Суриков Пир Валтасара
Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Купить картину или постер "Пир Валтасара", художника Василия Сурикова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Кто такой Валтасар и что означает выражение «Валтасаров пир»
Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. Спасенный рыбаками, он вскоре был отправлен в лечебницу для душевнобольных. Собственно, встреча произошла намного раньше, «я разучивал ля-минорный концерт, а ты малевала буквы, пытаясь писать и часто взглядывала на меня». Может, в болезни он мало уповал на Бога.
Холст, масло, размер 81 140 см. Мой Роберт, так должны мы были свидеться, с каким трудом должна была я отыскать твои любимые черты. Он чувствовал, что можно интересно скомпоновать эту фантастическую сцену.
Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн2. Все – за исключением одной. Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара».
5:25-28)56. Рембрант, например изобразил вино выплескивающимся из священных сосудов, добавив тем самым символизма своей работе. Как мало знания сердца показал в этом деле твой отец. После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну— Валтасару.
Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания и болезни и отчаяния». Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства. «Он улыбнулся, – пишет она в дневнике, – и с трудом обнял меня. Сюжет картины с непосредственным появлением мистической руки был взят Рембрандтом из ветхозаветной книги пророка Даниила (Дан. Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить».
- Картина "Пир Валтасара", Суриков, 1874
- Описание картины Василия Сурикова «Пир Валтасара»
- Пир Валтасара — Василий Суриков
- Картина Пир Валтасара – Суриков Василий
- Библейские сюжеты в русской живописи
- Василий Суриков, "Пир Валтасара", 1874 г
- Пир Валтасара, как сюжет для произведений изобразительного искусства
В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города. Это притча о том, как некто был ограблен в пути разбойниками. Она обещала новые порывы и новое слово, никем еще не сказанное. Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, выразившее его тогдашнее состояние. Эта вещь возбуждала ум, пленяла глаз, будила воображение.
Ему незачем объяснять мне, какое ты сокровище. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки». После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил.
Семья дала ему силы продержаться ещё целых десять лет. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Странная песня в медовый год да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям». Они неизменно отмечались премиями.
До конца жизни Кузнецова эта картина украшала его собрание. Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами. Работа над этой картиной заняла два года (с 1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама4. Священник прошел мимо пострадавшего, а проезжий самарянин (человек исповедовавший сектантское учение самарян) остановился, перевязал ему раны и отвез его на своем осле в гостиницу.
Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. До того самого ужасного февраля, в который Шуман сбежал из дома и бросился с моста в Рейн. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира.
Сосуды являлись священными и подавать в них вино считалось кощунственным. В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники. По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. Во дворце идет пир. Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет».
Из дневника Клары Шуман за 1854 год. В этот период заказы следовали один за другим. Врачи ничем не могли помочь Роберту. Эта маленькая картина выходила за рамки дозволенного и обусловленного духом Академии.
В эту же ночь Валтасар был убит и царем стал Мидянин Дарий. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым7. Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Я хочу победить.
На конкурс была дана полубиблейская, полуисторическая тема: «Пир Валтасара». Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет и разум и высокая мудрость найдена в тебе. Я почти не находил признания. Группу пирующих он специально выделил с помощью придания им свечения, которое поглощает тьма, распространяющаяся от таинственной надписи. К этому прибавилась невозможность играть правой рукой». За все сокровища мира я не отдала бы этого объятия.
В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874 (вверху), которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния. Бенуа, по тексту только что восхищавшийся цветом Сурикова, только что молчавший о тщательнейшей ремесленной работе, требовавший изображения всех этих несметных узоров на тканях, ничтоже сумняшеся, – в предвидении своего перехода к нахально нарисованному Пиру Валтасара, – забыл об этой ремесленной тщательности и (как и полагается художнику – через наоборот) и, повторяю, ничтоже сумняшеся, выдал своё грубо и грязно.
Наступило утро, а с ним и ужасная перемена. Пророчество сбылось: в ту же ночь Валтасар был убит персами и Вавилон пал. При этом, если они брались за написание картины с изображением религиозного сюжета или деятеля, то работа выполнялась в «протестантском стиле», где принято изображать мистическое в обыденном представлении. Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Даниил, глава 5. 24 За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание. Я никогда этого не забуду. Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин. — Дары твои пусть останутся у тебя и почести отдай другому.
Но настоящий успех имел все же «Пир Валтасара». Может, это предчувствие беды. Валтасар – царь и соправитель государства Вавилон. Мою любовь он унес собой».
Вторая картина Сурикова — более спокойная и обычная композиция — «Милосердный самарянин» не пугала профессоров, она получила малую золотую медаль. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки.
Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне109. Валтасар, последний царь Вавилона, во время пира в своем богатейшем дворце видит, как чья-то рука выводит на стене огненную надпись: «Мене, текел, фарес». Группу пирующих он специально выделил с помощью придания им свечения, которое поглощает тьма, распространяющаяся от таинственной надписи. Впрочем, считать их принудительными не стоит.
Следуя моде тех времён, Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга)9. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. Друзья пишут, что он уже пробовал лечить душевные раны вином. Особенное расположение букв знаменитой огненной надписи, появившейся на стене, не случайно.
Доктора запрещали им встречи и только за два дня до смерти Клара смогла его навестить. 18. И только пророк Даниил сообщил царю, что надпись читается «Мене, мене, такел, упарсин» (в других источниках «перес»).
Нет, моя Клара, я теперь ничего больше не боюсь. Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра.