Питер Пауль Рубенс Автопортрет

Биография Питера Пауля Рубенса и галерея картинАвтопортрет с Изабеллой Брант28 июня празднуется 435-летие со дня рождения Питера ПауляРУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (28 июня, Зиген -1577– 30 мая 1640, Антверпен), – великий фламандский художник и дипломат.

Питер Пауль Рубенс – автопортрет

В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.

В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Большие окна были растворены. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.

  1. Петер Пауль Рубенс (1577-1640) Автопортреты
  2. Автопортрет Питера Пауля Рубенса
  3. Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
  4. Питер Пауль Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант»
  5. Автопортрет с Изабеллой Брант, Питер Пауль Рубенс – описание
  6. Питер Пауль Рубенс, картины и творчество художника
  7. Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника

Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Эта же комната служила и личным кабинетом.

1610) и «Снятие с креста» (1611—1614) в соборе Антверпена. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.

  1. Питер Пауль Рубенс и Елена Фоурман: вдохновение истинной любви
  2. Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
  3. Галерея картин Питера Пауля Рубенса
  4. Известные картины Питера Пауля Рубенса

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Впрочем, с её старшей сестры Сусанны он исполнил 7 портретов— больше, чем с Изабеллы Брант209. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.

Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину.

  1. Питер Рубенс: последние новости
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Картины Питера Пауля Рубенса (с названием)
  4. Истинные цвета: Креативная реклама цветных карандашей
  5. Клод Моне картины, творческая биография

Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.

Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».

  • Творчество Питера Пауля Рубенса
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Отправить запрос на изготовление копии
  • Лучшие работы Питера Пауля Рубенса

Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.

  • Напишите отзыв о статье Рубенс, Питер Пауль
  • Отрывок, характеризующий Рубенс, Питер Пауль

Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.

Петер Пауль Рубенс 
 (1577-1640) Автопортреты

Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.

Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне67.

«Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Кроткий вид богинь и грациозные позы не предвещают роковых последствий решения, которое должен принять Парис и которое привело к Троянской войне. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Рубенс встал, быстро оделся. 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком.

Вдова, оставшись со старшей дочерью и сыновьями Филиппом и Питером, приняла решение вернуться в Антверпен, опустошённый войной10. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Художник увлекся новым жанром — портретом.

В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.

Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.

Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. В 1629 году он побывал в Англии. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.

Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.

Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии.

Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.

Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства.

Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отпевание состоялось 2 июня. Картина была подписана обоими художниками104.

Эрцгерцогиня, впрочем, не придавала особого значения его достоинствам советника, но заказала Рубенсу в 1624 году портрет польского посланника, что вызвало язвительный комментарий французского агента163. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.

Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.

Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. КОНТИНЕНТЫ. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).

Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Это могло быть вежливое уважение, симпатия, восхищение или даже любовь, как в серии портретов второй жены художника, Елены Фоурмен.

Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.

После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.

Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Рубенс перешагивал через тела придворных.

По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. О его передвижениях свидетельствует переписка с герцогским управляющим Аннибале Кьеппьо из которой следует, что в Мантуе Рубенс провёл полных три года из восьми лет пребывания в Италии.

Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.

Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.

Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения.

В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.

Речь шла о «Воздвижении креста». Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86. Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским».

Изображение кажется частью живой реальности. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".

Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. 10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями11. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.

Новая поездка в Париж оказалась неудачной. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.

Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе.

В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Вокруг её могилы собраны 12 апостолов – некоторые с поднятыми в благоговении руками другие пытаются дотронуться до её сброшенного савана. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Никулин.

Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.

Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем.

Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Длительное нахождение в Италии (1600-1608) с поездками в Венецию, Мантую, Рим и Геную стало решающим этапом в художественном формировании Рубенса: он получил опыт непосредственного знакомства с классической античностью и с ренессансным классицизмом, равно как и со всем разнообразием современных ему явлений в культуре.

И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.

С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие6.

Но Рубенс никогда не был педантом. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.

Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.

В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок.

Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.

На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.

К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Внимание Рубенса привлек и колоризм Тициана, Тинторетто и Веронезе, а также «люминизм» Караваджо и все эти впечатления чудесным образом переплавлены у него в живописный язык, проникнутый большой чувственной теплотой, с наполненным светом и блеском колоритом, где формы обозначены крепким рисунком, уже включенным в композиции барочного типа, но еще дышащим классическим равновесием и эпическим духом. В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.

Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.

галерея Медичи в Лувре). Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.

Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства.

Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).

Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.

М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.

Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Однако групповой портрет лишён какого бы то ни было налёта прозаизма достоверности. Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.

Королевским приказом для Рубенса были открыты все художественные коллекции, а гидом назначили придворного живописца Диего де Веласкеса. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику.

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.

Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.

Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды – ярко-красное полотно, а за его спинами – не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.

Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. К этому сюжету он обращался не раз (ок. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства). Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. В частности, были убраны бойницы.

Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Никлас рано удостоился дворянского титула и умер ещё ранее своего старшего брата в возрасте 37 лет, оставив семерых детей79. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.

О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Пели петухи.

За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. 1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.

Существует предположение, что черты лица камеристки сходны с об ликом рано умершей дочери Рубенса – Клары-Серены. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.

Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.

Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.

В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.

По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.

10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Э. Фромантен, однако, замечал, что в картинах почти нет рубенсовских янтарных тонов их колорит напоминает о его итальянских работах.

В 1625г. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань.

Крупным успехом стало подписание контракта на 20 000 экю, в котором была предусмотрена статья, что даже в случае кончины заказчика будет оплачена уже выполненная часть заказа. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Из мастерской Рубенса вышли Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, трое братьев Тенирс, Антонис ван Дейк.

Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Доброклонский и Н. Н. В 1622г.

«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов. История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.

Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. Постройка особняка обошлась художнику в 10 000 флоринов, только его фасад тянулся на 36м, а в глубине участка был разбит сад размером 24 на 48 метров80.

Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.

В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.

Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.

Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.

В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Конечно, фантазия художника опирается на воспоминания об увиденном в самой жизни, на впечатления от реальной природы. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.

Пора в мастерскую. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.

Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.

Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.

Большую роль играет пейзажный фон, который превращён по сути в реальную среду местонахождения портретируемых. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 1638—1640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества.

Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме.

Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Рубенс и себя не раз писал в ней. Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей.

Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.

По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».

Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Луки.

Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».

По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».

Соответственно, философ был помещён в самый центр композиции, а на его последнюю научную работу намекал бюст Сенеки. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованны Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой.

Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.

фламандская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.

Красный фон перекликается с румянцем на щеках, а ожерелье и кружева создают что-то вроде драгоценной оправы для столь дорогой сердцу художника жены. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте.

Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Бригитта Спинола Дориа происходила из влиятельного генуэзского дворянского рода Дориа, представители которого боролись за первые роли в государстве. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.

Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Рубенс писал всех выдающихся деятелей противоборствующих сторон: поясной портрет Бэкингема сангиной и конный— маслом, полководца Спинолу и даже вдовствующую эрцгерцогиню, которая 10 июля 1625 года остановилась в его доме на пути из Бреды.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.

Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.

Его зрительная память не уступала памяти на тексты.

Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. 1630—1640, Вена, Музей истории искусства). На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.

Он интересовался латинской литературой профессионально, в переписке сохранились его рассуждения о рукописных копиях неизвестных или ещё не опубликованных сочинений древних авторов. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.

Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. И в том, что Рубенс, подобно Караваджо избрал для себя путь максимального приближения к реальности, решая антиномию барокко — «трансцендентальное» или «природное», видна поступь века, торжество нового видения художником окружающего мира.

Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. В центральной части триптиха руки Христа не расставлены широко в стороны, как требовалось по канону, но вытянуты вверх над головой. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.

Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Драматизм, движение и контраст в его картинах обретают полноценное воплощение и достигают совершенства. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.

Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.

Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.

Возможно, это труды Сенеки. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Быстрое возвышение Рубенса вызвало определённую ревность в художественном сообществе Антверпена.

Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Рубенс заботился о своих авторских правах. Карлу Борромео).

В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.

11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. На заднем плане в окне виден пейзаж.

По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал.

Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Но пока верная подруга художника жива, он запечатлевает ее молодой и привлекательной, с живыми, умными глазами и нежной улыбкой. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.

«Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. А ведь оно только одно из многих. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии».

Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. В 1621г. К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине.

Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Лекуре, «доходило до угодничества». Это качество стало одной из главных особенностей его искусства и любые работы — огромные шестиметровые полотна, обширные монументально-декоративные циклы или маленькие эскизы — всегда становились масштабными произведениями, воплощали огромную любовь художника к жизни, его мощный живописный темперамент, неистощимую фантазию. Характерность атрибутики, всегда одинаково тщательная выписка мельчайших деталей одежд и драпировок, заданная этикетом схожесть поз и жестов на портретах— всё это превращало процесс творчества в ремесленничество. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123.

Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.

Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.

3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей – это становится ясно из их одежды и вооружения. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Любой изучая его наследие, поразится масштабности созданного Рубенсом.

Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.

Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Четыре утра. Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки.

Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. В них лился птичий гомон, был слышен шелест деревьев. Парис решил похитить Елену.

Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда.

А над ним сияющая богиня славы. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).

Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой.

Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.

В числе его пунктов значились статьи о прекращении военных действий и режиме свободной торговли между Англией, Испанией, Данией и Голландией на период подготовки и надлежащего оформления договора. Самой известной оригинальной работой Рубенса, выполненной в Испании, стал парадный конный портрет герцога Лерма, открывший в его творчестве жанр парадного портрета. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии.

Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.

Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.

Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.

После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».

Они плавно кружатся в танце, обнявшись и глядя друг на друга, по-видимому, в приятной беседе. Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Во время пребывания в Мантуе Рубенс курировал местную картинную галерею, пополняя её портретами придворных красавиц.

В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Луки214. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи.

В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Губерта, Диану на охоте и подобное.

В Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, находится небольшая студийная версия с некоторыми отличиями. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».

Рубенс, Питер Пауль – нидерландский художник, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.

Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.

Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится.

Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В Древней Греции этих богинь звали харитами.

Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год.

Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.

Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Эту иллюзию усиливает выбранная точка зрения, земля с травами и цветами. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.

Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.

С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Рубенс споткнулся о ноги разметавшегося кавалера и чуть не сшиб сонного стражника. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.

Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти.

Приступая к полотну, Рубенс обычно создавал небольшой эскиз, набросок будущей картины. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.

Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Игнатия (ныне посвящённой св.

В мастерской Рубенса были написаны 39 полотен, сделаны чертежи и модели фасада и внутреннего скульптурного убранства. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.

В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского.

Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.

Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.

Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».

Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано.

Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.

Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.

Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.

В 1621г. Любимов). Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса». Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.

Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».

В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений.

1750). Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.

В 1628г. В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания.

В портретах Марии Медичи (ок. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.

Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Первой подобной работой стал Автопортрет в кругу веронских друзей, написанный в 1606 году в Италии. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Поза художника исполнена крайней непринуждённости и свободы, он сидит, закинув ногу на ногу.

Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен.

Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Брак был заключён с большой поспешностью.

Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.

К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В 1629г.

В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу.