Беклин Остров Мертвых Эрмитаж
«Остров мертвых» Арнольда Бёклина
Вода вновь становится неспокойна. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде. Макс Клингер.
В конце концов женился Бёклин–сын на одной из дочерей Грингмута. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Вот почему «Св. Сергий» г. Нестерова отталкивает нас своею приторною полуидиотской слащавостью, не говоря уже о том, что он по своему одеянию и по своей фигуре и позе напоминает собой какого-то юного улыбающегося доминиканца, а уж никак не православного инока»15. Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Поздние работы художника стилистически принадлежат уже ХХ веку. Она висела над кроватью в комнате В. И. издательством Ф. Гурлита отменного качества репродукции9.
«Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных
Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее. После женитьбы Бёклин— сын поселился заграницей и стал выкидывать различного рода «художества». в Базеле, Париже и Мюнхене. Вызывали удивление то, что картина имела не одну, а две подписи, в левом и правом нижних углах холста: Carlo Bcklin fecit 1901 и A. Bcklin invenit.
Пятый был написал совместно с сыном художника. У них были на то все основания. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Да это в данном случае и не так важно.
Вторая— замужем за художником французом, живущим теперь в Москве. Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная — она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. Остается только надеяться, что кто-нибудь из читателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственное отношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусства своего времени— «Острову мертвых» Арнольда Бёклина. И не только немецкой.
Бёклин начал с романтических пейзажей. Как-то в Забаве была статья цитата:. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. – Бёклин написал четыре ее варианта.
«Остров мертвых» в интерьере эпохи
Остров мертвых в интерьере эпохи После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет.
Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. Премьера сочинения состоялась под управлением автора 18 апреля 1909 года в собрании Московского филармонического общества. Композитор дирижировал Островом мёртвых и во время первой поездки в Америку осенью 1909 г. Когда в 1929г отмечалось двадцатилетие его американского дебюта, Рахманинов с Филадельфийским оркестром записал это сочинение на грампластинку. (В. Тропп) Позднее композитор вспоминал: Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX – начала XX вв.
Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Его автор — Арнольд Беклин — стал культовой фигурой: в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Беклин» с характерными признаками югендстиля.
Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже
Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс.
». Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг.
остров мертвых арнольда бёклина ( ) – авторские варианты
Было что-то подобное в Москве. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. И использовал в виде демонстрационного образца. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. На рубеже XIX–XX века Арнольд Бёклин (1827–1901), пожалуй, был в России самым знаменитым зарубежным художником. У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).
Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В. А. Грингмута. В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. «Безумная Грета» — олицетворение алчности и порока. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами.
Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). В серии «Война» (1896-97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума. Офорт по картине Бёклина «Остров мертвых». Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.
Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Третий вариант картины «Остров мертвых. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма и магического реализма в живописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», в котором сочетались характерные для сюрреализма Дали и Рене Магритта «ирреальное» настроение и виртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст и сам Дали. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций.
«Остров мертвых» Арнольда Бёклина в интерьере эпохи
Технически это стало возможным благодаря относительно скромным размерам— самым большим (111 х 155) был первый вариант10. И не только немецкой. Она висела над кроватью в комнате В. И. В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова.
Арнольд Бёклин. Третий вариант картины «Остров мертвых. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут.
- "Остров мёртвых" Арнольд Бёклин
- История одной картины – Остров мёртвых Арнольда Бёклина
- Арнольд Беклин картина «Остров мёртвых»
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
Ответа на этот вопрос не было. В 1920-е гг. популярность Бёклина была уже на исходе. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» – картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Вот и вся история». Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс.
В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама».
Валентин Серов в1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». «Остров мёртвых», оp. 29 — симфоническая поэма Сергея Рахманинова, написанная в 1908—1909 гг. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен.
- Перед полетом над гнездом кукушки
- Финансовые трудности и четвертый вариант картины
- Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге
- Культурный феномен своего времени
- Блог Евгения ИванниковаМенюОстров мёртвых
И не только немецкой. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. В серии «Война» (1896 – 97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума. Однако среди посредственных его картин есть интересные. В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы. Это не репродукция. Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. Первый вариант картины «Остров мертвых».
Общий тон картины затемняется. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. «Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления. Уже было абсолютно справедливо отмечено: «Кто только не упоминал Бёклина, где только не встречается его имя, бывшее почти нарицательным»2. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.
Свою виллу «Сенар» на озере в Швейцарии Рахманинов выстроил по подобию виллы изображенной на картине Бёклина. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. популярность Беклина была уже на исходе. Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».
- Сайт, посвященный культуре, гуманности истории и самопознанию
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Словари и энциклопедии на Академике
- Остров мёртвых (Арнольд Бёклин)
В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с мастерами европейского искусства, отвечая великим предшественникам – художникам Ренессанса, барокко, классицизма – собственными «репликами» на их произведения. После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. Поэма «Остров мёртвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыном знаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своим удивительным «Островом мертвых».
Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше». Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов.
В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых». В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Исчезает белый парапет-пристань теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды.
В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Обычное для него название статьи— «Декадентство и невежество на образцовой сцене»14 и язык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Нестеров заразился модной манерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских) религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму «прерафаэлитов». Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего. 1880 г. В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с наследием европейского искусства, отвечая великим предшественникам – мастерам Средневековья, художникам Ренессанса, барокко, классицизма – собственными «репликами» на их произведения.
Картина «Остров мёртвых» была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах. Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Постепенно они стали символом траура и скорби.
популярность Бёклина была уже на исходе. Начинал как пейзажист. Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. В 1932году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина вчас вечерней молитвы».
Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался. Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного. Первый вариант картины «Остров мертвых».
Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». В этих бесконечных переездах были веские причины: в молодости – желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее – преподавательская работа, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, – безденежье. В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Впрочем и позднее у картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был Адольф Гитлер. Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.
К острову приближается лодка. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» – есть такой музейный термин. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор.
Роковая история— великие отцы и ничтожные дети»16. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». 1880 г. Фрагмент.
В Италии Беклин женился на местной девушке. Патрон, правда, тоже ее не получил — Бёклин оставил её себе. «В воскресенье 30-го декабря в галерее Лемерсье открывается выставка картин Карла Бёклина (сына знаменитого Бёклина). На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу.
Автопортрет. 1873 г. В мире фавнов и нимф Бёклин начал с романтических пейзажей. Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза. Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале). Она висела над кроватью в комнате В. И. Ну, а закончилась эта история совсем уж не забавно. Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. Такая подвижность позволила Бёклину не только много увидеть и свести знакомство с выдающимися современниками в разных странах, но и отразить в своем творчестве художественные идеи, будоражившие в ту пору Европу.
Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших. В красках она не особенно взволновала меня. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма имагического реализма вживописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», вкотором сочетались характерные для сюрреализма Дали иРене Магритта «ирреальное» настроение ивиртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст исам Дали.
Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»). Сальвадор Дали.
Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Бёклин имел их тысячи. Своеобразным. Но вот ответа не дождался — в Европе началась война и Петров стал военным корреспондентом «Информбюро» с первых же ее дней. Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова. Он был прав. Художник словно открыл окно в страну, где в камышах играет на дудочке лесной бог Пан, фея-ночь осыпает мирно уснувшую землю маковыми зернами, Тритон трубит в морскую раковину, среди волн плещутся нереиды, а на цветущих лугах резвятся нимфы.
Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума» изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». Он любил произведения Бёклина, а эта картина особенно глубоко трогала его душу. Несколько картин уже продано»19. Он украшал кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе, был предметом восхищения Троцкого.
Вот таким образом мы ее выставляем. «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев.
в Дрездене. Харон облачён в белую материю. «В живописи, — признавался Леонид Андреев, — люблю больше всего Бёклина»1. Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно».
Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bildzum Trumen»). Лет двадцать тому назад в Государственный музей изобразительных искусств им. Было принято, что пятью каноническими вариантами тему «Острова мертвых» художник исчерпал.
Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийский парк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффекты выполнены очень хорошо. Кроме него в лодке есть ещё одна фигура.
Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). в Базеле, Париже и Мюнхене. На фотографии столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим все тот же офорт.
в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. И так во всем. По свидетельству современника, нарубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).
Симфоническая поэма появилась под впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых» (читать ниже), находящейся в Лейпцигской картинной галерее. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир.
Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов близ Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера». Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего.
Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах. Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного. У них была большая семья – 14 детей из которых только шестеро достигли абсолютнолетия. Очень тонко ощутил музыкальность этого полотна Сергей Рахманинов. Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.
Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов. Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Беклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был.
(Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. 1883 г. Фрагмент. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому Остров мертвых» Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил Остров мертвых», – писал он в поэме «Про это» (1923).
Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).
На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты. Лодка теперь расположена строго в центре композиции. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины.
«В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев. Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову.
Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Она тоже высилась на скале (для этого даже взрывали горные породы вокруг). Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Когда В. Серов в письме из Флоренции в 1887 г. писал: «Кипарисы качаются по-беклиновски»3, а М. Волошин в 1907 в газетной рецензии рассуждал о тонких беклиновских проникновениях4, они не сомневались, что безусловно будут правильно поняты. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы).
В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. По поводу насмешника Е. Петрова. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, Мюнхен, Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. В 1920-е гг. Его популярность была поистине огромной, чему масса свидетельств.
Так что-то странное было прописано). О художнике А. Беклине: Все в мире следует понимать как загадку. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Поздние работы художника стилистически принадлежат уже 20-му веку.
В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен — художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее. Собранные вместе четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями.
Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. В 1907 году во время исторических концертов русской музыки в Париже, где Рахманинов выступал как дирижёр, он познакомился с репродукцией картины немецкого художника Арнольда Бёклина Остров мёртвых. Впечатления от картины сложились в программу одноименной симфонической поэмы, где в качестве исходного тематического материала использован столь часто встречающийся у Рахманинова мотив Dies irae. На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками.
Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника. Посетителей на выставке было довольно много. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля.
«Остров мертвых» был написан в 1880 г. и вскоре превратился в нечто вроде иконы символизма, чему немало способствовали выпущенные огромным тиражом в середине 1880-х гг. Траурные кипарисы на острове-кладбище Сан Микеле близ Венеции. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал к В. А. Грингмуту. Скалы Фаральони близ берегов Капри. Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы.
Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Беклина».
– «Труд») и здесь она осталась. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готова ринуться в адскую пасть — преисподнюю — лишь бы насытить свою жадность. И вновь появляется отражение лодки. В. А. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым» искусством13. Очень прошу тебя — летай как можно меньше. Бёклин начал с романтических пейзажей. Это, собственно и есть остров мёртвых.
В 1920-е гг. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной. Сегодня всему этому есть объяснение.
Собственно и все. В 1932 году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».
В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов – кажется, третий. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Беклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Почему же его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально— изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более не встречающееся. «Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, – поясняет искусствовед. В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых».