Репин Неожиданно

Именно неожиданный приезд такого ссыльного и изобразил на своей картине Илья Репин. В картине "Не ждали" Илья Репин запечатлел момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Именно неожиданный приезд такого ссыльного и изобразил на своей картине Илья Репин.

В картине Не ждали Илья Репин запечатлел момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Репин в картине Не ждали изображает драматический момент неожиданного возвращения из ссылки революционера-народника в свой дом.

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему.

Чистяков начал работать над программной композицией на тему «Из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433 год». Картина имеет два варианта.

  • Описание картины Ильи Репина «Не ждали»
  • 11 фактов о картине Репина «Не ждали»
  • «Не ждали»: картина Репина в контексте других реалистических полотен художника
  • Репин Илья Ефимович (1844-1930) «Не ждали»
  • Не ждали Ильи Репина и прочие её вариации-нежданчики
  • Не ждали (Картина Репина «Не ждали»)
  • Только одна картина — Илья Ефимович Репин «Не ждали» (1884)

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Л. Н. Толстого». В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. 1 марта 1881 года на Екатерининском канале от народовольческой бомбы погибли казаки, окружавшие царскую карету и случайно пробегавший мимо мальчик второй взрыв поразил и самого императора. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой).

Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Самая сильная молитва за здравие больного
  • Монументы, которые вырабатывают кислород
  • От слов родных удар всегда больней — Стихотворение необыкновенной глубины
  • Описание картины Репина Не ждали
  • Всё об интерьере для дома и квартиры
  • Напишите отзыв о статье Не ждали (картина)
  • Отрывок, характеризующий Не ждали (картина)

Еще мгновение – и произойдет чудо воскрешения. В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Перед нами изображение типической интеллигентской семьи в обычной ее обстановке. Среди его учеников, . меня ждут. Автор книги мемуаров Далёкое близкое.

Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. От рояля поворачивается к худому человеку в истоптанных сапогах и потрепанном пальто молодая женщина, супруга. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

  1. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  2. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Тактика заключалась в запугивании и дезорганизации правительства путём индивидуального террора. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».

Описание картины 
Ильи Репина «Не 
ждали»

Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Очень хорошо дополняют эту картину ребятишки и женщина за фортепьяно. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Однако только в 1895 году его сын, Николай II издал указ об учреждении такого музея и, спустя еще три года, в 1898 году «Русский музей Императора Александра Третьего» открылся для публики. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Моделью для главного героя послужил, в частности, Всеволод Гаршин. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью».

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина». Уже в первых своих произведениях он продемонстрировал разнообразие творческих поисков. Картина эта теперь находится в Русском музее в Петербурге. Картина была такого же небольшого размера, как и «Арест пропагандистаАрест пропагандиста. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »). Ее глаза блестят изумлением и радостью. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Все застигнуты неожиданно их переживания еще смутны и неопределенны. Художник начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже. Комнаты этой дачи и изображены в картине.

» — писал о нем Репин. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888.

Вегетарианцем стал и сам Репин. 1879 – 1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея». Полное название написанной художником картины звучало так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. За неё художник получил Большую золотую медаль и право на стажировку за границей. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). На ней изображен мужчина, который вернулся из политической ссылки и далеких чужих краев. На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Асимметричное, «случайное» в своей моментальности расположение людей и предметов оказывается уложенным в строгое линейное построение, в линейный костяк, конструкцию композиции. Шевченко. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Эффект неожиданности и читается на лицах домочадцев. Возможно, в художественном отношении это не самое лучшее его произведение, но по идейным подходам оно гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд. Его то объявляли гением, то говорили, что свой дар он растратил по пустякам. Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали. Моделью для главного героя послужил, в частности, Всеволод Гаршин. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры.

Революционные настроения, бродившие в современном Репину обществе, тревожили и интересовали художника. Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать. Сначала Репин задумал ссыльного как жертвенного и мужественного человека, но, верный правде изобразил его без прикрас. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе», свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине». В одно и то же время он пишет и вполне академичное «Воскрешение дочери Иаира» и надежду демократов, «знамя» передвижничества «Бурлаки на Волге». Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Обращает на себя внимание и то, что все персонажи правой части, то есть семья вернувшегося, даются на замкнутом фоне стен, в то время как все персонажи левой части и в том числе вернувшийся, даны в свободном пространстве, залитом светом, льющимся из балконной двери и из двери в глубине. Как кристалл чистая душа. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий.

Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Среди его учеников, .

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Он ли это. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Среди его учеников, .

Композиция картины легко делится на две части. Но здесь оно характер действия носит. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Бывший арестант. Таков, например, образ сидящей девочки за столом с болтающимися над полом кривыми ножками, весь с любовью написанный интерьер, переносящий нас в типичную обстановку интеллигентной семьи того времени таков мягкий, ласковый свет летнего дня, льющийся через полурастворенную балконную дверь, на стеклах которой еще видны капли недавно прошедшего дождя.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие». Героическая революционная тематика в картине Не Ждали выступила в привычной форме жанровой картины современной жизни. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В одно и то же время он пишет и вполне академичное «Воскрешение дочери Иаира» и надежду демократов, «знамя» передвижничества «Бурлаки на Волге». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея».

Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м. Репин встречал их по средам. По сути своей, картина вызывает хорошие положительные эмоции. Он, как и в Иване Грозном изображает вечно длящимся переходное мгновение. Таков и холст «Не ждали».

Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Неустойчивость фигура вернувшегося получает еще и потому, что она изображена под иным углом к плоскости пола, чем фигуры остальных членов семьи. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках». Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. общественное движение в России переживало подъём. Мне минутами становилось страшно. на революционные темы. Героиня, а не герой, сделала бы сюжет более сентиментальным. На стене – фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского).

Картина «Не ждали» – выдающееся полотно Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. 1. Америка—Франция—Россия. Пришельца, действительно, не ждали.

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Это напоминание об убийстве царя-освободителя народовольцами. Была и еще, по свидетельству Стасова, фигура Какого-то Старика. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду.

Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Эта женщина, которая встала из-за стола и явно не ожидала его увидеть. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м. Перед нами изображение типической интеллигентной семьи в обычной ее обстановке. прав ли я, что рисковал благополучием семьи.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Совсем иным стал окончательный вариант. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

Бывший арестант. Именно в этом пространстве словно повисают в воздухе все вопросы действующих лиц картины. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». Какая фальшь. ». На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины.

Казалось, она спит. Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. фото).

Он словно ищет глазами ответ на вопрос: меня простили. Направленные прямо друг на друга, они образуют основной психологический и формальный узел композиции. В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст.

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина. И мы понимаем, что та боязнь и тревога, печать страданий и лишений, которые запечатлелись в лице вернувшегося домой главы семьи – все успокоится и сгладится в ласковых лучах любви близких людей.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое абсолютное его создание». фото).

Репин стремился в композиции картины, как и в позах и жестах застигнутых врасплох людей, создать иллюзию наибольшей естественной случайности. Это хуже, чем преступление, это – ошибка. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Полное название написанной художником картины звучало так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России.

Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. О том, что герой картины вернулся неожиданно, свидетельствует то, что он неопрятно одет, небрит, создается впечатление, что он давно не мылся и очень усталый.

Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате.

Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете.

Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж. Он нарочито краями картины стул справа и кресло слева срезает.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. » Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать. Последовавшая казнь цареубийц и массовые ссылки народовольцев вызвали неоднозначную реакцию современников на поступок членов общества «Народная воля» – от восхищения мужеством людей, пожертвовавших своими жизнями, до обвинения их в террористическом акте. Она решалась в сюжете неожиданного возвращения революционера в свою семью, оставшуюся без него одинокой, как ожидание того, каким образом будет воспринято это возвращение, будет ли революционер оправдан своей семьей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Третьяковым. Эта женщина, которая встала из-за стола и явно не ожидала его увидеть. Илья Ефимович Репин — одна из самых грандиозных и в то же время противоречивых фигур в русском искусстве. по красоте и мастерству ее живописного решения.

Репин зрителей в непрерывном напряжении ожидания держит. Они же послужили моделями и для большой картины: жена возвратившегося писана с жены художника и с в. Д. Стасовой, старуха мать – с тещи, Шевцовой, девочка за столом – с веры репиной, мальчик – с с. Костычева, горничная в дверях – с прислуги Репиных. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Не ждали.

На ее губах читается шепот «ты ли это». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Критик, как и многие другие современники художника (В. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Репин замечательно сумел сочетать в картине важное со второстепенным, значительное с теми мелочами, которые сообщают сцене жизненность, жанровую убедительность, которые в возвышенность общей трактовки события вносят лирическую теплоту. Все застигнуты неожиданно их переживания еще смутны и неопределенны. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги». Публике картина понравилась. Особенно динамичны фигуры вернувшегося и матери. Его то объявляли гением, то говорили, что свой дар он растратил по пустякам.

Большая картина, вероятно, также была начата в мартышкине в какой-то мере с натуры. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник.

В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание». Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали.

Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Как это бывало в целом ряде репинских картин, решение сюжета шло путем преодоления внешней характеристики, надуманности и «иллюстративности» и создания живой, выхваченной из жизни сцены. Это диктовалось самим смыслом сюжета неожиданного возвращения.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Глядя на картины И. Е. Репина или читая о нём, вспоминаю его великого учителя Павла Чистякова. Чистяков начал работать над программной композицией на тему «Из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433 год».

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало». Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

За неё художник получил Большую золотую медаль и право на стажировку за границей. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров и стала последним из его «грандиозных полотен» тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17.

Такие детали, как дождевые капли на стекле, свидетельствуют о наблюдательности художника, о том увлечении и интересе, с которым он пишет картину, о его чисто профессиональном художническом внимании к своей работе, подобно изображению капель воска на сукне пола в Царевне Софье. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картина Репина в этом смысле – шедевр психологизма. Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей16. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам». Сохранилась только фигура за роялем, но изменились ее облик и поза. Героическая революционная тематика в картине «Не ждали» выступила в привычной форме жанровой картины современной жизни.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.

Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. На картине изображён момент, когда в комнату неожиданно для присутствующих заходит мужчина — возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный.

Вместе с тем он оставил фигуры, способствующие сохранению действенности сцены. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Еще мгновение – и произойдет чудо воскрешения.

особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением». В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Ее глаза блестят изумлением и радостью. Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим.

Репин композицию как схваченную на лету сцену строит. Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме.