Медный Змий Картина Бруни
«медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. «медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. «медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. Медный змий (картина Бруни) «Медный змий» — гигантская по размерам картина русского художника итальянско.
После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839. «медный змий» — гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году.
10 фактов о картине Бруни «Медный змий»
Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. Со временем состав братства менялся. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Помогло, кстати, не всем.
Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела.
Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». В Новом спасение к нам приближено максимально.
Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи».
И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина – А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Их работы стали пользоваться хорошим спросом. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».
Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена». Звали офицера Павел Андреевич Федотов. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.
Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). Если нет, то мы взбунтуемся.
Символ Спасения или Чем медный змей лучше золотого тельца
К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
Об этом картина Ф. Бруни. Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10.
В Петербурге завершилась реставрация картины Федора Бруни Медный Змий
Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. В свое время картина была так же популярна, как и Последний день Помпеи К. П. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28. Пока Брюллов перебирал листы, офицер, ожидая приговора, стоял в шаге от него и с таким вниманием рассматривал собственные работы, будто видел их впервые.
Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий». Принес папку рисунков и акварелей — большей частью уличные сцены и сцены армейской жизни. На лице юноши – выражение смертельной муки.
Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика.
Репродукция картины "Медный змий"
Иванова и В. К. Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Завершить монументальное полотно Бруни не удалось.
В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями. Егорова, А. И.
С 1836 преподавал в Академии художеств, профессор, с 1855 по 1871 – ректор, с 1866 заведовал мозаичным отделением. Почти все крупные полотна завершил и впервые выставил в Италии. Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет.
Медный змий (картина Бруни) Информацию О
Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Яхве говорит Моисею: Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна.
Ведь они должны были знать, чем кончилась история этого чудесного спасительного символа. Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией. Этот образ появляется не случайно.
Небо – в суровых и мрачных тучах. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте.
Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса.
Описание картины Федора Бруни «Медный змий»
Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить».
В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. Но завоевать ее Бруни не удалось. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу.
А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Молодая женщина в полосатом покрывале ищет защиту в объятиях мужа ее черты имеют сходство с итальянкой Анжеликой Серии, супругой художника.
В Бельгии из-за кражи медного кабеля начались массовые задержки поездов
Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце. Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина — А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли. Николай Рамазанов выполнил статую Фавна играющего с козленком.
Так, например известно мнение, что работа Бруни принадлежит дряхлеющему и вырождающемуся академизму и в некоторой степени отражает набиравший (в начале XIXвека) силу романтизм. Более того, оказалось, что первоначально змий был повернут в другую сторону. Умер старший брат Моисея Аарон. Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Когда Моисей отправляется на гору Синай.
Его нет долгое время, в лагере начинается паника. вы можете запросить все в системе с коробкой. Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты.
Таиныи смысл картины Медныи змии (Познавательное ТВ, Владимир Девятов)
Они пытались торговаться и шантажировать Бога. На счастье слухи оказались ложными. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44.
Карл Павлович забрел взглянуть на работы выпускаемых из академии скульпторов. Она словно напоминает слова Христа о помощи малым.
«Библейские сюжеты в искусстве»: Медный змий (Русский музей)
Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов. Не произнося ни слова, слегка вдавил пальцем нижнюю губу мальчика и Петр Ставассер замер — от гениального прикосновения лицо статуи сделалось еще выразительнее и прекраснее. Ужиная с выпускниками, командированными за границу, Брюллов говорил:— Господа отъезжающие, не будьте слепыми подражателями никого из великих. Автор альбома Русская история в гравюрах, многочисленных эскизов икон и стенных росписей. Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление.
Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). Что привлекло художника в этом сюжете.
Самая большая картина с 2-х комнатную квартиру
Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других». В 1838 году мечта художника сбылась. Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея.
Если нет – взбунтуемся. Что делать, как себя вести без мудрого предводителя. Многие художники женились и покинули монастырские стены. Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий.
Все они спешили к медному змею. У каждого была своя келья. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть.
Сверхкартины Александр Иванов и Фёдор Бруни
В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий».
Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане. Но одна картина заслонила все эти шедевры.
- Русский музей Дополненная реальность
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Коллекция Государственного Русского музея
- Взглянув на Него, останется жив
Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Чем же так уникальная эта картина. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление.
Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. 3. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828).
Выше: что вы искали. Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. Брюллова. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее.
В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания». В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. Многие художники женились и покинули монастырские стены.
- Картина «Медный Змий» Фёдора Бруни
- Русский художник Бруни Николай Александрович
- Русский художник Бруни Федор Антонович
На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Шебуева. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». Стоит признать, что художнику это удалось. Она словно напоминает слова Христа о помощи малым.
Фёдор Бруни работал над картиной около пятнадцати лет2, при этом самый ранний эскиз на эту тему был создан в 1824 году6. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России.
Хотя мастер и живо интересовался тем, как выглядит Аравийская пустыня, но сам никогда ничего подобного не видел. Не так ли все во все времена. Бруни Федор Антонович (1801, Милан – 1875, Санкт-Петербург)Художник. Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Русский художник, выходец из семьи художника. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Профессиональные достижения молодого художника были оценены и он получил ответственнейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени.
В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности.
В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую. Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве».
Двенадцатилетний труд погиб. По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. Но как вырвать первый номер у вечности. Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.
На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Часть людей стремится к медному змию за спасением, другие в панике пытаются избежать дождя из живых змей. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Сначала полотно экспонировалось в Риме. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся. Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу.
Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. Египетский плен был позади и умерли почти все, кто помнил рабство. Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника. Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали.
В Италии Бруни создает множество религиозных образов. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее. В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839.
Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. Им уже кажется, что нет конца их путешествию. Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей.
При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной. В 1807 году семья переехала в Петербург.
Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. — Хорошо, — одобрил Брюллов. Куда смотрят авторы полотен.
Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком.
Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности.
Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, совершенно закончена»28. Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. С годами лак желтеет и мутнеет, покрываясь сеткой микротрещин. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. Он оказался очень способным учеником, вскоре был награжден серебряной медалью и получил звание художника.
Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета.
Яхве говорит Моисею: Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив. Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины.
В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».
Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. 1. Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы. Егорова и В. К.
Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. В нужный момент на блоках и верёвках новый холст опустили на старый. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.
Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля.
Случился бунт, бессмысленный и беспощадный. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. — Только как же вы не подумали об этом. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Иудейские мудрецы часто ставят рядом две истории: создание золотого тельца и воздвижение Медного змея. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.
А без нее что же вы сделаете, будь у вас даже бездна воображения и таланта. Он и сегодня возьмет первый номер на конкурсе. Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе. В дни, когда Православная Церковь живёт праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, рассказ о живописном полотне замечательного русского художника Фёдора Бруни «Медный змий» приходится как нельзя кстати. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.
Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики. Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению. В 1807 приехал с отцом в Россию. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера». И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова». В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. В 1807 году семья переехала в Петербург.
Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим. Однако евреи продолжают роптать их сердца не сильно меняются.
Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину».
Таким образом Моисей избавляет народ от погибели. Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни».
Если нет – взбунтуемся. Стали, конечно, сравнивать картину Бруни с «Помпеей» большинство склонялось к тому, что в сравнении бесспорно выигрывает «Помпея». Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких.
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Интересно и поучительно задуматься иногда над началом, над корнем своим.
В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет. К «Медному змию» надежно приклеилась новая кожа, которая, по мнению специалистов, прослужит ему не менее ста лет. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России.
Если «Последний день» – это историческая картинка, то «Медный змий» – это великолепная иллюстрация в учебнике жизненно-важной науки именуемой «догматическое богословие». Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге».
Русские художники XX века – философы и богословы, создававшие свои творения в красках. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»).
Римская публика, сначала не принимавшая странных пришельцев, постепенно стала к ним привыкать. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию. В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями. Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме.
Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея. Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. «Нарцисс» — совершенство, конечно. Испугались небось.
Что привлекло художника в этом сюжете. Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор».
В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Многие, как метко и едко сказал про них А. С.
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Умер старший брат Моисея Аарон.
Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Федору Антоновичу было грех жаловаться.
Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги». Это изображение является неким композиционным и колористическим центром правой части картины.
Литературный критик Степан Шевырёв говорил о том, что в картине Бруни неразрывно соединялись две мысли— религиозная и живописная. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»). Шебуева (1809-1818).
Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста.
Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа». Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.
Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. Художник завершил свое творение в Риме. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Ведь ему предстояла поездка в Италию.
Все они спешили к медному змею. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. В 2003 году была завершена многолетняя реставрация знаменитой картины. Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста.
На лице юноши – выражение смертельной муки. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. Учитесь сами смотреть на мир. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». Учился в Академии художеств у А. Е. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Духовные поиски религиозного художника отразились и в названии полотна, сменившего за много лет несколько наименований: «Исцеление Израильтян в пустыне», «Моисей» или «Воздвижение Моисеем Медного змия в пустыне». Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме. Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов.
Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе. 1. Если нет – мы взбунтуемся».
Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств. Сначала полотно экспонировалось в Риме. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания».
Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Стоит признать, что художнику это удалось. Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2.
Когда евреи просят сделать золотого тельца. Был консулом и отец художника, Антонио.
Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна».
Помогло, кстати, не всем. Знаменитые полотна «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змий» Фёдора Бруни находятся в одном зале Русского музея. На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Академик Императорской Академии художеств (с 1834).
Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Совет просил отставного профессора Андрея Ивановича Иванова уступить академии брюлловского «Нарцисса» за двести рублей серебром. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни.
Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу.
И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Картина Бруни в известном смысле может именоваться образом, если хотите иконой. Высочайше приказано было объявить совету, что мнение его не соответствует предложенным вопросам государь повелел в пример другим вовсе уволить профессора Егорова от службы и единственно в уважение долговременного прохождения оной назначить ему пенсион образа же как неодобренные приказано было Егорову вернуть. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся. Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». Это к вечному сюжету и таланту христианского художника не имеет отношения.
Шебуева (1809-1818). Но как вырвать первый номер у вечности. Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки.
После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. Андрей Иванович торжествующе согласился: он четверть века ждал этого часа — это был час славы его вкуса, его понимания искусства и красоты. Когда в зале никого не было, Карл заворачивал к «Нарциссу». В то же время становится очевидным, что сам Бруни видел выход только в покорности Божественной воле. Бесспорно мастерство живописца, сумевшего построить на громадном полотне выразительную многофигурную композицию. Его нет долгое время, в лагере начинается паника. Федор Бруни привез наконец из Италии своего «Медного змия» громадное полотно выставили поначалу в Зимнем, потом, когда окреп лед на Неве, перенесли в академию.
Говорили, что в «Помпее» все основано на любви, а у Бруни жестокость и мучение. 5. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. У Бруни «Медный змий» – это истинно христианское произведение, простирающееся в духовную перспективу. Федору Антоновичу было грех жаловаться.
«Нарцисс» — совершенство, конечно. Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи.
Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел. Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной.
Но не Моисей с Елеазаром, а люди изображённые на переднем, более крупном плане картины, в первую очередь привлекают внимание зрителя. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Цецилия», «Св. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»).
Небо – в суровых и мрачных тучах. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный.