. Золотой плес Исаака Ильича Левитана называли мастером пейзажа настроения. Левитан безгранично любил природу, все его стремления были направлены на точную передачу русского пейзажа.
Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек и то фигуру женщины написал Николай Чехов. Но видение Левитана передается и самим зрителям, которые понимают, что этот обыденный пейзаж на самом деле невероятно прекрасен. Особенно вдохновили Левитана пейзажи тихого городка Плёс. Исаак Ильич Левитан – один из лучших русских пейзажистов. Не зависимо от времени года и красоты пейзажа, художнику удавалось с особой любовью передать нам и. Сочиненин по картине Левитана Одуванчики Картины, на которых изображен натюрморт – необычайно красивые.
Сочиненин по картине Левитана Над вечным покоем Исаак Ильич Левитан – мастер пейзажа настроения. Пейзажи, созданные художником в Венеции и Альпах, сочетали в себе сцены повседневной итальянской жизни и были выполнены в технике пастели, так полюбившейся Левитану после написания картины «Близ Бордигеры. В 1877 году Левитан переводится в открытую при училище пейзажную мастерскую, руководителем которой становится А. К. Саврасов. Возможно, приятным открытием эта картина станет для тех, чье представление об Исааке Левитане было исключительно как о художнике-пейзажисте.
В это время Левитан то обращался к спокойным и привычным деревенским пейзажам и написал «Лунная ночь. Охотник Левитан Исаак Ильич один из самых знаменитых и талантливых пейзажистов России, показавших народу истинную красу природы. Не случайно манеру Левитана называют «пейзаж настроения».
Осень – любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти. Одно из подобных открытий – это так называемый философский пейзаж Левитана. В волжских пейзажах чувствовалась творческая зрелость Левитана. Этот благодатный пейзаж Левитан рисовал «из головы» : место изображенное на картине, в реальности не существует.
Левитановские пейзажи дышат умиротворенностью искренней любовью к природе, каждый штрих, каждый мазок словно соединены невидимой нитью с бескрайними просторами Руси. До Левитана было много весьма почтенных и славных пейзажистов. Сочиненин по картине Левитана У омута Левитан Исаак Ильич очень талантливый пейзажист. Левитан любил писать на больших холстах, ведь словно зеркало они отражают удивительную красоту русского пейзажа.
Во Франции и Италии Левитан написал ряд пейзажей, а лаконичная картина «Берег Средиземного моря» до сих пор считается одной из самых изящных марин в европейском искусстве. 4 августа 1900 года скончался знаменитый русских пейзажист Исаак Левитан. Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа.
Сочиненин по картине Левитана Берег Средиземного моря Известного и любимого многими художника Левитана Исаака Ильича знают по его прекрасным пейзажам. «пейзажи И. Левитана – очень русские, убедительно русские в силу неизменного ощущения в них человеческого начала. Сочиненин по картине Левитана Лесистый берег Мой любимый художник Левитан, он один из лучших кому удается довольно реалистично изобразить пейзажи. Левитан стал мастером пейзажа. Исаак Ильич Левитан оставил после смерти около сорока незаконченных пейзажей, найденных родственниками в его мастерской.
В поздних картинах Левитан всё чаще обращается к сумрачным ночным пейзажам. Исаак Ильич Левитан (18601900) художник Российской империи, мастер пейзажа. Втойже деревне Левитан написал большое количество пейзажей. В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ, РАВНО КАК И В СОЗНАНИИ МНОГИХ ЛЮДЕЙ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСКУССТВОМ, СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОЕ ПОНЯТИЕ – «ЛЕВИТАНОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ».
С 1882 года руководство мастерской было передано известному пейзажисту В. Д. Поленову, под влиянием которого сложился новый подход Левитана к пейзажной живописи. Левитановский пейзаж – это особый настрой, чистый и проникновенный. «пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души.
Лучшие картины пейзажиста Исаака Левитана
Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Будничное наполнилось сокровенным и возвышенным смыслом. Крестьяне называют его гиблым местом и обходят стороной. Золотой Плес» была изумительна. В письме кА. Русь», в котором создал великолепный монументально-эпический образ родной страны. Оскорбление, нанесенное ему, ушло вглубь, но его все чаще стали посещать приступы тоски.
Они проходят так же, как и Время, относительное и вечное одновременно. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году. Вечер плавно переходит в ночь. Теперь это Юрьевец. серое небо, сильный ветер. » Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге».
Она была создана на следующий год в 1893 году. Он писал суровый Крым и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве. Так начинался творческий путь художника, в чьем творческом наследии отразилась и запылала всеми своими яркими красками красота русского пейзажа. Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Картины Левитана – бесконечный поиск. Левитан первый из русских пейзажистов (не считая Саврасова, с которым это происходило почти случайно) глянул внутрь, в самого себя, специализировался на изображении своей души.
В это время Левитан гостил в имении Ушаковых, которое находилось на берегу озера Ост. Картину же, безусловный шедевр, Третьяков купил за 100 рублей. Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Академик живописи (1897 г. ), членТоварищества передвижных выставок (с 1887 г. ), действительный член Мюнхенскогохудожественного общества «Сецессион» (1897 г. ). Сокольники как бы открывают для нас его первый период творчества.
Он не обладал крепким здоровьем и не познал простых житейских радостей. Тучи как будто растекаются, окрашивая все безграничное пространство в серые тона. Паустовский имел в виду самую, пожалуй известную картину Левитана «Золотая осень». Картина была признана недостойной медали.
На другой стороне — завораживающий светлый мир, притягивающий умиротворением и покоем. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. В первой половине 1890-х годов художник создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика – Левитана.
Картина Осенний пейзаж, Левитан
В. Скляренко о творчестве Исаака ЛевитанаВыдающийся русский художникпейзажист, создатель «пейзажа настроения», превосходный рисовальщик и колорист. Современники нередко называли Левитана «удачливым неудачником». Левитан отныне – преданный ученик Саврасова.
— Они не ошеломляют глаз. Известный художник М. В. Нестеров, бывший товарищем Исаака по училищу, вспоминал: «Левитан сильно нуждался, пронего ходило в школе много полуфантастических рассказов. Его ученические работы Вечер, Солнечный день. Даже самые ранние работы исключительно лиричны. Подробности опускаются. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем.
За ними в конце XIX века последовало и изобразительное искусство. «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после» (А. В 1880-е – начале 1890-х годов в России, в ее экономической, социальной (в меньшей степени в политической) и гуманитарной сферах жизни наступил период своего рода «смены вех», к чему деятели искусства особенно чувствительны.
Простора так много, что нет сил ориентироваться». Все словно замерло, согретое солнечным теплом. «Левитановский пейзаж» – это, как правило, простой пейзажный мотив, почти всегда безлюдный: речка, дорожка, уходящие в глубину картины чуть по диагонали, рощи, перелески в разные времена года (кроме зимы, снежных зимних пейзажей у Левитана практически нет – всегда переходный период и, конечно, лето), синие дали и высокое бесконечное небо со своей особой, непостижимой для человека жизнью. «Вечность, грозная вечность, в которой утонули поколения. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. На самом деле река не является границей двух разных миров.
В картине «Озеро. Во Франции и Италии Левитан написал ряд пейзажей, а лаконичная картина «Берег Средиземного моря» до сих пор считается одной из самых изящных марин в европейском искусстве. Семейство Левитанов оказалось на подмосковной даче в Салтыковке. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер.
Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. Без этого чувства не может быть истинный художник. Даже и стремления к этому не было у них. Но заграничные картины художника в России успеха не имели. Критика ядовито писала о том, что Левитан «уже спел свою песенку и умер длярусского пейзажа».
Исаак Левитан – Выдающийся русский художник в жанре пейзажа
Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Но ведь и первый настоящий успех пришёл к нему тоже по «осенней тропинке». В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер.
Цвета его в большей степени локальны, но в них нет ничего лишнего. Волга», «Золотая осень». Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. В итоге обе части объединяются в композиции: не строгая симметрия, а скорее, равновесие.
Его дед был раввином. Маленький Исаак не любил суеты. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моимсодержанием. ». Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес. Он мечтал о красивом и огромном мире. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Золотой плёс», «Вечерний звон», «Тихая обитель») преображают скромный сюжет. Ему теперь пишется легко и хорошо.
Таков примерно и жизненный путь человека: свобода, уныние, надежда. Картина «Вечер. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания, — утверждал К. Паустовский. Его «Владимирка» — размышление не только о мучительном кандальном пути арестантов, но и о человеческой жизни вообще, которая и есть дорога, но куда. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Первая поездка не впечатлила художника.
О левитановском пейзаже и юбилейной левитановской выставке
Приобрел его картину «Осенний день. За неуплату его исключают из училища. Плес, 1889 Свежий ветер. Он полюбил дочь мельника.
Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. На разъезженной дороге образовались первые небольшие проталины. Так, на выставку 1960/1961 годов поступила картина с подписью мастера (при том весьма похожей), но оказалась она картиной служившего в Третьяковской галерее реставратора, что подтверждали и сам автор и его коллеги-очевидцы. Отсутствие ответа, безысходность отозвались в картине «Пасмурный день на Волге». Однако создавал художник и праздничные яркие полотна.
Его дважды выдворяли из Москвы за неимение «права жительства». К тому же все больше давали знатьо себе признаки тяжелой сердечной болезни. Премьера оперы прошла блестяще. содержанием» 5. Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом.
Исаак Левитан – русский пейзажист
Отчаянная тоска потерявшейся души. Сейчас же для нас важно само подтверждение факта интереса живописца к творчеству новых «властителей дум». Он рос лириков вопреки своему окружению. С учителями мальчику сильно повезло, но в общем все годы обучения принесли ему тяжкие испытания.
Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки. Годы обучения были не из легких. Организаторы проекта ограничиваются показом лучшей части творческого наследия великого пейзажиста, которое хранится, главным образом, в российских или близких к России (Беларусь) музеях и проверенных временем частных коллекциях. Он пишет таинственную мирную старину. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Вообще пейзаж «Владимирки» такой сумрачный – это пасмурное состояние природы, низкие облака и только одно такое место освещено солнцем – это вдали находится маленькая церковь, она на фоне желтого озимого поля.
Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил. А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. Он жил в еврейской среде. Тепло.
Левитан, Исаак Ильич – пейзажи, натюрморты, портреты – русская живопись конца 19 века
Например, «Свежий ветер. Там он наткнулся на старый монастырь. «Вечерний звон» — призыв к раздумью о смысле человеческой жизни, о связи человека и природы. За ними в конце XIX века последовало и изобразительное искусство. Русь» (1899 – 1900, ГРМ), вобравшее в себя многое из того, что волновало мастера в последние годы его жизни и которое тем не менее поставило точку в вопр-се, куда отнести искусство Левитана – к концу XIX или началу XX столетия. Перед нами окрестность города Плеса. Тишиной и удивительным спокойствием веет с картины «Вечер на Волге» (1888). Он означает, что жизнь продолжается.
Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Вспоминались Кибарты с из просторными далями. Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. А зря. Талант его растет не по дням, а по часам» — писал Чехов одному из своих адресатов.
Русский пейзаж на фоне традиции
В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает. Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Левитан был сыном своего времени, его беды были схожи с народными бедами и невзгодами.
У Пастернака: «А жизнь, как тишина осенняя, подробна». Эти двое являли собой эталон дружбы, но и между ними однажды произошла ссора. Посередине реки огромная лодка с людьми. я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи». Он, «вечности заложник», утешение находил в работе.
- 5 интересных картин Исаака Левитана
- Художник Исаак Ильич Левитан: биография, творчество
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Знаменитый русский художник Левитан, его биография и картины
- Левитан Исаак ИльичКартины и биография
- Сочинение на тему: ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАНА
- Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана
Он никак не мог заставить их улыбатьсяя. В искусстве существует даже изречение «печаль Левитана». Отец его был железнодорожным служащим. Первый эскиз картины Над вечным покоем Левитан писал в большом зале ушаковского дома.
Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение (Вечерний звон, 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного (Над вечным покоем, 1893–1894, У омута, 1892, либо в знаменитой Владимирке, 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки. Его тишина – особенно печальна. Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Но было и много радостного. Пишет «Березовую рощу» и «После дождя. За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым.
- Студенчество затянулось в биографии Левитана на целых 11 лет
- Взрослая жизнь художника Левитана
- «Нежный глаз» : любовные омуты в биографии Левитана
- Последние годы и последние картины Исаака Левитана
- «Пейзажи настроения» молодого живописца
- «Тихая обитель» в предзакатном свете
Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Семья жила бедно, апосле смерти родителей (матери в 1875 г. и отца в 1877 г. ) четверо детей, оставшихся сиротами, впали в крайнюю нужду. А когда наконец весной 1887 года оказался на волжских просторах, то растерялся. Годы обучения были не из легких.
Московские принципы живописной школы, конечно, доминируют. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. И снова везение – знакомство с Саввой мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В. Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. В мировосприятии двух художников много сходного.
- Исаак Ильич ЛевитанПолное собрание картин – Часть 1
- Картина-мелодия «Вечерний звон» (1892)
- Мы в перечне библиотечных блогов
- Записки профессора Преображенского
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- О жизни и творчестве выдающихся художников
И все тут жизнерадостно. Судьба послала ему замечательных педагогов, В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. И. Сурикова. Для сравнения: 10 годами позже за полотно «У омута» он дал художнику уже 3 тысячи. Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. Они – благоразумие Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Сумерки», «Летнийвечер», «Поздняя осень» и большое, давно задуманное полотно «Озеро.
Ветер склоняет кроны деревьев, за церквушкой виднеются погосты с крестами. Но, на мой взгляд, самый яркий образ великой русской реки запечатлен на полотне «Свежий ветер» (1895). Сам Левитанписал об этой картине: «. Говорили о его большомдаровании и о великой нужде. Одни умирают – другие рождаются. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого. Увядающая земная красота («Осенний день. Почти во всех пейзажах Левитана присутствует знакомый и родной образ России.
- Любовь к природе через кисть Левитана
- Первый в России фестиваль креативных индустрий 8
- «Лоро» — секс, старость, Берлускони
- Общееколичествопросмотровстраницы
Эта «Владимирка», вы посмотрите, как сделана эта дорога. Даже тени он никогда не писал чёрным. П. Чехову в 1887 г. художник писал: «Может ли быть чтото трагичнее, какчувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видетьБога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения. ». Остановить смерть невозможно, с ней приходится мириться.
Это решение принял отец, чтобы дать детям возможность выбиться в люди, вот таким образом, когда старший брат Исаака Авель принял решение обучаться искусству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и Исаак в 1873 году, родители были только счастливы и всячески их поддерживали. И этот маленький светлячок среди бескрайней природы свидетельствует о непрерывности жизни. Сокольники», 1879). Они были положены на его могилу молодыми художниками теми, кого онучил постигать природу глубоко и проникновенно, так, чтобы слышать «травпрозябанье». В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает. И его усердие было вознаграждено. Родился в Литве в местечке Кибарты Ковенской губернии в семьеслужащего, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ужезаявил о себе как талантливый художниклирик («Осенний день.
С ними же Исаак пережил душевный кризис, который довел его до попытки самоубийства. И его усердие было вознаграждено. А какое уж тут сыт – дашь ему горяченькой картошки чуть не силой, так всю съест и ещё никогда не попросит. Вполне сознательно сохранив верность взрастившему его Товариществу передвижников, Левитан одновременно принимал участие во многих российских и зарубежных выставках, организуемых Дягилевым или Бенуа – ведущими деятелями «Мира искусства» (хотя подобная двойственность совсем не поощрялась ни теми, ни другими). Ему теперь пишется легко и хорошо.
Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». Она рождает радость и утешение. Большая вода, Весна. «Свежий ветер. Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане.
я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи». Художник Левитан, его биография и картины вызывают интерес у взрослых и детей. Кстати само название «Владимирка» очень важно – это же такая русская каторжная дорога, по которой гнали в Сибирь и далеко не только одних революционеров, а прежде всего уголовников.
серое небо, сильный ветер. » Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Любуясь окрестностями, художник был очарован огромным небосводом. Она рождает радость и утешение. Левитан написал на Волге целый ряд картин, таких как «Вечер. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. «Подхалтуривал» художник, работая в иллюстрированном еженедельнике, где в то же время публиковались рассказы Антоши Чехонте (творческий псевдони А. П. Русь», котороесовременники назвали «песней без слов».
В. Скляренко о творчестве Исаака ЛевитанаВыдающийся русский художникпейзажист, создатель «пейзажа настроения», превосходный рисовальщик и колорист. А еще оно вдохновило Пушкина к его Русалке. За свои неполные сорок лет он сполнаиспытал нужду и унижения, часто жил в разладе с самим собой и окружающими, переживал творческие кризисы и вновь возрождался к жизни через искусство. Участник международных выставокв Мюнхене (1896, 1898, 1899 гг. ), Всемирной Парижской выставки (1900 г. ). Его просторы говорят о первозданности природы.
Тишина спускается на землю. В этом году он написал едва ли не самое мажорное свое произведение — «Озеро. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью. А еще оно вдохновило Пушкина к его Русалке. А вдали догорает вечерняя заря.
У самого края реки стоят монахи, провожающие посетителей храма. Он так умел вглядеться в природу, как будто в ней сосредоточились все тайны бытия (любимым философом художника был А. Шопенгауэр, кстати, что весьма точно объясняет эту его способность). Ты уйдешь, вместе с тобой уйдут и твои ежедневные заботы, страхи и страдания. Тем не менее каждая выставка отличается от других своими целями. Прошу за это прощения, но другого выхода нет.
Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». Энциклопедии сухо сообщают, что в 1879 г. Павел Третьяков купил у студента Московского училища живописи и ваяния Левитана картину «Осенний день». Может быть, что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить это большое ощущение» Понимаете, здесь все сказано: «видеть Бога во всем» — то есть это то самое русское мирочувствие, русское богопознание через созерцание окружающего пространства. На севере Италии», «Берег Средиземного моря», 1890 г. «ОзероКомо», 1894 г. ). Здесь и отголоски романтизма и реализм (пейзажи же. ) и символизм и импрессионизм и модерн и экспрессионизм, но все они заявлены только в плотнейших стилевых соединениях.
Сказывали, что он не имел иногда и ночлега. Сам берег исхожен людьми. Древний город старых легенд.
Через некоторое время А. К. Саврасов взял Левитана в сою мастерскую. В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ, РАВНО КАК И В СОЗНАНИИ МНОГИХ ЛЮДЕЙ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСКУССТВОМ, СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОЕ ПОНЯТИЕ – «ЛЕВИТАНОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ». Не обошлось и без курьезов. В последнее десятилетие своей жизни Исаак Ильич часто бывает за границей: воФранции, Италии, Швейцарии, Финляндии. Левитан и не искал в ней внешней эффектности.
Какой ужас, какой страх. » — говорил Левитан. Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане. Руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1898 г. ).
За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой. Дверь в дом открыта. Плёс», «Вечер. Но заграничные картины художника в России успеха не имели.
Тем не менее лечиться в Италию он не поехал. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Художник Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты (Литва) в августе 1860 года. Может быть, Левитан изобразил в этом персонаже себя.
Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Участник международных выставокв Мюнхене (1896, 1898, 1899 гг. ), Всемирной Парижской выставки (1900 г. ). Руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1898 г. ). «Жизнь страшна и чудесна» — мог бы сказать Левитан словами чеховского героя из повести «Степь». В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось.
Пригрелась на солнце молодая лошаденка, впряженная в сани. Художник Михаил Нестеров говорил о своём товарище так: «Одетый в поношенный пиджак, коротенькие штанишки, он застенчиво подходил к старику «Мосеичу», который торговал съестным. Золотой Плес». Она совершенно противоположна по содержанию, но там использован тоже такой же русский пространственный символизм, где зримое переходит в духовное – это картина «Над вечным покоем».
Однако пейзаж изображает не эту светлую безоблачность, а грозовое, грозное и мрачное небо, которое как бы вступает в спор с застывшей тишиной озера. Природа предстает поэтически преображенной, одухотворенной незримым присутствием человека, ее образ навевает целую гамму душевных переживаний. Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью. На разъезженной дороге образовались первые небольшие проталины. А вдали догорает вечерняя заря.
Именно эти люди помогли в полной мере раскрыться таланту молодого живописца. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил. Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. Художник И. И. Левитан и его картина Осенний день. К нему подошла хозяйка имения и спросила: А знаете, какое интересное место вы пишете. Волжская серия насчитывает полсотни работ.
Дома или своего угла у него не было. И никто не прознал от неё столько тайн, как Левитан. В 1870 году семья Левитана перебирается в Москву. «Март», «Березовая роща», «Золотая осень», «Последний снег» — и все же художника беспокоит, страшит смена времен года, череда лет — река времен.
К нему подошла хозяйка имения и спросила: А знаете, какое интересное место вы пишете. 1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. Из множества книг, альбомов, статей, посвященных творчеству Левитана, следует особо выделить основополагающие труды выдающегося ученого-искусствоведа профессора А. А. Федорова-Давыдова, на которые спустя почти пять десятилетий опирается все российское (и не только) левитановедение.
Не случайно манеру Левитана называют «пейзаж настроения». «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» – говорил Исаак Левитан. Плес» и «Вечер. Игра контрастов в колорите, ритме, фактуре являет полноту и щедрость бытия.
С юности Левитан мечтал о Волге. В одной из лодок сидит человек, сосредоточенный на себе. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.
Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка исчезающая в темной траве. Левитан не был исключением: «Лежу целые дни в лесу, – пишет он С. П. Дягилеву, – и читаю Шопенгауэра. » 6 Я сознательно не привожу конца этой широко известной цитаты. «Левитановский пейзаж» – это, как правило, простой пейзажный мотив, почти всегда безлюдный: речка, дорожка, уходящие в глубину картины чуть по диагонали, рощи, перелески в разные времена года (кроме зимы, снежных зимних пейзажей у Левитана практически нет – всегда переходный период и, конечно, лето), синие дали и высокое бесконечное небо со своей особой, непостижимой для человека жизнью. Вскоре Левитан простил своего друга и в честь этого Чехов подарил живописцу книгу с нескромной подписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя». По берегу Волги стелется вечерний туман.
Можно согласиться с Нестеровым, назвавшим «Владимирку» историческим пейзажем, если считать историей не сиюминутные счеты с действительностью, а деятельность человека в перспективе вечной жизни. В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, ПарижТам он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия. » Вернется он домой осенью и будет много писать. Легким силуэтом – как страж этой тишины – рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Сердце у него не стучит, а дует. Она рассказывала: «Бывало, придёт мокрый, дрожит.
Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Знакомые Левитана не замечали в нем резких перемен, он вел свой обычный образ жизни. Он был очень опечален тем, что болезньне дает ему возможности работать и говорил: «Так рано складывать оружие больно». Но, несмотря на запреты врачей, Левитан продолжает много писать. Композиция разбивается на условные треугольники. В картине отражается радостное восприятие мира. Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего.
В 1880-е – начале 1890-х годов в России, в ее экономической, социальной (в меньшей степени в политической) и гуманитарной сферах жизни наступил период своего рода «смены вех», к чему деятели искусства особенно чувствительны. Там он наткнулся на старый монастырь. Плес», «Заросший пруд». Сирый, бесприютный пейзаж вызывает чувство тревоги и завораживает беспредельным раздольем. Начало было блестящим. Большая вода», «Цветущие яблони».
Товарищ по классам, художник Михаил Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Учителями его были Саврасов и Поленов. Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Светлая печаль осени вносит свою ноту в симфонию жизни. Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще.
Крестьяне называют его гиблым местом и обходят стороной. Он создаеттончайшие лирические поэмы в красках «Сумерки», «Стога. Все это пронизано глубочайшим лирическим переживанием, всегда с оттенком грусти, даже если художник изображает, казалось бы, ликующее состояние природы – яркий солнечный свет и голубые тени на подтаявшем снегу («Март», 1895, ГТГ), золото осенней листвы и синеву небес («Золотая осень», 1895, ГТГ). Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».
Сердце у него не стучит, а дует. Останется вечная природа, вечный покой, вечные облака, вечное озеро. Он утешен и обласкан и хорош потому, что одухотворен, что живет как тень и отблеск «от незримого очами». Левитан, биография которого описана в этой статье, чувствовал, что ему всё даётся легко и постоянно боялся этой лёгкости, работал много и упорно искал свой стиль. Желтые лепестки их уже опали, оставив лишь легкое оперение вокруг неприметных цветочных головок.
Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Но в основном мастер внимание уделяет тону. Волга» (все в 1895 г. ), «Весна большая вода» (1897 г. ) и др. Ему дали диплом учителя чистописания.
Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай. Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Но в 1875 году умирает мать, а через два года и отец. Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». Семья между тем страшно бедствовала. «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после» (А. П. Чехов)"11.
В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. Из множества книг, альбомов, статей, посвященных творчеству Левитана, следует особо выделить основополагающие труды выдающегося ученого-искусствоведа профессора А. А. Федорова-Давыдова, на которые спустя почти пять десятилетий опирается все российское (и не только) левитановедение. Первая поездка не впечатлила художника. Полнее всего подобные настроения или размышления Левитана о вечности и времени, как известно, выразились в картине «Над вечным покоем» (1893 – 1894, ГТГ), по поводу которой художник писал П. М. Третьякову, что он в ней «весь, со всей своей психикой и со всем. Вскоре Левитан простил своего друга и в честь этого Чехов подарил живописцу книгу с нескромной подписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя».
Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо. В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Левитан возвращался сюда еще два года. На самом деле река не является границей двух разных миров.
Дверь в дом открыта. «Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Тяжело ложится на душу плотная синева реки и неба. Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900) Художник-художник, пейзажист, мастер лирического пейзажа. На дальнем берегу раскинулись поля, деревушки, купола церквей.
Его живопись особенная. В 1938 и 1960/1961 годах устроители ставили перед собой сходные задачи – собрать максимальное количество произведений художника, подлинных или приписываемых, чтобы разобраться в его огромном наследии и отделить зерна от плевел. Это была не подделка, но работа «в духе», в стиле обожаемого Левитана, а потом уже в своем путешествии по частным собраниям «дух» и «стиль» обрели вполне материальную подпись. Левитану интересен облик природы, ее состояние, ее образ.
Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. «Подхалтуривал» художник, работая в иллюстрированном еженедельнике, где в то же время публиковались рассказы Антоши Чехонте (творческий псевдони А. П. Сокольники») не только не оплакивается, но благословляется. Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Все в картине пронизано ощущением счастья. Полнее всего подобные настроения или размышления Левитана о вечности и времени, как известно, выразились в картине «Над вечным покоем» (1893 – 1894, ГТГ), по поводу которой художник писал П. М. Третьякову, что он в ней «весь, со всей своей психикой и со всем.
Какой ужас, какой страх». В 1897 г. врачи сказали Исааку Ильичу, что у него порок сердца и расширение аорты. Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Нет, бывало, скажет, я сыт.
И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук» Но художник не прекращал работать.
И это тем более странно, что тайну русской природы русским людям открыл бедный еврейский юноша, которому одно время даже было запрещено проживать в «исконно русской столице»: в1892 г. Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москвуи некоторое время жил вТверскойи Владимирскойгуберниях. До конца жизни клеймо его происхождения угнетало его. В природе на картинах Левитана стало просвечивать запредельное. Приобрел его картину «Осенний день. Это был его обед и ужин». Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи.
Кажется, нигде прежде не видел он такого бесконечного неба. На одной из веток виден скворечник, ожидающий первых весенних гостей. Конечно у Левитана был этот совершенно удивительный дар русского «пространствопонимания» и если мы сегодня пытаемся в двух как-то соснах разобраться, найти какую-то русскую идею, если это нужно сделать – нет ничего проще, пойти в Третьяковскую галерею и посмотреть на картину «Над вечным покоем». Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже.
У такого гениального пейзажиста, как Исаак Левитан, биография была сложная. Это их несомненно сближало. Но чаще всего Левитану хотелось слышать траурный марш из Героической симфонии Бетховена. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. Жил молодой художник по-прежнему в бедности, не видел повода для радости и всегда был угрюм, подавлен.
Раздумья художника о мире и человеке в нем особенносильно выражены в картине «Над вечным покоем». Оказывается, мир «хорош весьма» (Быт 1:31). Сумерки», «Летнийвечер», «Поздняя осень» и большое, давно задуманное полотно «Озеро. В 1869 г. семьяпереехала в Москву. Жили в бедности. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже.
Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Он рос лириков вопреки своему окружению. В 17 лет он остается совершенно нищим. Золотой плес», «После дождя. Критика ядовито писала о том, что Левитан «уже спел свою песенку и умер длярусского пейзажа».
Скажешь ему: мол, может, чайку согреть. Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. Академик живописи (1897 г. ), членТоварищества передвижных выставок (с 1887 г. ), действительный член Мюнхенскогохудожественного общества «Сецессион» (1897 г. ). Через некоторое время А. К. Саврасов взял Левитана в сою мастерскую. Он пишет «Вечер на Волге». Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной Березовая роща (1885–1889). Он прославился как пейзажист.
В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов. Сокольники» за 100 рублей. Свет и воздух пейзажа Плёса («После дождя.
Какой ужас, какой страх. » — говорил Левитан. Именно об этих работах художника А. П. Чехов писал: «. Третьяков заметил молодого пейзажиста. В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город.
Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. П. Чехову в 1887 г. художник писал: «Может ли быть чтото трагичнее, какчувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видетьБога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения. ». Современники нередко называли Левитана «удачливым неудачником». Художник тяжело болел, мысли о близкой кончине не покидали его. У художника есть «персональный» музей в замечательном волжском городке Плёсе Ивановской области. Плес», «Пасмурный день» и другие.
выждав последний обход опустелогоучилища солдатом Земляникиным, прозванным «Нечистая сила», оставался одинкоротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобыутром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе». Счастью его не было предела. «Монография» Левитана в собрании ГТГ была одной из самых обширных среди коллекций работ других художников.
Творчество Левитана зрелого открывает Березовая роща. Так, на выставку 1960/1961 годов поступила картина с подписью мастера (при том весьма похожей), но оказалась она картиной служившего в Третьяковской галерее реставратора, что подтверждали и сам автор и его коллеги-очевидцы. И конечно на этом пути изучение и попытка постижения того, что называется русской землей и русским «пространствопониманием» — это все были очень важные вещи в XIX веке. По признанию самого художника, в этой картине отображена вся его душа: В ней я весь, со своей психикой, со всем моим содержанием. Уже тогда, ввозрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины наученических выставках. Одно из самых трагических произведений – Над вечным покоем.
Гениальный пейзажист скончался 22 июля 1900 г., в пору цветения любимых имфлоксов. Волга», «Март», «Весна. Знакомство с творчеством Левитана необходимо начинать с раннего школьного возраста. Тончайшие настроения — неотъемлемая черта пейзажей Левитана. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму и Левитан продолжает образование.
И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. На дворе март, но зима еще не отдает свою власть весне. Тусклый солнечный свет пробивается через пелену облаков и нежно соприкасается с водой. Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода».
В таком настроении были написаны картины Вечерний звон (работая над ней, художник напевал любимую песню Вечерний звон на слова Козлова) и Владимирка. Он мастерски выражает себя, рисуя мир полным смысла в простоте. В ее окнах светится огонек – значит, там человек, там жизнь. Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Исаак Ильич Левитан сразу стал ярким явлением в сфере русской культуры.
И. И. Все лето художник работает над картиной «У омута». Среди них есть и такие, в которых, по выражению Чехова, «улыбка вытеснила душевную мрачность». Ведь только в России и может работать настоящий пейзажист, – объяснял он. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. Недавно художник пережил тяжелый удар, который подорвал его и без того слабое здоровье. В тринадцатилетнем возрасте Исаак был принят в художественное училище. Русь» Левитан особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни.
Интересно, что создавалась эта картина Левитаном под музыку. Его картины выражают особую «левитановскую грусть», но она исходила не от нужды, которую художник испытывал. Вполне сознательно сохранив верность взрастившему его Товариществу передвижников, Левитан одновременно принимал участие во многих российских и зарубежных выставках, организуемых Дягилевым или Бенуа – ведущими деятелями «Мира искусства» (хотя подобная двойственность совсем не поощрялась ни теми, ни другими). Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Это был огромный труд.
Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов. Об этом чуть ниже. Первоначальное образование братья получили дома под его руководством. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.
Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. Родилась картина «Тихая обитель» – многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. Высокое вечернее небо закрывают огромные тучи-великаны. Вот таким образом он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. Бывалислучаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался вверхнем этаже огромного старого дома Юшкова.
В его полотнах много какого-то личностного одиночества наедине с природой и Россией. Будущий художник родился в деревне Кибарты Ковенской губернии на западной границе Российской империи, в семье бедного станционного смотрителя. Один только П. М. Третьяков еще при жизни художника приобрел у него более 20 произведений. В искусстве существует даже изречение «печаль Левитана». Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки.
Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка исчезающая в темной траве. Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». Вот таким образом он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи.
В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. Он теперь постоянно участвует в ежегодных выставках передвижников. На следующее лето Левитан вместе с Кувшинниковой поселяется на даче в Тверской губернии, в затишье. П. Чехов)11.
Русь» (1899 – 1900, ГРМ), вобравшее в себя многое из того, что волновало мастера в последние годы его жизни и которое тем не менее поставило точку в вопр-се, куда отнести искусство Левитана – к концу XIX или началу XX столетия. Тонкие слои, лессировка – вот так добивался Левитан сказочной живописности своих творений. В Москве было холодно и тоскливо. В 1892 году вышел рассказ Чехова «Попрыгунья» и Левитану показалось, что сюжет основан на фактах его личной жизни.
Вскоре благодаря стараниям П. А. Брюллова художнику было разрешено жить в Москве. «Больше любви, больше поклонения природе и внимания, внимания без конца», — подстегивал он сам себя, не довольствуясь врожденными способностями. Тучи как будто растекаются, окрашивая все безграничное пространство в серые тона. Левитан стал мастером пейзажа. Итак, 1888 год Левитан приезжает в маленький город Плес на Волге. «Вечность, грозная вечность, в которой утонули поколения.
Упоследнего, посвидетельствам современников, Левитан вообще был влюбимчиках. Знакомство с творчеством Левитана необходимо начинать с раннего школьного возраста. Он создаеттончайшие лирические поэмы в красках «Сумерки», «Стога. Пиджак пришлось и вовсе выбросить – его не брали даже утеплить курятник. Там рождается картина «Владимирка» – картина о дороге печали, о дороге каторжников.
Пушкинская метафора «люблю я пышное природы увяданье» была очень близка миропониманию Левитана, да, возможно и Чехова, его большого друга. Чехова – ред. ). Клубятся пасмурные облака, наполняя картину вольным дыханием, бодрящей свежестью. (1860 – 1900 гг. )Его называли певцом русской природы. Это трепетная любовь к родине.
Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Дело плохо. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Страстные и мятежные шопеновские ноктюрны сменялись Бахом. Простор некоторых пейзажей Левитана перекликается с мыслями Чехова о России: «В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно. Левитан не получил звания художника. Грандиозность открывшегося как будто парализовала способности: «Может ли быть что-нибудь более трагичным, чем чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения. » Перед лицом величественной природы думалось о главном — о смысле человеческого существования. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.
Исаак пошел в школу. Начало было блестящим. Подробности свойственны лирическому мировосприятию.
Сам Левитанписал об этой картине: «. Что означает левитановская печаль. Его исключают из училища за неуплату за обучение. Тяжелые, сумрачные облака, устрашающие нас в момент ненастья, на самом деле похожи на Время. «Преподаватели училища побаивались Саврасова.
Чувствуя родственную душу, способную понять его чувства и переживания, Левитан признавался Чехову: «Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи». Русь», котороесовременники назвали «песней без слов». Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. Для того чтобы подчеркнуть вечность, Левитан в своей картине заменил современную церковь древней деревянной церквушкой из Плеса. «Осенний день» отмечен избытком чувств.
От ботинок осталась одна подошва и он её подвязывал к ноге верёвочками. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца.
Стеснительный был». Хотя выделить какой-то один стиль в его работах невозможно. В лесу лежат огромные голубые сугробы. «Тусклое стекло» — преграда к встрече с Богом — очистилось. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Левитана так и называют – мастером «пейзажанастроения».
Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Даже в свои недолгие годы славы он жил в одиночестве. Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Родилась картина «Тихая обитель» – многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. Его дали как-то особенно зовущие.
Осиновый лес», «Поезд в пути». Ипотому, говоря о себе, Левитан утверждал: «. В письме кА. Его скорбными и торжественными звуками словно пропиталась кисть художника.
Кажется, автор хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет». Осенний день. Училище освобождает юношу от платы за обучение. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец.
И. Левитан восхищался творчеством А. П. Чехова, а писатель, в свою очередь, высоко ценил художественный дар пейзажиста: «Со мной живет Левитан, привезший массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Последний, 1900 год был значительным и в то же время роковым в жизни Исаака Левитана. Но что ты, маленький, ничтожный человечек, сделал для вечности. Там рождается картина «Владимирка» – картина о дороге печали, о дороге каторжников. В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, ПарижТам он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия. » Вернется он домой осенью и будет много писать. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения» (Исаак Левитан). выждав последний обход опустелогоучилища солдатом Земляникиным, прозванным «Нечистая сила», оставался одинкоротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобыутром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе».
Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Гениальный художник, чувствующий «божественное нечто, разлитое во всем», этого единения искал в творчестве.
Художник Левитан, его биография и картины вызывают интерес у взрослых и детей. Но и в других картинах мастера, гораздо более спокойных и лиричных, неизменно присутствует особая, присущая ему «грустинка». Художник любовно и неутомимо изучает ее «в деталях, мелочах, подробностях».
Художник позволяет зрителю размышлять, додумывать, досказать. Просил подождать старый долг (всего-то копеек 30) и дать ему вновь пеклеванник (ржаной хлеб) с колбасой и стакан молока. В лесу лежат огромные голубые сугробы. В нынешних экономических и политических условиях это практически невозможно. Первой символистскую тематику начала осваивать русская поэзия и литература.
Русский пейзаж очень хорош у Левитана. Широкое свободное озеро представлено художником как вечная бурная жизнь.