Роден Граждане Кале Описание
Скульптуры Родена: фото с описанием
Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции.
Это героическая пара. Соотечественники решают помочь ему получить образование. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Но Роден продолжал работать над скульптурой.
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
Если другие прячут свой протест глубоко внутрь, уходят со своим гневом и отчаянием в самих себя, то этот горожанин несет свою протестующую мысль и волю миру, больше, чем миру, — высшим силам, управляющим миром. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. В конце концов проект был принят.
С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием.
- Скульптура Граждане города Кале
- Скульптура «Граждане Кале» в Морланвельзе
- Словари и энциклопедии на Академике
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». При этом, сохраняя ярко выраженную индивидуальность каждого отдельного персонажа, перед зрителем все-таки — общность людей, единое целое.
Его примеру последовали и другие. История, которую он узнал, поразила его. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.
Даже противники Родена выразили ему свое восхищение.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Скульптурные шедевры Огюста Родена
- Другие скульптуры Огюста Родена
Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Он стремился в первую очередь уловить свет. Автор неизвестен. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.
А потом Роден уже не видел образов. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888).
- Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
- Это место относится к категории
- Отзывы и лента путешественников
- Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
- Ещё документы из категории художественная культура
- Реферат по предмету Культура и искусство
В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения.
Тут все было ясно и определенно. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения.
Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Шестеро граждан этого не сделали». Героями подвига были представители городской буржуазии. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность.
Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Места для случайностей не осталось. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Но это была всего лишь мимолетная идея. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.
Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе – как и полагается памятнику. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.
Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз.
Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Все члены этой группы наделены индивидуальными характеристиками, но драма, переживаемая каждым из них, шестикратно усиливает впечатление.
Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель».
Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Мэр, по совету одного знакомого, вхожего к Родену, обратился к скульптору с предложением приступить к работе над памятником. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Он не решался более показывать себя обнаженным — слишком грубы и непластичны были его формы, слишком угловат и резок жест. Он собирал их. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.
И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Но нет же.
Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью. Денежный кризис.
Попытки французов прорвать блокаду провалились. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины.
Проект замер почти на сорок лет. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были просить милости у противника, но тот поставил бессердечное условие: шесть самых уважаемых горожан должны были явиться к нему и предаться его воле и эти шесть жителей Кале – так требовал надменный враг — обязаны были выйти из города и предстать перед королем в одних холщовых рубахах, с обнаженными головами, с вервием вокруг шеи и с ключами от городских ворот в руках. Вероятно, не было ни одного творения Родена, где вклад его воображения в создание образов был бы настолько существенным.
Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Сначала он лепил их обнаженные фигуры, где каждый мускул, поза, жест, выражение лица передавали необычайное душевное напряжение людей, добровольно идущих на смерть во имя спасения других. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.
В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Это произведение – результат глубоких размышлений мастера о природе подвига и самопожертвования. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь».
А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. В скульптуре Родена было утрачено многое от цельности и возвышенной красоты классицизма, но и приобреталось многое из того, чем не располагал и не мог располагать классицизм. И Роден предложил другое место для памятника. В обоих этюдах по-разному выражено страдание: глухая и скрытая боль души —в первом этюде, активное, негодующее страдание — во втором.
Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. И где же памятник. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей.
«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Выше человеческого роста. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.
Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку.
Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Эти истолкования и суждения противоречивы. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров.
В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Сейчас здесь Музей Родена. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами.
Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.
Там же Роден встретил Клемансо, большого поклонника Моне, посвятившего художнику свою книгу. Желая выяснить творческую генеалогию Родена, многие писавшие о нем отмечали его близость к готической традиции, столь живучей во французском искусстве самых различных эпох. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.
Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Англичане начали осаду, которая длилась почти год.
Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917).
Роден предложил свой проект и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня.
Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». К подобной связи не давала никаких предпосылок и оснований ни архитектура города конца XIX столетия, ни сама скульптура, сохранявшая и под открытым небом изолированность от окружающего. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры.
Роден, оставив другие работы, срочно приступил к осуществлению проекта памятника гениальному писателю. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров.
Но затем он понял, что ошибался. Ренуар жил неподалеку, в маленьком доме в Ла-Рош-Гийон и часто навещал друга. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого.
А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». 64. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Шаг за шагом ему удалось, наконец, создать фигуры персонажей, высота которых, по условиям контракта, должна была составлять два метра, то есть несколько больше человеческого роста.
Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.
Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их.
Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем.
И он принял все сто и сделал из них шесть. По изощренной прихоти монарха, эти шестеро должны были выйти к нему нагими, в облачении из одной веревки вокруг шеи и вынести ключи от города. Его творчество очень интересовало Родена. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.
Несчастные заложники выражают не только человеческое страдание воодушевляет их на подвиг и повелевает их волей сознание гражданского долга. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.
Его примеру последовали и другие. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Именно там Роден встретился с Ренуаром.
Услышав из его уст о требовании англичан, собрание долго молчало, пока шестеро не вызвались добровольно пойти на верную смерть. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями.
Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер.
Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. В натуральную величину их решения.
Однако его идеи не понравились заказчику. Жеффруа рассказывал, как Сезанн делился с ним впечатлением от встречи с Роденом: «Месье Роден совсем не гордый, он, такой выдающийся человек, пожал мне руку. ». Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Она менее всего рассчитана на соседство и пластическое родство с каким-то зданием или архитектурным фрагментом.
Вторую купил коллекционер из Англии, но она не оправдала его ожиданий и долгое время находилась позади конюшни. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден.
Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. История, которую он узнал, поразила его. Казалось, он был в бреду.
Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям.
Шел 1845 год. А однажды к Моне приехал Сезанн. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного.
Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Это требование было исполнено. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре.
В 1883 году Моне поселился в Живерни. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать.
Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте. За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.
Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много.
В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Они должны сами искать заказчика. Он формировал их. Увидев именитых гостей, он был буквально парализован робостью.
Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя».
Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Еще три скульптуры купил музей дОрсе. В отличие от двух соседних фигур — человека с бородой и того, кто охватил руками голову, — этот горожанин изображен неподвижным, как бы застывшим, перед тем как сделать решительный шаг. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.
С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств.
Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Он уже идет, но он еще оборачивается, глядя не на город, не на плачущих и не на тех, кто идет вместе с ним. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу.
Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Один поднял руку, подобно оратору. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности.
Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Осада продолжалась почти год. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Устоявшаяся ко второй половине XIX века традиция требовала от произведений этого жанра прежде всего величия. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде.
Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.
Так возник памятник всем шестерым. Его искусство никогда не было столь совершенным. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Третья копия находится в Копенгагене. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора.
Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».
Роден коллекционировал предметы искусства. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Именно это придает группе движение.
Это требование было исполнено. Он оборачивается к самому себе. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером и то, что объединяет их всех – долг, самопожертвование, сознание скорой гибели.
Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Однако его идеи не понравились заказчику.
Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Однако оно соответствовало сути произведения. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы».
Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Сейчас здесь Музей Родена. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.
Помог Родену писатель Роже Маркс. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре».
Огюст часто ходил в Лувр. Мы отмечаем, что скульптор представил Эсташа де Сен-Пьера в рубахе из слишком грубой ткани с тяжелыми складками, тогда как, согласно историческим сведениям, его одежда была более легкой Мы считаем своим долгом настоять на том, чтобы месье Роден изменил позы, внешний вид и силуэт группы». Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер.
И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся на единичную фигуру.
Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека.
Один поднял руку, подобно оратору. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале».
Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. В этот время она была беременна и во имя еще не родившегося ребенка женщина вымолила у своего мужа-короля помилование для всех шестерых горожан идущих на смерть. ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. 59. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики.
Героями подвига были представители городской буржуазии. Возгласы и стенания пронеслись в толпе. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).
Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.
Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Это героическая пара. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата.
Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Это делается быстро, но это не искусство. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.
Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Несомненно, Родену была оказана огромная честь: только самому выдающемуся из наиболее признанных скульпторов того времени можно было доверить увековечить образ гения.
Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом.
Подобное встречается и у художников. Он также выступил в поддержку проекта Родена.