Крушение Медузы
Крушение «Медузы» не могло не оказать влияния на судьбы всех участников экспедиции, особенно главных действующих лиц этой трагедии. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». И когда «Аргус», посланный на место крушения «Медузы», встретил случайно на своем пути многострадальный плот, на нем оставалось полтора десятка умирающих людей.
«медузу» обнаружили на 52-й день после крушения.
По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. В своем повествовании Савиньи говорит: «Мы проявили слабость, когда не воспрепятствовали тому, чтобы они тайком пили вино».
И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. В начале июля император, снабженный французским и американским паспортами, выехал в Рошфор, намереваясь отплыть в США на одном из военных фрегатов — «Сааль» или «Медуза». Его посадили на бочку и он возвышался над своим странным экипажем. Началось формирование экспедиции в Сенегал.
- Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Крушение французского фрегата Медуза
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Командование «Медузой» было поручено некоему Дюруа де Шомарэ. Жил он еще долго — затворником в своем замке Лашно — и умер в 1841 году. В этот день Шомарэ снова ошибся в своих расчетах и корабль проскочил мыс Барбас. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. На картине 4х5 метра — тринадцатый день дрейфа. По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно.
Теодор Жерико, руководствуясь рассказами Савиньи и Корреара, на основе многочисленных эскизов создал полотно «Плот «Медузы», которое висит в Луврском музее. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Но другого выхода не оставалось. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
- В печени 375-летней мумии обнаружили паразитов
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Переправить людей должна была флотилия, состоящая из флагманского корабля «Медуза» под командованием Дюроя де Шомарея, корвета «Эхо», брига «Аргус» и флейта «Луара». В последний момент с борта «Медузы» бросили на плот бом-брамсель и крюйс-бом-брамсель, а также мешок с двадцатью пятью фунтами сухарей, мгновенно превратившимися в солёную жижу. Ужас обуял измученных людей.
Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». На рассвете следующего дня корвет «Эхо», еще находившийся в поле зрения, послал несколько световых сигналов (на которые Ришфор не счёл нужным ответить) и сменил курс. Находясь на рейде в Сен-Луи во время разгрузки возвращенного груза, Рейно написал письмо Шмальцу, где просил простить его за то, что деньги не удалось спасти: «Я сам нырял, чтобы достать эти бочки. » Он предложил прекратить поиски, как слишком опасные и дорогие ибо он сам убедился в невозможности достать бочки с золотом. Колония и правительство Франции попытались замолчать трагедию, однако 16 сентября 1816 года в оппозиционной газете «Journal des dbats» появляется отчет выжившего хирурга «Медузы» Анри Савиньи о произошедшем на плоту. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).
А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.
«Медуза» шла впереди «Эха». Следом за ним в воде оказался лейтенант Лозак. Один же, фрегат «Медуза», не только отклонился от курса, но и, благодаря непрофессионализму капитана, 5 июля потерпел крушение, став олицетворением самой страшной трагедии, когда-либо разыгрывавшейся в море. Что соединяет эти две неравные части композиции. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус».
- В Нижнем Тагиле нашли редкий артефакт эпохи мезолита
- В центре Риги нашли и срочно закопали секретный туннель КГБ
- Человеческие жертвоприношения в древнейшем армянском поселении – Мецаморе
- В Великом Новгороде нашли берестяную грамоту о денежном сборе
- В Британии нашли следы древнего каннибализма
- (группа о неизвестном, но интересном)ОбсужденияПросмотр темы44
Мятежники обнажают сабли и вытаскивают ножи. Расплата за гибель «Медузы» настигла де Шомарея в 1841 году. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых2. То ли их забыли передать, то ли они упали в море во время погрузки. Он также пытался, но тщетно, вернуть 90 тысяч франков, хранившихся в бочках.
Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). В своем отчете о кораблекрушении Ран приводит очень интересные свидетельства Тома, рулевого «Медузы», которому он доверял. Их показания были несущественными. Губернатор Сенегала Шмальц плыл к своей новой должности на том же фрегате и, когда корабль сел на мель где-то между Канарскими островами и Кабо Верде, спокойно спустился в шлюпку и отбыл к берегу.
- Самое интересное в виде мозаики
- Париж Генсбуровский: маленький гид по городу с адресами и явками
- Идеальная пара: какое вино подавать к фуа-гра
- Владимир Ветров: французский крот в КГБ
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Французская пресса откликнулась на трагедию «Медузы» лишь скупыми заметками в хронике происшествий: страна и так переживает не лучшие времена, к чему привлекать внимание к таким ужасам.
Им предстояло плыть на фрегате «Медуза», который сопровождали флейт «Луара», бриг «Аргус» и корвет «Эхо». Последние стали роптать (тем более что груз оказался слишком тяжел и плот погрузился так, что вода доходила им до лодыжек). Морская вода разъедала еще не зажившую его рану. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Лучше не нарываться на неприятности. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».
- Пепел Клааса стучит в их сердца
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
Он происходил из не очень знатного дворянского рода и был убежденным роялистом. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Кое-кто пил свою порцию вина через перышко. Художник родился в Руане в 1791 году.
Всего на «Медузе» было 245 пассажиров. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Это команда.
К трём часам дня под водой стал виден песок. Парижане восприняли изображение этой добропорядочной зажиточной толпы как изображение бедняков. Но его упрощенный взгляд на вещи и излишняя самоуверенность сыграли с ним злую шутку.
Снова раздаются крики ярости. Он просто купил себе должность. На счастье, одним из них оказался бывший служащий Пикара Ахмет. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
Остаток жизни бывший капитан прожил затворником в своем замке Лашно (департамент Верхняя Вьенна). Разумеется, выставленная картина произвела фурор. «Прошлая ночь была страшна, эта еще страшнее. После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Эту его особенность Савиньи тоже отметил.
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Люди на плоту погружаются в отчаяние. «Медуза» (фр. Mduse)— сорокапушечный французский фрегат типа «Паллант», спущенный на воду в 1810 году. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед.
Другой умер от истощения, быть может, он был убит своими товарищами. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Всех охватила паника. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.
И она действительно была для того времени революционна. При очередном определении курса разница между замерами Шомарэ и Бетанкура составила 8долготы и 16 широты. Акулы отказывались «клевать» на загнутые штыки, вырывая их из рук незадачливых рыбаков. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Но ветер относит плот от корабля спасения.
Трагедия Корреара в том, что история крушения «Медузы» потеряла свою актуальность, а следовательно и интерес у читателей. Сброшенные на него бочки должны были играть роль ограждения. Так мы провели первую ночь на плоту. Лейтенант Рейно упорно пытался достигнуть остова «Медузы».
Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Первым пассажирам «Медузы», достигшим берега, теперь предстояло пройти 400 км — без еды, без пресной воды, без подходящей одежды и обуви, с риском наткнуться на враждебно настроенных туземцев. Справедливости ради надо отметить, что Куден очень страдал от своей раны. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. О том, как случилось, что капитаном быстроходного флагманского фрегата «Медуза» оказался граф Юге Дюруа дю Шомарэ – историки даже не спорят.
Шлюпка Эспио достигла берега к северу от мыса Мирик (Тимирис). Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. Их не остановили ни крики, ни мольбы о помощи, они истребили около сорока человек». Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Он как будто бы приближает камеру, от панорамы он переходит к исключительно близкому плану, чего тоже не было в такой степени до него.
26 августа, с третьей попытки, Рейно наконец достиг цели: это было через пятьдесят два дня после эвакуации с «Медузы». Жерико позировал Эжен Делакруа, который также имел возможность наблюдать работу художника над картиной, ломающей все привычные представления о живописи. Для работы в качестве натуры использовались в том числе тела больных из госпиталей и из морга. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Они натянули в виде навеса парус, легли под ним и стали ждать смерти. Тем временем начал усиливаться ветер, а корабль начал давать трещину. Вместе с ним поместились жена и дочь, захватив с собой три чемодана личных вещей (в нарушение приказа, отданного самим же губернатором), командир сенегальского батальона (высаженного на плот), Ришфор, несколько друзей и самые надёжные моряки — всего 35 человек, хотя лодка могла взять на борт 50. 13 июля они наконец-то достигли Сен-Луи. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
Случилось это в 1816 году. На четвёртый день в живых осталось только 67 человек, многие из них начали практиковать каннибализм. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Да и видно ли его.
Матросы спрыгнули в воду, взяли детей на руки, а женщин на закорки. «Медузу» удается найти только через 54 дня. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Тогда-то обезумевшие от голода люди и набросились на трупы своих товарищей по несчастью. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. На тринадцатый день оставшиеся в живых люди обнаруживают на горизонте «Аргус», который не замечает плот и скрывается из виду. Они утверждают, что многие из них стали жертвами «лихорадки мозга», сопровождавшейся у одних галлюцинациями, у других 151 тягой к самоубийству, а в общем, крайней психической возбужденностью и полной потерей памяти. Компас разбился. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. В общей сложности погибли 160 человек. Офицеры (по большей части молодые бонапартисты) очень быстро воспылали злобой к своему капитану, считая его старым амбициозным аристократом. Из почти 150 человек в живых осталось десять. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды.
Сенегала, людьми познавшими "сободу". «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Утром 17-го числа капитан Дюпон заметил на горизонте корабль.
Два раза шхуна чуть было не села на мель, после чего он предпочел вернуться в Сенегал. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. «Мане – провокатор. Их путешествие длилось не более четырех дней.
Народ, еще вчера кричавший «Да здравствует король. », теперь приветствовал своего императора, с которым вкусил и сладость побед и горечь поражений. Ни солдаты, ни матросы уже не сомневались, что пришел их последний час. Или беспримерное мужество.
Командира (курсанта 1-го класса Кудена) привязали к бочке в центре плота: во время усмирения бунта он был ранен в ногу и не мог ходить. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Мане в то же время блестящий художник, обаяние красок которого, красок, очень парадоксально соединенных, заставляет зрителя не задавать себе очевидных вопросов.
На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Позднее Савиньи вместе с другим выжившим путешественником Александром Корреардом пишут книгу «Naufrage de la frgate la Mduse» («Гибель фрегата Медуза») изданную в 1817 году. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Савиньи, как истинный ученый, отмечал, что моча одних была более приятна на вкус, чем у других.
Несколько вёсел сломались, но лодку подхватила огромная волна и вынесла на берег. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Кроме того, он требовал отставки министра по делам морского флота и колоний. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Экспедиция окончилась провалом, а Шмальц был отозван со своего поста.
Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Плот сразу ушёл под воду: 147 человек (по другим данным — 152) стояли по пояс в воде. Совместными усилиями плот сдёрнули с банки, он поплыл.
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Они не помнили, как это случилось и ужас объял их перед лицом страшной картины, представшей их взору. Чтобы избежать столкновения, Лапейрер обрубил канат. Бурбонам нужно было использовать каждый шанс поднять свою популярность: при них Франция, втоптанная в грязь «корсиканским чудовищем», воспрянет и вернёт себе статус великой державы. Его закалывают.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Мане историй не рассказывает. Попытки снять корабль с мели были безуспешны.
С наступлением утра разум их стал приходить в норму и тогда они увидели, что натворили. Есть на картине и ещё один друг Жерико. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Однако где бы он ни появлялся, ему приходилось выслушивать оскорбления. Когда шлюпки начали исчезать из вида, на плоту раздались крики отчаяния и ярости. Это преисполнило его сознанием собственной значимости 151 настолько, что он обратился в парламент с предложением о более строгом наказании офицеров, повинных в крушении «Медузы». Вернемся к судьбе Корреара. У них была мука и сало в изобилии. Вскоре стало ясным, что приближающийся бриг не что иное, как «Аргус».
Он не выходил в море лет тридцать. Это был бриг «Аргус». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Здесь кроется первое противоречие.
1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. По свидетельству офицеров судна, ситуация не казалась безнадежной: благодаря попутному ветру «Медузу» еще можно было снять с мели. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Полиция постоянно следит за ним и его сообщниками и он вынужден продать свой книжный магазин.
Осадка плота составляла 50 сантиметров в центре и 60 151 70 на оконечностях. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Жерико был всецело поглощён работой.
Тем временем губернатора Шмальца прямо в кресле спустили в большую лодку на 14 вёсел. В разгар работ сильный ветер накренил фрегат, корпус треснул и дал течь. Ему интересно соединение цветов и фактур, а логическое сопряжение предметов и людей – дело десятое. Он передал донесение своему министру Дюбушажу. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». (Через два года он напишет об этом диссертацию и представит ее на Медицинском факультете Парижского университета. ) Одни люди впадали в ступор, другими овладевало бешенство многие бросались в море — чтобы покончить с собой или «отправляясь за помощью». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию.
«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. «Но когда мы начнем присматриваться к тому, что натворил Мане в своей картине, мы поймем, что здесь огромное количество несоответствий, подсознательно беспокоящих и, в общем, не получающих внятного разрешения. Тем самым было создано общественное мнение, помешавшее возложить ответственность на капитана, повинного в смерти 159 человек (из 15 человек, снятых с плота, шестеро скончались после спасения, а из семнадцати, оставшихся на «Медузе», спасли только троих).
Офицеры были не в состоянии вразумить их. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. После Реставрации Бурбонов он был переделан в en flte и направлен для транспортировки французских чиновников во французскую колонию Сен-Луи (Сенегал). Она участвовала в Итальянских походах Бонапарта и повидала на своём веку много смертей и ужасных сцен. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. «Эхо» же, не отклоняясь, к утру обогнало «Медузу».
Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Он происходил из не очень знатного дворянского рода и был убежденным роялистом. Понемногу трупоедами стали все. Однако в ДублинеK 7, где Буллок ослабил рекламный напор, картина не вызвала такого энтузиазма у публики, а местная пресса не удостоила выставку своим вниманием30. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых.
17 июля де Шомаре отправил «Аргус» к «Медузе», чтобы забрать три бочки с золотыми и серебряными монетами на 92 тысячи франков. Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь. Вскоре отстал и «Аргус». Беспечный капитан де Шомаре, которому не терпелось побыстрее добраться до места, вырвался на «Медузе» вперёд, оставив остальные корабли позади, хотя по плану они должны были держаться вместе. Жерико был одним из первых в ряду европейских художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике5. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.
Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.
Владимир Стасов, пропагандист творчества передвижников и защитник русского реализма, написавший много лишнего про них, про Сурикова сказал очень хорошо. Также были предложения построить плот и выгрузить на него груз корабля, чтобы облегчить его и снять с мели. В половине восьмого вечера поднялась буря, парус сорвало. Эспио пожал плечами и поплыл дальше.
Офицеры поделились формой с женщинами, только Шарлотта предпочла остаться в платье. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Сам Корреар, не помнивший зла, написал ему как бы надгробное слово: «Он умер искупленный с лихвой двадцатью пятью годами сурового покаяния». Это Эспио, нагнавший ялик, привёл его к берегу, где к ним присоединились и моряки из «сенегальской лодки», высадившиеся там утром. Четыре дня спустя шлюпки с капитаном Дюруа де Шомареем и его друзьями благополучно добрались до сенегальского побережья бросив на произвол судьбы плот «Медузы» со 157 потерпевшими кораблекрушение.
4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Цветного убивают. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений.
Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Двигателем становится народ. Прошел час и корабль исчез из вида.
При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати1. Это был «Аргус». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
А на плоту положение стало ужасным. На плоту оказалось 15 человек, оставшихся, по их словам, от 147, высаженных на плот во время крушения «Медузы». Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Картина Сурикова здесь – яркое исключение. За это он поплатился должностью инженера в Кайенне. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Эта женщина имя которой осталось неизвестным, была уже в летах. Грести больше не было сил, а парус бессильно обвис. 9 сентября 1818 года он получил патент книгоиздателя и открыл книжную лавку под названием «Кораблекрушение Медузы». Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.
Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. «Медуза» была одним из немногих кораблей, способных выполнить функции флагманского фрегата. Можно сесть в спасательные шлюпки, добраться до суши, а потом пешком дойти до Сен-Луи. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Пункт назначения — Сен-Луи, Сенегал. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Некоторые же, схватив ножи и топоры, собирались пустить плот ко дну.
Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. Отчалив, большая лодка Шмальца бросила конец на плот, лодка Лапейрера зацепилась швартовым за неё, а «сенегальская лодка» — за лодку Лапейрера.
Шмальц, увидев, что после потери «Медузы» лейтенант остался не у дел, доверил ему деликатную миссию по возвращению груза и золота, независимо от согласия Шомарея. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Теперь же подойти к берегу было не так-то просто из-за высоких волн. В результате, во второй день несколько десятков человек было убито во время попыток занять безопасное место в середине конструкции или смыто за борт волнами. Кто-то чуть не отрубил ногу Дюпону, пока тот спал. Он заметил незадачливых попутчиков, но к берегу подойти не смог из-за камней.
Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. А «Эхо» продолжало следовать правильным курсом и Бетанкур постоянно измерял глубину, чтобы избежать неприятных сюрпризов. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. А вдруг это мавры.
Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Можно себе представить, что на плоту в бурю было ещё страшнее. Во всяком случае, в своем докладе министру Военно-морского флота Савиньи признал тот факт, что по его совету «кровавые куски человечьего мяса стали сушить, дабы улучшить их вкус».
Романтизм был полностью ориентирован на современность. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). По счастью, один опытный моряк запасся паклей и дёгтем.
2 июля «Медуза» налетела на мель в 50 километрах от берега. Вскоре я понял: то, что я принял сначала за корабль, было плотом под небольшим парусом. Природа и парусники – это то, что называется музыкой сфер, это вечное и от человека не зависящее.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Начальником всей экспедиции был капитан Медузы капитан 1-го ранга Жан Дюруа де Шомарэ – имя этого человека будут потом проклинать поколения. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12.
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Его разжаловали и приговорили к трем годам тюрьмы. Начинается общая схватка.
Корреар и Савиньи не упоминают об этом затишье. В этот день каждый пассажир лодки Лапейрера получил только стакан воды и осьмушку сухаря. «Аргус» снова отправили к остову «Медузы» и бриг добрался к месту крушения через 52 дня после того, как оно произошло.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. И только ещё через пять дней в город наконец-то пришли «ветераны пустыни» — поредевший отряд, первым ступивший на землю. При высадке с корабля невероятная. «Медуза» осталась одна. Постоянный встречный ветер заставил шхуну вернуться в Сен-Луи. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
Первым из спасенных в Париж попал Савиньи, хирург-практикант Морского ведомства. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Из провизии 151 только 5 бочонков вина и мешок бисквитов, размокших от морской воды. Но он продолжал свой путь, так и не заметив плота. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз.
Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Ему было сорок восемь лет. Но модус изображения был общепринятым. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». У них не было воды, но было вино и крепкие напитки их было даже слишком много.
Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Сам плот почти упирается в раму картины. Корреар и Савиньи отмечают, что, конечно же, офицеры оказались самыми стойкими.
На «Медузе» имелось шесть шлюпок, а также наскоро сколоченный плот (208 метров). - Поймите же наконец. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Вечером навстречу путникам вышел поисковый отряд под командованием англичанина Карне, который губернатор Сенегала (британец) отправил на розыски потерпевших, выслушав рассказ Шмальца. 17июня 1816г.
Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Другие кричали, что все потеряно и бросались в море. Лодки удалялись от него, а люди на плоту могли только ругаться и грозить им кулаками. В этом отряде никто не погиб.
Бедный двенадцатилетний мальчик сошел с ума от всего пережитого. Приходилось отбиваться саблей от нападений акул. Шестьдесят пять погибших 151 таков итог этой кровавой ночи: из них со стороны «знатной» части экипажа 151 всего лишь два человека, да и те не офицеры. Вода явно выглядела светлее, это стало очевидно даже пассажирам, в том числе Пикару, уже дважды совершавшему путешествие в Африку.
«Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Однако иллюзия продлилась недолго. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.
Тем не менее он посоветовал дать разрешение негоциантам из Сен-Луи послать к «Медузе» частные корабли с тем, чтобы треть спасенного досталась им. Абсолютно неожиданно с брига заметили плот, с которого им подавали отчаянные знаки. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Было сделано большое количество эскизов и набросков: штормового моря, людей в различных положениях, сидящих, лежащих, стоящих. Затем они уступили место жалобам. В рассказе «братьев по перу» до последних строк искусно сохраняется напряженность.
Из-за его ошибки, вместо того, чтобы обойти отмель, фрегат пошёл прямо на неё. Капитан де Шомарей. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы».
Двенадцать из них решили построить плот, благо недостатка в дереве у них не было. Они ловили рыбу, чтобы улучшить свой рацион. В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. Это был и не Куден.
И вот что он увидел: «Представьте судно, практически лежащее на левом борту, трюм которого почти весь находится под водой во время прилива и Вы получите достаточно точное представление о положении «Медузы». Но это ещё не всё. В1817г. 147 людей оказались обречены на смерть. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля.
Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Один из бунтовщиков угрожает офицеру. Но днём погода утихла.
В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». И они начали есть друг друга. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.
И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Паника охватила команду, пассажиров и солдат. – горячился он. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. В относительной безопасности была только центральная часть плота.
Всю роковую ночь с 1 на 2 июля Шомарэ ни разу не поинтересовался, как идет корабль, лишь к утру он был слегка удивлен исчезновением «Эха», но даже не попытался выяснить причины этого исчезновения. Все, кто был на лодках, спаслись. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Затем поднялся шторм.
Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Утром выяснилось, что осталась только одна бочка с вином. Позже они были допрошены следователем и приняли участие в процессе Шомарея.
На плот перешли 30 матросов, большая часть солдат и пассажиры попроще (всего 148 человек). В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Неудивительно, что при таком покровительстве молодой де Шомарэ начал службу на флоте. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей.
Плохая погода помешала ему отойти от обломков судна. Но наблюдал, как изменяется оттенок мертвой плоти и переносил эти цвета на холст.
Полночи солдаты перебегали с одного края плота на другой, чтобы его не перевернуло. Этот момент в докладе Корреара 151 Савиньи звучит несколько патетично. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.
То здесь, то там слышались страшные крики солдат и матросов, они готовили себя к не минуемой гибели и прощались друг с другом, горячо моля Всевышнего о спасении. Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Он получил достаточно мягкий приговор: разжалование и три года тюрьмы (общественность настаивала на смертной казни). Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Ночью поднялась буря и к утру следующего дня на плоту не досчитались двадцати человек. Кто-то заметил, что по берегу идут какие-то люди. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.
Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Люди пытались ловить рыбу, но безуспешно.
Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». История одной морской трагедии, прочитанной зановоКогда в двух лье от «Медузы» шлюпки оставили плот, было одиннадцать часов. Когда из санитарных соображений они должны были выкупаться в море, многие из них отказались из ложной стыдливости, но все равно на телах остальных все сразу увидели, какими наградами отметило правосудие их «подвиги», послужившие основанием для принятия их на службу в портах Тулона, Бреста или Рошфора». А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Картина была закончена в июле 1819 года. По их расчётам, до берега оставалось 12 лье, то есть где-то 48-50 км. Общественное мнение требовало смертного приговора.
Так ли уж опрометчиво капитан отдал приказ обрезать веревки, обрекая 147 человек на гибель. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью.
Лучшие места достались чиновникам и офицерам. Все двенадцать его пассажиров утонули. Он хватает топор и пытается разрубить трос. Таким образом, на холсте изображены подлинные участники разыгравшейся трагедии. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
Спасательных шлюпок на борту было недостаточно, чтобы вместить всех пассажиров. Как отмечал инженер, «опьянение не замедлило произвести путаницу в мозгах и без того расстроенных опасностью и отсутствием пищи». Плот остался без буксира, без руля и без ветрил.
Но четыре из пяти все же успешно добрались до пункта назначения. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. На плоту осталось 15 человек, некоторые лежат, не подавая признаков жизни, но на горизонте показался спасительный парус брига «Аргус» человек в центре, показывающий на него рукой, — Александр Корреар. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой не оказалось. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.
Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Так, три года тюрьмы он считал слишком мягким приговором для Шомарея. Новая книга об этой драме, написанная им в соавторстве с Анри Савиньи, хорошо продавалась. «Медуза» шла впереди «Эха». Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее.
Так, воды у меня оставалось всего на шесть дней». Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Он знал флотские традиции, еще не разуверился в своих командирах и товарищах. Случайный человек занимает его место. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус».
В докладе Корреара 151 Савиньи содержится приведенная ниже версия событий. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной.
А все капитан Шомаре. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Так прошло несколько мучительных часов. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.
Главное 151 моральное падение этих людей. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
В чем сущность романтического мировосприятия. Но тяжелое сооружение из досок замедляло ход двигавшихся на веслах лодок и командир принял решение перерезать трос. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Фрегат сел на мель.
После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Но, как бы там ни было, на плоту, хоть и по другой причине, наблюдается тот же феномен, что и на «Медузе». Речь вот о чем. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. А художник Ипполит Леконт изобразил сцену бунта на плоту.
Картина была закончена в июле 1819 года. Но тут неуправляемую шлюпку Эспио понесло на «сенегальскую лодку». Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Есть жертвы и есть убийцы. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Очень близкий друг. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода.
В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Командование «Медузой» было поручено некоему Дюруа де Шомарэ. Это был взгляд несколько сверху.
И 5 июля капитан принял решение плыть к африканскому берегу на шлюпках — чтобы обойтирифы и достигнуть земли, жертвам кораблекрушения надо было проплыть почти 95 километров. Плот был оставлен на произвол судьбы. они опубликовали записки об этих трагических событиях.
Эта картина потрясающе проста. Палуба была усеяна остатками провизии. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Высадив 63 человека, среди которых была одна женщина (маркитантка Элизабет Делю, жена капрала) и снабдив их ружьями для защиты, мичман повернул обратно — искать остальных. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Казалось, что ничего особенного не должно произойти: лодки корабля сделают два рейса и вывезут всех пассажиров. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это.
Один из матросов согласился испытать его. Но в то же время правительство предложило ему место сборщика налогов в Беллаке. Один из них предложил нацарапать на доске краткую историю их злоключений. Разразились политические споры, атмосфера становилась все хуже и хуже. Теодор Жерико, руководствуясь рассказами Савиньи и Корреара, на основе многочисленных эскизов создал полотно «Плот Медузы», которое висит в Луврском музее.
На плоту же положение сразу же обернулось катастрофой. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Чтобы их успокоить, все шлюпки соединили вместе и к последней из них привязали плот. Последние устроили в Сен-Луи грандиозную распродажу набранного на «Медузе» добра.
Своей революционностью. Несмотря на многочисленные предостережения членов экипажа о том, что корабль, по-видимому, находится в районе отмели Арген (на это указывал и окружающий пейзаж и изменение цвета моря там, где его глубина была меньше), Шомарэ продолжал вести фрегат к берегу и было такое ощущение, что на борту все впали в какую-то апатию и покорно ожидали неизбежного. Чтобы не обжигать босые ноги о раскалённый песок, в путь выступили ночью. Потери же с противоположной стороны были незначительны, в основном повреждена была одежда. И тогда ими овладела апатия.
Ближе к вечеру на берегу снова показались люди, они махали руками и не походили на мавров. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.
Под его весом утлое суденышко перевернулось. Двенадцатого июня 1816 года на остров Иль-дЭкс в устье Шаранты, откуда «Медуза» должна была отправиться в плавание, прибыли первые пассажиры, в том числе нотариус Шарль Мари Сезар Пикар со всем своим семейством из восьми человек: дочерями от первого брака Шарлоттой (18 лет) и Каролиной (15 лет), тремя детьми-полукровками в возрасте от шести до девяти лет, прижитыми им от разных цветных женщин, своей второй женой Мари Антуанеттой Флери их сыном Альфонсом и племянницей Антуанеттой. 17 июня 1816 года флотилия покинула Рошфор и направилась к Сен-Луи. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Его должны были вести на буксире лодки.
147 людей оказались обречены на смерть. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. В лодке Лапейрера на 42 человека оставалось шесть сухарей и четыре литра воды.
«Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Иллюстрацией к книге послужила литография Антуана Альфонса Монфора, на которой показано второе спасение маркитантки. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Неудивительно, что при таком покровительстве молодой де Шомарэ начал службу на флоте. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Небезынтересно проследить и судьбу красноречивых «летописцев» Корреара и Савиньи. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями.
Попытки снять корабль с мели не увенчались успехом. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Роптали, конечно, не завистливый Савиньи и не язвительный Корреар. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них).
Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Тогда же на погрузку явились две роты экспедиционного корпуса. Подать им знак. Элизабет Делю опустилась на песок и сказала, что больше не может идти. Муж пригрозил убить её она просила его об этом, как о благодеянии.
Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. «Казалось бы, странно, что художник превращает в символ французской оккупации мусульманских бойцов. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Он назвал картины такого рода хоровыми.
Его передают из рук в руки, но легкий инструмент «весом с экю» выскальзывает из рук и исчезает между плохо пригнанными друг к другу досками палубы. На корабле вспыхнул бунт против капитана.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Начинается бунт. А один из пассажиров мог спокойно выпить десять-двенадцать стаканов соленой морской воды. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.
Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Пытаясь облегчить плот, несколько бочек скинули, не позаботившись проверить, чт в них. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Или удивительная сила духа.
Пикары отказались. Это означает, что он попробовал это мясо, прежде чем решил, что его вкус надо улучшить. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. С берега налетал суховей с обжигающим песком, забивавшимся в рот и даже лёгкие.
Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине— признание его произведения зрителями и критиками. Тем временем Шомарей направляет барк «Аргус» к севшей на мель «Медузе», чтобы спасти её груз, среди которого были бочки с 92 тысячами франков золотом и серебром. Назревал бунт.
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Вот таким образом, когда подул бриз в сторону отмели Арген, Парнажон взял на нее курс, чтобы вернуться и тут он увидел плот. Сразу после питья им снова хотелось мочиться.
В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Такой близкий уже берег теперь был далеко: лодку унесло обратно в море. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Продуктов у них не было.
В первую же ночь было убито 20 человек. 2-й этап: солдат азиатского происхождения подает сигнал к восстанию. Ветер утих. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям.
Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Гигант угрожает ему топором. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Не отвлеченные греческие и римские герои, действующие в идеальной обстановке, руководимые идеальными мотивами.
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». И вот это сопоставление – очень энергичное и красивое – показывает тот ужас, который на самом деле стоит за историей Горациев и за этой картиной. Провизия быстро иссякала. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее.
Он сжалился над бывшим хозяином и его детьми и в следующем селении, где их сначала приняли довольно недружелюбно, раздобыл даже молока и хорошей еды. Когда он вышел на свободу, ему «посоветовали» поселиться в своем поместье в департаменте Верхняя Вьенна. Они решили облегчить себе предсмертные минуты, напившись до потери сознания. К сооружению плота приступили немедленно, однако большинство команды в это время пьянствовало.
Мало того, он выносил из покойницкихголовы, руки, ногии приносил их к себе в мастерскую — для этюдов. Первого июля пересекли тропик Рака и по этому случаю на «Медузе» устроили весёлый и шутовской праздник. Но наивно было бы полагать, что смерть мальчика пробудила благородные чувства в остальных. Старик держит три меча. Итак, он кулаками прокладывает себе путь, приближается офицер.
Офицеры, предупрежденные об этом перебежчиком, теснят мятежников. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Наутро следующего дня, выйдя на берег, они увидели вдалеке судно и стали бешено махать ему руками и платком, привязанным к штыку. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Принимал участие в Наполеоновских войнах. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Или их положение избранных на липкой от крови посудине. За живой клубящейся толпой, часть которой скоро умрет, стоит пестрый, волнующийся храм Василия Блаженного.
Он приказывает начать установку рангоута и паруса и попробовать взять курс к берегу. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. (Рапорт Рейно Шмальцу, 4 сентябри 1816 года. )Эти трое оказались единственными уцелевшими из семнадцати человек, добровольно оставшихся на обломках. Была рассказана история кораблекрушения «Медузы» и жуткая история плота. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Как ты можешь увидеть свободу. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю.
«Медуза» двигалась в том же направлении, но ближе к берегу. Требовалась немедленная эвакуация команды и экипажа. Несколько человек сошли с ума. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
«Медуза» была одним из немногих кораблей, способных выполнить функции флагманского фрегата. 7 июня 1816 года судно «Медуза» покинуло Францию и отправилось к берегам Сенегала (только что возвращенного Франции англичанами). Открылись новые течи, которые пришлось затыкать обрывками собственной одежды. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико.
История плота «Медузы» вдохновила художника Теодора Жерико, который потратил год на то, чтобы написать удивительное полотно размером 5 на 7 метров. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. На плоту начались драки за доступ к воде. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
В тот же день на руках у Кудена скончался юнга Леон. Всю ночь боролись со смертью, крепко удерживаясь за тросы. Не смогли они и предотвратить захват винной бочки.
Поначалу настроение было довольно бодрое: все ждали помощи, обещанной дЭспье. Один из них с абордажным топором в руках придвинулся к краю плота и стал рубить крепления. Но они сделали его так плохо, что он опрокинулся, едва отойдя от обломков корабля. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно.
Наступило утро и пришло время подсчитать количество убитых. Было ли тому причиной более тонкое, чем у солдат, воспитание. Командующий утрачивает свой авторитет.
Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции прекрасно сказал, что настоящая трагедия – это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор». И в данном случае совсем неважно, насколько долго офицеры воздерживались от употребления в пищу человечины. Позже подошли мавры-мужчины, согласившиеся стать проводниками. Замер глубины показал 18 саженей, потом шесть (менее десяти метров) — и бац. В ноябре в Париже был заключен договор, по которому территория Франции возвращалась в границы 1790 года, однако Англия согласилась вернуть ей Сенегал, захваченный во времена Империи. Посуду с мочой прятали друг от друга. На следующий день выдержки из него опубликовала «Журналь де Деба».
Все молились об этом, но никто не верил, что мольбы их исполнятся». Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Добравшиеся до Сен-Луи даже представить себе не могли, что на плоту кто-то ещё жив. - Капитан даже не знал, где мы находимся.