Анна Ахматова Портреты

Одной из лучших картин Альтмана, написанных в дореволюционный период его творчества, является портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Анна Ахматова (урок – портрет). Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.

Но Ахматова очень нравится портрет, Митяодобряет К этому времени портрет Анны Андреевны у моей матери почти закончен, так как дальше она пишет, что "осталось доделать пустяки, но нужно скорее заказывать раму". Памятник «Серебряный век»— скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Портрет Анны Ахматовой. 1914.

Художник познакомился с Анной Ахматовой в 1911 году в Париже, а в 1913 году в Петербурге приступил к работе над ее портретом. Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. Русский и французский художник Юрий Анненков сделал портрет Анны Ахматовой в 1921 году в Петербурге, в доме на Кирочной улице. Галерею портретов Анны Ахматовой создал в начале 20-х годов выдающийся фотомастер М. Наппельбаум.

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК – не арестовывать, но и не печатать». Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож – он робкий».

Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова». Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская. Я встретила на Невском М. Шагинян. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья— поэты, поклонники тех лет, Ахматова чётко передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Не только ее читательницы и бесчисленные подра-жательницы учились «любить по Ахматовой», — даже молодой Маяковский, по воспоминаниям близких ему людей, когда бывал влюблен, всегда читал ее стихи, которые знал наизусть». Нет и тени плакальщицы и вещуньи.

В эти дни она написала свои знаменитые строки: И упало каменное словоНа мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова. Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела:Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота.

В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья – поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной» :Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана: «Портрет, по-моему, слишком страшный. 1911 год.

Ахматову снова начали печатать, восстановили в Союзе советских писателей. Держалась она очень уединенно». Н. И. Альтман в 1914г. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку.

Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова— дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой22 её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки»23, которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата20. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность.

Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевымпоехала в Париж. Художник не успел дописать руки поэтессы. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Это был долгожданный ребенок. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Ее лицо много раз запечатлялось на полотне, ее знаменитая челка и классическая шаль сохранились в памяти современников.

Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти. Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж.

Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. 1922 год. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Простота и благородство портрета Анны Андреевны Ахматовой сродни ее лучшим стихам.

12 портретов Анны 
Ахматовой – 12 попыток 
запечатлеть неуловимое:

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). В этот период Анна Ахматова писала совсем мало, больше переводила, занималась исследованием творчества Пушкина.

Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. 1914 год. Она была третьей из шести детей. 1911 год. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

Пометка «дар Ахматовой» стоит и на некоторых снимках, поступивших в музей в 1960 году. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Художник не успел дописать руки поэтессы.

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина20 инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля21. Их работу признали «абсолютно неудовлетворительной» из-за «безыдейных идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Известно, что Ахматова несколько раз посещала музей, рассматривала материалы своего фонда, надписывала некоторые из них. В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). 1964 год.

Анна Ахматова — Старый портрет: Стих

1946 год. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Заметный вклад в комплектование фотофонда Литературного музея внесла сама Ахматова.

Мы можем только предположить, какого рода чувства и мысли вызвала у нее «аннотация», которую она увидела на обороте одного из своих портретов, что-то вроде «поэтесса декадентского акмеистического направления». Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. В это время выходят два сборника стихов Ахматовой – «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам. В тот же год она рассталась со своим вторым мужем.

Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. Непосредственно для юбилейной выставки передали нам фотографии Н. Глен и А. Найман. Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже.

Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней. 1928 год. Значительность не только внутреннего мира, но и внешнего облика Ахматовой ярко запечатлел в стихотворении «Вполоборота, о печаль» Мандельштам. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой.

Ее муза олицетворяет скорбь. Ее сына реабилитировали – он был освобожден в 1956 году.

Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Они провели вместе незабываемых три месяца.

Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Вышел второй сборник Ахматовой – «Четки», который принес ей признание. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Строгий лаконичный силуэт оплечной фигуры. Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину.

В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Поездка не состоялась. Из Флоренции Николай Степанович один отправился в Рим и Сиену, потом вернулся и они с Анной посетили Болонью, Падую, Венецию.

9 фактов о художнике 
Петрове-Водкине 
и его портрете Анны

9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой

Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. В Италии поэтесса получила литературную премию «Этна-Таормина». Еще в середине 30-х годов она с готовностью откликнулась на приглашение первого директора Литературного музея В. Бонч-Бруевича передать в музей ряд своих фотоизображений.

1939 год. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Многие групповые фотографии являются примечательными кадрами летописи жизни не только Анны Ахматовой, но и Н. Гумилева, Ф. Сологуба, О. Мандельштама, М. Петровых, О. Берггольц, И. Эренбурга, П. Антокольского, Вс. Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, – тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи». Иванова, М. Дудина, Л. Озерова, И. Бродского. «Вы во мне как наважденье», – писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы – по памяти.

И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»20. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. 1921 год.

«Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили.