Домье Оноре Картины С Названиями
«На концерте», Оноре Домье — описание картины
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. По отзывам современников, Домье обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику.
Величайшая патетика и напряженность вполне естественно могли тогда чередоваться с нервозностью и самой простой усталостью.
В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.
Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями.
Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Оноре Домье — великий французский художник-график
Его литографии наполнились непосредственно увиденной и переданной реальной жизнью и от этого и его ирония и его неподражаемая выдумка стали только естественнее, сильнее изящнее и глубже. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж).
Книга посвящена творчеству Жана Оноре Домье (1808–1879), выдающегося французского художника XIX столетия. Во Франции нарастала революционная ситуация. Величественный и грандиозный, невзирая на небольшие размеры картины, образ, созданный Домье и его мощно обобщенный художественный язык смело обгоняли все, что делалось тогда даже самыми лучшими и передовыми художниками Франции – такими, как Делакруа, Шассерио, Коро, Буассар де Буаденье, заглядывая далеко в будущее, во времена Манэ, Дега, Сезанна. Глубокие и принципиальные изменения во всем строе художественной формы явно не были следствием только какого-то чисто формального экспериментирования или творческой прихоти: они родились на свет в результате серьезного и глубокого изменения отношения Домье к окружавшей его реальной жизни, самого метода наблюдения и обобщения того, что он видел и что начал настойчиво искать.
Биография и творчество Оноре Домье
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико.
В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Психологическая и социальная характеристика изображаемых персонажей, не столько смешных, сколько отталкивающе безобразных, резко снизилась по сравнению с литографиями 1833-1835 гг. и если можно было бы расценивать такие работы, как некое отрешенное от времени и места холодное изучение свойств человеческой мимики, то следовало бы счесть это изучение чересчур мизантропическим. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).
Картинки и картины художников мира
Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Любимым выражением художника были слова «Надо быть человеком своей эпохи».
Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
В самом деле, не было ни одной существенной проблемы современности, которой не коснулось бы его мощное и выразительное искусство., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Возникавшие один за другим антиправительственные журналы нуждались в острой политической карикатуре. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».
Оноре Домье: самые популярные картины (топ 12)
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. За одну из них, карикатуру на Луи-Филиппа изображенного в виде Гаргантюа, автор на полгода попал в тюрьму. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией.
Литографии 1844-1847 гг. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам.
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.
Оноре Домье – картины с названиями и описанием по алфавиту
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота.
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. 1863, Париж, Музей Орсэ).
Литографии 1852-1855 гг. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Однако в Карикатуране заключались некоторые важные признаки, значение которых для дальнейшего развития искусства Домье нельзя недооценивать. Н. Н. Он упорно работает над карикатурным портретом, доводя до гротеска характерные черты портретируемого.
Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
На полотне зрители видят зверски убитую семью. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). к однообразной и поверхностной развлекательности. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души.
Краткая информация о художнике и его картинах
Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения.
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. В 1833-1835 гг. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции.
Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость.
Я не знаю, в какой мере связан и знаком был Домье с тайными рабочими обществами 40-х – точнее, предреволюционных – годов и с идеологами утопического социализма, встречался ли он с молодым Карлом Марксом, жившим в Париже в 1843-1845 гг. и с Генрихом Гейне, - все это вполне возможно, но, даже если бы у него и не было никаких отношений с революционно настроенной французской и международной интеллигенцией и рабочими обществами, достаточно было бы его литографий 1844-1847 гг.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Первый план со считанным небольшим числом фигур, повернутых лицами в глубину сцены, заслоняет собой то, что происходит дальше, кроме возвышающейся вдали над толпой фигуры оратора, но это невидимое пространство между ближними фигурами людей и видимыми в глубине стенами и окнами Пале-Ройяля ощутимо кажется наполненным движущейся, колышащейся, кипящей массой народа. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. 1848, Прага, Национальная галерея). Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
Картины Оноре Домье: от графики к живописи
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари.
какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, художник создает портреты-типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции.
Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством XX века. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства и с точки зрения содержания. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи.
Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
В 1830 и 1832 годах прогрессивный издатель Филипон основал сатирические листки «Карикатюр» и «Шаривари», куда привлек лучших писателей, среди них Бальзака и рисовальщиков — Домье, Травьеса, Гранвиля и других, которые вели яростную борьбу с правительством уже тогда Домье отличался от товарищей глубиной замыслов и зрелым мастерством исполнения. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры.
Но и формальное решение этой замечательной акварели и ее образный строй отличаются необыкновенной и многозначительной новизною. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти.
О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Эти портреты необычайно злили тех, кто был изображен, тем более что, кроме явного сходства, они сопровождались насмешливо измененными, но весьма прозрачными именами сенаторов, депутатов, министров, - да и действительно, абсолютно идиотский облик какого-нибудь толстого Подена или пронырливая и легкомысленная внешность ДАргу не могли возбудить у моделей этих портретов ничего, кроме лютой ненависти к художнику.
Чтобы эта классификация не выглядела излишне педантической или попросту ненужной, я приведу только один пример совсем иной оценки хода развития искусства Домье, естественно и основанной на абсолютно иных взглядах на этого художника. И вот в этой чисто политической обстановке, в раскаленном потоке гневной мятежности, рушащихся предрассудков и иллюзий, смелых надежд на торжество справедливости родился и стремительно вырос гений Домье. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Домье может выдержать такие сравнения. Он более не опасен.
- Домье Оноре ВикторьенКартины и биография
Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Однако именно на эти годы приходится и нечто совсем иное, что было для Домье гораздо более глубоким источником грядущего расцвета его искусства, чем малохудожественная среда дешевых литографских листков 20-х годов. Он сполз с кровати и придавил собой малыша.
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Особенно интересна его литография из новой серии Наброски дня, напечатанная в августе 1848 г. и изображающая четверых рабочих, беседующих у парапета набережной, с прекрасным парижским пейзажем позади и абсолютно случайной подписью, не связанной своим содержанием с этой серьезной, задумчивой компанией. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.
Домье, вероятно, о ней ничего и не знал, а внешней политикой правительства Второй империи совершенно не интересовался и пленяться ею никак не мог., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер.
Значительными работами художника стали рисунки и картины на тему романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе. Какой-то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. В этом он, пожалуй, похож па своего соотечественника и друга Оноре Бальзака. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас.
В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Что нам до частных событий столь далекой эпохи, самый смысл которых нужно длинно комментировать выписками из архивов и исторических исследований.
Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром., лишенный обычной для литографий Домье тех лет безудержно преувеличенной и грубо натуралистической карикатурности. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Правда, эта Республика, кормящая своих детей, не имевшая в себе, собственно говоря, ничего эскизного, представляла собой по своей мощной энергии и огромному гуманистическому пафосу нечто родственное старому Гойе в его Кузнеце или позднему Констеблю в его Сток-бай-Нэйленде из Чикагского музея. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Всю жизнь художник терпел лишения.
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. Современники (О. Это были годы напряженной борьбы французского народа с реакцией.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Второго декабря 1851 г. произошел государственный переворот, сопровождавшийся чудовищной бойней, учиненной на улицах Парижа 4 декабря по распоряжению захватившего всю полноту власти Наполеона III, сопровождавшейся и другими, столь же грубыми, массовыми репрессиями. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Не знаю. Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н.
Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Все созданное Домье было предметом внимания современников. Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни.
В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Надо принадлежать своему времени – написал Оноре Домье на книге, подаренной другу. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Домье не довольствуется первыми достижениями.
В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Литографии 1844-1847 гг. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие.
Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Но это определило его политическую позицию окончательно и необратимо, а главное – он мог познакомиться с сидевшими там вместе с ним настоящими революционерами – с Бланки, Барбесом, Кавеньяком. Вы свободны. Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника: он начал с каркаса контурных линий, напоминающих его поздние литографии, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Листы Домье трагично выразительны. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и другие) высоко ценили графику Домье, ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей. И все же, несмотря на удивительную изобретательность фантазии Домье, вовсе не сам король персонально был темой и предметом этого потока сатирической выдумки.
Оноре Викторьен Домье, сын стекольщика, родился 26 февраля 1808 года в Марселе. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. В тени распласталась женщина. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Словно здесь выносится приговор всему человеческому роду, позволившему себе в эти отвратительные годы Июльской монархии впасть в почти скотоподобное состояние. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался.