Рокотов Художник Картины
Дворец Шувалова (современная фотография)Рокотов учился здесь у иностранных мастеров Луи Ле Лоррена и Пьетро Ротари стилю рококо, а собрание картин Шувалова помогало ему расширять свой кругозор и изучать мастерство других художников.
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
Растрелли. Струйской (1772, ГТГ) написал НА. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Духовный мир ее богат и сложен. Федор Степанович Рокотов. Вот таким образом у Ф. С. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Так И. И. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полу плач. или между 1768 и 1773 гг. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным.
В портрете В. И. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной.
Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ.
Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. учился в Академии художеств. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777.
В чем причина. ГРМ). Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В 1778 году умирает князь Репнин. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа.
ВоронцоваЖизнь Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808 гг. ), самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних— ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Особенно выделяется портрет В. И. ГРМ). Вырубова (ГТГ). Рокотова от его современников.
Русские художники: Рокотов Федор Степанович
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Тютчева (ГТГ), С. В. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. А поэт М. М. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг.
Екатерина II даже хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского. В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.
ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Сумарокова. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели.
На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью.
А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Антропова, П. Ротари, Л. Токке. Репнина. ГТГ).
В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими9. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Рокотова // Искусство. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. Т. 1.
Краткие сведения о жизни художника
Колористическое решение художника безупречно. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. ГРМ). Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.
Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Портрет императрицы очень декоративен. В нем художник становится более конкретным. Его влекли другие живописные задачи: создание камерных интимных полотен, в которых отражались бы представления мастера о возвышенном душевном строе его героев. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются.
Федор Степанович Рокотов. Гагарина (ГРМ), П. И. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека.
Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Рокотов Ф. С. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову. В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств.
ГРМ). Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок.
Федор Рокотов: биография и картины
К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Орлова, умного изысканного вельможи. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.
Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). все – в Третьяковской галерее).
Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Сын крепостного.
О жизни и творчестве выдающихся художников
ГИМ) и В. И. Майков (1775. При этом художник остается верен натуре. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В.
С. 142. ). Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. Заболоцкий: Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач.
О знаменитости:Русский художник-портретист
Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Шувалов, первый президент русской Академии художеств всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта.
Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Майкова (ок. Майкова, после 1765, ГТГ Портрет поэта и драматурга А. П. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).
- Картины — Рокотов, Федор Степанович
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Федор Рокотов: биография и творчество
- Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
- Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- 10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова
Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Рокотов Федор Степанович (1735.
Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Изысканное благородство палитры Рокотова, выразительность плавно струящихся мазков его кисти ставят художника в число самых выдающихся колористов XVIII века. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки.
На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Именно Ф. С. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Суровцевой (1780, ГРМ).
ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Орлов похож на переодетого античного бога. Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция).
В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Портрет неизвестной в розовом платье – один из лучших примеров этого периода творчества художника. Лишь XX век вернул это имя русскому искусству.
С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».
Были изданы небольшие выставочные каталоги без иллюстраций, которые, несмотря на свое скромное качество имеют немалую ценность. – Да, проводились, но это было очень давно. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Он становится адъюнктом, преподавателем.
- Художник Федор Степанович Рокотов и его портреты
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. С. 76 – 78. ).
Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы.
В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Отныне он работал только по заказам частных клиентов. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Все это заставляет нас усомниться в гипотезе, выглядящей на первый взгляд стройной и убедительной. Его заново открыли мирискусники.
Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. В связи со сменой руководства художник расстается с Академией и уезжает в Москву. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Могила его, к сожалению, утеряна. Скульптурный профиль и грудь ярко выделяются на фоне благородных коричневато-бордовых драпировок.
- Парадные портреты петербургского периода
- Портреты последнего периода жизни
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Архитектура и живопись русского классицизма
- Портрет в русской живописи века
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. В 1760-1762 гг. Херасков образовал литературный кружок.
– М., 1963. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Эталонными стали два портрета. Женские портреты, как правило, овальной формы.
- Живопись и скульптура России 18 века
- Портрет великого князя Павла Петровича в детстве
- Портрет императрицы Екатерины (1763)
Санти, 1785, ГРМ) – от утонченности рококо Р. переходит к ясности классицизма. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Ему заказывают портреты Екатерина Алексеевна и ее приближенные.
В этот период он пишет самые важные детали портрета, а ученики дописывают работы. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785 все три – в Русском музее).
Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. В 1780-е гг.
Преподавал в Академии художеств. 1954. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником.
Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н.
Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Но она была человеком своего времени. Некоторое время обучался у А. П.
Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Среди них можно выделить портрет И. Г. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет.
А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Т. 1. Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря.
Судьба Струйской была не очень удачной. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9.
В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. ГТГ). Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Её образ – словно воздушный полунамек. ГТГ). Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста.
Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их.
С 1765 г. – академик. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики.
Струйский и его связи с Ф. С. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Сумароков известный поэт М. М.
Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. – СПб., С. 52. ).
ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры.
Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Его успехи были замечены. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. С. 10. ). Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Портрет очень понравился Екатерине II.
В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Мать 18 детей, она пережила многих из них. Признание приходит к художнику на поприще парадных и так называемых полупарадных портретов – репрезентативных и представительных изображений. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. Покровителем искусства в те годы был граф И. Шувалов, являлся также одним из основателей Академии художеств.
ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет.
С него были сделаны две копии. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.
Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. 6. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. На губах едва заметная полуулыбка. В их числе были А. П. Сумароков (1777.
Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Обрезков, который был послом в Османской империи.
Портрет Государственного деятеля и писателя И. Л. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Его происхождение не совсем выяснено. С. 68 – 71. ). Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Нижегородский художественный музей). – М. : Искусство, 1945.
Удивительно красивые лица. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. Херасков создает литературный кружок молодежи.
Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Следующим званием будет академик. Рокотова было много заказов от знатных особ. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами.
Ему особенно удавались женские образы именно о роко-товском портрете А. П. Академия пока еще не открылась. В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. Используя гамму условных, тающих тонов, Рокотов создает эффект прозрачной атмосферы, созвучной душевному состоянию модели.
Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Родился в с. Воронцово под Москвой в семье крепостного. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. В нем художник становится более конкретным. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот.
К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ). Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Живопись.
В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. – Проще сказать, кто на них не появлялся. С. 11. ). В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Художника привлекает внутренняя красота человека. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Около 1767 переехал в Москву, работал по частным заказам, выполняя отдельные работы и по поручению Академии Художеств.
Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище.
И. И. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани.
Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.
Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог.
Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Ему этого и не дали сделать. Практически нет у него и купеческих портретов. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. загадочную полумглу его портретов сменяют более красочные тона (Портрет Е. В. исторический музей).
Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. — 1808), художник, один из лучших русских портретистов века Просвещения. Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. В 1765 году удостоен звания академика. Художник открывает собственную мастерскую, взяв на работу помощников и учеников.
Она мимолетна. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. В этот период сложился его собственный художественный стиль.
Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. К биографии Ф. С.
Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Федор Степанович Рокотов.
Земная судьба А. П. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Неприятие внешних эффектов, всего показного проявляется в затаённости чувств моделей, в их внутренней сосредоточенности, в эмоциональной приглушённости9. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание.
Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. С 1780-х гг. С. 94. ).
Его часто приглашали ко двору. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Портрет И. И. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Женские портреты, как правило, овальной формы. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему.
Возможно, у художника слабело зрение. – М. : Художник РСФСР, 1962. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.
Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно.
ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Масон Н. И. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. – М., 1959. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству.
«Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Таковы портреты Струйских. По его протекции Ф. С. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785.
Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник.
ГТГ), урожденной Озеровой. Женские портреты, как правило, овальной формы. Орлова (ГРМ).
Он печатал собственные произведения в своем имении Рузаевка, где создал первоклассную типографию. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком.
Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома.
ГТГ). В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Лицо написано чуть ли не осязаемо.
Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). Каталог. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Струйской (1772, ГТГ), В. Е. За это творение он был милостиво награжден.
Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома – И. Н. юность проходит быстро. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг.
XVIII век. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. художественный музей Белоруссии). ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. С 1767 г. жил в Москве. Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14.
Гос. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. – М., 1959.
Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. честь изящество, достоинства душевны – выразил Рокотов в мужских портретах представителей дворянской интеллигенции: Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Мать 18 детей, она пережила многих из них. При определенных требованиях к построению произведений этого жанра художник всякий раз находит интересный вариант композиции.
Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но.
Среди его наставников были Ротари и Токе. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Его моделями становятся представители старой московской знати.
В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору.
О последних двадцати годах его жизни известно мало. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Даже в преклонные годы художник трудится много и вдохновенно. – СПб., 1998. (Сахарова И. Н. Е.
Сумарокова, до 1777, Государственный исторический музей). Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Каждый из них замечателен по-своему.
У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. в Академию художеств. В 1765 году Рокотов получает звание академика.
Вскоре Рокотов становится востребованным портретистом при дворе. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.
Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг. ), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. При этом известно, что работал он не очень быстро. На весь XIX век.
исторический музей), одаренного дипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ). В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.