Троица Ушаков И Рублев Сравнение

троица ушакова и рублева сравнение

Уже в возрасте 22-х лет был принят в царские «жалованные» (т. Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Существенно также, что пять произведений этой группы (икона, пелена, клейма пелен ЗИХМЗ и ГРМ) относятся к XV в., подтверждая древность протооригинала, а четыре из них связаны с Троицким монастырем. Например, серебряная позолоченная панагия XV в. в ГИМ80, по выражению А. В. Рындиной, одно из самых очаровательных повторений рублевской иконы в мелкой пластике81, две серебрянные панагии второй половины того же столетия в Оружейной палате ЗИХМЗ82, серебряная золоченая панагия 60-х годов XV в. в Серпуховском музее83, деревянная панагия и клейма запрестольного и напрестольного крестов работы знаменитого троицкого мастера XV в. Амвросия (ЗИХМЗ)84, белокаменная резьба 1447 г. из Борисоглебского монастыря85, клейма московской иконы середины XV в. Богоматерь Одигитрия86 и великолепной по исполнению пелены из владимирского Княгинина монастыря (вторая половина XV в. ) в ГТТ87, упомянутая икона 1486 г. из села Бородавы, деревянный (ЗИХМЗ)88 и стеатитовый (ГИМ)89 образки конца XV в., клеймо оклада Христофорова евангелия 1533 г. 90, деревянная резная икона в ГИМ91, створка складня Спас-Влахернского монастыря под Дмитровом92, целый ряд панагий и других произведений мелкой пластики XVI в. в ЗИХМЗ93, несколько икон (и иконных клейм) в ГТГ94, новгородская икона в ГРМ95 икона ВСИХМЗ96, фреска галереи Благовещенского собора в Кремле97, клеймо деревянного расписного напрестольного креста Кирилловского музея98, сербская Троица из ризницы монастыря в Дечанах (все XV в. )99, клейма покрова 1525 г. 100, плащаницы Старицких 1560 г. 101, пелены 1560 г. 102 иконы Сергий Радонежский с житием 1591 г. кисти Евстафия Головкина103, покровов Никона Радонежского 1587 и 1633 гг. 104, хоругви XVII в. 105, покровов Саввы Сторожевского 1647-1649 гг. 106 (все в ЗИХМЗ) и Александра Свирского 1645 г. (ГРМ)107, местные образа иконостасов Ризположенской церкви Московского Кремля 1627 г. 108 и церкви Троицы в Никитниках (вторая половина XVII в. )109 иконы 1675 г. 110 и конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ111, клейма икон XVII в. Емельяна Москвитина XVII в. (там же)112 и суздальской (ВСИХМЗ)113, палехских писем второй половины XVIII в. в собрании П. Д. Корина114 и т. д. На всех перечисленных изображениях ангелы, сохраняя общее сходство с рублевскими, в то же время чем-либо от них отличаются. В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля» из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери.

Только это простота гения. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Житийная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития.

  1. Две иконы «Троицы»: Рублев и Ушаков
  2. Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова
  3. Сравненение икон Андрея Рублева и Симона Ушакова "Троица"
  4. Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  5. Сравнительный анализ фрески Феофана Грека «Троица» и «Троицы» Рублева
  6. "Троица" Андрея Рублёва и Симона Ушакова
  7. Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова Святая Троица ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)
  8. Троица Феофана Грека и Троица Рублева

Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века. Иконы митрополитов Петра и Алексея. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.

Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор. Если реплики Паисия и других мастеров в конечном итоге восходят к Троице Рублева (а это скорее всего так), то не к той, что дошла до нас, а к иной (или к иным). Св.

  1. Тема Троицы в творчестве Андрея Рублева и ее отражение в древнерусском искусстве - вв
  2. Сравнение икон Рублева и Ушакова
  3. Фрески «Троица» Феофана Грека и Андрея Рублева (описание)
  4. Симон Ушаков – крупнейший русский художник века
  5. Значение творчества Симона Ушакова
  6. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины

Более свободно расположены они на свинцовой печати 1450 г. псковского наместника новгородского архиепископа3. Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния.

Две иконы «Троицы»: 
Рублев и Ушаков

Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли. Но главное — глубиной мысли и чувства, выражением которых служат все компоненты мастерства блистательного живописца. Но иконописец явно стремился вернуть в изображение нарушенную Рублевым (очевидно, по непонятным для Паисия мотивам) симметрию. Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы. В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее.

эстетическим нормам, тогда как в Троице пейзаж стеснен масштабностью фигур. Первый – с полностью разомкнутыми ангелами второй – с разомкнутыми средним и правым ангелами. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Ибо образован силуэтами ангелов. Теоретический идеал Ушакова – изображение в зеркале. Такое увидишь не на каждой иконе.

Андрей Рублев тоже отдал дань подражанию византийским образцам. Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). И только таким образом можно объяснить популярность редакции. К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. Фил. Почти идентична и трактовка мамврийского дуба – также уникальная особенность, встречающаяся только в Троице Бориса Годунова (в коломенской живопись утрачена), но выраженная там более схематично.

Различия же касаются самого существенного как с точки зрения формы, так и содержания- взаимного отношения ангелов: их сближенности (сомкнутости крыльями) или отдаленности (разомкнутости), симметричности или асимметричности положения среднего ангела относительно крайних. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. За его спиной – древо, символическое напоминание о древе крестном, рука, благословляющая чашу, опущена – образ страдания и смерти. Думаем, что это весьма вероятно.

Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф. Средний ангел обращён к правому, но его слегка наклонённая голова повёрнута к Отцу. Вес иконы 27, 3кг. 14), клеймо иконы Иоанн Богослов с житием в МиАР62 иконы ГРМ63 и Кирилловского музея (все XVI в. ), пластически выразительную, очень рублевскую по рисунку панагию64 и дробницу (XVI в., ЗИХМЗ), средник складная 1644 г. из собрания А. В. Морозова65, круглую икону Никиты Павловца 1674г.

Троицы идет совет об искуплении человечества. В основе иконографии – извод «Троицы» Андрея Рублева. Икона представляет собой доску вертикального формата.

На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви. Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. Панагия ЗИХМЗ (вклад Марии Никифоровны Мирославлевой), относящаяся к тому же ряду памятников, напротив, ассоциируется с Рублевым (помимо особенностей рисунка и композиции) своим отходом от канонической для художника иконографии.

За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Их возглавлял любимый царский изограф Самая Ушаиаа)1626 — 1686). Мы уже отмечали общность Троицы церкви Василия Блаженного с другими произведениями группы АН, выделив их в первый вид. Интересуйтесь мировой культурой. Ушаков (Симон или Пимен) Федорович (1626-1686) предположительно происходил из посадских людей.

117. 22 Мф. После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. На панагии ГИМ средний ангел распахнул крылья, охватывая боковых, как на фреске Феофана Грека.

Так как образцы, в каком бы виде они ни существовали – в виде рисунков (что очевидно), таблеток (что вероятно) или прорисей (что допустимо)37 и каким бы искажениям они ни подвергались в процессе неоднократного перерисовывания, позволяли удовлетворительно воспроизвести оригинал, по крайней мере, в рисунке. Минимально, но гуляет. Ведь это был «идеальный пейзаж», фон, на котором развертывалось действо и ветхозаветной и евангельской, да и всей последующей человеческой истории. Знаток и собиратель икон Д. А. И для какого храма она была написана первоначально.

Отцы Собора ссылались на св. Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). Из более поздних, но не уступающих им в образно-стилистическом отношении, представлены житийные иконы преподобных Кирилла Белозерского из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Около 1497) и Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (около 1503). Дионисиевские лики порой отмечены чертами «портретности», как это видно на примере образа Димитрия Прилуцкого, но портретности особого рода, «иконизированной», то есть соотнесенной с идеальным образом святого. С четырех сторон средник традиционно окружают клейма, повествующие о житии святого, его одеяниях и посмертных чудесах. Эта композиция во многом близка к счастливо уцелевшей в бурях столетий знаменитой иконе.

Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. Это Троица на сени царских врат Троицкого придела собора Василия Блаженного, фланкируемая изображениями Евхаристии. А именно: вместо обычного для византийцев двучленного пейзажного плана (палаты и деревьев) он изобразил трехчленный, введя в дополнение к мамврийскому дубу и жилищу Авраама горку. Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней». Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара.

Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св. Сравнивая копию тверича с сохранившейся иконой Рублева, легко увидеть, что эволюция образа Троицы в творчестве великого мастера отличается следующими важнейшими чертами: решительной переработкой фигуры среднего ангела (выявление и акцентирование пластического начала, развертывание в плоскости иконной доски и т. д. ), что сделало его центром изображения иным иконографическим типом и несколько иным местом в композиции левого ангела, что в корне повлияло на построение всей сцены смыканием ангелов между собой обусловленным всем этим удалением дополнительных персонажей, оставлением на столе единственной – евхаристической – чаши, уменьшением роли пейзажа. Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. (вспомним Троицу Феофана Грека).

Остается решить вопрос о возможности восхождения к рублевскому образцу (образцам) группы АН. Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского варианта. Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба и зацветающий лен и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи. Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Уж слишком много различий между ней и перечисленными выше памятниками. Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. Становилась устойчивее экономика, расширялись зарубежные контакты.

Мотив раскинутых крыльев среднего ангела встречается в анализируемой группе памятников весьма часто (хотя и в разном иконографическом контексте), что косвенно может указывать на какой-то популярный образец, восходящий, возможно, к рубежу XIV-XV вв. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание.

Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Сарой. Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. ». 60. 3).

Поскольку престол в Троице явно перечищен, а на уровне пальцев левой руки левого ангела проходит вставка нового левкаса, продолжаемая тонировками (что вызвало искажение формы крыла и утрату конца гиматия среднего ангела), то части разночтений первоначально могло и не быть. Троицы, к тайне их единосущности. Почему Андрей Рублев должен был писать иконы такого типа и почему именно данная редакция его Троицы получила впоследствии особую популярность (учитывая вероятную зависимость от нее группы СН), это мы попытаемся показать в следующей работе78. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета.

Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Строгие архитектурные формы контрастируют с изысканной пластикой фигур. (То обстоятельство, что в данном случае вторичные иконографические особенности объединили экземпляры разных видов и групп, свидетельствует о сложности путей иконографических и стилистических миграций и реальных взаимоотношений между отдельными изображениями, но, полагаем, не ставит под сомнение самый принцип предложенной здесь классификации. ) Реконструированный образец также сохранил, как нам кажется, приметы своего происхождения из рублевской мастерской.

Она проникла в Православную Церковь от латинян». На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца.

Но, это, по-видимому, заблуждение. Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли. Впрочем, то же самое можно сказать об ангеле новгородской иконы ГРМ, близкой к записанной иконе того же происхождения с чисто рублевской иконографией центрального персонажа. Так, на створке новгородского панагиара 1435 г. мастера Ивана – пожалуй, первой известной реплики троичной композиции Андрея Рублева – ангелы расположены абсолютно несимметрично и очень сильно сближены друг с другом (что объясняется условиями размещения крупных фигур на сравнительно небольшом пространстве). Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего». Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу».

Вывод из всего сказанного может быть только один. 15). Горки кажутся невесомыми и лучащимися светом.

Но символические атрибуты приобретают объем и зримую телесность. А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В. А. 7. 13). Панагия ГИМ подкупает более всего своим по-рублевски изящным и выразительным рисунком. Иначе в рисунке и не было бы надобности. Симон Ушаков.

В каждой сцене события происходят на фоне одного или двух элементов такого пейзажа. Почти всегда на столе стоит не одна, а три чаши27. Троицы -- Святой Дух.

Это развитой пейзаж (для икон), формы которого тяготеют к типологической однородности (преобладают рублевские палаты с колонной и велумом, дуб с двумя кронами, гора с двумя или тремя вершинами, обычно с пещерой) отсутствие клава (почти всюду) у среднего ангела сдвинутое вправо подножие (иногда третья ножка у седалища) левого ангела, удлиненный левый рукав его гиматия, охватывающий ладонь три чаши и натюрморт на трапезе гористый позем. 17. 21). Реставрационные работы велись с 28 ноября 1918 года по 2 января 1919 года И. И. Сусловым, В. А. Тюлиным и Г. О. Чириковым. «Троица» Симона Ушакова — не молчаливый диалог ангелов, как у Андрея Рублева, а всего лишь обычная трапеза.

Идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа». Ровинский еще в прошлом веке высказал мысль о том, что икону мог написать итальянский мастер. Такое же чередование поз, как у крайних ангелов на панагии, можно видеть у апостолов в Страшном суде Успенского собора во Владимире (ср., например, левого ангела с Фомой, а правого – с Симоном или Иоанном на южном склоне свода).

Во-вторых (и это главное), потому, что наряду с индивидуальными отличиями реплики содержат общие иконографические чтения, отсутствующие в Троице Рублева: рукав гиматия, охватывающий ладонь левой руки левого ангела видные средний и безымянный пальцы правой руки правого ангела ромбовидная форма овала чаши пещера в горе прямоугольные (в плане), а не трапециевидные завершения ножек седалища левого ангела (аналогично седалищу правого). Очень рублевский по общему ощущению также средний ангел в клейме пелены владимирского Княгинина монастыря, стройный и грациозный. Сохранилась поздняя копия с его утраченной иконы, так называемая «Затьмацкая Троица». 14. 6).

Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной. То же самое мы видим на иконе конца XV – начала XVI в. из Александрова (МиАР илл. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин.

Написан для Троице-Сергиевой лаврыЕго ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, вот таким образом его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Итак, антропоморфный образ Бога Отца св.

Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. Ангелы тесно соединены между собой крыльями.

Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. На золотом фоне они словно вне времени и пространства. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения. «Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. Некоторые вторичные признаки связывают эту композицию с иконами ЗИХМЗ, ГРМ, ГТГ (илл.

Не случайно образ св. Сколько нежности, открытости и благородства в их чертах. Духа. Первый вид включает знаменитую пелену XV в. Загорского музея59, клеймо современной ей пелены Явление богоматери Сергию (довольно близкое по цвету к Троице)60, прекрасную икону конца того же столетия61 (обе также в ЗИХМЗ), Троицу на сени царских врат собора Василия Блаженного (илл.

И как выразительны лики его ангелов. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать. Содержание «Троицы» многогранно. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Всем.

Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. Возможно такое объяснение. Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии».

В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше. Симон Ушаков. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св.

Гравюра Афанасия Трухменского (1681)Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные. Духа в виде голубя. Привезли несколько икон также и из Пскова.

В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам. ниже) и его пришлось укреплять. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах.

На иконе Евстафия Головкина (клеймо) средний ангел, сильно возвышающийся над остальными, напоминает ангела Затьмацкой Троицы (как и центральная фигура иконы конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ), жест правого ангела осмыслен по-византийски (ср. Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым.

Одесную Бога Отца сидит Сын. Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость. То же самое можно, очевидно, предположить относительно группы СН, с той разницей, что большинство входящих в нее произведений ориентируется, по-видимому, на образцы группы АН. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова).

Имеем в виду прежде всего гору с ее крутыми уступами и причудливыми формами75. Собор, также ссылаясь на св. Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»). При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного». Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора, не могу объяснить его величия, чтобы к оставшемуся придать большее.

Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу». Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.

18) (первый вид группы АН), угличской (МиАР) (второй вид группы АН) и александровской (МиАР, группа СС). Например, св.

14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. До образов ли было. 17), на пелене 1593 г., вложенной боярином Д. И. Годуновым в Костромской Ипатьевский монастырь6, клейме иконы Чудо в Хонех XVI в. (. ) старообрядческого рогожского кладбища7, покровце 1601 г. вклада Ксении Годуновой в Троице-Сергиев монастырь8, образе из походного иконостаса царя Алексея Михайловича9, резных панагиях XV – XVI вв. 10, где выравнивание композиции доводится до логического конца и ангелы, раздвинутые более широко, лишь соприкасаются крыльями11.

Московская школа иконописи мо, кет быть рассмотрена на примере иконы «Сретение» (встреча) (начало ХЧ в. ). В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. Общепризнано (и справедливо), что рублевское истолкование Троицы стало на Руси необычайно популярным. Ведь иконография Богоматери Одигитрии типа Смоленской, несомненно, была известна москвичам. Культуру этого периода иногда называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Действительно, она была довольно пёстрой: создавались великолепные постройки, фрески, но одновременно шли споры о стиле и качестве православных икон. Из произведений этого типа хотелось бы отметить перевернутое клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря (XVII в. ) иначе родственное панагии ЗИХМЗ, а также суздальской иконы XVI в. Абрис фигуры среднего ангела отличается здесь несколько подчеркнутой пластичностью. Но его теплая, простодушная классическая палитра, его любовь к локальным, несмешанным цветам, заполняющим крупные плоскости, к упрощенным и тяжеловатым формам «аксессуаров» выдают в нем отечественного художника, воспитанного в достаточно патриархальных традициях.

Дерево на иконе вполне живое, с зелеными листьями, хорошо вьщеляется на золотом фоне. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной». Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского»От древа, произросшего в центре Московского государства идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись.

Чем же привлекает «Троица», являющаяся ныне самым большим сокровищем Государственной Третьяковской галереи. При этом, что очень важно, незримый круг в «Троице» не статичен. «Чаша» прошла долгий путь и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».

Видимо, в данном случае мы сталкиваемся с другой стороной творческой манеры художника.

Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. 17 мая 1945 года— «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. А на ином месте имея разум, не изображать Св.

В копиях позднейших древнерусских мастеров. Осуждалось же «самомыслие», дозволение на которое получали лишь «заморские» да самые почитаемые мастера. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553». Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Их иконографические разногласия с Троицей легко объясняются тем постоянным художественным поиском, который вел мастер, задачами, которые он в разное время решал, наконец, различными жанрами, в которых он воплощал задуманное (икона, фреска, а вероятно и миниатюрные изображения для панагий, клейм шитья и икон и т. д. ). 9 октября 1944 года— издан приказ о реэвакуации. Он всецело доверился богословской мудрости и иконографическому совершенству «образца», который воспроизводил, повторив до мелочей едва ли не весь передний план византийских композиций: позы ангелов и склоненных между ними Авраама и его жены Сарры, салфетки на столе, которые русские иконописцы скоро перестали изображать. Это и могло определить отношение к лаврской Троице Рублева как догматически образованных верхов общества, так и простолюдинов и сотоварищей мастера по ремеслу.

Плугин икона попала, возможно, в декабре 1564 года. Троицы. Для выполнения этих работ требовалось немало времени и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут».

Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. Он выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо.

Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. К сохранившейся Троице Рублева чрезвычайно близки общий рисунок и пропорции композиции, совпадают отдельные характерные детали (клав у среднего ангела, единственная чаша на столе). Симон Ушаков.

Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Этим царственным знаком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа.

По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12. Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами. 14. 9). В житийных иконах дионисиевского круга устойчиво соблюдается порядок клейм: верхний ряд – начало жития до поставления в сан, по сторонам – прижизненные события нижний ряд – преставление, открытие и перенесение мощей и посмертные чудеса. К этой группе произведений примыкает икона апостола Иоанна Богослова «в хождении», то есть с повествованием о его путешествиях, его апостольской миссии в Малой Азии, где он прославился искоренением языческих обычаев изгнанием бесов и исцелениями. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы.

Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия. Соотношение между фигурами и пейзажем в них соответствовало принятым в XV-XVII вв. Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. Христос -- краеугольный камень (Пс. Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу.

Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св. () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22.

Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца». Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует). Головы ангелов склонены в молчаливой беседе.

Действительно, анализ ряда произведений указывает на попытки переосмысления не во всем понятного рублевского образца. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. Следует особо отметить, что большинство дионисиевских житийных икон посвящено русским святым. Обратите внимание на левого ангела. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. 10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин.

Произведения группы СС уже перечислялись. В его иконах ощущается связь с земным миром, близость к повседневной хгизни. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. Вот таким образом даже в начале XX века исследователи не решались с уверенностью что-либо утверждать и высказывали только предположения и догадки. Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. 13. 12).

Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Его лик обращен к молящемуся, глаза смотрят на него в упор. Вместе с Симеоном славит Господа пророчица Анна. Существенная разница в том, как это полукружье завершается.

Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. На сегодняшний день состояние сохранности иконы, возраст которой около 580 лет, стабильное, хотя есть хронические отставания грунта с красочным слоем, в основном на полях иконы.

также ростовскую икону). Вспомните, например, праздничные сюжеты любого древнерусского иконостаса. На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. На иконе Паисия (1485 г. ) Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря4 композиция в целом (кроме пейзажа) выглядит особенно близко к композиции Троицы Рублева5. В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф.

В иконе Рублева золотистые крылья ангелов практически сливаются с фоном и внимание зрителя концентрируется на положении рук, замыкающем, а не разводящем полукруг движения. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты. Творчество Дионисия. Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана.

Духа (там же) икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама». Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. Государственная Третьяковская галерея (Москва).

17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица.

Правда, одни ученые считают, что царь только обложил икону золотым окладом другие не сомневаются, что вложен был и сам образ. Иначе как объяснить, что среди многих десятков произведений, могущих быть возведенными к рублевской традиции, почти нет таких, авторы которых смогли без ошибок передать художественную концепцию лаврской Троицы или хотя бы показать удовлетворительное понимание этой концепции (исключение составляют две-три иконы, о которых речь пойдет ниже). Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына». В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси.

Историк В. А. Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату.

Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668). Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. На ростовской и суздальской иконах размах крыльев не захватывает крайних ангелов. Мы не можем согласиться с распространенным мнением, что расхождения между Рублевым и его подражателями объясняются присущим средневековым живописцам свободным, творческим отношением к копированию (а также состоянием самой Троицы ко времени копирования). Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира.

Это третье лицо св. Тот же Епифаний свидетельствует прямо противоположное, когда говорит об обычной ремесленной практике (недоумения наполнишася присно приницающе, очима мещуще семо и овамо, не толма образующе шарми, елико нудяхуся на образ часто взирающе). Обратился к этой теме и Ушаков. Эти варианты больше опирались на традицию, следовательно, легче прочитывались. По этим признакам восстанавливается образец – протограф перечисленных произведений (вторичный или параллельный по отношению к Троице собора Василия Блаженного).

Наконец, В. Н. Лазаревым в свое время была отмечена и проанализирована необыкновенная иконографическая близость деисусных и праздничных икон иконостасов Благовещенского и Троицкого соборов (к ним надо причислить и Успенский владимирский), созданных артелями, в состав которых входил Андрей Рублев36. Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан. Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). В центре, среди его ветвей и цветов, расположен медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад.

В мае 2007 года— «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». Особенно разительно сходство (не ощущаемое в такой степени нигде) в цвете, рисунке (например, вырез хитона у шеи, форма и характер световой моделировки складок гиматия) и глубже – самом образе центрального ангела, необычайно тонко прочувствованном художником (илл. Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет. 120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской. е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Во фреске Феофана их присутствие подчеркивало соподчиненность земного небесному. Наконец, нигде не заметно явного подражания Троице Рублева и в колорите. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»).

Он виден не чувственными, а «разумными» очами, мысленным взором. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица».

Да, Рублев прост, как и автор первой храмовой иконы Троицкого иконостаса. Ф. И. Тютчев). Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет. Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св.

Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова. И это также свидетельство о тайне Св. Троицы.

Но пейзаж выполнен в описанных выше формах и буквально втиснут в узкую полоску фона. Для того чтобы уяснить, о чем идет речь, вернемся вновь к иконе Андрея Рублева как к классическому образцу. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема.

Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству». В 1931 году проблема обнажилась. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты.

И это предостережение особенно важно для иконографии. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Константинопольская иконография там едва начала подвергаться переосмыслению.

И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному. Таким образом, произведения знаменитых художников (к которым принадлежал и Рублев) сразу вызывали большой интерес в кругах рядовых иконописцев32 и воспроизводились, по-видимому, весьма тщательно. «Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. Икона Андрея Рублева была частью иконостаса.

поновление икон. в ГРМ66. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Рублевым троичной темы, который предшествовал созданию протооригинала Затьмацкой Троицы. Икона «Троица» Феофана Грека и Рублева. В клейме пелены, вложенной в 1525 г. Соломонией Сабуровой в Троице-Сергиев монастырь12, вкладной иконе Дмитрия Годунова 1586 г. в Ипатьевский монастырь13, шитой иконе походного иконостаса 1592 г. царя Федора Ивановича14 и симметрический сдвиг, напротив, не завершен, что позволяет, по-видимому, судить о характере лежащего в их основе оригинала.

Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. Вместо ангельских ликов — человеческие лица. Но если не «поднимать планку» так высоко, то мы увидим перед собой икону, написанную достаточно умелой рукой и, главное, согретую искренним чувством, теплой молитвой к человеку, открывшему людям, то великое, чего они до него не знали, — значение в их жизни Троицы. Всюду (за исключением иконы ГРМ) седалища ангелов украшены прорезями, у левого из них оно вытянуто в ширину и конструктивно одинаково с седалищем правого, т. е. не имеет высокой фигурной задней ножки, увенчанной балясиной, как в лаврской Троице и совершенном большинстве реплик (за исключением произведений мелкой пластики и других малоформатных изображений)71 палаты завершаются бочкообразной кровлей72 горки уходят вверх многоступенчатой скалой позем в отдельных случаях не охристый (гористый), а темный (травный. ) 73. В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского». Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград.

Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками». Определенное сходство с этими произведениями обнаруживают, с одной стороны, памятники, сохраняющие известную асимметрию благодаря небольшой разомкнутости центрального и правого ангелов (клейма пелены второй половины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря15 и вкладной пелены 1499 г. Софьи Палеолог в Троице-Сергиев монастырь16, храмовый образ начала XVI в. школы Дионисия17 из собора Ферапонтова монастыря икона того же времени из Углича18, створка складная XVI в. из Кирилло-Белозерского монастыря19, Троица 1671 г. Симона Ушакова20, небольшая иконка 1710 г. работы Кирилла Уланова21), с другой – симметрические композиции также с несколько разобщенными персонажами (клеймо Вологодской иконы 1549 г. Богоматерь Владимирская с праздниками22, створка складня первой половины XVI в., вложенного в Троице-Сергиев монастырь В. Ф. Карачаровым23), хотя генетически они могли восходить к образам со свободно расставленными, разобщенными фигурами. На благовещенской фреске и троицкой хоругви так написан левый ангел. Эта близость, свидетельствующая об использовании одних и тех же образцов, указывает еще на один частный случай изготовления точных копий – при исполнении крупных и срочных заказов, когда мастера не имели времени (а ученики – права) вносить существенные изменения в трактовку композиций. Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф.

Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», так как (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. Музыке линейного ритма вторит гармония по-рублевски изысканного колорита. Чаша в иконе Рублева перестает быть предметом и становится символом размышлений о жертве. Несмотря на очень большую близость реплик (особенно иконы, заказанной Борисом Годуновым) к сохранившейся Троице, у нас на этот счет есть сомнения.

В. А. Так, уже Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43м правиле принципиальную неизобразимость Божества. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов.

2. 8). И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами. Мастер искал и одновременно отстаивал само свое право на поиск. Такую версию можно встретить в литературе об иконописи, так порой толковали и сами иконописцы, обозначая у среднего ангела крестчатый нимб и даже подписывая инициалы Христа.

Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. На всех изображениях у центрального ангела отсутствует золотой клав (. ) 25.

Это Махрищская Троица начала XVI в., отличающаяся, впрочем, некоторыми специфическими особенностями (слишком широкая расстановка фигур, благословляющая рука правого ангела, палаты со сдвинутым вправо окном, гора без пещеры)39. Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. 33. 20).

Житийные иконы в творчестве Дионисия играли особую роль. Об этом свидетельствует и иконография крайних ангелов и рисунок стола-трапезы (ср.

Сосредотачивая внимание на круговой теме в иконе, говорит о Троице животворящей. «Архитектура барокко» – Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века). Тем не менее мы считаем вероятной зависимость от рублевских оригиналов круга памятников (впрочем, достаточно иконографически пестрого) с близкой к византийской иконографией центрального ангела (существенно, что к ним принадлежат совершенное большинство произведений мелкой пластики, связанных с Троице-Сергиевым монастырем, начиная с панагии Никона). 6. 15), образуют линии, точка схода которых расположена вне пределов плоскости иконы, перед ней, там, где расположен зритель. Он «списывал» — что в средневековом искусстве не только не осуждалось, но, напротив, всячески поощрялось. Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост. С другой стороны, рублевские корни группы АС очевидны для второго вида (сохранилась подлинная икона) и вероятны (как мы пытались показать) для первого.

Дошедшая до нас Троица Рублева, как представляется вероятным, до перенесения в каменный храм входила в состав иконостаса с деисусным чином типа Звенигородского (это мог быть и сам Звенигородский чин)117. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. Рисунок Симона Ушакова. К группе СН можно отнести (кроме упомянутых ранее) клеймо креста мастерской Амвросия41, деталь оклада Евангелия Николо-Песношского монастыря (конец XV в. )42, панагию XV в. и несколько ламатий XVI в. в ЗИХМЗ43, новгородскую икону начала XVI в. в ГТГ44, Троицу первой трети XVI в. из Успенского собора в Дмитрове45 икону того же столетия из праздничного ряда иконостаса Богородице-Рождественского придела Софии Новгородской, клеймо иконы Архангел Михаил в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (середина XVI в. )46, тверскую Троицу 1560-х годов, написанную замышлением многогрешного Нечая47, палеосную икону второй половины XVI в. из ризницы Ипатьевского манастыря48, клеймо покрова Сергия и Никона радонежских 1569-1592 гг. 49, прорись XVII в. (. ) из собрания А. В. Тюлина50 (четыре последние, а также клеймо амвросиевского креста и одна из панагий включают изображения Авраама и Сарры по сторонам среднего ангела), клейма покрова Александра Свирского 1582 г. 51 и створок киота Троицы Рублева 1601 г. 52 икону праздничного ряда иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля (1627 г., Назарий Савин с дружиной)53, деталь иконостаса – складня первой трети XVII в. в ЗИХМЗ54 икону на сени царских врат 1643 г. Троицкого собора (Загорск)55, клеймо костромской иконы XVII в. Богоматерь Умиление со святыми на полях56, а также две композиции, близкие к фреске Феофана Грека и клейму новгородской Четырехчастной – с Авраамом и Саррой внизу – галицко-украинского или белорусского происхождения XV в. 57 и новгородскую, находящуюся под записью. До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские.

1. 18). Во-первых, потому, что реплики не совпадают с Троицей по размерам и пропорциям. отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество. Этому образу в деисусе отвечал образ Спаса. Максимальное приближение к состоянию XV века стало возможным только после реставрации 1918 года.

Это прекрасно показано Епифанием на примере Феофана. Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили». Здесь та же своеобразная пластика громоздящихся друг на друга кристаллических глыб, тот же строй массивных, объемных каменных блоков, тот же очень активный силуэт разбегающихся в стороны вершин, густые тени, рассекающие отвесные утесы и заставляющие сильнее светиться лещадки с загибающимися на концах кверху кремешками, резкий, ломаный рисунок. Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского.

Если выстроить в ряд все промежуточные иконы между этими двумя образами -- рублевским и ушаковским -- то «эволюция» станет очевидной. Как все просто и ясно. Конкретно оно могло заключаться либо в использовании мастером сени лаврской Троицы или ее очень близкого повторения в качестве одного из источников при создании собственного изображения, либо в воспроизведении неизвестной нам иконы Рублева (может быть, также средника сени – оба евхаристических сюжета иконографически повторяют иконы праздничного чина троицкого иконостаса).

В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу3. Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4). А до этого «Троица» Рублева, по моему мнению, находилась в иконостасе Успенского собора на Городке в Звенигороде.

Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. был государевым иконописцем. Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола.

Вот по этим характеристикам (с учетом асимметричного расположения ангелов) и может быть смоделирован предполагаемый рублевский образец. Позем обыкновенно не травный (зеленый), а гористый (охристый). При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней.

Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Ему приписываются иконы "Апокалипсис" (из Успенского собора Московского Кремля) и "Шестоднев" – житийная икона Сергея Радонежского (из Троицкого монастыря), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески. Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством. Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина. В популярных изданиях до сих пор рассказывают легенду о том, как игумен Никон, ученик Сергия, «повелел» Андрею Рублеву написать эту икону для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования. Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца. Иконы Ушакова остаются истинными православными образами. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира». Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал. На иконе на столе стоит только чаша, ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу».

На иконе северных писем в ГТГ, в клейме палехской Четырехчастной крылья ангела взметнулись вверх, как на Четырехчастной из Новгорода начала XV в. Таким образом, если ранее при анализе изображений мы опирались на воспроизведение в них с высокой степенью точности композиционно-иконографической формулы, выражающей личностные особенности и взаимные отношения ангелов и созданной Андреем Рублевым (по крайней мере именно у него впервые встречающейся), то теперь мы этого основания лишились. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв. По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Его легко можно узнать по багряному хитону с широкой полосой (клавом) на плече. Сказанное подтверждают дошедшие до нас реплики другой знаменитой иконы – Владимирской. 14. 26 16. 7).

В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Так Симон Ушаков сближал два мира: божественный и человеческий, «горний» и «дольний». Композиционным центром иконы является чаша.

Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». Целый ряд тринитарных композиций редакции АН отличается от редакций СС, СН и АС (первого вида) лишь по основному классифицирующему признаку. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования.

21. 42). В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Что же значит «достиг Ветхого денми». Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. Вот как об этом пишет св. Близки по композиции клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря и икона 1675 г. в ГТГ. «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина.

Возник интерес и к «Троице» из Лавры. отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси). Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее. И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины».

В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22). 1. 23).

Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». 109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках»— по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине.

Для архитектуры барокко (Л. Где же искать эти теоретически предполагаемые, но утраченные произведения Рублева. Иоанна Дамаскина. В построении архитектуры использован принцип «итальянской» перспективы 1образцом послужила гравюра с картины Паоло Веронезе).

По его мнению, она не была написана Рублёвым для Троицкого храма по заказу Никона Радонежского, а была привезена в Лавру Иваном Грозным. и Св. И чарующей красотой цветовой гаммы, где драгоценным сапфиром сияет голубец. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь». Между тем именно подобный взгляд на вещи позволил В. Н. Лазареву утверждать, что Троица Рублева вызвала бесчисленные подражания и была любимейшей иконой древнерусских художников29, а исследователей, сопоставляющих с Троицей конкретные копии, вынуждал оценивать последние в терминах типа восходит, следует в общих чертах, несколько свободно повторяет, перерабатывает, берет за основу и т. д. 30. Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью.

Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св. Перечисленные и иные памятники, таким образом, действительно могли в какой-то степени (в какой – остается вопросом) восходить к творениям Андрея Рублева. Копируют ли они именно это произведение Рублева или какое-то другое.