Репина Картина

Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал.

Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием. Картины Репина – настоящие шедевры русского изобразительного искусства. «запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины. Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века.

Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. К слову сказать, многие ошибочно считают, что Репин написал картину «Приплыли».

Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина.

Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.

В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета. Картина Репина – Не ждали. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.

Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Перед началом стоит сказать, что картины Репина обладали какой-то роковой силой. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Картины Репина отличаются удивительным сочетанием реальности и вымысла.

Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов.

Многие картины Репина известны нам со школы. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В его взгляде осуждение и тревога. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин дважды подавал прошения об отставке. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Публике картина понравилась. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. ». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

Рисунок уверенный, лепка твердая. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Вегетарианцем стал и сам Репин. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Труд — вот что определяет и украшает человека. Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Написан портрет вдохновенно. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).

Страшная тайна картин 
Ильи Репина

Страшная тайна картин Ильи Репина

Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Комната небогатой интеллигентной семьи. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Глаза ясные и добрые. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Рассмотрим "ближний круг". Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. О чем эта история.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Она ушла из жизни в 1931 году55. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.

К тому же и погода благоприятствовала работе. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.

Каждый персонаж переживает что-то своё. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

— Да это превосходно. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. — сказал Крамской. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Внимание художника тяготит их. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В эту минуту в комнату вошел Христос. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Описание картины 
Ильи Репина «Бурлаки 
на Волге»

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

И вот уже перед нами не царь, а отец. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.

Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Общение с прежними друзьями было только заочным. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам.

Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Л. Н. Толстого». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Тут больше любви к делу, — пояснил он. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Картины Ильи Репина представляют большую культурную ценность, вот таким образом знакомство с ними принесет много новых открытий. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Описание картины 
Ильи Репина «Запорожцы 
пишут письмо турецкому

Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Описание картины 
Ильи Репина «Иван 
Грозный и его сын

Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»

Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Репин считал сам эту картину красивой.

Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

Описание картины 
Ильи Репина «Крестный 
ход в Курской губернии»

Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

Описание картины 
Ильи Репина «Не 
ждали»

Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Поставленная перед художником задача была очень трудной. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

Описание картины Ильи Репина «Садко»

В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. — И. Г. ) посидеть мне смирно. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Картины Ильи Репина – мастерство художественного маэстро
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Третьяков»109. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Работал весь день, не замечая времени. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.

Вся центральная часть написана самим Репиным. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Путешествие по России: Самарская область
  • Биография художника Ильи Репина
  • Краткая характеристика творчества

Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Возвращается в Россию летом 1876 года. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

  • Путеводитель по Перми и Пермскому краю
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • «Иван Грозный и сын» и их натурщики
  • Увеличим поток клиентов на 40-300 всего за 1 месяц за счет внедрения эффективных маркетинговых решений
  • Всё самое интересное: новости, рабочие моменты и жизнь участников команды можно посмотреть в нашем
  • Портрет Модеста Мусоргского (1881)

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.

К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Это лучше всех ваших академических работ. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. -— И. Г. ), они много смеялись». Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Евреинов и художник Ю. Анненков.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.

  • Как заключенные сбежали изСобибора
  • «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • «Торжественное заседание Государственного совета»
  • Портрет премьер-министра Столыпина
  • «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  • Самое интересное в виде мозаики

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

К обоим Репин относился сочувственно. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Они словно противопоставлены друг другу. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Этюд получился превосходный. Не доносчик ли. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Мистики связывали это с тем, что Репин якобы отразил несуществующие события – убийство царём собственного сына до сих пор не подтверждено.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Жил в Италии и Франции (1873–1876). При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

Впрочем, так ли. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Она была закончена только в 1891 году. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.

Все заняты. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Берег Волги. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».

Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.

«Как. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. М. Бунакову. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

В его глазах читается печаль, тоска. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Так ли это – судить зрителям. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

Казалось, она спит. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. 2.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе.

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне.

В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. А свеча становилась ниже и тени менялись. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Репин никуда не делся. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Много учился на написании портретов близких и друзей. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». За окном летний день. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Он идет прямо к матери.

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Америка—Франция—Россия. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.

Репин встречал их по средам. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Убийство свершилось. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.

Это вы сами. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.