Картины Достоевского

В течение своей жизни Илья Сергеевич Глазунов написал картины по всем важнейшим произведениям Достоевского, создав не просто иллюстрации, а настоящие шедевры. Картина Василия Перова Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

Достоевский. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». Полн. Основатель общества передвижников.

Именно эти способности живописного искусства и ценил сам литератор. Материалы и исследования. Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. Т. 1.

Описание картины 
«Портрет писателя 
Федора Михайловича

Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Гравюра на дереве. Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. Левицкого или К. И. Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников.

80 и 81. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). Художнику удалось изобразить человека, полностью сосредоточенного на своих мыслях.

Репродукция картины 
Портрет писателя 
Федора Михайловича

Репродукция картины Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского художника Перов Василий, артикул: 51830

Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Особенности творческого пути художника. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи».

Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов. Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. Гейбовичу и уезжает в штатском.

Описание картины 
Василия Перова «Потрет 
Достоевского»

Описание картины Василия Перова «Потрет Достоевского»

Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск. Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись.

(РГБ. Графическому языку вторят слова автора: «Достоевский. С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. Но скорее – стоит.

Описание картины 
Перова «Портрет 
Достоевского»

Описание картины Перова «Портрет Достоевского»

От Шубинского)». Окружающая обстановка на картине просто отсутствует, художник даже практически скрыл кресло, в котором сидит Достоевский. Вклейка между стр. Вторая половина XIX века – время написания «Бесов», романа посвященного проблеме нигилизма и поиску новых идеалов. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. 11.

Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. С. 195). Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. Ф. 93.

Анализ и история 
создания картины 
Перова Портрет Достоевского

Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского

Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. 1992. Сытиной. Общее впечатление от фигуры, одновременно мешковатой и напряженно-застылой, – перед нами заурядный младший офицер николаевской эпохи из какого-нибудь заштатного гарнизона, выслужившийся, может быть, годами нелегкой службы из солдатских детей.

– М. : Художественная литература, 1971). На этот счет у исследователей существуют разные мнения. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью.

Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая. Достоевский в воспоминаниях современников. Значит ли это, что в составе архива А. Г. В ее записной книжке конца 1880-х гг. В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение». СПб., 1993.

Сегодня местонахождение этого экземпляра фотографии также неизвестно. 6 Еще раньше Достоевский и Валиханов встречались в Семипалатинске осенью 1856 г. 7 Стрелкова И. И. Перов не идеализирует внешность Достоевского – на вид простого человека. Достоевской эта фотография отсутствовала. Так возникли три первые, глубоко пережитые, острохарактерные иллюстрации к Достоевскому. Композиционно она сильно уступает предыдущей. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois».

С. 91. Тургенева, А. Н. 23 В Каталоге коллекции А. Г. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. Б. Герасимов.

Описание картины 
Василия Перова «Портрет 
Достоевского»

Описание картины Василия Перова «Портрет Достоевского»

Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А. В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г.

Признанный мастер бытового жанра и портрета. Перов. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. примеч. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Дневник и записки. и во всем облике какая-то моложавость.

Окт. СПб., 1861». Кожа удивительно гладкая, чистая. В. Г.

  • ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
  • Картина Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского Василия Перова
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского — Василий Перов
  • Василий Перов — Портрет Достоевского, 1872
  • «Мертвый Христос» и Достоевский
  • Прижизненная иконография Достоевского
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Портрет Достоевского, Краткое описание

Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. Корсакова, Е. Д. Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине. 15 мая. С. 185). Степанова и К. А. Общие черты лица округлые.

Как и на фотографии работы И. А. выше). Гаев и др. ). СПб., 1906. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды».

  • Подпишитесь на новостную рассылку музея
  • Рядом расположены достопримечательности
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Т. 1. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. С. 144.

Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу.

ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ 
ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА 
ДОСТОЕВСКОГО

Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Вклейка между стр.

Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). Портрет Ф. М. Погодина и других. В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». М. Л., 1934. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О.

Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Закономерно, что многие критики называют Глазунова «Достоевским в живописи». Ф. 212.

173, Palais-Royal, Galerie de Valois. Давыдов, Н. С. И художник создал портрет-картину.

С. 250, 257). В «Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского в Петербурге. Достоевского.

Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М. Кофанов, С. С. Достоевский сидит на стуле вполоборота, закинув ногу на ногу, обхватив колено руками.

В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. Бореля.

Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Так что предположение остается лишь предположением.

Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П. Щетинина. Ему удалось точно передать нетолько индивидуальные черты его внешнего облика, нои«следы» прожитых дней, его духовной биографии. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую».

Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше. С. 6. Свеликолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не освоем горе» лицо писателя. Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». Достоевской (см. написал свящ. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина.

Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь. 1863. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов.

761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. Ройтер, Н. И.

На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. Гроссмана. 19).

Например, в «Портрете Ф. М. Фигура портретируемого написана на темном фоне. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов.

Скабичевского – 415). Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Фаворский. III.

Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году.

Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Ключевская, А. З. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г.

С. 176 – 177. М., 1990. Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит. Василий Перов родился до заключения официального брака его родителей, вот таким образом ему дали фамилию своего крестного отца – Васильев.

СПб., 1906. Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. В книге «Россия распятая» художник пишет: «Еще в юности меня пронзили образы петербургского мечтателя, князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина. 16) в перечне портретов Достоевского под 1 значится: «Портрет, снятый в Семипалатинске в 1857 году с Валихановым. О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея).

Но главное, как разительно не похож Достоевский на этой фотографии на другие свои изображения этих лет. Старая карточка неизвестного фотографа. 22 См. : Литературная газета. Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ». Очевидно, что в собрании А. Г. СПб., 1992.

Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». 192 и 193). В приложении к воспоминаниям в журнале была воспроизведена фотография, которую, по свидетельству мемуаристки, Достоевский подарил ее отцу в знак дружеских отношений, сложившихся у писателя с его непосредственным воинским начальником. Взгляд направлен не на смотрящего, а куда-то вдаль, губы сомкнуты.

В цикле картин, посвященных личности писателя и его произведениям, Петербург во многом определяет идейное звучание картин. Руки сложены на груди крестом, а la Napolon. Перову писатель во многом был близок.

С. 140 – 150 1926. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н. Тулинова. Находки краеведа.

В этой позе отражается непрестанная мыслительная деятельность, напряженная работа мысли. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. С. 128. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Т. 1.

Вклейка между стр. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. Полн. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Достоевского (перо, карандаш).

1924. Достоевский. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный.

Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. Т. 1. Одним из центров в экспозиции вестибюля первого этажа галереи являются три первые иллюстрации И. С. Глазунова к произведениям писателя: образы князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина к роману «Идиот». О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г.

1863». С. 303. 17 См. : Там же. Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е.

Художник чувствовал себя причастным миру его героев. Оно неподвижно, однако вовсе не безжизненно, так как отражает внутренние поиски Достоевского, его переживания о страданиях человека. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий. Ощущение величия времени, присуще писателю трагедийного мировоззрения. Даля, И. С.

Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. Он одет в длинный темный сюртук. Но когда же.

Третья фотография как будто продолжает начатое движение. 15. Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. В первую очередь, стоит отметить интересный ракурс – художник изобразил его в полупрофиль, при этом чуть сверху.

Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. Валиханов. В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ. Достоевского.

Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М. Достоевского» (СПб., 1993. Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. Однако вторая баумановская фотография Федора Достоевского остается неизвестной. 29 В салоне Баумана, причем у того же самого кресла с подставкой для рук, на котором сфотографирован и Ф. М. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов.

Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. 5. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. Т. 10.

В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. 1955. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. 48.

Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Выдвинутая гипотеза снимает вопросы, которые невольно возникают, когда мы смотрим на эту фотографию как на снимок 1860-х годов.

Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок. Они были созданы в 1956 году, когда студенту ленинградского института было всего 26 лет.

Снимок сделан в том же самом фотосалоне. И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г.

В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Но точка равновесия уже пройдена. Губы сжаты в ироническую складку. примеч. Он всецело погружен в свои мысли.

С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. Врангелю. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе. Васильев. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А.

В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. К. А. Из темного фона пластично выступает бледное лицо.

Валиханов. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. Образ Ф. М.

В конце 1880 года Л. Е. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. (А. Г. Фон, одежда – всё это не играет решающей роли в портрете. Фигура писателя погружается в полумрак и таким образом отдаляет зрителя. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников.

Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Эти искания и должны были найти отражения в портрете. примеч. ) от воспоминаний З. А. С. 9. 18 Достоевский Ф. М. Художнику близка сама напряженная, контрастная атмосфера повествования Достоевского.

собр. Майкова, М. И.

Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. Руки писателя нервно сцеплены на колене – замечательно найденный и, как известно, характерный для Достоевского жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. 1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. В. Г. соч. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Рундальцов, М. Г. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г.

Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа. 2 также см. : Иевлев Н. П. На гравюре В. А. 4. 1929 г. Портрет Ф. М. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами.

Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. Картина изображена в единой серовато-коричневой гамме. Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. Достоевский в воспоминаниях современников.

Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Губы полные. Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается.

Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов. 3. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414). 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М.

(1868). Гоха и М. Б. педагог П. М. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Мастерски выполнив эту задачу, Перов создал образ, значимый для всей эпохи. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой.

И скорее всего именно на ней основывает мемуаристка свое хронологическое указание. 9 В таком случае эта фотография как раз и могла бы стать документальным свидетельством встречи Достоевского и Валиханова в 1858 году. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. Сегодня ни у кого нет сомнения, что почти каждое полотно великого художника достойно занимать высокое место. Воспоминания.

Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. Однако простота внешности писателя уравновешивается глубокой духовностью. » 7 В этой связи заметим, что 3. А. Достоевская. (Из книги: Лясковская О. Л. Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов».

Алма-Ата, 1977. Я уже тогда понимал, что такое реальность мечты и иллюзия реального мира. Отъезд был назначен на 15 июня.

Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные. Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза». Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Герасимов отправлялся в своих датировках (см.

Т. 2. И помета «Москва. К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой». соч. Взгляд углублен в себя.

Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия). Его трудно представить смеющимся». Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле.

Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). М., 1962. предшеств. М., 1983. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. Ковремени создания портрета Достоевский уже прошел игражданскую казнь икаторгу, он создал великие произведения, вкоторых вовсей полноте открыл трагический мир «униженных иоскорбленных».

– М. : Искусство, 1979. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М. Портрет Ф. М.

Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и неизбежным одиночеством. Валиханов. С. 367 (благодарим Е. М.

Т. 1. Т. 1. На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. Цейдлер.

– С. 108). I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П. Перова.

2001. И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский. 8 апреля.

И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок"). 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору). Вместе с этим, сцеплены и руки на коленях.

Александрова: «. Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». 412. Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П. Косенков, А. Н.

собр. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Варенцовой). Трутовского, о которых шла речь выше.

В. А. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.

Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно). Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее.

Вклейка между стр, 144 и 145). Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Взгляд направлен прямо в объектив.