Суриков Картины С Названиями
Биография и картины Василия Ивановича Сурикова
И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. У Петра всплывают детские воспоминания.
Но обстоятельства оказались сильнее его. Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Зрелище заключительного момента драмы, т. е.
Все это сообщило суриковскому реализму огромную глубину и закрепило за художником абсолютно особое и почетное место в русской живописи XIX века. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.
В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Его беседы были всегда посвящены чистому, т. е. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей. Окончание картины и представление её на ежегодной выставке Товарищества передвижников опять, как и в случае с картиной Покорение Сибири Ермаком, совпало с празднованием юбилея. Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. Таков же был его образ жизни.
Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Вдохновенный жест истинного знамения креста, горящие верой глаза Морозовой, сосредоточенная и замершая в общем чувстве толпа покидаемых друзей, лукавые и злорадные маски никониан — сущность изображаемой драмы здесь, а не в антикварных аксессуарах, якобы передающих «эпоху». В своих картинах он не судит и не выносит приговор. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает.
Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. 25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова».
Картины — Суриков, Василий Иванович
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Меншиков сидит у стола. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910).
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин). Строгановы завели там соляные варницы, понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, который опустошал земли, грабил, угонял в рабство русских людей. Эти картины, в особенности первые три и послужат основой для характеристики его творчества. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
уриков Василий ИвановичКартины и биография
Сидят они в яме, цепями прикованные. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Скажем сперва несколько слов об исторической живописи вообще. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Связи со старой верой не порваны, а только рвутся.
У них родилось две дочери – Ольга и Елена. Ибо он открыл глубокую и важную черту русской истории, можно сказать, ее сущность. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Почти всегда приходил и Суриков, оживленно беседовавший, много рассказывавший о своих былых встречах и впечатлениях, веселый, вечно балагуривший и державший себя необыкновенно просто и по-товарищески легко с художниками.
Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. И не в тупой покорности застыла эта толпа. Это новое регулярное войско Петра. Вот боярыня и просит его:Миленький. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым.
Солдатам, кажется, нет конца. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника.
Так или иначе, а у него, как ни у кого другого, много произведений с заснеженным фоном. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой.
Все получалось не то, не так. Впрочем и на почве такого понимания задачи исторической живописи нередко создавались замечательные произведения, особенно в тех случаях, когда сюжетами их становились великие события прошлого, много говорящие патриотическому чувству. Илья Репин писал о нем так: Самое ценное в Сурикове – глубокая правда мистической поэзии. Он сделал это интуитивно и самостоятельно, как не сделал до него ни один ученый историк, всю жизнь свою проведший над источниками и документами. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.
бессюжетному искусству, задачам живописи, красочной гамме. В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Не проявлял он особенного интереса и к так называемым историческим реалиям, т. е. Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства.
Первое большое историческое полотно Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями. Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.
Картины Василия Ивановича Сурикова
Он происходил из сибирских казаков, родился в Красноярске в 1848 году. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири. В. Стасов) сетовал на отсутствие в этой толпе «мужественных, твердых характеров» и хотел бы, чтобы «блеснуло у кого-нибудь чувство злобы, мести, отчаяния». Она же дала мне и дух и силу и здоровье, – говорил художник.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. И вдруг.
Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи
Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Суриков подхватил эту мысль. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Мы видели, что три главные его картины, «Стрельцы», «Морозова» и «Меньшиков», выражающие трагедию русской истории, дают образы страдания духа и личности русского человека. Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова».
Все выражение — в их дико горящих глазах, говорящих о душевной муке. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Этой группе не случайно служит фоном храм Василия Блаженного со своим причудливым, лишенным правильности и симметрии архитектурным обликом.
С. Пушкин). Приготовления к казни закончены. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты — «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.
По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Только не знал еще, как княжну посажу. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Вот таким образом-то в своих исторических картинах Суриков весьма мало обращал внимания на верность и точность этих «реалий», а иногда и умышленно искажал их.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Хотя одежда, мешок, веревки, корзина и т. д. (появившиеся в этом этюде впервые) и сближают странника с окончательным решением его фигуры в картине, – сами масштабы человеческой личности здесь совсем иные. Како крестишься и како молитву творишь. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Еще одно большое историческое полотно. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Где же искать твердых и мужественных характеров, как не здесь. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры.
Один современный Сурикову критик (В. Оригинал картины Покорение Сибири Ермаком хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. «Боярыня Морозова» символизирует насилие над народной верой, «Утро стрелецкой казни» символизирует торжество чуждых иноземных форм над национальным русским бытом, наконец, «Меншиков» — это образ попранной личности русского человека, жертвы жестокого произвола.
Благодаря внутренней психологической правде человеческих образов и аксессуары картины – костюмы, телеги, расписные дуги, сама Красная площадь с ее архитектурными памятниками и галками, кружащимися над кремлевскими башнями, – теряют музейный характер и как бы отступают в глубь веков. Умирает его жена. Уже во время учебы в Академии Суриков проявляет интерес к исторической живописи. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры. Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» – каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи.
Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Произошел раскол. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати. Тут и остяки и вогулы и сами татары.
Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Над картиной о нем художник работал с 1901 по 1907 год, а отдельные изменения вносил еще и в 1910 году. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни.
Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова.
Над каждым своим произведением он работал годами. предметам минувшего быта: утвари, оружию и костюмам. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.
Художник Иван Васильевич Суриков – казак из Красноярска
Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Церковь раскололась. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова – магические сны.
Изба тесная, потолок низкий. Такая картина показывает зрителю нечто им еще невиданное, необычайное, даже «диковинное», начиная с костюмов и утвари и кончая действующими лицами и ситуациями. Только по беспомощным позам стрельцов зритель узнает о перенесенной ими уже раньше пытке. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел.
Работа над «утрясением» композиции, которую художник вел параллельно с работой над этюдами, привела Сурикова к необходимости фигуры правой части толпы (юродивый, кланяющаяся боярышня и странник) повернуть в сторону Морозовой сильнее, чем это намечалось прежде. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Этот старик – простой красноярский казак. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.
10 неизвестных: русская история в картинах Василия Сурикова
Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен.
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Об идеях, тенденциях в живописи Суриков не говорил никогда. Для Сурикова история была чем-то до конца родным, близким и как бы лично пережитым. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. Но так как ему было трудно переносить на графические наброски черты странника с этюда маслом и так как художнику после перерыва надо было снова «вжиться» в образ – Суриков и создал тот большой, тщательно выполненный погрудный рисунок, о котором говорилось выше.
Стрельцы занимают левую большую часть картины. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники.
Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа. «Боярыня Морозова» (1887, ГТГ) — вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Перед нами Русь XVII в. — яркая, цветная, праздничная. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Здесь ежедневно собирались художники и артисты.
Вход на сайт закрыть меню входа
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. «Переход через Альпы» запечатлевает беспримерный подвиг русской армии и центром этой картины является не театральная фигура полководца, а простая солдатская масса, преодолевающая невиданное ею чудовищное препятствие — Альпы. «Я исчезаю. » – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака.
Л. Н. Толстой и П. М. Третьяков были частыми гостями Сурикова. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. – допрашивали ее увещатели. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Времени до 1 марта 1887 года (открытие XV передвижной выставки) оставалось мало. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. Вся его жизнь была сосредоточена в художественном творчестве.
Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами. А возле ямы страж ходит. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Взгляд угрюмый, озабоченный, нахмуренный. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Характеризуя каждую из столкнувшихся стихий, Суриков показал на стороне воинов Кучума не меньше мужества и героизма, чем на стороне отряда Ермака.
Все Картины Василий Суриков по алфавиту
В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер». Угодников власти и ханжей художник ясной чертой отделил от верных и твердых. Все это обливалось водой. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Историческая правота на стороне Петра. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Городок – старинная народная игра. Тем самым стрельцы лишались своих привилегий, что сделало их участниками заговоров против Петра. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка.
Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин. Выделяются они и своим душевным состоянием. Эта трагедия есть столкновение двух начал, народного и государственного, стихийного и организующего, в котором во имя целей и предначертаний, часто непонятных, чуждых и даже ненавистных народу, государство разрушает его быт, ломает его волю, гасит веру, душит мысль. Но перед гордым орлиным взором умирающего меркнет патетическая фигура самодержца. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз.
Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Но исчерпывается ли только этим фактом все содержание картин, весь их нравственный смысл. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Вспомним, в какой стадии находилась тогда его работа над картиной.
На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа. По характеру своему Суриков был замкнут, суров и прост, перед сильными мира сего — независим, одно время своей жизни — фанатически религиозен. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал».
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Чем же побеждают эти побежденные. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
И едва ли какое-либо событие послепетровского периода могло бы выразить универсальность народных переживании так, как она выражена в «Боярыне Морозовой», где толпа представляет собою подлинный народ, где нищий, простолюдин и боярин стоят в одной группе и сплочены общим и единым чувством. О жизни Сурикова рассказывать почти нечего. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются». Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Прямо с выставки за 25 тысяч рублей картина была приобретена императором. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Лето дождливое было. И получилось именно то, что он хотел.
«Великий художник, воинствующий реалист»
По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал – грабил – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны. Художник стал по-настоящему свободным: были и деньги и признание. Еще только раннее утро, стоит туман.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Дождь идет и работать нельзя.
Самое интересное в виде мозаики
Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. «Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
В самом деле, Суриков считал себя чистым живописцем, мастером рисунка и краски. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. Его значение лежит в содержании его картин и в их художественном выражении. Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт.
«Вид памятника Петру на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
В. Суриков. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Он стал много путешествовать, полностью отдаваясь творчеству. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
В этом отношении замечательны первые картины Сурикова, особенно «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. Пять больших монументальных картин могут быть названы его шедеврами: это — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1889).
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Здесь им руководил эстетический такт, а также чутье психолога и историка. В углу иконы, зажженные лампады.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Недаром, когда разговор заходил об истории, он любил повторять слова: «Хороша старина, да Бог с ней». Скушно.
О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи». Однако противникам его удалось взять верх. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. «Покорение Сибири» символизирует стихийное движение народа-колонизатора, которое удалью передовых отрядов открыло ему для его устроения шестую часть земного шара. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Меншиков.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Низкая бревенчатая изба. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
В этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. Одежда его местами разорвана в клочья на ногах – лапти. Мы ощущаем это как историческую неизбежность.
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Тогда все сбивалось в кучу. Это — его картины «Ермак» и «Суворов». Вот тут-то и раскрывается вся глубина постижения Суриковым русской религиозной психологии. Страсти разгорались. Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Описание картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка»
Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Долгое время он не мог найти типажа для боярыни. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).
Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века.
После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. После Суриков рассказывал: И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Так, в «Боярыне Морозовой» узор парчи на одежде не XVII, а конца XVIII века, казаки Ермака вооружены кремневыми ружьями, вошедшими в употребление столетием позднее, лицо Меньшикова списано не с подлинного его портрета, но с какого-то провинциального учителя ибо его черты и выражение казались Сурикову более соответствующими искомому образу ссыльного вельможи. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет.
Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем».
Описание картины Василия Сурикова «Вид памятника Петру на Сенатской площади»
В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену.
Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Потом боярыню Морозову написал. Раскольников стали преследовать. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Описание картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова. По всему строю мыслей и чувств этот невзрачный нищий мелковат для того, чтобы трагическая судьба боярыни Морозовой могла вызвать в нем ту глубину и силу раздумья, которые Суриков хотел вложить в образ странника.
В своих преобразованиях Петр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода. А то раз ворону на снегу увидал. Этюд маслом фигуры странника изображает богомольца абсолютно другого типа. Никогда не говорил он тоже об истории, тем более об ее научных проблемах, хотя он и интересовался ее фактическим материалом, черпая его в мемуарах и в «Историческом Вестнике». В картине казни художник устраняет все свидетельства физических мук и самой смерти. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования.
Его заглушила бы атмосфера смерти или застенка Он (Суриков) берет хронологически предпоследний, но внутренне самый важный момент драмы, когда привезенные к месту казни стрельцы среди рыданий близких обмениваются последним взглядом со своим победителем — царем. Иногда персонаж находился случайно.