Лунная Ночь Над Днепром Куинджи
Куинджи был греком, но он рисовал лунную ночь над Днепром.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
В этот момент, на пороге и наступила смерть. Интерес к живописи у Куинджи появился в детстве, учился он не очень хорошо, зато рисовал на всем, что попадало под руку – обрывках бумаги, заборах, стенах. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу.
Гоголь. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Организаторы выставки вынуждены были пускать посетителей в зал группками, дабы избежать давки. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Поэт Я. Полонский, друг А. И.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Так продолжалось восемь лет. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В.
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского.
В вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Его успели удержать. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Ведь всё равно не купите: она дорогая».
По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. 105 144 см. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Ярким светом луны оттенены глубины синевы. Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое.
В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Так до А. И. Скромный по размеру пейзаж. На вопрос о цене художник назвал ему баснословную по тем временам сумму – пять тысяч рублей, даже не ожидая, что тот согласится.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре».
Вместо фамилий у них были прозвища. Краска потрескалась и поблекла. О судьбе жены Куинджи известно не так много.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. О том, что произошло, говорили разное. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Картина висела на стене в полном одиночестве: у мастера был свой взгляд на размещение полотен.
Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием.
Русской педагог не знал. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
Это усиливало эффект лунного сияния. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.
Греков – на другую сторону Азова. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село».
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это.
Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115.
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки.
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Обошлось это в сто тысяч рублей. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.
Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Менделеевым и др. ). Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Зрители, входя в полутемное помещение, не верили, что с помощью красок можно было создать такой свет от серебристо-зеленоватого диска луны. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.
А разве не так нас учит Господь. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Картина или действительность. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. О невероятном эффекте картины ходили легенды.
Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Гоголь. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Начиналось всё нехорошо. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.
Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию».
По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. «Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. Событие стало настоящей сенсацией.
Это есть выражение моих личных мыслей». От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.
Но решение было принято. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю.
В комнате, задрапированной черной тканью, в совершенной темноте, освещенная направленным лучом электрического света, картина, вызывала восторженное оцепенение. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Набивалось до 200 человек. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Эти люди не выносили масок.
Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). 15129). Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.
Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Оставляю за собой». По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».
В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. 2.
Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Полонский, И. Н. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Купец отказал, пояснив, что Архип должен стать обеспеченным человеком, а не морить себя голодом.
Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением».
Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
Эффект был ошеломительный. Эффект присутствия оказался настолько сильным, что некоторые посетители, не в силах отличить мастерство художника от реальности, стремились заглянуть за картину в поисках дополнительного источника света. Что это такое. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. По небу плывёт прозрачная дымка облаков.
Лунная ночь на Днепре — Архип Куинджи
Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи.
– «Хорошо, я её оставляю за собой». Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.
Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. И. С. Менделеев, Я. П. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
И. С. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.
художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Солдатенков. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Каждую пятницу его мастерская в Академии открывалась на четыре часа для всех желающих получить совет профессора Куинджи.
Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ». За полгода Домиант, ставший в иночестве Дамаскином, навёл порядок и упросил отпустить его в пустыню. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Он совсем не ожидал, что тот согласится. На картине изображена летняя ночь. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра.
Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Свой поступок он объяснил так: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
Искусствовед Владимир Андреев подробно объясняет, в чём, по его мнению, состоит ошибочность подобного домысла. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Совсем затворником Архип Куинджи не стал, он основал Общество независимых художников, преподавал в Высшем художественном училище при Академии. Оставляю за собой». Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.
В мастерскую А. И. Потом говорили обо всём на свете, прежде всего о живописи, но ещё и о философии истории и многом другом. Академия помогала в этом немногим избранным. Луна. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
На этом заканчивается его юность. Этакий молодец — прелесть»42.
Но А. И. Куинджи умел побеждать. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Куинджи пел о природе только великий Н. В. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Армян отправили на Дон. Но далее началось сплошное расстройство.
Описание Картины Куинджи Лунная ночь
По вечерам начиналось веселье. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. Куинджи умел побеждать. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».
Купец Терещенко заплатил за полотно семь тысяч рублей – вдесятеро больше, чем принято было платить лучшим из художников. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины.
Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
8. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Крамской, П. П. Чистяков. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24.
Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна.
И. С. Первые две попытки оказались неудачными. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Куинджи работал над новой картиной.
Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. И было лишь началом. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.
После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Картина или действительность. ». Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега.
Но зрители хлынули бесконечным потоком. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335.
Свой поступок объяснял так: «. И с этими задачами он справился блестяще. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Это стала первая в России выставка одной картины.
Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени.
Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». «Да зачем вам. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи.
«никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Нет, понимаю. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. «Я знал уже, что с этой крыши будет далеко видно, – рассказывал впоследствии Архип Иванович. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54.
История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
Слухи о тайне художественного метода А. И. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Через год был возвращён обратно. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16.
На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Что это такое. Куинджи приходили И. С. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году.
Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Картина или действительность.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Люди входили в помещение, погруженное в полумрак и взгляд их ловил луч электрического света, падающий на водную гладь, — великую реку в призрачном сиянье Луны.
Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Город погружён в сладкую дремоту. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Но офицер ответил: «Хорошо.
Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. – «Тысяч пять». Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков.
Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Но А. И. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Но Романов просил оставить картину за ним.
Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. 10. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Картина или действительность.
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
- КАРТИНА КУИНДЖИ «ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ»
- Самое интересное в виде мозаики
- Коллекция Государственного Русского музея
- Восхищение и безоговорочное признание
- Под властью Вечного и Божественного
- Последние комментарии (всего 0)
Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. За это время в мастерской художника побывали Иван Тургенев, Дмитрий Менделеев, Иван Краской и другие. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Город погружён в сладкую дремоту.
Куинджи умел побеждать. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61.
В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Просто дьявольщина какая-то»15. Картина или действительность. ». Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.
- Введите свой комментарий к посту
- Словари и энциклопедии на Академике
- Первая экспозиция и всеобщее признание
- Необъяснимый эффект присутствия
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Никто не мог понять, что происходит. Вы, вероятно, уже слышали. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Заговорили о возрождении романтизма. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Днепр. 4. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.
Число искренних почитателей таланта А. И. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года).
Куинджи захотел его сопровождать. И. С. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой.
Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. С Куинджи поехали 12 человек. А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников. Архип Иванович продаёт дом ради того, чтобы отвезти учеников в Европу, познакомить с новейшими достижениями мировой живописи. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Открыл входную дверь. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36.
Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.
Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. И ждала. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией.
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Но её не было. Всё я сидел, смотрел и думал. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Хозяевам нравилось.
В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А секрет был в мастерском умении Куинджи играть на контрастах и постоянных экспериментах с цветопередачей. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.