Картина Лунный Свет

Картина Эдварда Мунка Лунный свет: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Так как, картина исполнена в темных тонах, художником было решено демонстрировать Лунную ночь на Днепре при электрическом освещении, занавесив все окна и направив луч света на полотно, при котором восприятие картины с эффектом лунного сияния было самым располагающим.

«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Репин. Она стала настоящей сенсацией. Стех пор все жители поселка (кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались спарнишкой, как сознаменитостью. Ни единой детали.

Полонский, И. Н. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Инежалел ради этой утопической задачи ниденег, нивремени, низдоровья.

Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Она всегда была символом любви, таинственности и некоторых других чувств. Ж-191)613626465 — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко. По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи сделал сравнительно немного.

Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Но красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Онвпервые использовал искусственное освещение. Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Ближний план, для которого не требуется создание иллюзии пространства, художник пишет эскизно избегая лессировок, нанося лишь тонкий красочный слой, а кое-где и вовсе оставляя подмалёвок незакрашенным. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки.

Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям. В 1880 году в Петербурге на Большой Морской была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении», «Пятна лунного света. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.

Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Но офицер ответил: «Хорошо. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади».

Впрочем, Куинджи неподозревал отом, что онгениальный промоутер. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.

Картины лунный свет 
– коллекция мотивов 
с тематикой луны

Картины лунный свет – коллекция мотивов с тематикой луны

«Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Большим «лунным мастером» был русский пейзажист Архип Куинджи.

Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Поверхность реки изображена в мягких тонах. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Говоря окартине«Украинская ночь», Крамской писал вписьме Репину:«Я— совершенный дурак перед этой картиной.

11 фактов о картине 
Архипа Куинджи «Лунная 
ночь на Днепре»

11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Свой поступок объяснял так: «. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Друзья не понимали причин, волновались.

Но на долгие годы его единственными зрителями стали Господь и жена Вера. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Архип работал настроительстве церкви инекоторое время жил накухне своего нанимателя.

Архип Куинджи: история 
жизни впяти картинах

Архип Куинджи: история жизни впяти картинах

Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично.

Искусство твоё высоко и могущественно, так как тебя вдохновлял гений. » (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского). Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Окна в зале были задрапированы, а сама картина освещалась лучом электрического света. Куинджи-пейзажист остается верен себе.

В ней нет ни капли недосказанности. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Холст, масло.

20 картин с медовой 
полной Луной

20 картин с медовой полной Луной

О судьбе жены Куинджи известно не так много. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно.

Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. О них и пойдет речь.

Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей. Готовность к действенной помощи ближним была самой трогательной чертой Куинджи до самого конца.

В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Куда уж проще. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Стоит убрать с полотна малейшую деталь – и мы получим уже абсолютно другую реальность. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). 10. Его ученик Николай Рерих так писал о своём учителе: «Вся культурная Россия знала Куинджи.

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Луна», «Тишина») уже близка осень и земной спутник выглядит далеким и немного грустным. Прекрасные лунные пейзажи встречаются у английских художников: Генри Петер «Темза при лунном свете», Джон Аткинсон Гримшоу «Лунный свет».

«Днепр утром» – была спокойной и простой и уже не вызывала тех восторгов, что «Ночь». Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Пожалуй, завсю свою жизнь онпроиграл лишь одно сражение— смироустройством. Зима», В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича. », Коринт Ловис «Луна в июле», К. Коровин «Вечер» и многие другие), но на некоторых работах Луна – главное действующее лицо.

А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12.

Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Однако это не совсем верно. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032.

Глядя на картину, нетрудно представить весь изображённый на ней сюжет в динамике, буквально физически ощутить и дуновение ветра и многообразие запахов, наполняющих нарисованное на пейзаже место, услышать многоголосие звуков Словом, с головой и без остатка погрузиться в мир этого полотна, увидеть сюжет «Лунный свет» самостоятельно, но глазами художницы, почувствовать то, что чувствовала, создавая полотно, она, но пропустить это через себя. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Хозяева невозражали идаже приглашали«навернисаж» соседей. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Он проводил эксперименты с красочными пигментами и применял битум.

лунный свет Фото 
со стоков и изображения

лунный свет Фото со стоков и изображения

105 167 см. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

Деньги ислава его неслишком интересовали. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.

Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Описывать его картины бессмысленно их нужно увидеть: «Дарьяльское ущелье в лунную ночь», «Украинский пейзаж с чумаками при луне», «Лунная ночь в Константинополе», «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Морской вид при луне», «Лунная ночь», «Буря на море лунной ночью», «Лунная дорожка» – это лишь малая часть работ прекрасного мастера. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш.

Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.

Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. «Ночное» — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. И с этими задачами он справился блестяще. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76.

Картина Лунный свет 
Эдварда Мунка

Картина Лунный свет Эдварда Мунка

Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Пресса неистовствовала, публика валила валом. Тургенев, Я. Полонский, И. Крамской, П. Чистяков и даже знаменитый химик Д. И. Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него.

Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Стаким резюме, несомневался Куинджи, ему одна дорога— вПетербургскую Академию художеств. Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка.

Здесь ночное небо представлено не чем-то далеким и неподвижным, а живым и меняющимся. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Среди других работ отечественных художников стоит отметить Е. Волков «Лунная ночь в лесу», А. Боголюбов «Лунная ночь. Даже чуткий и дальновидный И. Н.

Картина «Лунный 
свет» была признана 
лучшим фильмом на

Картина «Лунный свет» была признана лучшим фильмом на церемонии «Оскар-2017»

вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука. Под впечатлением смерти своей дочери А. Саврасов создает шедевр «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне», который, к сожалению не так известен, как его «Грачи прилетели». Она выглядит зыбко и нереально, словно не существует в реальности.

После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Ещё одной абсолютно удивительной особенностью «Лунный свет» является тот факт, что картина является совершенно целостной. Впечатление останется смазанным, а ощущение – не полным. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».

Это был прямой ибесхитростный человек. Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. И. Е. Ни дарование, ни желание творить никуда не исчезли. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории.

Репродукция картины 
Лунный свет

Репродукция картины Лунный свет

Как достиг художник такого эффекта. Краска потрескалась и поблекла. Конечно, в большинстве случаев, спутник Земли не более чем «предмет интерьера» или источник загадочного серебристого света (А. Написав свою знаменитую«Лунную ночь наДнепре», Куинджи показывал еепублике всвоей мастерской— всего подва часа вдень.

Она далека, холодна и безжизненна, но ее волшебный свет преображает все вокруг. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Но в итоге Битти, по всей видимости, дали не тот конверт и краткий триумф «Ла-Ла Ленда» обернулся примирительным – для «Лунного света», который и стал лучшим фильмом года. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.

Картина Лунный свет 
завоевала Золотой 
глобус в категории

Картина Лунный свет завоевала Золотой глобус в категории лучшая драма

По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Березовая роща», которыми они были восхищены. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.

В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Холст, масло. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Слухи оботзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи онотказался.

Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.

Мистические картины 
Ивана Крамского

Мистические картины Ивана Крамского

Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Поверили в Свет. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера.

Получив известие о том, что император Александр III удовлетворил его просьбу об увольнении с флотской службы, к середине 1882 года Константин Константинович вернулся в Россию48. Одним из первых, кто увидел новое полотно, был писатель Иван Тургенев9, восторженный рассказ которого услышал великий князь Константин Константинович10. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.

Картины (живопись) 
: Лунный свет

Картины (живопись) : Лунный свет

Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года).

Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картина или действительность. ».

Описание картины 
Архипа Куинджи «Лунная 
ночь на Днепре»

Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Оставляю за собой». Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.

Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Просто дьявольщина какая-то»15. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.

«Лунная ночь на 
Днепре» картина 
Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи

По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. Луна иногда даже называют «солнцем поэтов», но и художники часто обращали на нее свое внимание. Архип Куинджи был гениальным промоутером. Его картины«продвигались нарынок» вполном соответствии сзаконами маркетинга ирекламы, втегоды еще несформулированными.

Его лунные дорожки на морских волнах до сих пор остаются непревзойденными. 105 144 см. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен.

В то же время, Дарьи Воробьёвой удалось полностью закончить свою картину. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Зеленоватая лента реки пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков.

Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре

Что это такое. А. Куинджи «Осенняя распутица» (1872)С 1870 г. художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые уже отличались от пейзажей передвижников: художник искал свой путь в пейзажной живописи и постепенно отходил от реализма. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.

Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Событие стало настоящей сенсацией. Картина Дарьи Воробьёвой «Лунный свет», будучи истинным произведением искусства, не просто изображает нам то, что когда-то увидел художник, решив запечатлеть это на своём полотне.

Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».

Картина создаёт впечатление простора и бескрайней широты. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника, откоторого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем.

А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). Русский писатель И. И. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Создавалась иллюзия лунного света и это был настолько необычный эффект, что картина вызвала настоящий ажиотаж среди публики.

Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Этакий молодец — прелесть»42. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Картину купил Великий князь Константин и взял её с собой в кругосветное путешествие. Под действием морского воздуха состав красок изменился и пейзаж потемнел. На ней нет ничего лишнего. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось.

От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В его прощальной картине «Днепр утром» (последней показанной на выставке при его жизни) нет ни луны, ни багрового заходящего солнца – ничего, кроме поросшего выгоревшей травой, полевыми цветами и чертополохом берега да заречных далей, окутанных мглистой дымкой. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».

105 144 см. «Молоденький офицер» оказался великим князем Константином Константиновичем, картину он, разумеется, купил. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. 2. Он достиг этого эффекта в результате многослойной лессировки и умением использовать световые и цветовые контрасты. Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления. Когда через год Куинджи выставил свою новую картину «Днепр утром», её сухо встретили зрители – она была написана без ярких световых эффектов. Так в1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен вольнослушателем в Академию.

С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18.

А ведь биография Куинджи не менее удивительна, чем его произведения. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. На картине изображена летняя ночь.

Менделеев, Я. П. Он много экспериментировал изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Великого князя онпопросту неузнал, лампы использовал, так как боялся, что при солнечном свете здание изкрасного кирпича напротив даст«нетот рефлекс». Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.

Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей.

Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. 8. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.

Лунный свет – картины 
напечатанные на 
холсте и ручной

Лунный свет – картины напечатанные на холсте и ручной работы

Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович.

Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. В мастерской художника побывали И. С. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. В 1868 г. на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника и в этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Вы, вероятно, уже слышали.

Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Большой канал в Венеции», «Лунная ночь на море», «Лунный вечер в Константинополе». Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии.

Он любил людей не на словах, а на деле. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет.

Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Лунная ночь» – на всех этих картинах Луна является главным персонажем. Крамской, П. П. Чистяков.

Рубрики Галерея 
картин Ирины Витошинской

Рубрики Галерея картин Ирины Витошинской

И именно в этом и заключается секрет гармонии, создание которой в своих произведениях под силу только настоящему художнику, творцу с большой буквы, человеку, тонко и чётко ощущающему окружающую его действительность и умеющему, что называется «уловить момент». Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем.

Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Что это такое. Эффект был ошеломительный. Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Куинджи же сам объяснял так: «.

Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Но Романов просил оставить картину за ним. Когда ученики задумали создать Общество имени А. И. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты.

«Ла-Ла Ленд» наградил 
«Лунный свет»

«Ла-Ла Ленд» наградил «Лунный свет»

Первые две попытки оказались неудачными. Но её не было. Его мастерская была лабораторией исследователя. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58.

Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела.

  1. История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
  2. В мире интересного и познавательного
  3. Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"
  4. Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
  5. «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
  6. Самое интересное в виде мозаики
  7. Конкурс «Звёздная палитра-2019» Тема: «Живая природа

Даже нападки делали это имя еще более значительным. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06. 09. 1836–13. 10. 1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. На этих картинах («Сумерки. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.

Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».

Диск луны фосфоресцирует и создаёт иллюзию таинственного света. В принципе, тот факт, что статуэтку вышли вручать Уоррен Битти и Фэй Данауэй – Бонни и Клайд, запустившие эпоху нового Голливуда полвека назад, примирил ненавистников и поклонников «Ла-Ла Ленда». Оставляю за собой». Как-то он подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. В конце 1880 г. в Обществе поощрения художеств состоялась выставка одной картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре», эта выставка имела небывалый успех.

  • Лучшие работы участников конкурса «Звёздная палитра-2018»
  • Книга Секреты мастерства художницы Ирины Витошинской
  • Наиболее Просматриваемые Страницы
  • Фоторепортаж: «Оскар-2017»: красная дорожка
  • Краткие описания произведений мировой живописи

А. Куинджи «Днепр утром» (1881). Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. 4. УКуинджи была железная хватка. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.

По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. «Звездная ночь» Винсента Ван Гога кардинально отличается от всего, что было раньше. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59).

Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Совсем затворником Архип Куинджи не стал, он основал Общество независимых художников, преподавал в Высшем художественном училище при Академии. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок.

Хватило бы на десяток-другой популярных художников. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».

И все поверили. Тёмное небо покрыто легкими облаками. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Заговорили о возрождении романтизма.

  1. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
  2. Описание Картины Куинджи Лунная ночь

В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Это была первая в России выставка одной картины. Менделеев.

В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.

История одного шедевра: 
«Лунная ночь на 
Днепре» Куинджи

Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Многие из них заглядывали за картину в надежде отыскать там лампу, чтобы уличить автора в шарлатанстве.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)А когда картина была выставлена, её успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. В просвет между ними выглянула луна и осветила Днепр, хатки и тропинки на ближнем берегу. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.

Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. Нет ничего удивительного, что Луна всегда притягивала внимание людей. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ».

Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Правда известно, что эксперименты все-таки были. Немного иначе выглядит луна на пейзажах Исаака Левитана. Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника.

На картинах немецкого художника-романиста Каспара Давида («Восход луны над морем», «Двое, созерцающие луну») она является символом романтичности, таинственности и любви. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Куинджи первым устроил«выставку одной картины». 3.

Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. И я поверила.

Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. С написанной в 1876 г. «Украинской ночи», вызвавшей всеобщее восхищение, начался романтический период в его творчестве. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (1877)Архип Иванович Куинджи родился 27 января 1842 г. в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.

В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. 15129). Картина или действительность. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Если онвидел цель, тонеостанавливался, пока недобивался своего: повыражению Репина, «буравил землю насквозь». Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах.

Для русского искусства это стало новаторством. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое».

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».

Низкая полная луна, скрывающаяся за облачком, словно говорит о потерянных надеждах. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. На следующий, 1881 год Куинджи точно так же показал новый вариант «Березовой рощи», а через год — еще три картины.

В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Здесь все словно пронизано тревогой, печалью и бесконечной тоской. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85.

«Лунная ночь на Днепре», «Ночное», «Дарьяльское ущелье. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53.

Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Ведь всё равно не купите: она дорогая». 20-21). По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22.

Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.

Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Это стала первая в России выставка одной картины. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. Всё в природе замерло, словно заколдованное лунным сиянием.