Автопортрет Да Винчи
«туринский автопортрет»— автопортрет, приписываемый Леонардо да Винчи. Существует только один подтвержденный автопортрет да Винчи -- рисунок сангиной 1512 года, который согласно легенд придает сил тем, кто на него смотрит. Ученые из Италии разработали метод анализа процесса старения древней бумаги, который позволит спасти от дальнейшего разрушения одну из известнейших работ Леонардо да Винчи – автопортрет. Другой автопортрет пожилого да Винчи (1512), также нарисованный красным мелом, когда-то давно скрыли от Гитлера сотрудники Королевской библиотеки в Турине, так как верили в его магическую силу. Надпись на автопортрете «Я, Леонардо да Винчи» и роспись сделаны левой рукой справа налево.
Леонардо да Винчи и немного магии: обнаруженный автопортрет гения и волшебный рисунок – на выставке в США
Хотя, по мнению некоторых экспертов живописи, на этом полотне изображен другой человек. Однако эта работа создана приблизительно в период, когда художнику было примерно 60 лет. Лермонтова «Молитва») «соприродным молитве»7 запечатлевает раздумья поэтов о высшей силе бытия (ода Г. Р.
Другое дело лирика. Но едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало.
«Как в театре разыграл», — комментирует Бубнов («На дне» Горького) исступленную тираду отчаявшегося Клеща, который неожиданным вторжением в общий разговор придал ему театральную эффектность. Лирика обретает себя главным образом в малой форме. Наиболее распространенная форма эпического повествования — это рассказ от третьего лица. Получила распространение так называемая Lesedrama (драма для чтения), создаваемая с установкой прежде всего на восприятие в чтении. Для повествующего (рассказывающего) характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. Таковы «Фауст» Гете, драматические произведения Байрона, маленькие трагедии Пушкина, тургеневские драмы, по поводу которых автор замечал: «Пьесы мои, неудовлетворительные на сцене, могут представить некоторый интерес в чтении»11.
Предположительный ранний автопортрет Да Винчи в виде архангела
В прошлые века (вплоть до XVIII столетия) драма не только успешно соперничала с эпосом, но и нередко становилась ведущей формой художественного воспроизведения жизни в пространстве и времени. драматические произведения оказались важной разновидностью художественной литературы. В более широком значении повествование включает в себя также описания, т. е. Вместе с тем лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.
Двигатель заменяла мускульная сила пассажиров, которых могло быть 8 человек. Герой, к которому приблизился повествователь изображается как бы изнутри. Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: «Ничего такого не было». О лирическом герое как «я-сотворенном» (М. М. Во-первых, огромную роль играло театральное искусство, доступное (в отличие от рукописной и печатной книги) самым широким слоям общества.
Оно оказывается (вспомним стихотворение М. Ю. Обратимся еще раз к книге Л. Я. «Все повествовательные формы, — писал Ф. Шиллер, — переносят настоящее в прошедшее все драматические делают прошедшее настоящим»3. Над загадкой Автопортрета искусствоведы бились несколько десятков лет.
Знаменитые картины Леонардо да Винчи
Но так обстояло дело далеко не всегда. Этот термин, введенный Ю. Н. У истоков этого явления так называемая «мещанская драма» XVIII в., создателями и теоретиками которой были Д. Дидро и Г. Э. В XIX в. (особенно в первой его половине) литературные достоинства драмы нередко ставились выше сценических. Основной же его текст — это цепь высказываний персонажей их реплик и монологов.
Гинзбург: «По самой своей сути лирика — разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом ироническом преломлении) своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Такому способу изображения порой отдавал дань Толстой. Произведения крупнейших русских драматургов XIX в. и начала XX столетия — А. Н. Так, Гете полагал, будто «произведения Шекспира не для телесных очей» 10, а Грибоедов называл «ребяческим» свое желание услышать стихи «Горя от ума» со сцены.
Не то в лирической поэзии. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой (в отличие от автопсихологической). Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. »), либо по преимуществу косвенно, опосредованно) в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика)10. Действие воссоздается в драме с максимальной непосредственностью. -гр.
Это относится и к работе Да Винчи. Толстого, «Лето Господне» и «Богомолье» И. С. Чехова и М. Горького — отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм.
Описание картины Леонардо да Винчи «Автопортрет»
Соотношение между лирическим героем и автором (поэтом) осознается литературоведами по-разному. Лермонтова, Гринев в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, Иван Васильевич в рассказе Л. Н. Гумилева, А. А. Это глубина и объем самого изображения и индивидуальность каждого персонажа. Маяковского, «Поэма горы» и «Поэма конца» М. И.
epos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах) их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Таковы списки действующих лиц иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику интонации (ремарки). Но чаще судьба, жизненные позиции, переживания героя, ставшего рассказчиком, заметно отличаются от того, что присуще автору («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Моя жизнь» А. П. Сходные мысли о природе повествования высказал Т. Манн в статье «Искусство романа»: «Быть может, стихия повествования, это вечно-гомеровское начало, этот вещий дух минувшего, который бесконечен, как мир и которому ведом весь мир, наиболее полно и достойно воплощает стихию поэзии». И это требует соответствующего размера драматургического текста.
Последняя (как и танец), постигая сферы человеческого сознания, недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, что передает общий характер переживания. Решающую роль в упрочении представления о драме как произведении, предназначенном не только для сценической постановки, но и для чтения, сыграло «открытие» во второй половине XVIII столетия Шекспира как великого драматического поэта. Драмы, создаваемые для чтения, часто являются потенциально сценическими. Драма ориентирована на требования сцены. На пороге старости он оказался без дома, без покровителя. Бройтман.
Устремленные к предельной компактности, максимально «сжатые» лирические тексты порой подобны пословичным формулам, афоризмам, сентенциям, с которыми нередко соприкасаются и соперничают. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (вспомним пушкинское «Я помню чудное мгновенье. »). Эти научные новации, однако, не колеблют привычного представления об открытости авторского присутствия в лирическом произведении как его важнейшем свойстве, которое традиционно обозначается термином «субъективность». В эпическом роде литературы (др.
В «Анне Карениной» скачки, в которых участвует Вронский, воспроизведены дважды: один раз пережитые им самим, другой — увиденные глазами Анны. Умение «чужое вмиг почувствовать своим» — такова, по словам А. А. Некрасова того же названия, причинивший окружающим множество горестей и бед, но упорно повторявший фразу: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла».
Ему внятно все, присущ дар «всеведения». Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Сценические постановки (как и экранизации) правомерны лишь в тех случаях, когда имеется согласие (пусть относительное) режиссера и актеров с кругом идей писателя-драматурга, когда деятели сцены бережно внимательны к смыслу поставленного произведения, к особенностям его жанра, чертам его стиля и к самому тексту. «Самый субъективный род литературы, –писала о лирике Л. Я. Гинзбург, –она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» 4.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО
Таких персонифицированных повествователей, высказывающихся от собственного, «первого» лица, естественно называть рассказчиками. Италия. А театр — это искусство публичное, массовое.
При этом они не знают ограничений в объеме текста. Все это составляет побочный текст драматического произведения. это величие, питающее нежность к малому», «взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством»4. Эту мысль развернул С. Н.
Изобретения Леонардо да Винчи: фантастика середины века (11 фото)
При этом лирическое творчество, одним из предварений которого в европейской литературе являются библейские «Псалмы», может обретать в своих наиболее ярких образцах религиозный характер. Твардовского или «Одиссей Телемаку» И. А. При этом драматурги, в отличие от авторов эпических произведений, вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Но повествующий вполне может выступить в произведении как некое «я». Об этом свидетельствует уже античная проза: в романах «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея и «Сатирикон» Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. Медитацией (лат. Лессинг. Например, его закрытая колесница считается прообразом современного танка.
Голсуорси, «Унесенные ветром» М. Митчелл. Подобные представления о содержательных основах эпической формы (при всем том, что они опираются на многовековой художественный опыт) неполны и в значительной мере односторонни.
Назначение драмы, по словам Пушкина, — действовать на множество, занимать его любопытство» и ради этого запечатлевать «истину страстей»: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное. Вместе с тем взор его полон вселенской скорби и большой утраты. Толстого «После бала», Аркадий Долгорукий в «Подростке» Ф. М. Достоевского). Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения.
Островского, А. П. И уж тем более немыслимо понимание произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и И. С. Тургенева, А. П. Чехова и И. А. Бунина, М. А. Булгакова и А. П. Платонова вне постижения «голоса» повествователя. Не существует (ни в сфере словесного искусства, ни за его пределами) групп художественных произведений, которые бы так свободно проникали одновременно и в глубину человеческого сознания и в ширь бытия людей, как это делают повести, романы, эпопеи. Вот таким образом лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания (что, как настойчиво говорит Г. Н. Поспелов, является в ней первичным, главным, доминирующим6), но и бытия. Париж. с. 248–249).
При этом в ряде произведений (эпистолярная, мемуарная, сказовая формы) повествующие высказываются в манере, которая не тождественна авторской и порой с ней расходится весьма резко (о чужом слове см. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к другому, соседнему. Ходасевича, Н. С. Другая пять минут назад узнала о смерти своего жениха.
20 познавательных фактов о Леонардо да Винчи
И театр (в том числе современный) упорно ищет и порой находит к ним ключи, свидетельства чему — успешные постановки тургеневского «Месяца в деревне» (прежде всего это знаменитый дореволюционный спектакль Художественного театра) и многочисленные (хотя далеко и не всегда удачные) сценические прочтения пушкинских маленьких трагедий в XX в. Создание спектакля на основе драматического произведения сопряжено с его творческим достраиванием: актеры создают интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей, художник оформляет сценическое пространство, режиссер разрабатывает мизансцены. Лирическое творчество (и это опять-таки роднит его с музыкой, а также с хореографией) обладает максимальной внушающей, заражающей силой (суггестивностью). На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» 12 в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной.
Ахматовой, Б. Л. Пастернака из числа современных поэтов — у О. А Седаковой. Подобно автору эпического произведения, драматург подчинен «закону развивающегося действия»1. Фета или раннего А. А.
Ученые пытаются сохранить автопортрет Леонардо да Винчи
Бахтина, который усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, «я» и «другим», а также говорил о неизменном присутствии в ней хорового начала17. В таких произведениях выражается взгляд на мир, не имеющий ничего общего с так называемым «эпическим миросозерцанием». воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного (таковы большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей их душевных состояний). Яркий пример тому — подробная картина сражения при Ватерлоо в «Пармской обители» Стендаля.
Лежащее в основе лирического произведения переживание — это своего рода душевное озарение. Пушкина). Он сделал так много и все же осуществил так мало. Лувр.
«Архангел Гавриил» – автопортрет Леонардо да Винчи
Виноградову, М. М. Нечто подобное свойственно произведениям Ф. М. Вряд ли можно представить себе это происшедшим в реальности. Театрализующие условности дали о себе знать даже в драматургии Чехова, явившей собой максимальный предел «жизнеподобия».
В классической эстетике XVIII–XIX вв., в частности у Гегеля и Белинского, драма (прежде всего жанр трагедии) рассматривалась в качестве высшей формы литературного творчества: как «венец поэзии». Суммируя суждения этих ученых, Г. А. При этом для театра первостепенно значим принцип верности прочтения литературы. Мы видим старца, уставшего от жизни и растерявшего все иллюзии. meditatio — обдумывание, размышление) называют взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо: «Даже тогда, когда лирические произведения как будто бы лишены медитативности и внешне в основном описательны, они только при том условии оказываются полноценно художественными, если их описательность обладает медитативным «подтекстом»11.
Избранные произведения Леонардо да Винчи
Повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием. Благодаря многочисленным печатным изданиям в XIX — XX вв. То или иное чувство всегда предстает как реакция сознания на какие-то явления реальности. Блока–душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви или «Я убит подо Ржевом» А. Т.
В своей работе мастер использовал сангину, бумагу. Оно (вспомним Аристотеля: поэт рассказывает «о событии как о чем-то отдельном от себя») ведется со стороны и, как правило имеет грамматическую форму прошедшего времени. Пришвин) говорят имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом. Этот взгляд на предмет лирической поэзии унаследован современной наукой3. Литературе доступны разные способы повествования.
Слушая, например, знаменитый этюд Шопена до минор (ор. Музыка способна погрузить нас в такие глубины духа, которые уже не связаны с представлением о каких-то единичных явлениях. Поэтом передаются связи сознания с бытием иначе в словесном искусстве быть не может. «Он (лирический поэт.
Леонардо да Винчи: фото 2 из 12
Чехова). Приведенное ранее определение лирики Аристотелем (поэт «остается самим собою, не изменяя своего лица»), таким образом, неточно: лирический поэт вполне может изменить свое лицо и воспроизвести переживание, принадлежащее кому-то другому. Всмотримся в заключительную сцену «Трех сестер». Это объясняется рядом причин.
В расшифрованном виде подпись, по версии исследователей, гласит: «Я, Леонардо, родившийся в 52-м году изобразил себя как архангела Гавриила в 1471 году». Драматические произведения (др. -гр.
Знаменательны (в качестве характеристики драматического рода литературы) упреки Толстого в адрес У. Шекспира за обилие гипербол из-за чего будто бы «нарушается возможность художественного впечатления». Отныне драмы стали интенсивно читаться. Достоевского и А. П. Таковы стихотворения «Нет имени тебе, мой дальний. » А. А.
То же самое правомерно сказать о театре и драме иных стран и эпох. Всемирно-значимые образцы драматургии (от античности и до XVII в. ) в пору их создания практически не осознавались как литературные произведения: они бытовали только в составе сценического искусства. Драма представляет ему необыкновенные, странные происшествия. Слово «повествование» в применении к литературе используется по-разному.
Описание картины леонардо да винчи автопортрет
В своих стихах поэт запечатлевал свою личность то в образе юноши-монаха, поклонника мистически таинственной Прекрасной Дамы, то в «маске» шекспировского Гамлета, то в роли завсегдатая петербургских ресторанов. Фета, одна из граней поэтического дарования. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. запечатление взаимодействующих сознаний18.
Слушатель волен представить морской шторм или революцию или мятежность любовного чувства или просто отдаться стихии звуков и воспринять воплощенные в них эмоции без всяких предметных ассоциаций. Но неправдоподобия финала «Трех сестер» мы не замечаем, так как привыкли, что драма ощутимо видоизменяет формы жизнедеятельности людей. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Понятие это прочно вошло в обиход литературоведения благодаря Б. М. Эйхенбауму, В. В. Он был почти всеми забыт.
Дистанция между ним и персонажем практически исчезает, точки зрения обоих совмещаются. «Нужно перенестись в действующее лицо», — замечал Флобер. Это — цепь словесных сообщений или, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее. Вспомним, например, стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило. ». Она дает уникальную возможность увидеть то, как выглядел Леонардо да Винчи. Оно протекает будто перед глазами читателя. Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей близки (хотя и не тождественны) писателям. «С первых же слов, — писал он о трагедии «Король Лир», — видно преувеличение: преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений»8.
Сочинение-описание картины Леонардо да Винчи «Автопортрет»
Для великого немецкого писателя были доступны все литературные роды, увенчал же он свою жизнь в искусстве созданием драматического произведения — бессмертного «Фауста». Диапазон лирически воплощаемых концепций идей, эмоций необычайно широк.
Сказанное о «Короле Лире» с не меньшим основанием можно отнести к античным комедиям и трагедиям, драматическим произведениям классицизма, к пьесам Ф. Шиллера и В. Гюго и т. п. Это имеет место в автобиографических произведениях (ранняя трилогия Л. Н. Существует, однако и принципиальное различие между лирикой и музыкой. Жуковского, А. А.
В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя. Искусствоведы стараются найти в каждой работе великого художника скрытое послание или указание на нечто доселе неизвестное в процессе создания картин великого художника. Совмещение точек зрения повествователя и персонажей в литературе XIX–XX вв. Но со словом «эпос» прочно связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи, о масштабности и монументальности творческого акта. Дистанция между повествователем и действующими лицами актуализируется не всегда.
Таков «нравственный человек» в стихотворении Н. А. Державина «Бог») и его общение с Богом («Пророк» А. С. Шмелева). В связи с этим концепция пьесы несколько меняется (одним ее сторонам уделяется большее, другим — меньшее внимание), нередко конкретизируется и обогащается: сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. Цветаевой, «Поэма без героя» А. А Ахматовой), в лирике безусловно преобладают небольшие по объему стихотворения.
Чехова, Г. Флобера и Т. Манна. Станиславский, составляют сплошную, непрерывную линию. Находясь при миланском дворе Сфорца, ок. Здесь необходимо единство чувства»2.
Мятежное, романтическое и вместе с тем горестное чувство поэта раскрывается через его впечатление от окружающего (волнующийся под ним «угрюмый океан», «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края») и через воспоминания о происшедшем (о глубоких ранах любви и отцветшей в бурях младости). Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Бородинская битва в одной из глав «Войны и мира» показана в восприятии не искушенного в военном деле Пьера Безухова военный совет в Филях подан в виде впечатлений девочки Малаши. Гинзбург, «устанавливается молниеносный и безошибочный контакт»20. Бахтину (работы 1920-х годов).
Он утверждает, что для лирической поэзии (в особенности близких нам эпох) характерна не «моносубъектность», а «интерсубъектность», т. е. Тыняновым в статье 1921 года «Блок»15, укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями «лирическое я», «лирический субъект»). 1495 г. приступил к работе над Тайной вечерей в трапезной Санта-Мария делле Грацие, экспериментируя с техникой росписи без сырой штукатурки, что привело к разрушению красочного слоя.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Условны реплики «в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных трагедиях, так и в драматургии Нового времени). Принцип лирического рода литературы — «как мотано короче и как можно полнее»9. Чехова), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Описаниями являются также словесные изображения периодически повторяющегося.
Прав был Т. Манн, назвав «комедиантский инстинкт» «первоосновой всякого драматического мастерства»6. Бродского. «Комический жанр является для античности универсальным», — заметила О. М. Фрейденберг5.
Он выражает огромную горечь о том, что подходит к завершению эпоха великого искусства. В лирике (др. -гр. Автопортрет – одна из наиболее интересных работ великого художника. Многозначительно, что Гомера нередко уподобляли небожителям-олимпийцам и называли «божественным». Вот таким образом отчасти прав был Гегель, рассматривая драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).
Народ, как дети, требует занимательности, действия. И в этом состоит особое обаяние лирики. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма (особенно в близкие нам эпохи) обращаются преимущественно к прозе. Эти возможности эпического рода литературы используются далеко не во всех произведениях. Лирическая эмоция — это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека.
Знаменательна и надпись, которую сделал А. А. Оно являет собой результат творческого достраивания и художественного преобразования того, что испытано (или может быть испытано) человеком в реальной жизни.
Во-вторых, свойства драматических произведений (изображение персонажей с резко выраженными чертами, воспроизведение человеческих страстей, тяготение к патетике и гротеску) в «дореалистические» эпохи вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным. Другие произведения: Поклонение волхвов, Мадонна в скалах, Святой Иоанн Креститель (Лувр, Париж). Знаменательно в этом отношении творчество Гете. lyra — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания1: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Написал портреты фавориток Лудовико Моро «Лукреции Кривелли (Портрет дамы при миланском дворе) и Чечилии Галлерани (Дама с горностаем), Портрет Джоконда (Лиза, жена торговца Франческо Бартоломео дель Джокондо) представляет собой один из высочайших образцов ренессансной портретной живописи обеспечиваемой бесконечно тонкими градациями света. преувеличенных широких линий как в голосе, декламации, так и в жестах», — писал Н. Буало7. Хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости («Про это» В. В.
«Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут», — говорится, например, об Онегине в первой главе пушкинского романа. Ни У. Шекспир, ни Ж. Б. Мольер не воспринимались их современниками в качестве писателей.