Василий Васильевич Верещагин Смертельно Раненый

«смертельно раненный»— картина русского художника Василия Васильевича Верещагина, написанная в 1873 году.

Смертельно раненный, Верещагин – описание картины

Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Мирский потерял 1800 человек и вечером доложил Радецкому: «Атаковал, никто не помог. Этого было мало. Пертовка Череповецкого уезда. К вечеру 4-го сентября Наполеон добрался до Петровского дворца, где очутился в полной безопасности от огня, заливавшего Москву. Перед атакой русских войск на турецкие позиции.

Никто не обращал на них внимания, каждый думал в данный момент только о себе, неслыханный жестокий эгоизм царил в этой армии голодных истощенных призраков, армии, откуда исчезла не только воинская дисциплина, но все самые обыкновенные чувства, поддерживающие порядок во всяком человеческом сообществе. К 15:00 всё было кончено.

Хотя война, которую художник постоянно обличал в своем творчестве, в конце концов настигла художника, точно также, как и героя его полотна, произведения мастера остались жить. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. И вот все растаяло исчезло, как дым.

«На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Получил домашние образование.

Описание картины 
«Смертельно раненный»

Описание картины «Смертельно раненный»

Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Жизнь Верещагина полна авантюр. И вот началось поддержание в Москве порядка.

Продовольствия нет, патронов нет, приходится отступать. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Все ужасы войны и бессмысленность происходящего виртуозно описаны в работах мастера. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников.

Плевна. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Деревянный город, оставшейся без всякого присмотра, должен был сгореть.

Но и хоть какой-нибудь вести о том, что их отец или муж жив. Увидев весь ужас сложившейся обстановки художник принимает решения написать несколько картин, которые своим видом призывали бы людей к миру, одним из задуманный полотен становится «Смертельно раненый». Ужасно.

Эти цвета доказывают, что в мире, кроме войны, есть много хорошего. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником.

Этого было мало. Но он всегда имел свою точку зрения на войну, которую отстаивал всю жизнь. Перевязочный пункт под Плевной», триптих «На Шипке все спокойно», «Апофеоз войны» (на раме которой была сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим») и др.

История одного шедевра: 
«Смертельно раненный» 
Верещагина

История одного шедевра: «Смертельно раненный» Верещагина

Наступил конец Бородинского сражения и в руках у оставшихся в живых замелькали каски, все повернулись в одну сторону и даже какой-то раненый, приподнявшись над грудой трупов, тоже потрясает саблей. Очень жаль, что беспощадная война забирает много жизней. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов.

Верещагин погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск в 1904г. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Давно ли по этой самой дороге они шли вперед, окрыленные надеждами и уповая на головокружительный успех. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.

По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. В. Стасов по этому произведению увидел в Верещагине не только мастера живописи, а историка и судью человечества. Человекоубийству нет места на Земле, среди солнечных лучей и синего неба. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России.

Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. При первом же взгляде на полотно появляется ощущение бессмысленности войны. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Страна, разоренная на пути следования к Москве, тяжко мстила за свое разорение теперь на возвратной дороге.

Картина Верещагина 
«Смертельно раненый»

Картина Верещагина «Смертельно раненый»

В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Закипел кровопролитный бой, в котором обе стороны активно орудовали штыками. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Когда пробегаешь в памяти все наиболее известные портреты Наполеона или целые картины, где он является центральной фигурой, везде отмечаешь почти одно и тоже: величие, сначала подвига, как на великолепном портрете Давида изобразившем Наполеона на коне среди высот Сен-Бернарда, как на картине Вернэ «Наполеон на Аркольском мосту» и наконец величие власти, величие сознания осуществленной грандиозной мечты.

Наступил конец Бородинского сражения и в руках у оставшихся в живых замелькали каски, все повернулись в одну сторону и даже какой-то раненый, приподнявшись над грудой трупов, тоже потрясает саблей. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры.

Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Известен он был также как писатель-публицист. Можно сказать, что на своих батальных полотнах художник предсказал собственную судьбу. Почему Скобелев не атаковал так долго. А Наполеон был такою личностью.

Сочиненин по картине 
Верещагина Смертельно 
раненый

Сочиненин по картине Верещагина Смертельно раненый

Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Это скифы. ». На многих из них видны следы от сабельных ударов.

Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Старший брат художника Николай считается «отцом вологодского масла». Хотя путь скобелевской колонны был значительно короче, чем у Святополк-Мирского, она не успела спуститься с перевала к назначенному сроку. Настало 27 декабря 1877 года – день, бросивший тень на репутацию «Белого генерала». Все они были переколоты штыками. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.

Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».

Описание картины 
Верещагина «Смертельно 
раненый»

Описание картины Верещагина «Смертельно раненый»

Эта картина связана с обороной Самарканды. Изображен двор самаркандской крепости. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. В семье Верещагиных родились двенадцать детей из которых выжили семь (шестеро сыновей и одна дочь). «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества.

Он принимал участие в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904-1905) войнах. К дулу пушек привязаны мятежники. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Это были его собственные слова.

«Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида – это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год – предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Родители, конечно, возражали против такого пути и лишили его материальной поддержки. Что это значитъ. В 1860 после успешного окончания Морского корпуса (был первым по успеваемости на курсе) В. В. Верещагин имел большие перспективы. Картина «Побеждённые.

Название картины: 
Смертельно раненный

Название картины: Смертельно раненный

В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой.

Эти призраки были солдаты Великой армии. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Какое невероятное решение.

Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Его картина – это прямое обвинение войны как убийцы людей, которые могли бы жить еще десятки лет.

Деревня Нижние котлы. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Однако Академию он не закончил. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».

Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. – С. 153. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Жил в Москве, Мюнхене, Париже, много путешествовал, устраивал свои выставки, писал статьи и очерки. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Что за люди.

Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Но разве генералам было до этого дело. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.

У кого было ружье, хотя бы плохенькое, шел с ружьем, у кого – топор, – с топором, другой брал косу, третий – медвежью рогатину, четвертый – нож иной просто толстую дубину и с таким разнокалиберным, примитивным оружием русские крестьяне, скрываясь по лесам, пробираясь по им одним известным тропам, выслеживали неприятеля. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Такая трагическая судьба всегда волнует творческое воображение. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.

Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Выдающийся русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в Череповце Новгородской губернии в семье помещика средней руки.

Он должен был стать военным или дипломатом. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Наступило 6-е сентября. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Всю тяжесть боя под Шейновом вынесли части под командованием Святополк-Мирского и Радецкого, но удар «Белого генерала» оказался для турок роковым.

Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Вооружились чем попало. Его «Наполеон в зимнем одеянии» удачно заканчивает длиннейший список изображений французского императора, внося с собою и абсолютно особенную ноту.

Еще одно мгновение. Столько дворцов. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

Пусто и мертво там, где прошла война. И он написал — красками на холстах. – В. Верещагин. Его картины рассказывали русским зрителям о далёких таинственных странах их народах и обычаях. Россия оказалась непобедима. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сам художник чуть не погиб на этой войне, брат его был тяжело ранен, а другой его брат, младший, Серёжа – убит. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва.

За Серпуховской заставой. Творчество Верещагина всегда поражало современников. Немало повидал он на своем веку. Его можно резюмировать кратко все для себя – ничего для других.

Описание картины 
Василия Верещагина 
«Смертельно раненный»

Описание картины Василия Верещагина «Смертельно раненный»

Это были его собственные слова. Турки сложили оружие и путь к Константинополю был свободен. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Картина «Смертельно раненный» показывает военное сражение. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора.

Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Даже когда был успех. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Штурм не удался. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани.

  • Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
  • Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
  • Художник Василий Васильевич Верещагин
  • Верещагин: послание человечеству
  • Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
  • Известные произведения Верещагина Василия Васильевича
  • ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА

Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Стена, оружие, погибшие люди – все это на втором плане. И действительно для французов уже наступали черные дни. Это они сами.

И «Наполеон в зимнем одеянии» – это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств.

  1. Императорская Академия и влияние Европы
  2. Слово императора и сожженные полотна
  3. Путешествия и зарисовки этнографа
  4. 10 самых страшных картин художника

Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда.

Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.

Художник Василий 
Васильевич Верещагин 
 (152 фото)

Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». – М. : «ДАРЪ», 2007. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату.

Дружным Ура. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.

В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Жители всех деревень в районе неприятельского похода, оставив полевые и прочие работы, покинув на руки женщин все домашнее хозяйство, перешли к выслеживанию французов. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Тысячи французов избивались или забирались в плен.

Свое увлечение рисованием он не бросил с 1858 стал посещать занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников. После войны Радецкий прямо говорил Скобелеву: «Вы пришли к шапочному разбору, лавры пожинать». Всей этой неприятной ситуации можно было избежать, если бы была налажена связь между колоннами – неудивительно, что многие участники боя сетовали на отсутствие телеграфа. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Как ни странно известна и точная дата написания картины – 1783 год, а также те чувства, которые побудили художника взяться за кисть.

Наполеон I на Бородинских высотах «Шахматы поставлены игра начнется завтра» – сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку, после объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Художник изобразил войну без прикрас. Главное – человеческая жизнь, самое ценное, что у нас есть.

отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Выручайте».

В честь победы в войне приказали устроить парад, однако вид полков, участвовавших в шипкинских боях, был настолько плачевным, что их пришлось отвести назад, за спины других солдат. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Картины Верещагина были суперпопулярными и скандальными уже при жизни мастера.

Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. С момента вступления французов в нем царствовал невероятный безпорядок. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.

Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Все они были переколоты штыками. От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса.

На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Две мрачные фигуры священника и командира, совершающие панихиду, — единственное живое, что здесь есть.

Что это значитъ. Дети должны расти на родине. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Борясь через искусство с бесчеловечностью войны, сам В. В.

Особенно впечатляет полотно Побежденные. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Данные черты характера позволили ему создать значительное число работ. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость.

Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Его отец – Василий Васильевич Верещагин (старший) – на протяжении продолжительного периода был уездным предводителем дворянства мать – Анна Николаевна Жеребцова – происходила родом из дворян Тверской губернии. Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. При этом он не принимал впоследствии любые другие звания и награды (в частности, в 1874 публично отказался от высшего для художников отличия – звания профессора Академии художеств, а во время русско-турецкой войны отказался от награждения Золотой шпагой).

Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Из-за этого толки о картине шли самые разные. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина.

И вот началось поддержание в Москве порядка. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование.

Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Но вот смерть неожиданно настигла солдата.

Это одна из самых известных картин балканской серии. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, – а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии – бррр. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус.

Несмотря на трагичность изображаемых событий, Верещагин использует светлые, мягкие тона. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Душевное страдание и ужас обессилили его. в воспоминаниях В. В. Верещагина. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Картины Верещагина объединены в тематические серии: «Туркестанская» (1871-1874), «Индийская» (1874-1876, начало 1880-х), «Балканская» (1877-1878 и 1880-е), на тему Отечественной войны 1812 года (1887-1904) и др.

Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Среди наиболее известных картин Верещагина – «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Подавление индийского восстания англичанами», «Перед атакой», «После атаки. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост.

Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее.

Зато много такой войны, о которой не принято говорить. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Долгое время он жил за границей, пока в 1891 не поселился с семьей под Москвой в Нижних Котлах (в настоящее время – район Нагорный Южного административного округа столицы), где по его собственному проекту был построен дом-мастерская. Верещагин часто был в центре скандалов, его картины обливали кислотой, он сам жег некоторые холсты. Наполеон оказался побежденным.

В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города. 9, 10, 11 и 12 августа солдаты не получали горячей пищи, довольствуясь сухарями. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Сначала «Белый генерал» доложил, что поддержит атаку в любом случае, но потом передумал.

Во всех делах он, как в учебе, так и в работе отличался невероятным упорством и трудолюбием. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. После атаки. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.

Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. И действительно для французов уже наступали черные дни. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Наполеон оказался побежденным. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию.

Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Французы отступали по разоренной местности. Пленные албанцы – башибузуки. Положение защитников Шипки было критическим и усугублялось отсутствием снабжения – агенты товарищества «Горвиц, Грегер, Коган и Ко», занимавшегося поставками в армию продовольствия, бежали с перевала при первых слухах о приближении турок. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. В 1864 году уезжает в Париж, где посещает в школе изящных наук мастерскую Жана Леона Жерома.

Именно он пленил турецкое командование и оказался героем дня. А между тем давно ли. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок.

В Москве не хватало провианта, для продовольствия Наполеоновых войск надо было привозить его со стороны, главным образом от Смоленска. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. А между тем давно ли.

На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Французы отступали по разоренной местности. Но радость победы испытывают не все. Он был во многих странах Европы, в Китае, Турции, Индии, Киргизии, Палестине, Сирии, Кубе, Японии, на Филиппинских островах, США и многих других.

И вот все растаяло исчезло, как дым. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской.

Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Новый Прометей, он слишком многого хотел. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира.

Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Интерес к ней был огромен. Россия оказалась непобедима. Скобелев. В его творчестве нет торжественных маршей и красоты мундиров.

Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. С началом русско-японской войны В. В. Верещагин выехал на фронт и погиб 31 марта 1904 у берегов Порт-Артура при взрыве броненосца «Петропавловск» (вместе с ним погибли более 600 человек, в том числе командующий флотом в Тихом океане, вице-адмирал С. О. Макаров).

Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Выставки картин Верещагина имели огромный успех. Русские тогда потеряли 1300 человек. Вооружились чем попало.

В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.

Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.

В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.