Описание Картины Кукрыниксы Таня

Описание картины «Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)»

Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Пустые, зияющие глазницы окон.

В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико. Вхутемасовцы. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. за оформление детских книг. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Тупик. еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

— изумился Жаров, — что можете. ». Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет.

В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Только тогда художник. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение.

Описание картины 
Аркадия Пластова 
«Таня»

Описание картины Аркадия Пластова «Таня»

Буревые зори двадцатых годов. Организованная в музее небольшая группа ребят.

В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Уже в оформительской практике начала 1930-х гг. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению.

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

Звонкие голоса юного Советского государства. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930).

Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим., которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате. без поправок, без ретуши.

  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)
  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) — Кукрыниксы
  • Образ Зои Космодемьянской в годы войны
  • Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»
  • О творчестве художников Кукрыниксы
  • Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история

Технология этого процесса подробно излагается в специальном руководстве, адресованном, правда, не самим детям, а родителям и педагогам. Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Живопись пастозна, материальна, красива.

И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
  • Карикатуры художниковКукрыниксов
  • ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  • Картина Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) – Кукрыниксы
  • Художественный метод Кукрыниксов

А главное – бескомпромиссность и честность всех начинаний. Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением.

Активное, волевое, конструктивное искусство. Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. потирает руки и притопывает ногами». Под колесами была земля, побывавшая в плену. Видное место в детских изданиях 1930-х гг.

  1. Значительные работы Кукрыниксов
  2. Выставки и наследие Кукрыниксов
  3. Творческий путь Михаила Куприянова
  4. Творческая биография Николая Соколова
  5. Ностальгический клуб любителей кино

Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается. Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде».

Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника». Врагу не сгубить славу России. Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн.

Он при последнем издыхании. Мы постучали в одну из изб. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др.

Таня (Подвиг Зои 
Космодемьянской)

Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг.

Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). И в то же время в изданиях 1930-х гг. В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Пусть одобрение мира дает вам еще больше уверенности и силы», - писал художникам в год начала создания «Бегства фашистов из Новгорода» Рокуэлл Кент. В 1945-46 гг.

Десятки вариантов, сделанных по памяти, не заменят одного, сделанного с натуры». Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Вот таким образом зрители могут созерцать действительность такой, какой она была на самом деле. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков.

В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона. Таковы Гойя, Домье, Хогарт, Федотов, Перов. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства. Снега, снега. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу.

Уже в Москве написали полную картину «Таня». Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». «.

Они обречены. Мощное тело слона уравновешивается черным грозовым облаком, эта мрачная композиция соседствует с умиротворенным, прозрачным пейзажем.

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов.

он «. Были ошибки, глупости, промахи. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Отрицать и утверждать.

В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Петрищево. И посреди всего этого адова хаоса – София. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ.

Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). На пороге стояла пожилая женщина. В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. с детскими издательствами.

- Машина шла на запад. В этой главе представлены главным образом работы московских и киевских иллюстраторов начала десятилетия, в ряде случаев для сравнения приводятся ленинградские издания. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Но не это было главным.

Мечутся, трусливо пригибаясь, фашистские тати по чужой земле. Главным на полотне Аркадия Пластова является лицо, прописаны все его черты. Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте». Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Главари фашизма сцеплены друг с другом, как хоровод мертвецов в пляске смерти, хотя никто из действующих лиц не смотрит друг на друга. В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими.

Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Правда, не каждому дано быть бойцом.

Нет. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Молотов», «И. В. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство.

Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Ощеренные крыши изб. И не только потому, что юность всегда кажется золотой сказкой. Безвольно повисла рука спящего пьяного офицера.

Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей. Рисковое, порою безудержное желание творить. В годы войны он становится настоящим оружием против врага.

Ревет яростное пламя, пожирая древние стены. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2).

Площадь. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». В руках бандитов – чадящие факелы.

Первая значительная картина Кукрыниксов Утро (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы.

Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Очень часто газету заменял плакат. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Конец бесславный, позорный и жалкий.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Генерал на первом плане парализован страхом.

В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг. Здесь свершилась казнь.

Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). В издательской практике начала 1930-х гг. Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. Яркость.

Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. «С увлечением отдается художник.

Однако, в начале 1930-х гг. Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Первые живописные произведения Кукрыниксов (Похороны комиссара, Господа интервенты, Въезд белых и др. ) появились в 1932. Карикатура—искусство чистого представления. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп.

Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Низко стелются зловещие клубы дыма.

В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Форма рождается из памяти.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Этим картинам, так же как и серии Старые хозяева (1936-37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина За Родину. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Воет лютый пожар.

Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката., на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве.

Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34 "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60). Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Художник изобразил молодую девушку, одетую в теплые одежды. чувство юмора необходимо. Художники 1920-1930-х гг. Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Именно этот слой людей в его творчестве занимал главенствующее положение. Немало пустозвонов и смутьянов сокрушали «старое», опрокидывали каноны, не предлагая, по существу, ничего взамен.

Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе». По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш.

Стремясь к живой и непосредственной фиксации своих впечатлений, художники отвергают не только академические, но и любые другие устоявшиеся каноны. «Все трое. И вот таким образом вхутемасовцы получили заряд, которого каждому хватило почти на всю жизнь.

Особенно удачен поэтичный образ девочки, стоящей у окна в темной комнате и рассматривающей заснеженные деревья. «Теперь я понимаю, что для ребят, тем более для ребят младшего возраста, эти иллюстрации давали очень мало, запутывали сюжетную канву, — оценивал Ротов в 1935 г. свои работы начала 1920-х гг. — В рисунках не было, на мой взгляд, главного—искренности, теплоты, художественной простоты. В рисунках Усто-Мумина (А. Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова.

сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Может быть, потому, что черное и белое. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Из сугроба торчал остаток виселицы.

Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег.

Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. Здесь изверги измывались над Зоей. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Первые дни 1944 года. Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон.

Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Раскованность интонации, чувственная правда сиюминутного впечатления ценились ими в искусстве гораздо выше всех прочих достоинств. Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины.

Карикатуристы—художники абсолютно особого склада. Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни. В эти тяжелые дни выходило мало газет. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего». Новгород.

Ходит ходуном, горит земля над головами злодеев. ", 1941). Этот тонкий и остроумный художник был человеком разносторонних дарований одно время он примыкал к немногочисленной группе литера-торов-экпрессионистов, а позднее получил известность как авторитетный москвовед, умевший воскрешать в своих книгах, рисунках, устных рассказах облик давно исчезнувших домов и улиц. Кухонька. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади.

За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства.

Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Еле держится на ногах фюрер, качаются на стене сдвинутые с места картины, болтается бездействующая телефонная трубка, вверх ножками торчит опрокинутый стул. Я слышу этот Древний благовест, слышу клики народа, голос Невского.

Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации., и кресты, березовые кресты. Скрип снега под босыми ногами Зои. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий.

Хотя на других полотнах краски более яркие. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии. В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны.

Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен. Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел».

И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь.

В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Девушка выглядит насуплено и немного напыщенно. Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно.

Смелость начинаний. В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. Ими выполнены рисунки пастелью – «И.

Без него жизнь теряет половину своего обаяния». В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Нельзя сказать, что картина не имеет движения, наоборот, благодаря ухваченному мгновению, появляется возможность понять эмоции девушки. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам.

Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ). Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С.

Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Среди опустошения и смерти, глушащей все живое, мы как бы слышим слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» – такова историческая правда, звучащая в этом полотне, так найдены масштабные соотношения, композиционный строй этого огромного холста, такова сила веры в победу, заложенная в это произведение. Но развить, воспитать. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины. Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926).

Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Русская печь. Главным было – дерзание. Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Картины, увиденные ими в порту, воспроизводятся подчеркнуто субъективно, без малейшего намека на патетику.

конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и других.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты». Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. Порыв народа первой Страны Советов в стремлении к миру, стройке. «Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. чем сбиться с ритма».

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. Это было суровое, порою голодное время.

Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг.

В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок.

Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931). Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг. Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. И никакие фразы, никакая ложь не оправдают чудовищных злодеяний фашизма. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные.

Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Оказывается, эти сцены снимались не в бушующем море, не на крыше небоскреба и не в облаках, а всего лишь в небольшом павильоне, уставленном декорациями и оборудованием для спецэффектов. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. Суд истории близок. Автор статьи: Дмитрий Фомин.

Они умели находить грани бытия, в которых наиболее зримо предстает уродство зла. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Дрожащий свет фонарей.

Кто не помнит плакат Д. С. Моора Ты записался добровольцем. Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком. В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. И в детской и во взрослой книге стал насаждаться тип иллюстрации, почти ничем не отличавшейся от детально проработанной станковой картины. Они дважды иллюстрировали 12 стульев Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к Жизни Клима Самгина М. Горького (1934) в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев М. Е. Салтыкова-Щедрина (История одного города, Господа Головлевы, Сказки, 1937-39), а вслед за ними и персонажей Н. В. Гоголя (Мертвые души, 1938).

брошена телефонная трубка. Около каждого – заметенная вьюгой каска. Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг.

Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства». Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Безнадежность и страх животный, тупой охватил этих недавних вершителей судеб.

Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. Однако ни «пролеткульты», ни иные свергатели Рафаэля и Пушкина не одержали конечной победы. характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости.

Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Это он – Геринг».

занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов. Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. Воспрянет краса собора. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Например, для того, чтобы понять зашифрованный смысл книг Б. Татаринова и Е. Дорфман «Где кот.

Равнина. «Книжка о зиме — и черная. Отступая, фашисты спилили ее. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Художники яростно спорили и неустанно искали пути для отражения наступившей нови.

При малейшей возможности мы работали.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). Впрочем, как свидетельствуют современники, к его рассказам следовало относиться осторожно—обожавший всевозможные мистификации Земенков принадлежал к числу самых колоритных московских чудаков и оригиналов. Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь».

В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу. Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. С 20-х гг. Немало смутного и наносного сопровождало эту зарю рождения новой красоты. Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). И когда задумаешься и представишь себе этих трех высокоодаренных живописцев, рисовальщиков, которые при всем умении создавать буквально все — от пленэрного пейзажа, реалистического портрета, сложнейшей станковой картины до превосходной книжной иллюстрации к творениям мировой и отечественной классики — прежде всего находили в себе энергию и время отдавать свой дар борьбе со злом и неправдой в карикатурах, плакатах, «Окнах ТАСС», то становится ясно, какую высочайшую этическую задачу ставили перед собою мастера. «Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление.

Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). В. Сталин и В. М. Молотов», «И. К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова.

Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики. Кукрыниксы рассказывали, как они впервые столкнулись с главарями фашистов в Нюрнберге: «Мы рассматриваем пока еще пустой зал суда, как вдруг из выдвижной двери боковой стены внезапно появляется знакомая фигура.

Привлекательность инфантилизма для нас, молодых художников, заключалась в большей свободе интерпретации, подражании детскому рисунку с его яркой выразительностью и красочной декоративностью». Смята, сдернута скатерть. Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем.

На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». изживает себя. Месяц, нескончаемый долгий месяц висел оледеневший труп героини. Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты.

В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко. », «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств. Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа».

Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы.

Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия. Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное.

Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения.

Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает контрреволюционное дело. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других.

Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. Жутко, страшно было повторять этот путь. Ее мрачный колорит богат. И многие другие.

«Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. Иные воспевают красоту пейзажа и тем отрицают уродство. Упал стул. Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми.

Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР.

К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева.

Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. Скрипнула дверь. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Разумеется, трудоустройство состоялось.

Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. А вот заднему плану картины уделено минимальное внимание. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Отстукивают секунды нервные пальцы эсэсовского убийцы.

Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям.

Таким способом он подчеркивает, что на улице холодно, наступила настоящая зима. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. Сталин и В. М.

Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами. были объявлены вне закона и преданы анафеме. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. В картине изображен хаос, кошмарный по чудовищности акт разрушения. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Здесь предпочтительнее ошибаться. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. найдет нужный графический язык, который сумеет сочетать ощущение правдивого, взаправдашнего, реального с фантастикой».

Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Пустыри, Пожарища, Обугленные черные головешки. Как лозунг звучит победная надпись Дошли. Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. И восстанет из пепла Новгород.

Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Но.

Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Лицо серое изможденное.

Для украинского искусства книги 1920-х гг. В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран. Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. Зачастую несовершенные герои наделялись несвойственными им в реальной жизни добродетелями, с младенческого возраста осваивали самые нужные и перспективные профессии, проявляли повышенную политическую активность и это не могло не отразиться на их внешнем облике.

В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Все идет прахом. художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды. Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения.

Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка. Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. Свежесть.

выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и Правда, что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий А. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. В 1942 Кукрыниксы написали картину Таня (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945-46 – картину Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Узкая тропинка привела нас в маленький дом. В 1920-х гг. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского.

Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. «Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется. Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг.

При этом каждый художник творит и самостоятельно. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков.