Побежденные Верещагин
Картина Верещагина под названием " Побежденные. Верещагин был исключением среди таких творцов, он в своей картине «Побежденные. На самом деле, видеоряд кинокартины почти один к одному взят из полотна Верещагина Побежденные.
Картина Верещагина «Побежденные.
Холст, масло. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества.
Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. В одном из сражений он был ранен, долго лежал в госпитале и едва не умер. Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания.
- Верещагин: послание человечеству
- Список картин Василия Верещагина
- Турецкий гамбит художника Верещагина
- Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Их тела немного присыпаны землей. Бежевые, коричневые, голубые, серые цвета преобладают на полотне. А доблестные войска — аккуратные послушные солдатики с ружьями наперевес или гарцующие всадники с саблями наголо — стройными рядами под звуки фанфар и бой барабанов сокрушают неприятеля.
После атаки. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. В его творчестве нет торжественных маршей и красоты мундиров. На этом полотне мы видим целое поле мертвых солдат над которыми стоят батюшка и офицер. Театральный режиссер Владимир Немирович-Данченко так описывает реакцию зрителей, впервые увидевших «Панихиду»: «Толпа и не восторгалась и не злобилась. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. В одном из сражений он был ранен, долго лежал в госпитале и едва не умер.
- Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
- Почему картины Василия Верещагина, прошедшего через мрак двух войн, на 30 лет попали в опалу царей
- Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
- Василий Верещагин – солдат, художник, патриот
После работы над «батальными» произведениями художнику требовалось переключение на другие темы: так он приходил в себя и восстанавливал силы. Такой прием определения значения людей нам, европейцам, малосимпатичен. Тогда потери русской армии оценивали в 40 тысяч человек. По всей видимости, это командир. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Ещё до начала военных действий Верещагин написал письмо главкому русской армии и флота Куропаткину с просьбой разрешить ему попасть на фронт, «если дело дойдёт до драки», а потом и съездил из Москвы в Петербург для личной встречи с главнокомандующим.
Художник изобразил войну без прикрас. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Верещагин пытался своими работами достучаться до современников, да и потомков. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
Тысячи французов избивались или забирались в плен. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Плевна. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Подражательное академическое искусство было ему не по душе.
- 10 самых страшных картин художника
- Туркестанская серия, посвященная боевым действиям 1867-1878 годов
- Самое интересное в виде мозаики
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. 179 x 300 см. Близкое знакомство с войной, пристальное ее изучение позволили Верещагину создать новые картины о войне. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882).
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Отдельные полки давно уже утратили свой строй, пехотинцы смешались с кавалеристами, офицеры с нижними чинами, все слилось в одну безобразную кашу и медленно двигалось вперед посреди снежной равнины. Публиковались некрологи и в Японии. – Я не знал этого за вами. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Новый Прометей, он слишком многого хотел.
Это скифы. ». С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Обезглавленные трупы, циничное глумление турок над павшими врагами, скорбная панихида на поле битвы, покрытом телами солдат. Взор командира направлен вдаль. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника.
Ни картине изображено поле большого размера. «Интересно, например, будет, – говорил он, – выслушать аппаратом изъяснения в любви молодого мужа своей первой жене, а потом занести такое, же объяснение со второй супругой – да и сравнить. » Гениальный изобретатель хохотал при этом во весь рот и колена своего не жалел, колотил по нем с увлечением., я получил ответ: Нет. 22 февраля (12 марта) Верещагин, прикомандированный к штабу адмирала Макарова, вновь отправился в Японию. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Ужасно. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.
Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. А затем, когда армия Наполеона стала отступать, народная война разыгралась здесь во всю ширь, показав в качестве наглядного урока всем будущим завоевателям мира, что значит вести войну, находясь в самой сердцевине враждебно настроенного народа. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем.
«Передо мной война и я её бью, сколько у меня есть сил, – говорится в письме художника П. М. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Картина Верещагина «Побежденные. Или во время долгих бесед, когда он изумился ее глубоким познаниям в живописи и литературе. Их тела уже немного окутаны поросшей травой.
И вот началось поддержание в Москве порядка. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Страна, разоренная на пути следования к Москве, тяжко мстила за свое разорение теперь на возвратной дороге. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.
Некрологи о гибели художника опубликовали крупнейшие российские газеты. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Художник подчёркивает важность победы в этой войне, так как Японию «нельзя победить наполовину», даёт тактические советы: «Дозвольте Вашему верноподданному перед отъездом на Восток еще раз обратиться к Вам: мосты, мосты, мосты.
Дружным Ура. Война уже висела в воздухе, слово «Япония» не сходило со страниц российских газет. – заметил Струков. Чего-чего у него не делают, над чем не производят опытов. Основную тяжесть войны несет армия, основные потери, это солдаты, а не генералы.
Картина Верещагина "Побежденные. Все они были переколоты штыками. Даже когда был успех. Как и когда В. Верещагин создавал картину Побежденные панихида. Особенно впечатляет полотно Побежденные.
Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Сложно придумать более унизительную расправу, учитывая и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. Василий Верещагин.
Он понимал, что противник хорошо подготовлен, а потому война станет тяжёлой. Композиция отличается простотой и естественностью и лишена какой бы то ни было условности и нарочитости. Столько дворцов. Подобную компанию журналюг описывает в книге На войне и Верещагин.
Какое невероятное решение. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Там есть ужасное обыкновенно определять цену человека величиной его капитала – про незнакомого опрашивают: «Что он стоит. » – отвечают, например: «500 000 долларов, но два года тому назад он стоил миллион». Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
Художник считает, что впечатление о стране можно передать только «полифонически», т. е. Это они сами. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. «Макарова оплакивает вся Россия Верещагина оплакивает весь мир», – написали «Санкт-Петербургские ведомости». Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края.
Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Уважающий себя янки не решится в порядочном ресторане спросить вина туземной, например, калифорнийской марки (мимоходом сказать – очень хорошего): «порядочность» обязывает спросить иностранного вина.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Но предприятие могло быть осуществлено перед зимой: он перебирал идею за идеей, приводящие к миру. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. На этом полотне мы видим целое поле мертвых солдат над которыми стоят батюшка и офицер.
Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877— 1878 годов. 179x401 смГосударственная Третьяковская галерея, МоскваВерещагина часто спрашивали, зачем он, постоянно участвуя в военных действиях, рискует своей жизнью и своим замечательным талантом. Рядом со священником стоит командир. Александр сейчас уже получил или через несколько дней получит, его любезное и дружеское письмо, отправленное из Москвы. Жители всех деревень в районе неприятельского похода, оставив полевые и прочие работы, покинув на руки женщин все домашнее хозяйство, перешли к выслеживанию французов. В честь победы в войне приказали устроить парад, однако вид полков, участвовавших в шипкинских боях, был настолько плачевным, что их пришлось отвести назад, за спины других солдат.
В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». И несчастные солдаты отыскивали в снегу трупы павших лошадей, питались ими, оспаривая у воронов эту ужасную пищу и многих находили испустивших свое последнее дыхание на трупе лошади, не будучи в силах отрезать от нее желанный кусок мяса, который продлил бы это жалкое существование. А между тем давно ли. Услышав имя художника Василия Васильевича Верещагина, наверное, каждый вспомнит его знаменитую картину «Апофеоз войны», находящуюся в Третьяковской галерее в Москве.
Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Среди верещагинских картин немало великолепных портретов и пейзажей. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Государь тот час же послал попросить его к себе и стал расспрашивать. Война, это смерть разруха, потеря близких.
Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Верещагин говорил, что поездка станет отдыхом после написанной серии картин об Отечественной войне 1812 года. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. К дулу пушек привязаны мятежники.
Василий Васильевич Верещагин выделяется среди русских художников второй половины 19-го века своей необычной судьбой и деятельностью. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо.
Панихида» (1878-1879). Все его мысли, наверное, занимает угрызение совести. «Побежденные. Французы отступали по разоренной местности.
В стороне, как бы у их голов стоит священник. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.
Наступило 6-е сентября. Это были его собственные слова. Художника привлекала природа Японии, архитектура, обычаи, люди. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Под сильным неприятельским огнем писал он этюды, делал зарисовки в походный альбом.
Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом иначе картины мои будут не то». Пожар начал утихать, так как, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь.
Да, Верещагин снова собрался на войну. Это пестрое сборище – не выдумка Акунина. Не все знают, что в 1901 году за свои «батальные» произведения Василий Верещагин был номинирован на Нобелевскую премию мира. Плевна в итоге была взята но очень дорогой ценой. показывая разные ракурсы и стороны повседневной жизни. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.
Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. Что это значитъ. Он скопировал сюжет в своём рисунке, да так точно, что все родные и заезжие гости подивились сходству. Несмотря на пристрастие к живописи, молодому Василию Верещагину была уготована карьера военного.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. За спиной священника находится русский солдат. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.
«Обращать внимание только на одни военные картины Верещагина – огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность», – утверждал художественный критик Владимир Стасов. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Известный художник и критик Александр Бенуа много лет спустя вспоминал, какое сильное впечатление на него произвела эта картина, когда он, будучи ребенком, оказался на петербургской выставке Верещагина в 1880 г. : «Таких картин никто из бывших на войне тогда не рисовал». Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. панихиду. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Штурм не удался. Немало повидал он на своем веку. Среди величавых заснеженных гор, среди торжественного молчания суровой природы совершает парадный объезд войск главнокомандующий Скобелев со своей свитой.
Тогда потери русской армии оценивали в 40 тысяч человек. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя.
Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Складывается впечатление, что вся площадь земли усеяна телами погибших. Еще на картине изображен священник, который проводит панихиду о погибших.
Под сильным неприятельским огнем писал он этюды, делал зарисовки в походный альбом. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Все ужасы войны и бессмысленность происходящего виртуозно описаны в работах мастера. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Наполеон оказался побежденным.
Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Мы видим бескрайнее поле, на котором лежат множество человеческих трупов. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.
Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. «Добьюсь, – говорил практический американец, – покамест это только любопытно, но скоро будет искусством и я возьму за эту штуку пару миллионов». Эдисон делал предположения того, какие могут быть со временем применения его фонографа. Вооружились чем попало.
Ветер вздымал к небу громадные, неистово метавшиеся из стороны в сторону, языки пламени и разносил повсюду пылающие головни, угли, снопы искр, все это дождем сыпалось на самый Кремль, угрожая древней московской святыне полным истреблением. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Тем не менее и картины и путевые заметки художника, которые впоследствии были опубликованы в петербургской газете «Новости и биржевые ведомости», полны объективности и доброжелательности в отношении культуры Японии и японского народа.
Этого было мало. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. И он написал — красками на холстах. На земле лежат сотни, а может быть и сотни тысяч человеческих трупов. Но создать на эту тему правдивые картины, по его мнению, можно было только тогда, когда художник будет видеть войну в действительности, не боясь рисковать своей жизнью, своей кровью. И когда вспыхнула Русско-турецкая война 1877—1878 годов, Верещагин поспешил на театр военных действий.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Третьякову. Эти призраки были солдаты Великой армии. Дети должны расти на родине.
Полотно показывает нам страшную картину. Мне в голову не приходило, чтобы их можно было простить. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Ряд историков не исключают, что одной из целей поездки был сбор информации для Военно-морского ведомства, однако документально эти догадки никак не подтверждены.
Картины Верещагина были суперпопулярными и скандальными уже при жизни мастера. Картина написана в теплых красках. Что за люди. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург.
На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Но разве генералам было до этого дело.
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Для художника это сражение было и личной трагедией, ведь в нем погиб брат художника Сергей.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Здесь, по своей воле, подвергаясь большой опасности, участвуя во множестве стычек и сражений, он поражал всех энергией, неутомимостью и мужеством. Почему одни люди убивают других, ведь никакие идеи не стоят человеческих жизней. «Иногда, – говорил Эдисон, – сюрприз бывает так силен, что просто откидывает от аппарата». Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Небо художник нарисовал пасмурным и хмурым.
Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). А Наполеон был такою личностью.
Вот тут-то и понадобились ему деньги. Прежде всего, Эдисон показал нам куклу, очень порядочно говорящую – конечно, по-английски – «папа, мама, здравствуйте, прощайте» и т. п., а затем последовательно познакомил со всеми работами: занятиями над инструментом для измерения расстояния, опытами над средствами против заразительных болезней, постоянными улучшениями, практикуемыми над фонографом. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. И вот все растаяло исчезло, как дым.
На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Изображен двор самаркандской крепости. Однако Академию он не закончил. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии.
Он проводит панихиду по усопшим. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Художника смущало легкомысленное отношение к войне, сложившееся в обществе. И всё в этом роде. Интерес к ней был огромен. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Плевна в итоге была взята но очень дорогой ценой. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. И действительно для французов уже наступали черные дни.
В 1850 году он поступает в петербургский Кадетский корпус, а в 1860 году заканчивает его в чине гардемарина. (Из отзывов на выставках 1880-1883 гг) В картинах, посвященных русско-турецкой войне, мастерство Верещагина еще более выросло и развилось. Ведь, возможно именно по его вине столько солдат погибло. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.
Близкое знакомство с войной, пристальное ее изучение позволили Верещагину создать новые картины о войне. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Но радость победы испытывают не все. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Он возмущается вероломством американцев, занявших в военном конфликте сторону Японии: «Покажите, Ваше величество, американцам, что легко потерять дружбу России, как они с легким сердцем сделали, но воротить ее будет трудно».
Его взгляд направлен вдаль. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. «Бедствие человеческое снова воспрянуло. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Разрешение было получено.
Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Россия оказалась непобедима. Третий штурм Плевны обернулся полным провалом — русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Душевное страдание и ужас обессилили его.
Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Пусто и мертво там, где прошла война. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
Еще одно мгновение.