Репин Художник Картины С Названиями
Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
Картины Репина с названиями история создания, сюжет
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин считал сам эту картину красивой. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Персоны и личности (интересное о известных)
В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Они словно противопоставлены друг другу. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Глаза ясные и добрые. Действительный.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Возвращается в Россию летом 1876 года. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Родом из семьи военного поселенца. Мне минутами становилось страшно». Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Не доносчик ли. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Он идет прямо к матери.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Каждый персонаж переживает что-то своё. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.
Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Имя Репина стало широко известным.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
М. Бунакову. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Над письмом склонился предводитель казаков. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Работал весь день, не замечая времени. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Репиным в 1878-91 годах, её можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Так ли это – судить зрителям. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В конечном варианте оно одухотворённое. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
За окном летний день. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Восстановлен в 1962 году. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Вегетарианцем стал и сам Репин. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.
5 самых известных картин Ильи Репина
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Все Картины Илья Репин по алфавиту
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Убийство свершилось. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В его взгляде осуждение и тревога. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Действительный член Академии художеств с 1903. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В эту минуту в комнату вошел Христос. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Репин запечатлел момент написания письма. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Картины Репина (фото) с названиями
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Репин никуда не делся. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Она была закончена только в 1891 году. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Умер русский художник в Пенатах. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Первый факт.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. На что получил насмешливое письмо. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Источник назвали «Колодец Посейдона». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Путешествие по России: Самарская область
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. С 1913 – академик.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Однако в Советской России он оставался «своим». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Публике картина понравилась. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В его глазах читается печаль, тоска. «Пенаты» стали его малой родиной. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Топограф иконописец, студент Академии художеств
О картине появилось много статей в периодической печати. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Вся центральная часть написана самим Репиным. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Стасов присылает ему все, что он просит.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Работал в плакате и в книжной графике. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. После революции Репин больше ни разу не был в России. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. И это не скрывает Репин. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Портрет производит яркое и сильное впечатление. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Учился в Высшем. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. художественный музей им. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Краткая характеристика творчества
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Общение с прежними друзьями было только заочным. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Пятый факт. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Все заняты. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Зритель становится участником происходящего., Остроумова-Лебедева.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Америка—Франция—Россия. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Этюд получился превосходный.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Репин встречал их по средам. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». И вот уже перед нами не царь, а отец. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. я работал завороженный. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Биография художника Ильи Репина
Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора.
Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
Силу человеческого духа увидели в картине современники. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Третьяков. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Широко известное и признанное произведение И. Е. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. Берег Волги.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Казалось, она спит.
Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Пенаты были превращены в мемориальный музей. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Описание картины Ильи Репина «Не ждали»
Общественность начала сбор пожертвований. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Внимание художника тяготит их. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Описание картины Ильи Репина «Садко»
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Много учился на написании портретов близких и друзей. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). О чем эта история. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Л. Н. Толстого». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901).
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Третьяков»109. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала.
Рассмотрим "ближний круг".