Менины

В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин»: «и. «менины» яркий пример тому. «менины» стали опасны. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году.

В 2009 году музей Прадо запустил в интернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя – в левой части полотна. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Менины – это фрейлины, слуги королей, другими словами. Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту.

Идея «Менин» при всем ее изяществе не нова. В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин»61. «менины» (исп.

«менины» являются одним из самых известных произведений в коллекции музея. «менины» создают резкий контраст между сиянием Маргариты и окружающей обстановкой. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году49 и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна. «менины» или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году.

Последняя интерпретация ближе всего к тому, что происходит в «Менинах», осталось только совместить отраженное в зеркале с точкой зрения зрителя. В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин». Пабло Пикассо, со свойственной ему страстью, написал 58 вариаций на тему «Менин». Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин».

Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины. Менины». Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало.

До сих пор исследователи спорят, что же изобрази Веласкес в своей картине «Менины». Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. «менины» — это повседневная жизнь при испанском дворе. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. В 2009 году музей Прадо запустил в интернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении60.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по испански – менины). Картина Веласкеса «Менины» уникальна и не имеет аналогов в мировой живописи. «менины» – это портал между двумя мирами. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Его «Менины» оставили после себя много тайн и загадок.

«менины» – художественное творение, которое до сих пор не разгадано. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.

Однако это положение требует оговорок и поправок. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Зеркало – место встречи, столкновения, острого диалога, состязания, как это блестяще показала Мельшиор-Бонне. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов – возможно, родственник художника.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

Инфанта, напротив, ярко освещена. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Это сцены из жизни простых людей.

  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  • Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  • «Менины» Веласкеса: картина о картине
  • Описание картины Веласкеса «Менины»
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
  • Самое интересное в виде мозаики

Видимо, это осознавалось и заказчиком и художником, о чем свидетельствует продуманность места и содержания действия. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Однако после возвращения к власти династии Бурбонов Людовик (1775—1844), дофин Франции с 1824 года в годы правления короля Карла X имел свиту из менин, среди которых был и Райнульф, маркиз дОсман.

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины».

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Поиск значения / толкования слов
  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Отрывок, характеризующий Менины

А с другой – сам бросает вызов богам. Нам как будто показали частную жизнь королей и в то же время ничего о ней не рассказали. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён».

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». На это указывает отражение в зеркале. Светозарное дитя с золотыми волосами, еще не ведающее своей судьбы, должно принять и принимает, причем без ропота и вопроса, которые позволил себе даже Спаситель в аналогичной ситуации, «чашу сию».

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли – классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Находится в музее Прадо в Мадриде. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет).

Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas). Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Короля и королевы не видно.

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808 – 1814), приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. В свете этого сам заказ на картину о частной жизни короля, на картину, которая сначала имела название «Семья», носил оттенок парадоксальности и крайней непривычности. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины». Она реальна и ирреальна, материальна и имматериальна, персонифицирована и абстрактна одновременно. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён». В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Название «Семья» следует понимать в расширительном смысле, связанном с его латинским первоисточником (familia), который предполагал общность не только родителей с детьми, но и домашнюю прислугу, действительно являвшуюся частью дома и семьи. Резюме можно подвести словами Е. И Ротенберга: «Картина несёт в себе элементы. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих – и Веласкеса и Пикассо. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук», нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений.

В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук», нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась). По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства». Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). вы можете запросить все в системе с коробкой. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства». В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Возможно, он устал от своей официальной роли властителя мировой империи, «повелителя Солнца», как именовали испанских королей со времен небывалого исторического подъема. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».

Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Есть и философские интерпретации. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

То есть король вступил в инцестуозные отношения. Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Барьер очеловечивания королевских особ и низведения их на грешную землю был непреодолим. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Ему 57 лет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Загадка заключается в другом. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Да, что же изображает Веласкес на повернутом к нам изнанкой холсте. По мнению искусствоведа Люсьена Делленбаха Веласкес сознательно отказывается играть с законами перспективы подобным образом и вместо этого достигает с помощью зеркала сложного взаимообмена взглядами между художником и королевской парой, раздвигающего границы изображения, приглашая зрителя войти внутрь сцены.

Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Трудно судить о личных мотивах короля. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.

В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Но не это главное в полотне.

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Выше: что вы искали. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Рубенс, Я. Йорданс) и в голландском (Ян Вермер, «малые голландцы») искусстве уже существовала развитая и устоявшаяся иконография изображения частной жизни третьего сословья. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса. Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус.

Вся картина построена на парных противопоставлениях. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Инфанта, напротив, ярко освещена. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas). Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

С точностью об этом знают персонажи картины, но их невозможно спросить. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов», без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Разумеется, нет. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В 1747 – 1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Первые менины во Франции появились не позднее 1680 года, при Великом Дофине (1661—1711). Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Итак, время действия – 1656 год. Возможно, он по-новому оценил счастье семейной жизни после постигших его трагических утрат — смерти королевы Изабеллы Бурбонской и наследного принца Балтасара Карлоса, тяжелых родов, едва не унесших жизнь новой королевы Марианны и захотел продлить счастливое мгновение временного отступления смерти перед рождением любимой дочери, «маленькой зверушки» (Sabandija), как он называл ее сам или «маленького ангела», как ее называли при дворе вслед за маршалом Грамоном.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных». В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет). Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения».

В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу.

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины», содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Так что программа картины Веласкеса строится изначально на многих «не».

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом и затемнённый между ними средний. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).

В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Пикассо не менял расстановку персонажей, но проявил недюжинную фантазию в экспериментировании над сценой. Это еще один излом «лабиринта отражений» с неразрешимой загадкой.

По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Само слово менины имеет португальское происхождение и в мужском роде звучит как menino, в женском роде как menina— как это озвучено в известном полотне Д. Веласкеса «Менины». Куда больше распространены две другие точки зрения.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса – самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных». Маленькая девочка в свои пять лет, как наследница династии (после замужества Марии Терезы и до рождения инфанта Филиппа Просперо она была единственной наследницей), должна нести бремя предстояния перед лицом своего долга. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины», содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. За пределами холста или внутри него.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия.

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. В числе менин были и некоторые выдающиеся французские политические деятели, в том числе Филипп де Курсийон, маркиз де Данжо, Жак-Луи де Валон, маркиз де Мимёр, Луи Никола Виктор де Феликс дОльере, граф де Мюи и маршал Франции. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

Но смотрит и художник. Георг V, наблюдавший работу Лавери над портретом, возможно, вспомнил легенду о написании креста Святого Иакова рукой Филиппа IV и спросил художника о возможности внести свой собственный вклад в портрет. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В ней присутствует овеществленное в полотнах великих художников (на стенах — картины П. Рубенса «Афина и Арахна» и Я. Йорданса «Аполлон и Марсий») время мифологическое, а также акт самого творчества, в котором сиюминутность сливается с вечностью творения божественного изначального прообраза любого творческого деяния. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.

В «Венере с зеркалом» (ок. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. На картине изображены не личные апартаменты короля, а парадная зала дворца. И творчество побеждает. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов», без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская – её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась). Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

Надо учитывать, что «Менины» появились в тот момент, когда и во фламандском (П. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

А почему в мастерской находится инфанта. В «Венере с зеркалом» (ок. Инфанта, напротив, ярко освещена.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей – донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

В «Венере с зеркалом» (ок. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Естественной становится позиция представительного позирования. Именовались также gentilshommes de la manche. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Персонажи полотна Веласкеса позируют, как на парадном портрете.

На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон. Изображение невидимой власти в формах реальности просто непостижимо. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. Веласкес изобрел гениальный ход, который дал возможность королю с королевой, с одной стороны избежать плена обыденности, «уединившись в невидимости» (М.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52.

.