Художник Нестеров Михаил Васильевич Картины

В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике.

Михаил Нестеров художник картины

Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Слова отца «Ты прекрасна своей душой» ярко характеризуют весь ее облик Вот если можно уловить эту неуловимую прелесть, быть может, «не от мира сего» – будет и сходство и понятно станет ее влияние на творчество отца». С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Такой увидел ее художник. Нестеров долго не мог найти модель для отрока.

«Тема тоже старая и давно намеченная, — писал художник А. А. Среди работ того времени «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Недоброжелатели Нестерова были во многом правы.

Михаил Васильевич 
Нестеров, картины 
и биография

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Они чутко уловили новаторство художника. Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Кругом их в лесу поют птицы, прыгают лесные звери, вот совсем близко выбежала на них лиска — лиса, значит.

Павлова, 1935, все – в ГТГ). Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». – Потому-то так нелегко объяснить исключительное чувство к ней отца. Художник ратовал за возрождение религиозной живописи, полагая, что единственный верный путь для русского народа – путь религиозный. С 1898 г. – академик за картину Великий постриг (ГРМ).

В своем рассказе о замысле картины Нестеров, очевидно, не случайно кроме «Рапирной» (Секирной) горы вспоминает и Анзерский скит, расположенный на соседнем с Соловецким острове. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. В неком роде монументально-лиричны портреты, которые пишет художник наиболее выразительно Нестеров создает образы родных людей и близких духовно («Амазонка», «Философы»). Родители были людьми глубоко верующими. В 1902 году художник представил на обозрение публике «вчерне» законченное произведение. Она то поднимается, охватывая склоны горы и тогда открываются лесные и голубые, сливающиеся с небом морские дали, то снова спускается вниз к болотам именуемым здесь светлыми радами, с редкими деревцами и зарослями пахучего багульника.

И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Кориных, 1930 Портрет академика И. П. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М. Заньковецкой. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Юношеские работы Нестерова написаны под несомненным влиянием учителя. Сам художник считал себя учеником передвижников Василия Перова и Владимира Маковского.

Пришлось переписывать все заново. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Главное содержание полотна – мистическое настроение, создаваемое в том числе потрясающим пейзажем.

«Смотря на нее, – писал он о первой встрече много десятилетий спустя, – мне казалось, что я давно-давно, еще, быть может, до рождения, ее знал, видел. Я был тут же и видел, как минута за минутой приближалась смерть. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

Творчество русского 
художника Михаила 
Васильевича Нестерова

Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова

Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Это смысловой центр картины.

Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами. В 15 лет Нестеров поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. История любви художника и Марии Ивановны Мартыновской начиналась очень красиво — провинциальный город, природа, катание на лодках, прогулки по берегу реки и конечно же планы на будущее. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника.

Михаил Васильевич 
Нестеров – выдающийся 
русский художник

Михаил Васильевич Нестеров – выдающийся русский художник

Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Первая встреча состоялась в 1883 году в Уфе. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Основную часть из них составляли женские портреты. Портрет был уничтожен, но рука не поднялась на лицо дорогого человека. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881, 1883-1886) у В. Г. Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму.

В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Его любимый педагог – В. Г. Перов. Перова, А. К.

Жена художника умерла от родильной горячки, оставив ему дочь Ольгу. Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва).

Филарет и вмц. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. За что Михаил Васильевич Нестеров был очень благодарен своему отцу.

Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. «По поводу ее (картины – прим. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком».

Работы художника 
– Нестеров Михаил 
 (286 работ)

Работы художника – Нестеров Михаил (286 работ)

Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану) получил потом название «нестеровского». Это и понятно: воспитанник московской передвижнической школы, несмотря на увлечение евангельскими иконописными сюжетами, он всегда держался простого и ясного художественного языка. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Картины этого цикла (Пустынник, 1888 Видение отроку Варфоломею, 1889-90 Подблаговест, 1895 и др. ) окрашены созерцательным любованием стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн – в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием. внизу с левой стороны картины.

С другой стороны, говорить о любом художнике не просто. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва).

Соловки в живописи 
— Тишайший нестеров

Соловки в живописи — Тишайший нестеров

Он создает портретную галерею современников – активных созидателей новой жизни. В другом письме, адресованном Э. Ф. Голлербаху, собиравшемуся поместить в своем сборнике материал о его творчестве, Нестеров предлагал хранившуюся у него статью Василия Розанова, «может быть, самую яркую и наиболее «розановскую» из всего им написанного о моих религиозных картинах, но статья эта едва ли сейчас пройдет в Петербурге, как не прошла она у нас в Москве». Таково было распоряжение отца. () Он был в душе поэт, художник, музыкант. В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Нестеров восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского, его знаменитой книгой «Столп и утверждение истины», что посвящена проблеме снятия противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли.

Тем не менее, портреты художников Виктора Васнецова и братьев Кориных, писателя Льва Толстого, академиков Павлова и Юдина, скульптора Мухиной, дочери Ольги (знаменитая Амазонка) и ряд других портретов стали классикой не советской, но русской портретной живописи. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее. ».

Великая картина 
художника Михаила 
Нестерова

Великая картина художника Михаила Нестерова

Позже немного выше построили храм в честь Распятия Христова. Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали вредной, даже опасной». Огромные глаза, скорбный взгляд из-под густых длинных ресниц, покорность неизбежному Друг художника Дурылин вспоминает: «Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, неразрывный с безмолвной печалью».

В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Соловьева. Вот таким образом раскрыть творчество Михаила Васильевича представляется задачей едва выполнимой.

Михаил Нестеров: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Михаил Нестеров: самые популярные картины (топ 12)

Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Не раз бывает в Западной Европе, Франции, Италии, много работает в Подмосковье.

Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. 10. Никакого внешнего блеска, – пишет О. М.

Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Булгакова и П. А. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».

Михаил Нестеров 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Михаил Нестеров – картины с названиями и описанием по алфавиту

Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Обращаясь чаще всего к природе средней полосы России, а также к родной для него природе Южного Урала (Башкирии), неброской, лишенной яркости и эффектности, он, подобно своему другу Левитану, выбирает определенные приметы, повторяя их во многих своих картинах. Он любил читать их вслух.

В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова. Затем художник побывал в Греции и Италии. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Его все в городе любили, ставили в пример.

Художник постоянно обращался в своей живописи к теме природы. «Если в двадцатых годах любое конкретное выступление, касающееся творчества художника, писателя или композитора, в том числе со стороны самых высокопоставленных государственных и партийных работников, сохраняло элемент факультативности, с ним можно было не соглашаться, спорить, опровергать, то в последующие десятилетия опубликованный текст был директивой, отражающей не чье-либо мнение, а сложившуюся стратификацию и любой отрицательный отзыв на творчество художника обозначал только определенную стадию погрома, неизбежно приводившего к применению мер пресечения». 1862–18. Родители не стали настаивать на коммерческом будущем сына, когда стало ясно, что у него явные способности к рисованию.

Первое признание пришло к Михаилу Васильевичу после написания им картины «Пустынник» (1888-89). На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла. Показательной в этом отношении представляется судьба резолюции 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», в основу которой было положено бухаринское определение о смягчении классовой борьбы и о сотрудничестве с непролетарскими классами.

Ее первоначальное название «На земле мир, в человецех благоволение». В своих полотнах «Святая Русь» (1901-1905), «На Руси (Душа народа)» (1916) он пытался воплотить идею о христианском пути русского народа. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Решили: помер. Дышать перестал. Поехали на кладбище заказывать могилку.

Думается, наиболее трезвый и вдумчивый итог творчеству Нестерова дал известный знаток русской живописи Александр Бенуа: Нестеров измученный жизнью, – очень сложная, мучительно сложная натура – как будто высказал в этой картине (Под Благовест) свою собственную душевную борьбу. Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали вредной, даже опасной». Природу и человека надо любить, как «мать родную». Так его преподавателем стал Алексей Саврасов. Я учился в Училище у Прянишникова, Евграфа Сорокина (одного из самых блестящих рисовальщиков своего времени, но учителя равнодушного) и у Перова. Летней порой земля благоухает и ласково светится глазами озер. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Первая из них — «Видение отроку Варфоломею».

«Любовь ипотеря 
сделали меня художником»

«Любовь ипотеря сделали меня художником»

Горожане его почитали. Но надо сказать, что в преподавании, особенно рисунка, «формы», художественная одаренность учителя не всегда помогает делу. Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером.

«Судьба», «суженая» – излюбленное слово их обоих в письмах. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Для этого, полагаю имеются у нас люди более подготовленные, призванные, опытные.

Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Чем внимательнее проникаешь вглубь картины, тем отчетливее видишь в ней традиции иконописи: символизм деталей, одновременное изображение событий прошлого, настоящего и будущего, цветовая палитра. Иоанна Предтечи. Чем-чем не поили. Последним произведением, которого касалась кисть мастера, стал Осенний пейзаж в деревне.

Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Именно в эти дни он познакомился со своей второй женой Екатериной Петровной Васильевой. После Октябрьской Революции 1917 года писать картины на духовные темы стало смертельно опасно для жизни, о чем художник сам признавался в письмах к близким и тогда Нестеров сосредоточился на создании портретов своих современников. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году.

Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. Он написал в 1922 году небольшой популярный очерк о «не просто религиозном, но ортодоксально-религиозном, подлинно религиозном русском художнике, русском мыслителе и русском человеке». В самой большой картине мастера – «На Руси» в толпе народа можно найти фигуру Достоевского, Толстого и Соловьева. Он любил читать их вслух.

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «подрывает те рационалистические устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». И печальные девушки, тоскующие женщины с подавленными страстями, тлеющими за видимой покорностью и безропотностью. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры».

Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. В конце концов мастер добился желаемого результата. Как пережил я те дни, недели, месяцы. ». Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу Кто у него не бывал.

Нестеров Михаил 
Васильевич: картины

Нестеров Михаил Васильевич: картины

Картины же Нестерова уводили в мир древних легенд. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали. Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую жизнь.

Картину обвиняли в тяжких грехах. Превратил картину в подобие декоративного панно. В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал своих друзей, выдающихся представителей религиозно-философской мысли.

Ибо никто не войдет в царство небесное, пока не станет, как младенец. Именно им будущий мастер обязан тем, что прошел великолепную школу рисовальщика и живописца в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. расписывал Владимирский собор в Киеве, работал в области пейзажа и портрета. Незадолго до смерти, обращаясь со страниц журнала «Юный художник» к творческой молодежи, он писал: «Крепко желаю вам, чтобы вы познали природу и ее украшение – человека. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Нестеров долго не мог найти модель для отрока.

В 1897 г. художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. В 1882 Михаил женится на Марии Мартыновой. Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собою на его картины целую вереницу девушек и женщин исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страданья»». Приезжают с кладбища. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой.

Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В. Г. По преданию именно на этом месте подвижнику явилась Божия Матерь вместе со св. Убежденный поборник возрождения религиозной живописи, Нестеров многие годы посвятил созданию церковных фресок в Киеве (Владимирский собор), в Петербурге (храм Воскресения Христова), в Москве (Марфо-Мариинская обитель) и других городах России.

Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Это, как пример и несколько вариантов «Царевны» и «Христова невеста». Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. «Перед нами предстало чудо не только архитектуры, но и живописи. Заканчивая Московскую школу ваяния и зодчества у Владимира Маковского, Михаил Нестеров обратился к теме прошлого России. Он взошел на гору и основал Голгофо-Распятский скит. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую.

У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Известная картина «Видение отроку Варфоломею» проникнута чувством чудесного и среднерусским пейзажем. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Крамской ничего не сказал ему нового, талант молодого художника ни только не получил должного признания, но не был даже как следует замечен и Нестеров вновь возвращается в Москву, в покинутое училище, которое и заканчивает с успехом в 1886г., награждённый званием «классного художника» и большой серебряной медалью за картину «До государя челобитчики».

Нестеров не был исключением. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям.

Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. В 1890-е гг. До 12 лет Нестеров учился в Уфе, в гимназии, потом перешёл в реальное училище Воскресенского в Москве. во всей глубине ее старинно-религиозного осмысления, во всей чистоте ее «взыскующего.

Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Елеазаром Анзерским. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства.

Серьезный период 
в творчестве художника

Серьезный период в творчестве художника

Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. Поехали на кладбище заказывать могилку. Весной 1902г. Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы.

Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. Но вскоре возвращается в Московское училище и заканчивает его. Дата рождения – 31 мая 1862 года. Художник принял приглашение и отправился в Европу изучать византийскую живопись.

Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. В конце концов мастер добился желаемого результата. Место его рождения – город Уфа. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи.

Далее, как его надежда и завещание, звучит следующее: «. Вот к ним-то и придется обратиться за содействием, они, вероятно, знают «секрет», как надо учить. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Нестеров пытался изжить горе, воскрешая любимые черты на бумаге и холсте.

Картину обвиняли в тяжких грехах. Лишь очень редко появляется на картинах Нестерова тех лет человек в расцвете мужественной силы – обычно на втором плане, в качестве второстепенного персонажа. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Нет, не кажется. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле.

Он попытался показать на полотне всю христианскую Русь, весь народ, начиная от древнерусских князей и царей до своих современников. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Уже когда-то писала. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса.

Из-за болезни он долгое время не мог работать. С москвичами из СРХ Нестерова роднят лиризм интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Однако и здесь его ждало разочарование.

Вот они сидят трое, ведут тихие речи. Именно он оказывается смысловым центром картины, наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой. Печальному настроению, которым охвачен Варфоломей, вторит грустный осенний пейзаж, написанный неяркими, нежно-зелеными и золотистыми красками. Подобного еще не было в русском пейзажном искусстве.

СтраницыПубличная личностьДеятель искусстваМихаил Нестеров, художник

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Художник был расстроен, т. к. Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. С ранних лет в нём стала проявляться большая любовь к рисованию. Картина вызвала самые противоречивые мнения.

По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. Им в огромной степени владел П. П. Чистяков. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль».

и А. Д. Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты. За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея».

В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси». Они чутко уловили новаторство художника. Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане».

Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю». Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Всё она – любимая и безвременно ушедшая.

Нестеровы водили детей в театр и заезжий цирк, после чего Михаил и Александра устраивали собственные представления. С 1889 г. – экспонент, с 1896 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок один из учредителей Союза русских художников (1903). «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Чем-чем не поили.

Таково прекрасно сотворен рай земной, воистину — «В человецех благоволение». ». В 1940 году Нестеров написал необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора Веры Мухиной, которая лепила летящую фигуру Борея. Его все в городе любили, ставили в пример. Украшается та земля цветами и ныне каждую весну. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него.

Описание картины 
Михаила Нестерова 
«Горы»

Описание картины Михаила Нестерова «Горы»

Художник был расстроен, т. к. В этих подлинно «сказочных» формах своей религиозной живописи, возвращающей нас к блаженным временам невозмущенного сомнением и полного мистических переживаний детства, Нестеров. Наставниками Нестерова были Перов, Саврасов, Прянишников. И отдышался. Момент слияния человека с природой в единстве настроения уподоблен в картинах мастера моменту религиозного просветления, когда «тайный свет» становится явным, преображая сознание и окружающий мир. Искусство не терпит «фраз», неосмысленных слов, оно естественно, просто». Мирно, не спеша живут Божии старцы. «Первый весенний цветок с его тонким ароматом. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа.

Краски на нем и без того неяркие, почернели белый флердоранж потускнел. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Нестеров Михаил Васильевич — русский художник, который родился в Уфе в 1862 году. Такое близкое, милое что-то было в ней.

В борьбе, которая велась между различными художественными группировками за утверждение пролетарской идеологии, большая роль отводилась критике, ставшей, по определению И. Маца, «орудием художественной политики». Отроку Варфоломею (мирское имя Сергия Радонежского) с трудом давалось обучение грамоте. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни.

О нем сохранилось множество воспоминаний современников. Наконец совсем зачах. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины. Художник посетил Австрию, Италию, Францию и Грецию. Я был тут же и видел, как минута за минутой приближалась смерть. Нестеров в 1881г.

  • Нестеров Михаил ВасильевичКартины и биография
  • Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
  • Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
  • Картины — Нестеров, Михаил Васильевич
  • Художник Нестеров Михаил Васильевич Картины
  • Михаил Нестеров — русский и советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР
  • Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)
  • Картины Михаила Васильевича Нестерова
  • «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»

Михаила устроили в реальное училище К. П. Воскресенского. Свечи зажгли, как над покойником. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Прянишникова и в Академии художеств (1881-1883) у П. П. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым.

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. До конца жизни Нестеров считал Видение отроку Варфоломею лучшей своей картиной. Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Но лицо не утратило своей тихой прелести и светлой лукавости.

  1. ВЕЛИКАЯ КАРТИНА МИХАИЛА НЕСТЕРОВА
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Ландшафтный дизайн перед домом, миниатюрный дворик с прудом

Храм весь был покрыт фресками. Человеческие фигуры появились позже. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Он превратно ее в нестеровскую девушку.

() Он был в душе поэт, художник, музыкант. Под впечатлением путешествия были также написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Нестеров чутко относился к воспитанию молодой художественной смены.

А я и вздохнул. Здесь, среди однокашников, он познакомился с Левитаном, которого уже на школьной скамье все в училище называли «талантом». Какое милое, неотразимое лицо, говорил я себе, не имея сил отойти от незнакомки«. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Итогом развития стало изобретение Михаилом Васильевичем собственного видения живописи, которое он назвал опоэтизированным реализмом.

Нестеров Михаил 
ВасильевичКартины 
и биография

Мартыновой. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».

Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. «Первый весенний цветок с его тонким ароматом. С 1898 г. – академик за картину Великий постриг (ГРМ). Он родился в семье уфимского купца в 1862 году. автора), едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово «настроение».

Здесь его руководителем становится В. Г. Перов. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.

1942), выдающийся русский православный художник иконописец и общественный деятель. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор.

Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Работы Н. имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Уфы (родина художника), Астрахани, Вологды, Волгограда, Иванова, Казани, Кирова, Кисловодска, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Рыбинска, Саратова, Севастополя, Таганрога, Хабаровска. О нем сохранилось множество воспоминаний современников.

Вполне понятно, что первые произведения Нестерова носят явный отпечаток влияния Перова, начиная с сюжета и кончая последней карикатурной фигурой («После бани», «Знаток», «Домашний арест», «Жертва», «Приятели» и др. ). Поначалу колеблющийся в своих вкусах, потом решительно неудовлетворённый направлением, царившим в Училище живописи, ваяния и зодчества, М. В. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов.

На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ Рождество Христово во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94 мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96 церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904 фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11). По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Не боится она старцев и им она не помеха, смотрят на Божию тварь — улыбаются.

Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Перова. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. В 1883 году художник возвращается в московское училище.

Наиболее близки духу Нестерова, пожалуй, только картины Левитана. «Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Но чем старше становился Нестеров, тем сильнее менялась его творческая манера. Картина «Видение отроку Варфоломею» открыла цикл работ, посвященных Сергию Радонежскому, основателю Троице-Сергиевой лавры. После училища Михаил обучается в Академии художеств.

Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комякино недалеко от Хотьково. Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Я чах да чах.

Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Перов. Очень важную иногда самоценную роль в работах М. В. Нестерова играет лирический пейзаж.

Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Живет Михаил Нестеров в основном в Москве, а с 1890 по 1910 год – в Киеве. «У М. В. Решили: помер.

Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Здесь художник закрепляет традицию «церковного модерна», который наполняет канонические церковные сюжеты глубокомысленным лиризмом. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. Эта дорога производит неизгладимое впечатление. В тех же картинах с изображением девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров впервые изобразил неброскую красоту среднерусской природы. Родился в Уфе в семье купца. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. С 1910 г. – действительный член Академии художеств.

Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Чистякова. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Белая церковь со свечой колокольни видна отовсюду, но подъем к ней крут.

Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу Кто у него не бывал. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников.

Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Турыгину, — где-то на «Рапирной горе», в «Анзерском скиту», на севере, у Студеного моря, живут Божии люди, старцы. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров. Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли.

«Всё, что здесь изображено имеет мощный мистический подтекст. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком». Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Крамской ничего не сказал ему нового, талант молодого художника ни только не получил должного признания, но не был даже как следует замечен и Нестеров вновь возвращается в Москву, в покинутое училище, которое и заканчивает с успехом в 1886г., награждённый званием «классного художника» и большой серебряной медалью за картину «До государя челобитчики». На вершину Голгофы сейчас ведет дорога, кое-где бережно выложенная камнем. «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. В начале 1900-х годов раскрылся полностью талант Нестерова-портретиста.

Наступило другое – страшное, непонятное. без "Христовой невесты" не было бы того художника имя которому Нестеров". «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Михаил Васильевич Нестеров (19. К концу 1880-х годов он развивает тему допетровской эпохи, работая над картинами «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в», «Свадебный поезд на Москве в XVII в». Испокон веков в «господине Великом Новгороде» жили вольные крестьяне Нестеровы.

При отсутствии таланта, образования, внешнего блеска именно в смысле красоты духовной не походила она, очевидно, на окружающих. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова.

Это жанровые сценки сатирического характера, обличающие нравы буржуазного общества. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой.

Саврасова, И. М. Но ученье плохо давалось ему. Советская тематика чужда Нестерову», – писал в «Правде» критик. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Он писал и рисовал портреты жены и ему казалось, что она продолжает быть с ним.

В портретах академика И. П. Павлова, художников П. Д. Вполне понятно, что первые произведения Нестерова носят явный отпечаток влияния Перова, начиная с сюжета и кончая последней карикатурной фигурой («После бани», «Знаток», «Домашний арест», «Жертва», «Приятели» и др. ). Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа».

Храм весь был покрыт фресками. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Отчасти эта поездка была связана с работой над большой программной картиной «Святая Русь». В самом начале XVIII века сюда пришел отец Иоанн, бывший духовник Петра I, в схиме Иисус.

Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее. ». Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию.

Михаил Васильевич Нестеров. Иван Андреевич быстро завоевал уважение горожан: два десятилетия он был градским головой и первым купцом. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом.

Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Карамзин, Жуковский, Пушкин – все эти «властители дум» 1810–1830 годов были желанными гостями в доме купца Нестерова. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо. Почти через 60 лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом. Своеобразным итогом религиозной темы в творчестве художника становится большая незаконченная картина На Руси (Душа народа), ставшая воплощением слов Иисуса Христа: Будьте как дети. Шретер про свою мать.

Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М. И. Во второй половине XIX века среди преподавателей школы были знаменитые передвижники Павел Сорокин, Илларион Прянишников и Василий Перов, ставший любимым учителем живописца. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Нестерова есть картина «Лисичка».

В «соборных» картинах художник пытается выражать чаемые рубежи большого духовного обновления – это «Великий постриг», «Святая Русь». Все живет и дышит и это дыхание нужно уметь слушать, понимать. 05. Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Один из них в поисках свободной жизни отправился на привольный Урал, но «поверстан был заводчиком Демидовым в крепостную неволю».

В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Позже работал в области историко-религиозной картины (Пустынник, 1889 Видение отроку Варфоломею, 1890, обе – в ГТГ). Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. В 1905—1906гг.

Здесь художнику предоставлялась полная творческая свобода. Первая крупная работа живописца. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Но уже при Екатерине II Иван Андреевич Нестеров, дед художника, сумел освободиться из этой неволи, став «вольноотпущенным дворовым человеком господ Демидовых». Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Как самобытный и зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 – 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Нестеров много раз писал свою супругу— многие женщины сполотен живописца похожи наего первую жену. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.

Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью.

И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Безобидные пейзажи «Весна» (1931), «Лето» (1932), картины «Элегия» (1928), «Больная девушка» (1928), а также некоторые портреты «старцев» – В. Васнецова (1925), В. Черткова (1935), – оказались удобной мишенью для некоторых критиков, поспешивших уличить художника в пристрастии к прошлому, уходящему. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. Нестеров особенно почитал Достоевского.

Младенец был «не жилец». Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Но, как отмечает биограф М. В. Нестерова, С. Дурылин, «Нестеров не был купцом по призванию.

И здоровым стал. Испокон веков в «господине Великом Новгороде» жили вольные крестьяне Нестеровы. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Образ любимой жены остался в последующих работах художника.

Но своего учителя Нестеров застал уже при смерти. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Начал с реалистических жанровых картин (Жертва приятелей, 1881 Знаток, 1884, обе – в ГТГ). Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках.

Работы Н. имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Уфы (родина художника), Астрахани, Вологды, Волгограда, Иванова, Казани, Кирова, Кисловодска, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Рыбинска, Саратова, Севастополя, Таганрога, Хабаровска.