Картина Разборчивая Невеста
Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
РРСРРР РС РРРРёСР РРР»РРСРРС РРР»РС СРРРСРР, РРСРСРС СРРРР РРР Рё РР РРРС, РРСС Р»Рё СРРР»РСРёС СРР РР РРР»РРРС РРРСРёРР. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
Выражение томного восторга написано на ее лице. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Описание картины «Разборчивая невеста»
Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Привлекает внимание неестественное эмоциональное выражение лиц изображенных: учтивая снисходительность дамы средних лет и мольба о возможности быть рядом с ней уже немолодого кавалера, понимающего, что его шансы невелики: жених отвратителен внешне. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». / По-старинному— в сизом платочке. Кажется, эта невеста принимает уже не первого претендента на свою руку и выбора у нее уже не осталось. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. Федотов показывает решающий момент объяснения. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Мордочка собачки у ног жениха забавно напоминает подобострастное выражение его лица. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Р–РРРёС РРСРРССР, ССРРлиРСР Рё СРР Р»ССРССРёР. Сюжет взят из финала одноименной басни И. Крылова: «Чтоб в одиночестве не кончить веку, / Красавица, пока совсем не отцвела, / За первого, кто к ней присватался, пошла: / И рада, рада уж была, / Что вышла за калеку». Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
чужой. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
В музей – без поводка / Павел Федотов "Разборчивая невеста"
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. РР СРРССРёС РР РРРРССС РРРР»СРРР РРР»РСР РРРёРРРРёС. РСРСРСР РР СРР СРСР»Р, Р РРР СРР Рё РРёРРС С СРРРёСРР»СРРё Рё РР РСлРРРРСРРР. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Одна из таких копий, написанная неизвестным художником, находится в Киевском музее русского искусства. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Он в который раз был обласкан великим князем.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. В ней борются противоречивые чувства. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). РРР РС РРё РСР» ССРРлиРРРРРёС, СРРРРССРёРРР РРРРССР РР РёР РРРР РРР»ССР РСРРёСРСС. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. РРРРРСР РРССРРР»РРР РРСРРРР СРРРРР РРРРР»СС, РРРСС РР ССРРёС РР»РСРР С РССРРСР РРРСРРРР.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Свидание это было знаменательно. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. РРССРёРР Р. Р. РРРРСРРР РРРРРССРёРРС РРРРССР РёРРРСРРРРС СРРСРСС ССРРС СРРСРРССРР.
— стыд какой. РСРСРР РРРРССС РСРРРРСРРРР»РРР, РРРС РР»РРРРРСС СРРРР СРРРРССРёРРССРё С РРР СРРСРР РР РССРР»РСС РСРРСР. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей.
Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». За процессом наблюдают родители женщины, они с явным нетерпением и надеждой бросают на нее взгляды.
/ Никогда с ними я не бывала». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.
Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. РР РРР»С РРР»СРССС РРР СилиРРС, РРССРСРРё Рё ССРССС.
Слева, скрываясь за тяжелой портьерой, подслушивают родители невесты. Как она называется. На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. Кроме одного.
РСРСРёРР РРР»РРС ССР»ССРСС РРРРСРСС ССРРС: Р СРРР»РСРР. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.
Сочинение по картине Федотова «Разборчивая невеста»
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. РРРРёСРли ССР РРРРёРРСС Рё С РРСРСРРРРёРР РРСС РР РСРРСР. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
- Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
- История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
- Картина Федотова РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
- Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Мораль басни Разборчивая Невеста Крылова (анализ, суть, смысл)
«Разборчивая невеста». Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
ассигнациями в месяц». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
- Отправить запрос на изготовление копии
- Самое интересное в виде мозаики
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Нет никакой поэзии, никакой романтики. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты.
Но как он ошибается. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». 2017 П. А. Федотов.
Картина «Разборчивая невеста» была написана П. А. Федотовым в 1847 году. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.
Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа. От горестных мыслей спасала живопись. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». РР СРРСРР РР РСРСРРРС, Р РРРРР РРРССРР РРССРлРРСРСР РРРС. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. РРСРР РРР РР РРРРР РРР»РРР ССРРёС РРР»РРРРРРРСР РРРРёС. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. «Все это очень хорошо.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Ж-4521)8910.
Осознавая необходимость своего согласия в этот раз, ведь выбора у нее, видимо, не осталось, она делает вид, что раздумывает, прежде чем вверить себя этому уродливому старику, хотя очевидно, что она уже приняла решение, оглашения которого с нетерпением ждут ее родители, наблюдающие процесс за дверью. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. / Ой, стыд какой. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.