Автопортрет Куинджи
Он любил людей — и не на словах, а на деле. - Это. В академии его называли глубокомысленным греком. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Торжественная тишина охватывала их. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
- Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
- Куинджи Архип Иванович – биография и картины
- Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
- Художник Куинджи Архип Иванович
- Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
- Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
- Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
Архип так и не получил хорошего образования. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Есть сведения, что Куинджи был учеником у Айвазовского, чья романтизированная живопись долго оставалась для него главным ориентиром в искусстве. И хотя при этом впечатление реальности не утрачивается, намеренная ковровость, аппликационность показывают отвлеченность пейзажа.
Многие исследователи (в частности, В. Манин), опираясь на воспоминания И. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей». Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Тяжко Куинджи. Там он увидел настоящие картины, встретился с художниками Фесслером и Айвазовскими.
- Архип Куинджи — художник, который был влюблен в Крым
- Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист
- Картины — Куинджи, Архип Иванович
- Архип Иванович Куинджи и романтический пейзаж
- Архип Иванович Куинджи биография
- АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
- Картины Архипа Ивановича Куинджи
- Архип Иванович Куинджи Биография
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами.
Высоко в небе, выйдя из пелены облаков, ярко сияла на холсте маленькая круглая луна. С трудом удалось спустить на воду спасательные шлюпки. Куинджи знал человеческие особенности. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств.
Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. С1870 года Куинджи неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Айвазовскому.
Но то же очарование света. Он еще раз поехал в Париж, его очень привлекало творчество барбизонцев. Но он исповедовал другую художественную идеологию, придерживался иного миропонимания.
Дух захватывало от сознания безмерной высоты, с которой она светила. Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Разве только о том, что детей у нас нет. Что же открывалось испытующему взору ценителей.
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. «Березовая роща» – идеал природы.
Как пришел в искусство ее автор, удивительный человек и художник. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. У других отцы, матери, братья, сестры -рак даже у молодых. Из такого убеждения проистекало нравственное вдохновение русского пейзажа, в том числе и пейзажа Куинджи. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Он так страдает, что временами просит дать ему яду, чтобы всё, наконец, кончилось.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Иногда приглашал своих учеников на знаменитую крышу. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Понятия художественных направлений и течений – это своего рода вехи, указывающие фарватер в общем течении реки.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Оказывается, он все это время работал и не без успеха». Однако художник вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Противоположный берег тонет во мраке ночи. В Санкт-Петербурге так его мало. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Моросит дождь.
ил., Донецк Донбасс 1983, Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» — Т. 5 — К., 2010г. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.
Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. В это же время он попытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Этическая проблематика определяла своеобразие искусства 1870-х годов, так же, впрочем, как литературы, философии и всего общественного сознания этого времени. Мало кто счёл нужным возвращаться в душную и пыльную столицу, чтобы проститься с Куинджи. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Сегодня же в коллекцииТаганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
А когда вернулся в Мариуполь, устроился ретушером к фотографу и продолжал рисовать. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Но в новостях все нормально. — Готовить и стирать обучусь — зачем тратиться на прислугу.
Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин, 268 с ил., 5 л. цв. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. — спрашивал он по-мариупольски горячо и певуче. Зимой снег то зеленый то синий в районе нефтезавода, дышать тяжело -в горле першит.
Их искусство выразило существенные черты общественного сознания того времени. У Веры моментально вспыхнули щеки, звякнув, упала ложка.
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Подсчитали и пришли в ужас.
С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ, как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Деньги шли на поощрение молодых талантов. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Летом художники разъезжались из Петербурга. Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Краски горят на белых стенах хаты.
С увлечением рисует художник каждый камешек на берегу озера, добиваясь иллюзии просвечивающего сквозь толщу воды дна. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Друзья не понимали причин, волновались. Для его современников такая интерпретация натурного мотива казалась неприемлемой, некоторые обвиняют Куинджи в невежестве и профессиональной несостоятельности.
Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
О том, чему решили посвятить жизнь, Архип рассказал игумену Дамаскину. Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. Определяется и творческий метод художника. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако, поняв, что его не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава общества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». В северной природе царят гармония и покой. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявляет и свои практические способности.
В 1868 году он стал вольным слушателем. Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Этот пейзаж осваивал богатый и животворящий мир природы, опираясь на традиции Венецианова и венециановцев.
Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Куинджи же сам объяснял так:. В дороге художнику становится хуже. Нет больше выставок Куинджи. В том числе две с одним названием. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.
Рассказывают, что однажды Д. И. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Однажды целый день он был очень удручен. В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижных художественных выставок.
В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь». С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
Рисовал с детства, где только мог. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Здесь же бронзовый бюст художника.
Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. И в 1868 году, 26-летний, он получил звание свободною художника за картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».
И они слушали замечательные рассказы о повадках птиц и как с ними поладить. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами.
Солнце становится в картине главным действующим лицом. Своему детищу – Обществу им. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Несколько мелких деталей — дома, пасущаяся корова, деревья — сосредоточены в центре холста и служат лишь оживляющим композицию стаффажем. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи.
Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Он скорее драматичен, нежели лиричен.
Это был громкий успех. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.
Страдания художника были невыносимы. А к импрессионистам он, как говорят, остался равнодушен. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Ивановой, Н. Ю. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник.
Они входили в освещенный искусственным светом зал, подходили к картине — и споры умолкали. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя.
Для многочисленных эскизов характерен его общий творческий подход к живописной работе – домысливание, досочинение того, что он видит или пишет зачастую по памяти. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Врачи разрешают переезд только при постоянном наблюдении медсестры. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Запинаясь, он спросил ее отца. — Как вас представить. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
Это явный знак: мы должны направить все силы на благие дела. — Нам вдвоем много не надо. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Удивительно, но ни страха, ни отчаяния Вера тогда почему-то не испытывала.
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Современники рассказывали о нем следующее. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя». Не был принят художниками и «Вечер». Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Всю дорогу до кладбища ученики и друзья Архипа Ивановича несли гроб на руках. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. За те несколько минут, что отец беседовал с порученцем, Вера придумала себе срочное дело, схватила корзинку и затаилась во дворе за высоким ореховым деревом. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Это Путь. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. У него оказалось воспаление лёгких. Она не понята была даже Крамским.
Ко всяким бриллиантам и нарядам я равнодушна, — согласно кивнула Вера. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Но я добился своего, а другие погибают. Как и ранее, увиденные полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф.
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
Отец Куинджи был сапожником.
Рано лишился родителей и жил в большой бедности. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Целых 20 лет молчания.
В 1870 году Архип Куинджи получает диплом Академии и звание неклассного художника, тогда же он знакомится со знаменитыми художниками-передвижниками, такими как Илья Репин, Иван Крамской и это накладывает отпечаток на его творчество и мировоззрение. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В четыре-пять лет мальчик остался круглым сиротой. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Петровская, 82).
Главным выразительным средством стала глубинность пространства за счёт уплощения предметов, а поиск новых изобразительных средств со временем привёл к созданию оригинальной декоративной системы. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Конечно, незамужняя девица никак не могла вот так просто заявиться в дом к холостяку.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Для современников художника его картины были радостным откровением.
В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
Я из Омска уехал несколько лет назад. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Причина проста -ужасная экология. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Когда ему передали о некоей клевете о нем, он задумался и прошептал: – Странно. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)7. Далее последовали почти ежегодные шедевры не меньшего поэтического накала: Вечер на Украине (1878), Березовая роща (1879), После дождя (1879), Лунная ночь на Днепре (1880), Днепр утром (1881). Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. В 1845 году умер отец, а потом и мать. В условленном месте компанию поджидал Архип с папкой рисунков. Кто измерит муки и тайные слезы, которые скрывал от всех гордый мальчишка. В нестеровском высказывании примечательно и другое. Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами.
И в такие минуты этот невысокий, коренастый человек с львиной головой становился таким кротким, милым и добрым. Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Мир, полный неги, красоты и покоя.
Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Через год он решил повторить поездку. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств.
Тишина царит над миром. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». – восклицал Репин. Со своими седеющими кудрями, вьющейся бородой, он чем-то напоминал доброго Зевса. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже.
Те, кто знал его именно этим объясняют отсутствие переписки с друзьями. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Гроб с телом покойного был поставлен в церкви Академии.
У меня лично -дед и бабуля коренные омичи -оба от рака, отчим омич -тоже рак. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»5. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Ночь прошла в молитвах и слезах. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
По замечанию Константина Кавелина, этика – это «гигиена духа». Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Добравшись до Ялты, художник почувствовал себя совсем скверно.
Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». На рассвете корабль наскочил на подводную скалу. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Прыгали прямо с борта. Картина или действительность.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Вот до чего доползла змея клеветы.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Мерцающий серебристо-зеленый свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
Айвазовский был маринист. В 1892-1897 годах Архип Куинджи преподавал в Петербургской академии художеств. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Был членом «Товарищества передвижников». Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству.
В отличие от других профессоров Академии он не был мэтром, снисходительно относящимся к ученикам. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Таков был этот оригинальный человек.
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. С живописной точки зрения она безупречна.
Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». В1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Архип Куинджи умер.
В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств.
— Отец ведь в купцы выбивался тоже своими силами. День был тихий, солнечный.
Гость, без сомнения, смутился бы еще больше, догадайся, какое впечатление произвел на дочь купца. Пейзаж стал необратимо темнеть. Главное в живописи, как считал Куинджи, не тон или рисунок, а ощущение гармонии жизни. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
К большому сожалению из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника. Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. Но с первых же своих выступлений он, в сущности, прокладывает дорогу иному искусству иной концепции: элементы импрессионизма, субъективизма у него налицо с самого начала и именно из среды его учеников выйдут впоследствии пейзажисты-лирики, пейзажисты-романтики. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Теперь уже ложку уронил отец:— Да ты не в своем уме. Рериха. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». это что же такое. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Мы как то сидели на работе человек 10 -зашел разговор про рак. А внизу сверкал Днепр. Чтобы я отдал дочь за какого-то оборванца-художника. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В том же году на выставкеТоварищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил «Степи», а в1876 — «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Это я слилось, спаялось с искусством.
Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Он, однако, храбрился, летом съездил, как обычно, в Крым и всё обошлось благополучно. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Достаточно вспомнить формулу Петра Лаврова: «Философия есть понимание всего сущего как единства и воплощение этого понимания в художественных образах и нравственных действиях».
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. В1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин.
Любимый с деревенского детства. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Но, как говорят, великий художник разрешил мальчику только покрасить забор. В конце концов победа осталась за Куинджи.
В создании надгробия принимали участие А. Щусев (проект), В. Беклемишев (бюст) и Н. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. Фролова. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. И оно пришло, но в следующем столетии.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре».
Архип Иванович учил живописи Н. К. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. В картине нет ярких световых эффектов. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Вся культурная Россия знала Куинджи.
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В. М. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Полотно залито солнечным светом, который проходя сквозь листву и кроны берез, ложится светлыми пятнами на зеленеющую траву. Работа занимала все дни, для занятий и встреч с друзьями-единомышленниками оставались лишь вечерние часы.
Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»6, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. в комнату ворвался поток солнечного света.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Похоронили Куинджи на Смоленском православном кладбище Петербурга. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Крамским – идеологом передовых русских художников. «Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»2. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. Однако, в выбранных тонах он представляет удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея).
«Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. — поинтересовалась девушка. — Архип Куинджи, — представился тот и покраснел. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Но сама фамилия «Куинджи» хранила воспоминание о деде-ювелире, серебряных и золотых дел мастере: по-турецки ювелир — «куюмджи». С большой поэтической силой Куинджи передал очарование глубокой бархатной южной ночи, сохранив величавую простоту изображения.
В череде картин, обозначивших новое направление, рамки пейзажа решительно раздвинуты. Детей воспитывали брат и сестра отца. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием.
За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Где ведро с кормом.
Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.
Он слепил так сильно, что нельзя было рассмотреть вошедшего. Омск вспоминаю с ужасом -вонючий грязный город с 10 балльными пробками. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц, беседовал с ними и поучал, как любящий отец.
А потом эта удивительная девушка попросила его показать картины. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Первое прикосновение к краскам и кистям. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. В конце концов победа осталась за Куинджи. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Жена хочет отвезти его обратно в Петербург. Так начался длинный путь в большое искусство.
Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Художник много путешествовал. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Голос от волнения пропал, она лишь кивнула.
В1878 на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики. Некоторые картины его ставили на дыбы благовоспитанных зрителей, особенно вот эти простые украинские хаты, что с особой пластичностью поместились на круче. За гробом следовала колесница, сплошь покрытая венками, с массой живых цветов.
Художники искали новые пути развития. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Поднялась паника. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
Родился он в бедной семье сапожника. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. и А. М. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».
Тот благословил художника. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер.
В Петербургскую академию художеств он поступил, когда ему уже было двадцать шесть лет. Они впервые увидели друг друга, когда Архип пришел с поручением к ее отцу — купцу Кечеджи. В Украинской ночи художник победил в себе моралиста. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Эти полотна он писал как бы «от себя», храня в памяти сотни виденных закатов. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Вера на всю жизнь запомнила момент, когда раздался стук в дверь и в ответ на ее: Да, входите.
Искрится легкая рябь на воде. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти.
Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург.
Отец Куинджи был сапожником. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Вскоре шлюпка вошла в глубоководную Никоновскую бухту. Среди его учеников были Богаев-ский, Рылов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский, Рерих.
Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. 24 июля 1910 года не стало Великого Русского Живописца, Художника от Бога. Врачи определили болезнь сердца. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Значение творчества Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) не только в том новом и неожиданном, что внесло оно в искусство, но также и в том, насколько велики созданные им художественные ценности.
Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием». В итоге их ряды покинул Куинджи. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками. Но зрители этому не верили.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»4. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. ». Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Михаил Клодт. Но никто не думал о своих глазах — смотрели не сморгнув: не оторвать, бывало. Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
Недаром из мастерской его вышли известные впоследствии пейзажисты Н. К. Рерих и А. А. Рылов, В. Г. Пурвит и Ф. Э. Рушиц, К. Ф. Богаевский и А. А. Борисов. О ее цене осведомился морской офицер. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям, четыре картины— наконец-то законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье).
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В июне этого же года в московском доме известного купца издателя и коллекционера К. Солодовникова на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Приведя стихи Пушкина «Тиха украинская ночь. Выставка 1882 года была последней для художника. Обращаясь к работам Куинджи, особо следует остановиться на картине На острове Валааме (1873). Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Сам разрыв назревал уже давно: Куинджи не только уверенно шёл своим путём, но и в полной мере осознавал и степень своей популярности и своё место в русской и европейской живописи. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Болезнь сердца, удушье со страшными болями, все это сломило крепчайший организм.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства.
Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Это был фурор. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года.
Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Они по-детски просты и естественны. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи.
Прозрачно небо. Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. В одиннадцать он стал абсолютно самостоятелен. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными.
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Пытаясь дать хоть сколько-нибудь аналитическую оценку вкладу Архипа Куинджи в историю, можно сказать, что не без его участия конец XIX века стал той точкой, с которой началось современное искусство. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Они стояли рядом с познанием, а искусство мыслилось формой их проявления. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Здесь следует иметь в виду, что границы между разного рода «измами» очерчены весьма условно. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Мальчику не удалось получить образования.
В 1876 году Куинджи написал «непозволительно роскошную» Украинскую ночь. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Тем более это относится к серии «гор».
К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Неужели это художественное впечатление. – Сильный дифтерит у голубя – тяжелый случай. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. И — страшно смущенного.
Не на перламутре, не на золоте или стекле была написана «Лунная ночь» Куинджи — обыкновенными масляными красками на обыкновенном холсте. Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром».
Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Архип Куинджи (в переводе с турецкого «куинджи» означает «золотых дел мастер») родился вМариуполе (современнаяДонецкая область) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица».
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». О нем говорили, как о маге и чародее. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Его мастерская была лабораторией исследователя. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Наступили долгие годы молчания.