Гольбейн
Автопортрет изображает Ганса Гольбейна в возрасте 45 лет. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.
В двадцатые годы продолжаются работы Гольбейна и в области монументальной живописи, но выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не сохранились. Ганс Гольбейн Младший (нем. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Молодой художник и великий гуманист встретились в Базеле и вскоре подружились Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной».
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего. В 1514 году братья Гольбейн переехали в Базель в надежде заработать иллюстрированием книг в городе, который в те времена славился книгопечатанием. Реалии английского двора в годы правления Генриха VIII Гольбейн запечатлел в серии блистательных портретов. О технике Гольбейна мы можем судить исключительно по его работам – письменных объяснений своего метода он не оставил.
Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. Однако, английская серия портретов составляет лишь часть наследия Гольбейна. В Лондоне — кипящем котле черных интриг и красной льющейся крови — искусство Гольбейна поднимается на недостижимую высоту. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
Гольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Гольбейн в своих произведениях донес до нас дыхание некогда бушевавшей жизни. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма.
Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.
В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Гольбейну пытались подражать, но ни одному из подражателей не удалось хотя бы повторить манеру мастера, его необыкновенно тонкий мазок и изысканность композиционных решений. Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера.
В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета.
Гольбейн был величайшим портретистом своего времени. В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. В качестве придворного живописца Гольбейн по поручению короля совершал поездки во Францию и в Нидерланды. В 1536 году Гольбейн становится «слугой Его Величества по имени Ганс».
Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства. В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму. На этом портрете Гольбейн изобразил Эразма за привычным ему занятием – ученый с головой ушел в чтение. В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров.
Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи. Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Непревзойденный Гольбейн так и остался в веках единственным и неповторимым.
Ганс Гольбейн является универсальным художником, работавшим во многих жанрах, но славу принесли ему портреты, отличающиеся удивительной, почти фотографической, точностью и глубоким психологизмом. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей.
И этот портрет относится к лучшим произведениям, написанным Гольбейном до того, как в 1536 году он стал придворным художником короля Генриха VIII. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург – 1543, Лондон) – живописец, один из величайших немецких художников. Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. Легко представить, какое впечатление произвела на англичан великолепная портретная живопись Гольбейна.
Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и так далее. Второй раз Ганс Гольбейн Младший прибыл в Лондон в 1530 году, чтобы оставаться там в течение 13 лет — до 1543 года, в который в Лондоне грянет эпидемия чумы и отдаст Смерти и его жизнь. Композиции, созданные Гольбейном, носят скорее дидактический, наставительный характер и прославляют высокую мораль. Гольбейн, как уже говорилось выше, вырос в художественной среде, став продолжателем династии живописцев.
Гольбейн еще видит скрытое в приближенных к королю аристократах сопротивление строю Абсолютной монархии, который позволяет одному иметь ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами всех остальных. Родился он в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов. В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530 г., сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства. Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны «Портрет французских посланников» (1533), «Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена» (1533), «Портрет Шарля Моретта» (1534-1535). Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой. Другие, принадлежащие кисти Гольбейна, портреты Генриха VIII также известны нам в копиях. Полагают, что в Лондоне Гольбейн имел учеников, однако их имена остались нам неизвестными – поэтому авторство указанных копий невозможно установить.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна-старшего. Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф. М.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна.
В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера. Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта.
Можно предположить, что в это время материальное положение Гольбейна было, скорее всего, не самым лучшим. Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок).
- Ганс Гольбейн Младший — биография и картины
- Гольбейн ГансКартины и биография
- ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ В ЛОНДОНЕ
- Немецкий художник Ганс Гольбейн (младший): биография, творчество
- Картины — Гольбейн, Ганс (Младший)
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. В Милане Гансу удалось познакомиться с работами Леонардо да Винчи. В великолепном по выразительности портрете его жены и двух детей (1528) их лица выглядят усталыми и грустными. Все семейство поселилось в Базеле.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки.
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр).
- Ганс Гольбейн Младший: жизнь и творчество художника
- Искусство ренессанса: как читать картину «Послы» Ганса Гольбейна
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- «Послы» Гольбейна: 15 малоизвестных фактов о необычном портрете кисти придворного художника Генриха
- Немецкая живопись в эпоху ренессанса – Семья Гольбейн
- Ганс Гольбейн – жизненный и творческий путь
- Художник Гольбейн: от подмастерья до придворного живописца
Справа изображены жены Мейера. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Юноша Ипполит в романе Ф. М. Такие отверстия можно рассмотреть на уцелевшем фрагменте картона для дворцовой настенной росписи и на подготовительном рисунке к знаменитому портрету Томаса Мора. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
гал. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Обилие разнообразных вещей говорит о широте интересов стоящих перед нами людей – даны очевидные указания на музыку, математику, геометрию, астрономию, есть, помимо этого и знаки не столь очевидные. Любопытный случай описывает в своей книге А. В. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.
- Картины Ганса Гольбейна Младшего
- Интерьер и дизайн квартиры в скандинавском стиле
- Профессиональный фотограф Бенджамин Терранео
- Профессиональный фотограф Энди Голдзуорти
Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Первоначально оба брата учились в мастерской художника Ганса Гербстера, вместе с тем и самостоятельно выполняя заказы.
- Портрет Генриха, поздняя копия
- Единственный сохранившийся портрет работы Гольбейна
- Творчество Ганса Гольбейна Младшего – кратко
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них.
В течение многих лет эта картина принадлежала семейству Спенсеров, но финансовые проблемы заставили седьмого графа Спенсера с ней расстаться. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. В 1517–1518 годах художник побывал в городе Люцерне, а затем совершил поездку в Италию. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками.
- Биография Ганса Гольбейна Младшего
- Творчество Ганса Гольбейна Младшего
- Интересные факты из жизни художника
- Самое интересное в виде мозаики
Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). гал. «Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки.
Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Над Анной нависли тучи. 1526-28. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. гал. ).
Эволюция мастерства Гольбейна рисовальщика происходила путем все более смелых обобщений, отказа от некоторой манерности линии, от увлечения контуром и чрезмерной детализации. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. 150 портретов.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Христос Гольбейна – не небесное существо. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке.
Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
Ганс оказался в ближайшем окружении находившегося тогда в Базеле Эразма Роттердамского. Его друзья были к тому времени в опале. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. В Англии Гольбейн пользовался покровительством самого короля Генриха VIII. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств). В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
Выбранная Гольбейном художественная концепция охватывала буквально все — от парадных костюмов до книжных обложек. – Что вы о себе возомнили, сэр. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. В сущности, в своих миниатюрах Голъбейн исповедовал всю ту же концепцию глубокого психологизма, что была характерна и для его полноценных портретов.
Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее). Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. – хмуро поинтересовался Генрих VIII. «Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Картины его – это гордость города. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию. Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов, – на них, как хорошо видно по этому рисунку Гольбейна изображали декоративные узоры или аллегорические сцены.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей.
Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором.
Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Достоевского с «Писем русского путешественника». Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
Знаете, чем вы отличаетесь от него. Он не знал недостатка в заказах. В одной руке он держит перчатку, другая расположена рядом с висящим на поясе богато украшенным кинжалом. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского.
Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Рассерженный такой неучтивостью, Гольбейн спустил его с лестницы. Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же). Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. К лучшим произведениям этих лет должны быть отнесены Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533) и Портрет Моретта (1534–1535).
Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. К сожалению, она также не сохранилась. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви.
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. гал.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки.
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Перед нами смерть в самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо, застывшие и потерявшие блек глаза, всклокоченные волосы, вздыбленные ребра, провалившийся живот. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. – Я могу взять десяток мужиков и всех их превратить в графов.
Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей). Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Упомянутое завещание датируется 7 октября 1543 года уже через месяц Гольбейн скоропостижно скончался — судя по всему, от чумы, эпидемия которой в это время свирепствовала в Лондоне. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В 1532 году художник снова покидает семью и окончательно перебирается в Лондон. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Это – один из первых портретов, созданных Гольбейном в 1532 году, после его окончательного переезда в Англию.
Исследователи предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника из Лондона в Базель в 1528 году. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид.
Арне). Последняя работа – одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры.
Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Характерно, что Христа художник писал с утопленника» (Н. М.
Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века.
гал. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился).
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII.
Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля. Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Соколов. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. А. Н. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества.
К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году. В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид. За годы, проведенные в Англии, он создал ок.
Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Фронтально развернутые плечи королевской особы, положение его рук, украшенных перстнями, массивная цепь, величественная осанка сразу показывают, что перед зрителем незаурядная сильная личность. Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть.
Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Величие короля передается позой. «Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац.
Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). «Его картина Мертвый Христос (1522) скорее может быть названа не религиозным, а философским произведением. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В ответ на это послание 18 декабря Мор писал: «Ваш художник, мой дорогой Эразм, – превосходный талант».
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Я этого и ждал. Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое глубоким трагизмом. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене.
Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой. Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные портреты кисти художника. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Об этом свидетельствуют его работы. Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть.
Христос Гольбейна – не небесное существо. Полный благородства портрет молодой женщины в траурном одеянии вдовы подкупает своим художественным совершенством и мастерски выполненной Гольбейном постановкой появления дамы высшего света. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Как правило, на них изображали близких людей.
Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть. Королю причина для развода весьма понравилась. Немилов.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения.
Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни. Это было 12 марта 1538 года. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Гольбейн же работал и, не желая прерываться, отказал графу в этом удовольствии.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра).
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Или — заглянув в её пучинуОбрести.
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия.
Мёртвый тяжело лежит Христос. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель). Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Достоевский выразил свое впечатление от картины устами князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров.
Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину.
Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. После своего переезда в Англию в 1532 году художник вообще крайне редко работал в иных жанрах, почти исключительно перейдя на создание портретов. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
А как при этом сказывается жизненный интерес в германце. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. А. Н. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Гольбейн родился в Аугсбурге он был сыном Ганса Гольбейна Старшего известного художника, мастера алтарной живописи. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Продолжал художник и труды в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация изображавшая Парнас, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности.
Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Биографические сведения о Гольбейне скудны. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины.
Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Отец мой, зачем ты оставил меня. ». Итог его художественной деятельности состоял в том, что он создал абсолютно уникальный мир объективности.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Тот почувствовал себя весьма оскорбленным и решил ворваться в дом силой. И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. Нац.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Как правило, на них изображали близких людей. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Представленный Портрет Генриха VIII – единственный сохранившийся из всех портретов короля, созданных Гольбейном. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Они-то и дают нам представление об оригинале. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
На это Генрих VIII иронично ответил: Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти».
Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек. Мастерская Ганса стала семейной. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. В 1515 году оба брата перебираются в Базель, который становится для Ганса второй родиной. Фрески на боковой стене, относившиеся к 1521 г., были затяжелены архитектурно-орнаментальными мотивами, мешавшими впечатлению от сюжетов, которым они должны были служить обрамлением. «Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац.
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Достоевского «Идиот» называет эту картину странной. Это, безусловно, знак смерти. Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Тонко обыграно колористическое сопоставление темно зеленого фона с черным костюмом, сквозь прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки Широко известные портреты Гольбейна последних пяти лет его жизни: Генриха VIII (1539–1540), королевы Джен Сеймур (1536), Христины Датской (1538), Эдуарда принца Уэльского (1538–1539) хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке деталей». По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена.
Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
В 1535 году он был обезглавлен. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Плаха или развод. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
К портрету Гисце близко примыкает насыщенный множеством аксессуаров двойной портрет французских посланников (1533). Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая). «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей).
Больно матерьяльное нам важно. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера). На лице нет намека на улыбку. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого.
Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр.
Работы для художников было много и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски заказов в чужие края. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений – «Мертвый Христос в гробу» – в 1521 году. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля.
1539, Вашингтон. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Композиция картины подчёркнуто проста. В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции).
Ему был отдан, в частности, заказ на роспись королевской резиденции в Уайтхолле. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря.
Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генрих VIII интересовался с матримониальной целью. В 1533-1535 гг. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал.