Энгр Эдип И Сфинкс
В 1819 г. выставил в Салоне полотна «Большая одалиска» (1814 г., Лувр), «Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью» (1818 г., Мадрид) «Роже, освобождающий Анжелику» (1819 г., Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Всех, кто не смог это сделать, сфинкс пожирал. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Функцию багетной рамы трудно переоценить. Полный размер картины складывается из размера изображения, паспарту (если оно добавлено) и ширины багета. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Николаю и Александру Невскому. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Сухость исполнения умеряется гармонией цветового решения— серебристого блеска доспехов и розоватой юбки Жанны.
- Описание картины «Эдип и Сфинкс»
- Развлекательно-познавательный блог Коктейль
- Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник
- Картины — Энгр, Жан Огюст Доминик
- Жан Огюст Доминик Энгр: лучшие картины Энгра
- Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография
В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Как и для всех академистов, обнажённое женское тело для Энгра воплощало высшее проявление красоты. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере.
Из-за того, что работа шла чрезвычайно медленно, модель и художник поссорились и портрет остался недописанным, Энгр успел закончить только канделябр слева9. В 1801 г. был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии».
- Жан Огюст Доминик Энгр, картины с названиями и описанием
- Эдип и Сфинкс Репродукции Жана Огюста Доминика Энгра, --
- Эдип и Сфинкс, Гюстав Моро, 1864
- Искусство – Жан Огюст Доминик Энгр
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Самая красивая фигура французской живописи
В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Сумма гонорара составила 3000 франков. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема. В то время, когда живопись была создана, отец Моро недавно умер.
В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805 гг. ), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
Цветовую гамму, однако, определяет розовато-красная подкладка плаща, причём сочетание с синеватыми оттенками пейзажа опровергает расхожее мнение о слабости Энгра-колориста64.
- галерея картин Жана Огюста Доминика Энгра
- Описание картины Жана Огюста Энгра «Эдип и Сфинкс»
- Репродукция картины Эдип и Сфинкс, художник Энгр Жан Огюст Доминик
- Картина Жана Огюста Доминика ЭнграЭдип и Сфинкс
- Жан Огюст Доминик Энгр Эдип, разгадывающий загадку Сфинкса 1808
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Документов, которые бы проливали свет на обстоятельства создания портрета, не сохранилось, но, во всяком случае, на Салоне 1806 года он был представлен, а далее помещён в Бурбонский дворец28.
Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65.
10 апреля 1867 года в Школе изящных искусств открылась ретроспективная выставка Энгра, которая совпала со Всемирной выставкой. Многие приходили к горе, пытаясь разгадать загадку, но напрасно. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». В 1813 году Энгр женился.
- Словари и энциклопедии на Академике
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4.
Загадка была: «Что прогулки на четырех футах утром, два днем и три ночью.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. В 1806 г. он переехал в Рим, где вскоре получил студию.
Жена одного из заказчиков Энгра— видного чиновника при императорском дворце в Риме— предложила художнику переписываться со своей кузиной Мадлен Шапель. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский художник и рисовальщик. С1796 учился у Жака Луи Давида в Париже.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на литературные, мифологические исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-ПровансОбет Людовика XIII, 1824, собор в МонтобанеАпофеозГомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристикипортрет Л. Работая в Париже до отъезда в Рим, французский художник много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. Энгр, как и в Париже, не слишком стремился общаться с коллегами, в переписке обычно упоминаются Тома Ноде и Мариус Гране33.
Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать.
Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73.
ts-comment-commentedText:not (. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Идеально, когда текстура рамы перекликается с основными линиями изображения. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Когда миф торжествует, то наступает подлинный упадок науки, да и всякой культуры». Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Гордый юноша отказался и возница Лая проехал колесом по его ноге. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118.
Энгр очень тяжело переживал эту потерю, затворился у себя в квартире и всю вторую половину 1849 года вообще не мог работать112. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Виды деятельности. У них родилось несколько детей.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Стоимость данной услуг зависит от уровня стилизации. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным.
Эдип ответил: «Человек: как младенец, он ползает на четвереньках как взрослый, он идет на двух ногах и в старости он использует трость». Сфинкс (вернее, Сфинкса ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. В 1864 году он написал заново «Эдипа».
Критика на родине по-прежнему игнорировала картины Энгра или отзывалась о них крайне негативно, только в 1818 году Жан Огюст решился выставить новые работы на Салоне. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Рока и Вигана, сотрудничал с Ж. Брианом.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Ingres-fils)4. Выставка имела резонанс, свой обзор опубликовал Бодлер, в нём он особое внимание уделил работам Энгра. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. В 1864 году он написал заново «Эдипа».
Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале.
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. В том стихотворении Сфинкс одерживает победу над Эдипом.
с каждой стороны) 60см. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
французский художник-неоклассицист. Сторона Б 40см. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. 3 уровень стилизации под живопись включает обработку всех объектов изображения. Другую— светскую— сторону портретного искусства Энгра воплощают три изображения семейства Ривьер— отца, жены и дочери.
Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. Жан Огюст Доминик Энгр (родился 29 августа 1780 года, Монтобан, Франция, умер 14 января 1867 года в Париже), художник и икона культурного консерватизма во Франции XIX века. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Его высококлассные, тщательно нарисованные работы представляли собой стилистическую противоположность эмоциональности и колорита современной романтической школы. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. В 1833 г. выставил в Салоне «Портрет г-на Бертена» (Лувр).
В то время, когда живопись была создана, отец Моро недавно умер. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Художник чтит Гомера как создателя западной цивилизации. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). При этом Энгр не побоялся допустить анатомические искажения: в вытянутой гибкой спине одалиски критики насчитали два лишних позвонка. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Например, если вы выбрали размер изображения 30х40см., 2 паспарту по 3см. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина «Мадонна с остией» (Москва, музей им. Под Александром Великим сидит Микеланджело с чертежной доской в руке. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана.
Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами.
В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Последние годы в Риме Энгр зарабатывал на жизнь только рисованием портретов туристов, преимущественно британских, что сильно его раздражало.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. В данном блоке указывается размер изображения или готовой работы без учета рамы и паспарту. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
(ширина профиля багета по 4 см. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Так же уровень зависит от содержания изображения. Среди фигур позади неё выделяется оруженосец, которому Энгр придал автопортретные черты120.
Гомер окружен более чем 40 фигурами западного канона, в том числе греческим скульптором Фидиасом (держащим молоток), великими философами Сократом и Платоном (повернутыми друг к другу в диалоге слева от Фидия), Александром Великим (в крайнем правом углу в золотой броне) и других. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847 гг., «Железный век» и «Золотой век», обе не были закончены в связи со смертью жены художника). Он также оценивается как крупнейший представитель. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Материалом для пластикового багета служит вспененный полистирол (пенополистирол). Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Интенсивная работа привела и к тому, что уже в августе 1807 года он разорвал помолвку, написав в последнем письме к Форестье, что для него теперь немыслимо покинуть Италию37. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Практически все основные произведения Энгра остались во Франции в коллекциях крупнейших музеев страны, особенно в Лувре и Музее Энгра в Монтобане.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. В том стихотворении Сфинкс одерживает победу над Эдипом. В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
». Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину «Обет Людовика XIII», после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж).
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15.
В 1817 году скончалась его мать. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. У них родилось несколько детей. Вероятно, в начале 1814 года Энгр написал портрет своей молодой жены, который простотой и психологической интимностью сильно отличался от заказных портретов.
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Энгр абсолютно сознательно стремился к высоким постам, поскольку они были сопряжены с высокими заработками и одновременно избавляли его от необходимости писать заказные работы и зависеть от вкусов и пожеланий клиентов83. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Энгр также нарисовал более позднюю версию (c.
В 1808 г. Энгр создал картины «Купальщица Вальписон» (Лувр), «Эдип и Сфинкс», в 1811 – «Фетида, умоляющая Зевса» (Монтабан, музей), в 1814 – «Дон Педро Толедский» (полное название – «Дон Педро Толедский испанский посол, целующий шпагу Генриха IV»). Даже цветовые решения далеки от гармонии лучших работ Энгра— синий плащ Богородицы слишком резко противопоставлен красному цвету платья-туники и не гармонирует с золотистыми тонами фона и тёмными занавесями. Симфорион идущий на казнь», которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 г. возвратился в Париж (полотна этого периода – «Одалиска и рабыня», Кембридж, музей Фогг «Антиох и Стратоника», Шантильи, музей Конде «Портрет герцога Орлеанского», собственность семьи Орлеанских). Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Неудача означает его собственную смерть и тот из осажденных Thebans.
12см. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. с каждой стороны) 50см.
В 1834 г., после того как осталась незамеченной его картина «Св. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Творчество. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). Бартолини тогда ваял графскую жену. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. ФОРМЫ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВОГофман творчествосы. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Деятельность и мышление.
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». 12см. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Николаю и Александру Невскому.
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы.
Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Результат почти четырёхлетних трудов Энгра абсолютно по-разному оценивался его современниками и современными искусствоведами. Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ.
Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Но в этой безжизненной стилистической реконструкции творческая оригинальность Энгра оказалась абсолютно нивелированной влиянием его кумира.
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Существенным плюсом пластика стало то, что он не меняет своих свойств и размеров ни при длительном контакте с водой, ни при многократных воздействиях знакопеременных температур.
Бесспорно, миф – это застывшее воплощение истории Ф. Шеллинг считал: «То, что живет в сказаниях, в мифологии, несомненно когдато действительно существовало». Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. При этом прочность пенополистирола позволяет применять его в качестве конструктивного элемента, способного нести значительные нагрузки в течение длительного времени.
Столь же спокойно и выражение его лица. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Художник выполнил и множество графических портретов42. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
Эта техника наилучшим образом подходила для портретов и небольших полотен с двумя-тремя персонажами, но в монументальных картинах постоянно приводила к невозможности объединить в единую композицию множество фигур. Творчество Растрелли. Астрологическое творчествоБилет 1 Жизнь и творчество БернсаБилет Жизненный мир человека:творчество и труд как константы человеческого существования. и багет с шириной профиля 4см., то полный размер картины будет равен: Сторона А 30см. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника.
В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Моро делал набросок 1808 Энгра Эдип и Сфинкс в Париже и это – вероятный источник для его версии истории. Чудище расположилось на Фикейской горе и стало задавать загадку путникам: «Какое существо имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим утром, двуногим днем, а вечером — трехногим. » Оракул предсказал, что фиванцы избавятся от сфинкса только после того, как найдут ответ. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
От печали и стыда Иокаста удавилась. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Чудище расположилось на Фикейской горе и стало задавать загадку путникам: «Какое существо имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим утром, двуногим днем, а вечером – трехногим. » Оракул предсказал, что фиванцы избавятся от сфинкса только после того, как найдут ответ.
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Героиня портрета была неординарной дамой— в будущем она написала известную биографию Байрона и была замужем за известным дипломатом.
Он сидит в центре композиции, увенчанный лавровым венком Ники, богини победы и в окружении олицетворений его двух шедевров, «Илиады» (слева, меч, лежащий рядом с ней) и «Одиссея» (справа, весло прислонилось к его ноге). Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Он работал тонко отточенным графитным карандашом, передавая фигуру единой непрерывной линией, почти без моделировок. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
В портретах матери и дочери Ривьер Энгр впервые использовал характерный для него приём— диспропорциональное изображение фигуры. Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора19. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
В декабре они обвенчались. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. (ширина профиля багета по 4 см. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. mw-parser-output. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
Это было сделано ради особой экспрессии, чтобы подчеркнуть грацию героини и драматичность её положения, особенно в контрасте с бесстрастностью царя богов. Неуклюже смотрится картина большого размера обрамленная в узкую раму. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Энгр также включил фигуры из последних веков.
Это вторая по важности деталь оформления картины после самого изображения. mw-parser-output. Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса. Энгр был хорошим учителем и большинство его студентов стали видными представителями салонно-академического направления самые известные из них— Поль Бальз, Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль и Ипполит Фландрен, автор больших декоративных циклов в парижских церквях. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. 2 уровень стилизации включает прорисовку крупных и средних деталей изображения.
Жанна изображена классической красавицей, её поза величественна и даже патетична, но выражение лица сделано довольно искусственным. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Эдип должен ответить на загадку Сфинкса правильно, чтобы пройти. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики.
Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84.
Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852 г., Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854 г., Лувр). Например, если изображение содержит множество мелких объектов (пейзаж), то минимальный уровень стилизации будет вторым. Эта услуга особенно актуальна, при заказе фото-коллажей (вставки лиц) в портреты, оригиналы которых были написаны маслом. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Это и сбылось.
Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу.
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона наконец император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух и он был плохим оратором105.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». В 1817 году скончалась его мать. Считая себя историческим живописцем, Энгр мог годами отделывать гигантские полотна, заявляя, что исполняет великую миссию. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет.
Эта работа выдержана в ярких, звучных тонах с доминированием красного, зелёного и жёлто-оранжевого, на фоне которых выделяется розоватое тело героини. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Энгр выработал в рисунках особую технику. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. В декабре они обвенчались. Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres), 1780–1867 гг.
По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.
Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне. некоторые беседуют, другие пьют кофе или дегустируют сорбет, а многие потягиваются беззаботно».
Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.