Портрет Пушкина Тропинин
Уезжая за границу в 1828 году, Сергей Соболевский оставил на хранение Елагиной в числе многих ценностей и тропининский оригинал портрета Пушкина. «портрет Александра Сергеевич Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке», – вспомнил в 1868 году друг Пушкина Сергей Александрович Соболевский (1803-1870). 2. собрать и изучить материалы о самых известных портретах Пушкина работы О. А. Кипренского и В. А. Тропинина. Помимо ставших классикой портретов Тропинина и Кипренского, существуют и другие изображения Пушкина. Тропинина портрет Пушкина значил многое.
Зимой 1826 – 1827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (1776 – 1852).
Сочинение "Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропинина"
Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», - заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. Почему Пушкин его отвернул вниз камнем. По заведенной привычке Тропинин после сеанса писал еще много без натуры ища задуманный им образ, но тем самым, быть может и отходя от подлинного облика поэта. Но сам Пушкин высоко ценил оригинал. Далее давайте рассмотрим одежду Пушкина на одной и другой картине. VIII, с. 65-66).
На портрете, нарисованным Кипренским, Пушкин сидит в темном строгом пиджаке. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику. Портрет – передача внешности и спасение человека, но от чего. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии.
Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг. После того, как Тропинин узнал и подтвердил свою работу, Оболенский приобрел картину. Пушкин не смотрит на художника, он глядит куда-то в сторону, при этом о чем-то думая. Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели.
Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского
Он был душевно глубокопотрясен, поскольку надеялся на высочайшую милость. Настроение поэта выразилось встихах той поры: «Пророк», «Арион», «Послание в Сибирь». Владелец портрета С. А. Соболевский отдал работу В. А. Тропинина А. П. Елагиной (частым гостем ее литературного салона бывал Пушкин) для снятия копии. Кажется, что именно этой простоте и следует в своей работе Тропинин. Фигура поэта производит впечатлениеуравновешенностью и цельностью.
Пушкин поддержалидею создать в Москве журнал, «Московский вестник», который начал выходить сянваря 1827 года. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
Его модели подчас предстают не в мундирах и фраках, а в простой домашней одежде. Пушкина. Пушкина имел успех, хотя и вызывал споры. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи.
Взгляд широко раскрытых глаз вдохновенно устремлен вдаль. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна. Фигура Пушкина, задрапированная складками халата, полна величия. В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры.
Был ли в те годы знаком с самим поэтом. Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. Народный артист СССР В. С. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент -- момент творчества. Прежде всего, отнебытия. Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Настроение этого портрета близка «Элегии», созданной Болдинской осенью 1830 года.
Портрет Тропинина и портрет Кипренского
На втором же портрете, портрете Тропинина, Пушкин сидит уже свободно. Уезжая за границу, он оставилпортрет на хранение знакомой, а назад получил подделку. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности. Нам они кажутся нанесенными на бумагу каким-то очень современным художником. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты. Великий поэт сидел перед Тропининым и художник не мог не передать этого в портрете.
Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. Баратынскому. Далю, со словами: «Бери, друг, мне уже не писать». Впоследствии дочь Даля передала перстень великому князю КонстантинуКонстантиновичу и сейчас он хранится в музееквартире Пушкина в СанктПетербурге, на Мойке, 12. Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось.
- Портрет Александра Сергеевича Пушкина
- Описание картины «Портрет Александра Сергеевича Пушкина»
- Сочинение по картине Тропинина Портрет Пушкина 9 класс
- Сочинение по картине Тропинина Портрет Пушкина (описание)
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
- Портрет Пушкина Тропинина описание история, музей-квартина на Мойке, 12, Петербургские Старости
Но затем подлинник портрета Пушкина надолго пропал. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота.
Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. а, скорее, как признак того поэтического беспорядка, с каким романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». На смертном одре Пушкин передал этот перстень врачу иавтору русского словаря В. И.
- Портреты Пушкина Кипренского и Тропинина
- Описание картины Тропинина Портрет Пушкина
- Сочинение-описание Портрета Пушкина Тропинина
- Описание настроения картины Портрет Пушкина
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
Портрет Пушкина является самым известным его творением. Кипренский, создавая портрет Пушкина, подчеркнул в нем поэтическое начало. Все в нем говорит, что поэт предстаёт перед нами в своем обычном облике. Пушкин. После гибели Пушкина «талисман» побывал у многих великих русских писателей, в том числе у Василия Жуковского и Ивана Тургенева. Тут он оживился, глаза заблестели он преобразился весь.
Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского.
- Интересные сочинения по картинам
Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Кондитерское дело того времени требовало способности изображать фигуры людей и животных. Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии). Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С. Серова обычно связываются с Болдином. Соболевский.
Во всей его позе чувствуется внутреннее достоинство и гордость за свое призвание. Художника так и называли – «халатный художник», а когда заказывали портрет, уточняли: «только непременно в халате». «Художников друг и советник», как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества.
Автор сразу узнал вою работу, однако обновлять своё творение оказался, пояснив, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры». В. А Серов (1865-1911), один из крупнейших русских портретистов, отличался талантом особого лирического обаяния. Портрет был написан художником с натуры в 1827 году, однако относительно того, кто был заказчиком картины, до сих пор нет единого мнения. Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена.
Портрет исчез. То, что портрет А. С. Об этом свидетельствуют глаза поэта.
Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Остальные прижизненные изображения Пушкина прежде всего несут на себе печать своей эпохи. И это не конец детективной истории. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «. Схвачен и эффект ярких белков, заставляющих не столько видеть, сколько ощущать смуглоту лица. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета.
Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. Долгое время судьба картины оставалась неизвестной. Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Оболенский.
Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Маленький тропининский портрет – наиболее точное и наиболее верное изображение Пушкина, какое до нас сохранилось. Николай Васильевич Кузьмин много и плодотворно изучал Пушкина – его биографию, поэзии, рукописи.
Это состояние, о котором говорил он в Х и ХI строфах стихотворения «Осень». В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой. Об исполнении приговора над декабристами, свершившегося 13 июля 1726 года, (пятеро были повешены, 120 отправлены на каторгу в Сибирь) Пушкин вМихайловском узнал только через одиннадцать дней. Халат же, этот«товарищ неги праздной», здесь, повторяю, подобен торжественной тоге римскогопатриция. 8 сентября 1826 года, Александр Сергеевич в сопровождении фельдъегеря, какбы «свободно, но под надзором, не в виде арестанта», прибыл из деревенской ссылки вМоскву.
Однако пребывать «вглуши, во мраке заточенья» оставалось недолго. Ужели это следствие печалей жизни.
На шее у него повязан темный шарф и аккуратно выглядывает белая рубашка. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. Композиция – поза. Согласно одной версии, портрет был заказан Тропинину другом Пушкина Сергеем Александровичем Соболевским, которому якобы хотелось иметь изображение поэта таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным». В 1827 году один из современников писал о портрете Тропинина: «Физиономия Пушкина, столь определенная, выразительная, что всякий хороший художник может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней понятие».
Ну и наконец, рассмотрим позу А. С. Пушкина на этих двух портретах. минута -- и стихи свободно потекут».
Мудровой подарил миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем.
Кстати, у поэта, при всей его известности, длинные не стриженные ногти. Образ дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ними в одно целое. Поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.
Его молоденькая дочь Софья вышла замуж. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Таким, по-видимому и был первоначальный замысел портрета.
Из-под его халата виднеется ворот белой рубахи, а на шее небрежно повязан платок. Мастера сразу высоко оценили работу Тропинина, с неё сделали несколько копий. царским подарком одному из предков Пушкиных. На нем автор нарисовал деталь одной партии складок халата, надетого, видимо, на манекен-куклу, на которой складки уже не меняются непрерывно, как на живом человеке. Задачей другого крупнейшего живописца эпохи -Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. Он лишь слегка почистил портрет Пушкина. Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь.
Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. В то же время, Иван Тургенев заметил: «Отличительная черта поэзии Пушкина — изящная и умная простота и эта именно простота должна проявляться в самом изображении поэта». В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского) и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт и это несмотря на «домашний» костюм. Тропинин охотно взялся за работу.
Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М. М. Киреевскому. Илья Ефимович Репин (1844-1930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. (Имеется в виду снятая с него гравюра). Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно.
Портрет работы Кипренского похож безукоризненно – писал М. В. Юзефович. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями.
Орест Кипренский признавался А. С. Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Соболевский был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появились, Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина, одного из лучших тогдашних портретистов Москвы, если только не России, нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрепанного, с заветным перстнем на пальце, – рассказывает, со слов самого Тропинина, один из современных ему мемуаристов. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Николай I помнил о первом поэтеРоссии.
Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Пушкин носил кольцо постоянно и передсмертью подарил поэту В. А. Устойчивая поза сообщает образу монументальность. В 1790-х Морков отправил Василия в Петербург учиться кондитерскому делу, но юноша использовал эту возможность для того, чтобы тайно посещать лекции в Академии художеств. Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». Взгляд голубых, с искрой, глаз поэта, проницателен, в нем читается и вдохновение и творческая мысль, но Тропинин не могне подметить истинное состояние души Пушкина – сложное, взгляд его обращен «всебя», отрешён.
Его попросили также отреставрировать произведение. Также, белая рубашка символизирует парадную, торжественную обстановку. Гравюра выполнена также по заказу А. Дельвига и прилагалась к альманаху Северные цветы на 1828 год, ко второму изданию Руслана и Людмилы (СПб., 1828), к альманаху Подснежник на 1829 год, а также разошлась в многочисленных оттисках и выполненных по ним новых гравюрах на меди, стали, дереве. Рассмотрим лицо поэта на одном и другом портрете. Н. Н. Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках. Он слушал живостию необыкновенной.
В 1950 г. правнучка С. М. Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. Еще в XIX веке исследователи творчества Пушкина отмечали, что «русская публика остается недовольною почти всеми портретами поэта, сделанными при его жизни».
Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль идя от рисунков Пушкина, от его графической манеры. виде простом, домашнем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека. Великий поэт хотел подарить этот портрет своему другу С. А. Соболевскому. Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке.
Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Гордо приподнятая голова направлена вправо, лицо внимательно и сосредоточенно. Второй сделан на обороте первого.
М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве. В широко раскрытых голубых глазах поэта светится подлинное вдохновение. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 – 1900). Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой.
Это событие записано по рассказу Соболевского Н. В. Бергом. Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно. В конце 1826 года С. А. На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах. На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин.
Возможно, но точных доказательств тому нет. Портрет похож на эскиз, очень лиричный и проникнутый «осенними настроениями» поэта и самого художника – Серов тоже любил осень. На готовый портрет поэт ответил известным откликом-экспромтом.
После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух». Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г. ) Картина Николая Николаевича Ге (1831-1834) очень популярна. Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта. После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. И после этого, собственноручно вымыв холст, покрыл егослоем лака. Загадочная же надпись вырезана на еврейском языке и значила: «Симаха, сынпочетного рабби Иосифа, да будет благословенна его память».
Другая версия гласит, что Пушкин сам заказал этот портрет для Соболевского, «и поднес его, в виде сюрприза, с разными фарсами». Тропинин мастерски использует цветовые переходы. Судьба портрета после его создания была полна приключений. Величественный, гордый поворот головы, широкийразворот плеч. Однако трудно отделаться от чувства, что здесь перед нами – весь Пушкин: образ этого портрета вполне адекватен тому представлению о зрелом и позднем Пушкине, каким оно возникает из воспоминаний современников, да и, собственно из самого творчества поэта.
Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. Эти черты классицистической нормы соединены с таким внешне сугубо романтическим предметом, как ткань накидки – шотландская клетка вошла в моду в связи с увлечением романами Вальтера Скотта. Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности.
Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина. В портрете А. С. Пушкина Кипренский совершил столь высокий взлет еще и потому, что лира поэта была созвучна музе художника. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Шереметева – и писался этот знаменитый портрет. Портрет А. С. Дата создания: 1827 г. Автор: Тропинин В. А.
Существует обширная литература детективноисследовательскогохарактера. Здесь сошлись два больших человека эпохи. Наконец вызвали меня.
Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. Тургеневу иПолине Виардо. Пушкин относился к нему особенно трепетно и считается, что знаменитое его стихотворение «Храни меня, мой талисман» воспевает именно этот перстень. Но что же мы видим на другом портрете. Иван Иванович Пущин оставил подробные и очень живые воспоминание о своем посещение Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г. Картина иллюстрирует следующую сцену: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума» он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему во все почти незнакомую. Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824). У них был общий круг знакомых и друзей и, по преданию, в доме одного из них – Н. Д.
«Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагедий». Это не значит, конечно, что он отошел в от правдивого воспроизведения натуры. Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного и золотистого теплого оттенка. Жуковскому, а затем оно перешло к И. С.
Как бы ты его полюбила сама, если бы видела его, как я, всякий день. И вот в старости ему удалось вновь увидеть свою работу. В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село. Здесь надо сказать, что Тропинин прожил долгую жизнь, около 80 лет.
Этим объясняется должно быть, неуверенность в датировке портрета Пушкина. Вообще, отличительные черты многих портретов Тропинина – это камерность, теплота и уют. Оба произведения В. А. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург. Отмечаемое современниками внешнее сходство портрета, созданного в том же 1827 году, обусловлено поразительным постижением внутреннего мира поэта. Сходства в портрете не меньше, чем в эскизе, но само понимание образа стало иным.
Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Он дал непритязательное, но, несомненно, вполне точное и похожее изображение Пушкина – в домашнем халате и растрепанного, как просил Соболевский. Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф. В образе Пушкина сочетаются задумчивость, легкая грусть и едва намечающаяся, только ещё не рождающаяся улыбка. Ведь художник пытался изобразить возвышенный образ поэта. На первой картине О. А. Кипренский рисует нам загадочное, задумчивое лицо Пушкина. На холсте, в бронзе и мраморе, человек остаётся жить. Художник Петр Федорович Соколов (1787-1848), знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа.
Но знаем, что они встретились позднее. Пушкин привёз с собой написанную в деревне драму «Борис Годунов». Однако ему не суждено было попасть на общее обозрение. физический облик: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться». Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами. Но кем бы ни был нарисован Пушкин, все равно у него остались бакенбарды и кудрявые волосы. Сам же Пушкин вовсе не был склонен преувеличивать достоинства своей внешности: в одном из первых его стихотворений, написанном на французском языке в 1814 году, есть такие строки: «Настоящий демон в шалостях, настоящая обезьяна по виду, я ветреник большой и даже чересчур». Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате». Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», – он изобразил море пасмурное и бурное.
Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Судьба портрета сложилась сложно, внешней канвой своей, напоминая, детектив. Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года. Ничто не омрачает в этот миг душу: поэт взволнован захватившим его воображением. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина.
Отметили работу живописца и современники поэта. Сохранилось несколько оттисковкамня на воске и сургуче.
А. С.
Потерпевшим и первым детективомисследователем пропажи стал сам С. А. Правда, один из критиков отмечал, что художнику не удалось передать быстрый взгляд поэта. И ничего более.
Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного. Пушкина в Петербурге. Теперь обратимся к самим картинам.
Поэт настолько величав, что кажется, потревожить его раздумьяневозможно. Вряд ли это какоетознамение, скорее всего, чьято память. Он одет в домашний халат поверх белой сорочки, подвязанной черным платком.
Там он женился на вольной поселенке. На втором же портрете Тропинин рисует нам уже совсем другое лицо поэта. Несомненно, что Тропинин оценивал творчество поэта оченьвысоко, Пушкин для него – «царьпоэт» и в карандашном эскизе он окружает своегогероя романтическим ореолом. В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. А через плечо Пушкина перекинут клетчатый плащ.
Однажды портрет подменили. Копию видел Пушкин. Указывает на поэтическую натуру и выражение лица Пушкина своей просветленностью, возвышенностью.