Картина Репина
Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. К слову сказать, многие ошибочно считают, что Репин написал картину «Приплыли». Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер.
Картины Репина отличаются удивительным сочетанием реальности и вымысла. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей.
Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Перед началом стоит сказать, что картины Репина обладали какой-то роковой силой. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. «запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины. Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы».
Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.
Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.
Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Многие картины Репина известны нам со школы. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Первый факт. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Герой, вероятно, отсутствовал несколько лет, о чем свидетельствует реакция детей на его появление: они, кажется, не помнят отца. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Пятый факт. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Убийство свершилось. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. В эту минуту в комнату вошел Христос. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Казалось, она спит.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Этюд получился превосходный.
Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Эта история получила название «бунт 14». По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Л. Н. Толстого». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Возвращается в Россию летом 1876 года. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Стасов присылает ему все, что он просит. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Третьяков»109. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Внимание художника тяготит их. Комната небогатой интеллигентной семьи. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Краткая информация о художнике и его картинах
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Картины Ильи Репина – мастерство художественного маэстро
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. За окном летний день.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Репин встречал их по средам. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Путешествие по России: Самарская область
- Биография художника Ильи Репина
- Краткая характеристика творчества
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Мне минутами становилось страшно. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Много учился на написании портретов близких и друзей. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
- Путеводитель по Перми и Пермскому краю
- Картины Репина (фото) с названиями
- Увеличим поток клиентов на 40-300 всего за 1 месяц за счет внедрения эффективных маркетинговых решений
- Всё самое интересное: новости, рабочие моменты и жизнь участников команды можно посмотреть в нашем
- Портрет Модеста Мусоргского (1881)
- Как заключенные сбежали изСобибора
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Глаза ясные и добрые.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин считал сам эту картину красивой.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Репин никуда не делся. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Репин был очень дружен с Мамонтовым. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25000.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин дважды подавал прошения об отставке. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства.
». Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Как и в других своих работах исторической направленности, Репин использовал при создании картины образы своих современников. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Этот мужчина слыл в городе колдуном. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Так ли это – судить зрителям. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Каждый персонаж переживает что-то своё. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». И вот уже перед нами не царь, а отец. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В его взгляде осуждение и тревога. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Они словно противопоставлены друг другу. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Она была закончена только в 1891 году. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. О чем эта история.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Впрочем, так ли. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Вся центральная часть написана самим Репиным. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Рассмотрим "ближний круг".
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Не доносчик ли. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. 2. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Америка—Франция—Россия. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Публике картина понравилась. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Берег Волги.
Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В его глазах читается печаль, тоска.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. На моих друзей она производила то же впечатление.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Он идет прямо к матери.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Все заняты. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Известность мастеру принесли картины на исторические сюжеты, в которых с большой доскональностью показана русские черты характера. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
М. Бунакову. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Работал весь день, не замечая времени. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.